Конспект урока в малокомплектной школе
2 класс Тема: «Распознавание существительных, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?».
Цели: Продолжить работу над именами существительными. Сформировать представление у детей о словах, отвечающих на вопросы кто? и что? Развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Развивать речь детей, память, внимание. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинка вороны, зимы; словарное слово «ворона»; карточки.
4 класс Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Цели: Сформировать представления об особенностях склонения прилагательных мужского и среднего рода. Формировать навыки определения падежа и правописания безударного окончания имени прилагательного. Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного, речь детей, внимание, орфографическую зоркость. Воспитывать прилежание.
Оборудование: карточки-памятки, словарное слово «медленно».
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (слайды 2-4)
II. Основная часть. (слайды 5-7)
Чистописание и словарно-орфографическая работа.
- Спиши с доски следующие буквосочетания:
А звз Б взв В звз
- Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Спиши.
Не зная броду, не суйся в воду.
- Что такое брод?
- Отгадайте загадку:
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат:
-Карр! Карр! Карр! (Это ворона)
- Какое значение имеет это слово? (Всеядная птица семейства вороновых, серая с чёрным или чёрная.)
- Вспомните выражения с этим словом.
Ворон считать. (Ротозейничать.)
Белая ворона. (Резко отличается от других.)
- Это слово из орфографического словаря. Написание этого слова вы должны запомнить.
- Подчеркните безударную гласную в слове ворона.
- Составьте предложение с этим словом. Запишите слово в тетрадь. Запомните его написание.
1) Проверка домашнего задания.
Назовите падеж прилагательных.
- Выполните разбор прилагательного ХОЛОДНОЕ, СОЛНЦЕ.
- Продолжите фразу: Чтобы определить падеж прилагательного, надо:
1. Найти , к которому относится .
2. Определить падеж .
3. По падежу определить падеж .
2)Словарно-орфографическая работа
- Упражнение «Назови наоборот»
. Я называю слово, а вы подбираете к нему антоним: молодость, труд, здоровый, работать, жара, восход, пасмурный, далеко, быстро. (Старость, лень, больной, отдыхать, холод, закат, солнечный, близко, медленно)
- Запишите новое словарное слово «медленно».
- А теперь, от слов с непроверяемыми безударными гласными образовать однокоренные имена прилагательные и написать их с подходящими по смыслу именами существительными.
Медленно, электричество, комната, дорога, картина, правительство, металл.
Физминутка для глаз (слайды 9-11)
Введение в тему урока.
На доске записаны слова: Кролик, лес, орёл, ученик, дом, книга.
- На какие группы можно разделить данные слова? (Слова, отвечающие на вопрос кто? И что?)
- Сформулируйте тему урока. («Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? И что?»)
2) Физминутка для глаз (слайды 9-11) .
Введение в тему урока.
На доске записаны два столбика прилагательных
ЗОЛОТОГО СПЕЛОГО
БОЛЬШОМУ ТИХОМУ
МОРСКОЕ СЕРОЕ
СУХИМ ТАЙНЫМ
(О) РОДНОМ (О) ТАЛОМ
- В каком столбике у прилагательных ударные окончания? (В первом)
- В каких прилагательных написание окончаний не вызывает затруднений? (Первого столбика, т. К. в них окончания ударные.)
- Можно ли при написании окончаний прилагательных второго столбика использовать прилагательные первого столбика?
- Прочитайте правило в учебнике
Работа по теме урока.
Индивидуальная работа (карточки).
Вариант I.
Выпишите только имена существительные:
Летит, зима, рисуем, куст, крот, читаю, река, летний, поле, волна, берег.
Коллективная работа (картина зимы) (слайд 12)
- Рассмотрите картину, запишите имена существительные.
- Прочитайте имена существительные.
- На какие две группы можно разделить все слова? (Слова, отвечающие на вопрос кто? И что?)
- Прочитайте эти слова.
3. Выполнение упр.229.
- Прочитайте. Рассмотрите рисунок.
- Какое время года изображено? Докажите. (На рисунке изображена ранняя весна. Начала вскрываться река.)
- Какое явление природы изобразил художник? (Ледоход.)
- Кто изображён на рисунке? Чем они заняты? (Изображены взрослые и дети. Они с интересом наблюдают за лисой.)
- Кого вы видите на льдине? (Лиса плывёт на льдине.)
- Как она там оказалась? (Наверное, лиса переходила по льду на другой берег.)
- Назовите слова по рисунку, которые отвечают на вопрос КТО? Что называют эти слова?
- Назовите слова по рисунку, которые отвечают на вопрос ЧТО? Что называют эти слова?
- Устно составьте предложения по рисунку.
3) Работа по теме урока.
1. - Выполним упр 284 на стр 3 пользуясь таблицей «Склонение имён прилагательных».
- Какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода?
2. Индивидуальная работа (карточки).
Вариант I
Допиши окончания.
С красив здания, сыпуч снегом, на холмист поле, в соседн лесу, с ясн неба, по бел платью, перед ветх домиком, тонк льдом.
Вариант II
Придумайте окончание. Подберите подходящее по смыслу прилагательное.
К .. ему брату, из .. его молока, в .. ом доме, .. ым цветом, до .. ого берега, над .. ым зайцем, по .. ому платью, от .. ого дождя, при .. ом морозе, к .. ому флажку.
3. Знакомство с памяткой на стр 4.
- Выполним упр 285 на стр 4, пользуясь памяткой.
III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайды 10-12)
IV. Закрепление изученного материала (слайд13-14)
Закрепление изученного материала.
Выполните упр.233.
- Прочитайте. На какие две группы можно разделить все слова? (фрукты, овощи)
- Выпишите каждую группу.
- Прочитайте названия овощей, фруктов. Устно дополните каждую группу своими примерами.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
2. Игра «Кто больше?»
- Написать на листочке как можно больше слов.
Вариант I – КТО?
Вариант II – ЧТО?
Закрепление изученного материала.
- Просклоняйте: прозрачный ручей, прозрачное озеро, сочный помидор, сочное яблоко.
V. Заключительная часть. Рефлексия (слайды 15-17)
Итог урока. Оценки.
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
Домашнее задание.
Составить и записать 4 предложения на тему: «Красавица-зима», подчеркнуть имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?
Итог урока. Оценки.
- Продолжите фразу: Для того, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, нужно:
1. (Определить род и падеж)
2. (Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже)
3. (Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса)
Домашнее задание. Составить и записать 6 предложений на тему: «Красавица-зима», подчеркнуть имена прилагательные, выделить окончания, определить род и падеж.