Конспект урока по познанию мира в малокомплектной школе
Урок познания мира в классе - комплекте
Тема: Разнообразие мира животных.
Разнообразие птиц (2 класс)
Птицы , рыбы, пресмыкающиеся и земноводные животные- 1 класс
Тип урока – Урок изучения нового материала
Форма урока: парная, индивидуальная, групповая
Цель урока: формирование ключевых компетенций, развитие системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности у обучающихся, позволяющих справляться с различными ситуациями и работать в парах
Задачи:
Обучающие:
научить аргументировано отстаивать свою точку зрения, даже отличную от общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение;
сформировать навык видеть и выделять главное;
сформировать умение донести информацию для остальных учащихся;
сформировать навыки работы в паре ,обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: насекомые, звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся;
Развивающие:
развивать умения учащегося логично и грамотно формулировать свои мысли,
развивать творчество, наблюдательность, внимание, находчивость, интерес к предмету.
Воспитывающие:
воспитывать нравственно-эстетические качества;
воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока.
Организационный момент:
Настроение у нас отличноеА улыбки – дело привычное Пожелаем друг другу добра
Ведь урок начинать нам пора
Ребята! В природе есть солнце. Оно светит и греет , всех любит . Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направьте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Поделитесь этим солнцем друг с другом. Пусть оно несёт тепло всем! (руки в стороны) ( СЛАЙД 2)
Вы видите, сколько у нас сегодня гостей, я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам с вами радость общения, наполнит сердца наших гостей тёплыми, добрыми чувствами.
2, Этап вызова
Ребята! Если мы закроем глаза, что мы можем увидеть…. Ничего и раньше не было, кроме тьмы… и было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. А что это за шар такой, как он называется?
Это Земля… ( Слайд 3)
И жизнь на нашей Земле стала ослепительно красивой, привлекательной.
( Слайд 4)
Наша планета ЗемляОчень щедра и богата.Горы, леса и поля –Дом наш родимый, ребята.
И так важно, чтобы это продолжалось вечно. .ІІ. Проверка домашнего задания.А сейчас отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо!
И так, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…Нет-нет, не царь с царицей…Речь идет об особенных царствах. Это царства живой природы. ( Слайд 5)Назовите их: Царство растений и Царство животных. ( Слайд 6 )-С каким царством мы уже познакомились? ( С Царством растений)
Прежде чем открыть новую страницу наших чудес в мир живой природы, мы вспомним самое важное из предыдущих страничек.
Проверка знаний (для актуализации опорных знаний)
( Слайд 7)
Повторение изученного материала.
1). Фронтальная проверка класса.
. Как называется наука о растениях? ( Ботаника – Флора)- К какой природе относятся растения? Докажите.- На какие группы разделяют все растения?- Как человек вредит природе.
1учен: На планете год от года Человек вредит природе.
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк.
2 учен: Он зверей и пташек
Жестоко истребляет
3 учен: Мусором,отходами
Речки засоряет.
4 учен: Он привык всё покорять,
И не может он понять:
Сам себе ведь он вредит!
- Чем человек сможет помочь природе.
Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?
( Слайд 8 рассказывают стихи под ролик природы)
1 ученик: Ты , человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
И в увлекательных походах
Не растопчи её полей
2 ученик:
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний ,добрый лекарь
Она союзница души
3 ученик:
Не жги её на прополую,
Не исчерпай её до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна
4 ученик:
Без природы в мире людям Даже дня прожить нельзя. Так давайте к ней мы будем Относится ,как друзья.
Игра "Живая - неживая" ( Слайд 9 )
Я предлагаю вам сыграть в игру. Если вы услышите слово, относящееся к живой природе, хлопните в ладоши, если к неживой – потопаем. (Снег, облака, лошадь, вода, Солнце, орёл, горы, дерево, ромашка, воздух, вода, Луна, человек)2.Определение темы и цели урока.
- Сегодня мы покидаем Царство растений и переходим к другому царству . А к какому , вы узнаете, если отгадаете загадку
Они мычат, они рычат,
Они кричат и лают.
Всех нюхают, кусают, жалят
И в общем все их знают.
И вообще они нужны
На нашем белом свете
И точно так как у людей
У них бывают дети.
Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О животных)
( на казахском - жанулар , Английском - энималс) - ( Слайд 10 и немного звучит музыка «В мире животных» ))
Ребята, скажите, к какой природе относятся животные?
(К живой Докажите. )Существует целая наука, которая изучает животных. Может кто-нибудь знает, как- она называется? Нет, тогда я вам подсказку
Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи ( Слайд 11)
- А учёных в этой науке называют зоологи ?(Они - рассматривают, исследуют, изучают животных)
Животный мир ещё называют фауной
Ученые зоологи делят царство животных на множество групп
Мы с вами представим себя учеными-зоологами и проведем урок-исследование. Цель исследований – выявить группы животных и определить их отличительные особенности.
3. Мотивация учебной деятельности
Но сначала я вам расскажу одну историю. ( Слайд 12)
Жили – были две сестры – царицы. Звали их Флора и Фауна. (На слайде рисунки двух цариц.) Жили дружно и мирно. У Флоры все было в порядке. Царство растений представляло единое целое.У Фауны до некоторых пор царство тоже было единым целым, и состояло из частей - групп. Но однажды случилась беда: она потеряла книгу, где животные все были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. (Слайд с изображением множества животных, размещенных в беспорядке по всему полю: рак, заяц, щука, улитка, змея, черви, морской еж, орел, воробей, черепаха, лягушка, жаба, осьминог, паук, жук, пчела, и др.)Учитель: - Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределим животных по группам. Посовещайтесь в своих парах и скажите: На какие группы можно разделить всех животных? ( Слайд 13)
Работа в мини – группах( 1мин). Обсуждение мнений.
Ученики 1 группы: Наша пара считает, что животных можно разделить на диких и домашних.Ученики 2 группы: - Мы думаем, что животных можно разделить по месту обитания
Ученики 3 группы: - Можно разделить по виду питания
Ученики 4 группы: - Мы предлагаем разбить на группы птиц, зверей, насекомых, рыб.
4. Постановка учебных задач. (4 мин)
Учитель: - Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные? Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? На какие вопросы нам надо найти ответ?Ученики: потому что не знаем на что обращать внимание, когда делим животных на группы.Учитель: - Значит нам необходимо ответить на некоторые вопросы. И первый из них:
Как разделить животных по группам и как определить их отличительные признаки?
4. «Открытие » учащимися новых знаний.
Работа в мини- группах.
Возьмите красные конверты. В них лежат маршрутные листы. Но вот беда, листы разрезаны. Соберите картинку и вы узнаете, кого предстоит изучать вашей группе
( рыбы, насекомые, 1 класс*, млекопитающие и птицы – 2 класс)- Скажите, на какие группы мы сейчас разделили животных? ( Птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие. ) ( Слайд 14 )5. Физминутка под музыку
Работа в мини- группах с учебником ( 1 класс стр. 57,62)
( 2 класс стр )
Каждая мини - группа получает свое задание. Будьте внимательны, прислушивайтесь к мнению своих товарищей, активно участвуйте в обсуждениях.
Карточки с заданиями ( в жёлтом конверте) ( слайд 16) . Определить по признакам о какой группе животных говорится.
№1 ( 2 класс) Имеют две лапы. Тело покрыто перьями. Имеют два крыла. Потомство выводят из яиц- (Показывают слайд 17-18 с «Птицами»)
Птицы ( сообщение ученика- дом. зад)
Птицы — дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше гор, перелететь через пустыню и море.
Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать.
Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары.
Птицы бывают: зимующими, перелётными, певчими, дикими, домашними. В нашей стране большинство птиц перелётных Птиц на Земле довольно много - около девяти тысяч видов. Птицы живут в гнёздах, на скалах, на земле
( Видео ролик о птицах Слайд 19)
№2. У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок. Дышат жабрами.
(Показ слайда 20- 21«РЫБЫ») ( 1 класс)
Рыбы
2 сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже плавали рыбы. Существует более 20 тысяч рыб. В морях водятся промысловые рыбы. Их человек использует как продукт питания.
( Видео ролик Слайд 22)№3 . Имеют шесть ног. Тело покрыто полосками, будто бы насечено. состоит из трёх частей: голова с усиками, грудь и брюшкоЖивут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве.
(Показ слайда 23-24 «Насекомые») ( 1 класс)
Насекомые.Это самая многочисленная группа животных, известно около 1 миллиона видов. Обитают они на суше и в воде. У насекомых 6 ног, а тело чётко разделено на голову, грудь и брюшко. Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замёрзнут при температуре – 30’С.Они могут быть с крыльями и без крыльев .Есть насекомые полезные и вредны
( Видео ролик о насекомых Слайд 25)
№4 Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. состоит из головы, шеи, хвостаДетенышей вскармливают молоком ( Слайд 26-27 ) ( 2 класс)
Звери.Сейчас на Земле насчитывается около 3500 видов зверей. Живут звери на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Поэтому их называют млекопитающими. Отличительным признаком зверей является шерсть.
Домашние животные.
Давным-давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Человек стал подкармливать зверей, которые ходили возле его жилья. Постепенно они стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними. Домашние животные рождают детёнышей и кормят их молоком..( Видео ролик о зверях Слайд 28)
А с некоторыми группами животных мы познакомимся вместе.
(Видео ролик о земноводных– Слайд 29)№5. Обратите внимание на название этой группы – земноводные. Из каких двух слов произошло это название? А почему их так назвали?( Слайд 30)
(( Видео ролик о пресмыкающихся Слайд 31)№6. Представители этой группы животных получили название от способа передвижения. Они всё время ползают или можно сказать «пресмыкаются». Поэтому их и называют пресмыкающимися. Их тело покрыто сухими чешуйками или панцирем.
(слайд 32»)
6 . Актуализация изученного материала
1.) Игра «Верно-неверно» ( физминутка , если верно- руки вверх, неверно- руки в сторону) ( Слайд 33)
1. Слон – это млекопитающее. (+)2. Синичка - это птица ( +)3. Тело млекопитающих покрыто перьями. (–)4. У насекомых 6 ног. (+)5. Все насекомые умеют летать. (–)6. Паук – это насекомое. (–)7. Признаки птиц – клюв и перья. (+)8. Стрекоза – это птица, так как она умеет летать. (–)2 Работа по карточкам : ( слайд 34)
Тест по теме: «Разнообразие мира животных»
1.Животные у которых шесть лапок называются:
а) насекомые б) птицы в) звери
2.Животные, тело которых покрыто перьями – это …
а) насекомые б) птицы в) звери
3. К какому классу относится лягушка?
а) класс рыб б) класс земноводных
4. За что пресмыкающиеся получили своё название?
а) за то, что они бегают б) за то, что они прыгают в) за то, что они ползают
5. Чем покрыто тело у земноводных?
а) перьями б) чешуёй в) шерстью
6. К какому классу относится человек?
а) к классу млекопитающих б) к классу людей в) к классу земноводных
7.Самая крупная птица – …
а) страус б) цапля в) пингвин
8. К какому классу относится кит?
а) к классу млекопитающих б) к классу рыб в) к классу земноводных
9. У этих животных нет зубов, но есть клюв.
а) птицы б) рыбы в) пресмыкающиеся
- Посмотрите на доску. Проверьте и оцените себя сами. ( Слайд 35)
Проверь себя
а
б
б 9 баллов – оценка « 5»
в 8 – 7 баллов – оценка «4»
б 6 – 5 баллов – оценка «3»
а
а
а
а
8. Охрана животных
Мы много говорили с вами о животных, разделили их на группы. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему? - Какое из животных всех нужнее, всех важнее?
Ответом на этот вопрос могут быть эти строки из стихотворения
Б.Заходера «Про всех на свете
1. Все – и всё на свете,нужны!И мошки не меньшеНужны, чем слоны.Нельзя обойтисьБез чудовищ нелепыхИ даже без хищников,Злых и свирепых!
И, если мы с кем-то Не очень дружны,Мы всё-таки оченьДруг другу нужны.
А если нам кто-нибудь Лишним покажется,То это, конечно, Ошибкой окажется!
Все на свете нужны.И это все дети Запомнить должны!
Итог урока:
Какой была главная задача нашего урока? (Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп).
- Какие вы теперь знаете группы животных? (Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, птицы, звери.)
( слайд 37)
- Назовите их отличительные особенности.
- О чем мы должны знать и помнить в природе?
(Мы должны помнить, о том, что животные – наши друзья. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.)Рефлексия: Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – покажите солнышко.
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - покажите облачко
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили -покажите тучку.
Составление «Эссе» ( Слайд 37)
-А теперь давайте пусть каждый из вас превратиться в зверька и от имени своего героя обратится ко всем людям с призывом. (составляем устное эссе)
Царица зоология хочет обратиться к вам с таким призывом. ( Слайд 38 ДЕРЕВО,ТРАВА, ЦВЕТОК И ПТИЦА
НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ.
ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ
НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ
Беречь будем птиц, насекомых, зверей, От этого станем мы только добрей!