Конспект урока в малокомплектной школе для 7-8 класса по теме «Волки» (Д.Н.Мамин-Сибиряк)


ЛИТЕРАТУРА. 7 «а» -8 «а» К ЛАССЫ. 25.02.2014 Г.
Д. Мамин - Сибиряк «Волки»
Тема:    Олжас Сулейменов   « Волчата»                       Цель урока:1. Познакомить учащихся с творчеством Д. Мамина – Сибиряка,О..Сулейменова..2. Развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление.3. Формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.4. Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения.6. Развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память.7. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.Оборудование:Выставка книг Д. Мамина - Сибиряка, буклет об О. Сулейменове. интерактивная доска, слайды.Тип урока: урок знакомства с новым материалом.Оборудование: презентация Power Point, интерактивная доска, видеоролик, стикеры.Ход урокаІ. Орг. момент, приветствие.ІІ. Сообщение темы и цели урока.
Психологический настрой.
Подари улыбку
красивые улыбающиеся мордашки.
Педагог. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в right000доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
\
III. Подготовка к восприятию нового материала.Учитель: Ребята, а кого вы видите на картине? (волк)- Правильно.
-Какие ассоциации возникают у вас, когда мы говорим слово «волк»? (ученики записывают ассоциации на своих листах: голодный, лютый, злой, мстительный, кровожадный, хищник).По признаку: злой, лютый, жадный, голодный, свирепый…
По действию: воет, рыщет, глотает, бежит рысцой, скулит…
Пословицы :
-Волка ноги кормят.
- Волков бояться -в лес не ходить.
-Не доверяй волку овечье стадо.
-Волка встречай по- волчьи.
- Сколько волка не корми , всё равно он в лес смотрит.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями израздела «Человек и природа», будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить,мы поговорим о братьях наших меньших.
МОТИВАЦИЯ: Кого называют братьями нашими меньшими и почему?
Запись в тетрадях темы и эпиграфа к уроку.
Доброта-язык, на котором немые могут говорить и
который глухие могут слышать.
Каролина Анна Бови (англ. поэтесса)
Видео «Волки».
Слово учителя.Хочется, чтобы вы лучше узнали о жизни и творчестве писателя, сегодня Асылбек познакомят вас.
Презентация «Мамин-Сибиряк»
Я хочу прочитать вам воспоминания Мухтара Шаханова.По телевизору как - то показывали беседу с человеком по имени Жума Жумаев, которого в младенчестве украли волки, среди которых он вырос. Многие годы он прожил подле волчицы вместе с ее волчатами и уже совсем одичал, когда его случайно обнаружили охотники. Сначала им пришлось погоняться за диким юношей, прежде чем удалось его поймать и посадить в железную клетку.- Когда люди посадили меня в клетку, моя мать(так он называл волчицу), рискуя жизнью, отчаянно пыталась освободить меня. Она кусала железные прутья клетки, кружила вокруг, пыталась проникнуть ко мне. К сожалению, охотники застрелили ее. Живя с волками, я не видел ничего плохого. Они очень справедливые. Но среди людей такие добрые отношения и помощь я встречал очень редко, - рассказывает Жума.Чингиз Айтматов: - До сих пор помню рассказ, услышанный мною в далеком детстве. Неподалеку от двора дома, где жил один чабан, ощенилась волчица. Чабан занимался своим делом и не трогал волчье семейство: волки жили сами по себе, не причиняя ему беспокойство. Так они тихо и мирно соседствовали друг с другом долгое время. Не раз аульные жигиты вознамеревались забрать волчат у волчицы, но чабан и близко не подпускал их. Нет на свете злее зверя, чем волчица, у которой отобрали волчат. Случись такое, и она незамедлительно перегрызет всех баранов в загоне. Да и волки - отец и мать семейства – тоже верно охраняли отару своего соседа, не подпуская своих дальних сородичей. И тут случилось неожиданное. Вылезшие из норы волчата, резвясь и играя на солнышке, нечаянно загубили одного ягненка, это увидел чабан. На следующий день, выйдя посмотреть, как же теперь ведут себя волки, он с изумлением обнаружил в своей отаре незнакомого белого ягненка с болтающейся на шее веревкой. Любопытно то, что волки, «устыдившись» проделок своих волчат, в ту же ночь проникли в чужой загон, выкрали оттуда ягненка и «подарили» его соседу - чабану.
Словарная работа.Пасть – азу,сторожка – орман күзетшісі тұратын үй,не шелохнулся – қалт етпеді,братия - товарищи (жолдастары),доброта – мейірбандық, ізгілік, рақымдылық,заботливость – қамқоршылық, қамқорлық.
композиционные части рассказа:
экспозицию (басталуы)-
завязка (шиеленс ) -
Кульминационный момент (шарықтау шегі )-
Развязка (Шешім)
Проблемный вопрос: В чём заключается братство волков?\
ІУ. Чтение рассказа учителем.
Ответить на вопросы:1. Почему рассказ назван «Волки», а не «волк»?- Речь идет не об одном старом волке, а о волчьей стае.2. Кто главный герой рассказа?- Старый волк.3. Какое чувство вызывает у вас старый волк?- Чувство жалости.4. Найдите места, где волк вызывает особое чувство .
5. Как вы думаете, о чем этот рассказ?- О заботливости и доброте молодых волков по отношению к старым волкам.
Работа самостоятельна.я под музыку
Песня «Волчата»
(раздаем шляпы)
Красная шляпа-КарщыгаЖелтая шляпа—Рустем
Черная шляпа—ЕрболатСиний цвет—продолжение сюжета
Зеленая шляпа---советы читателю:
Елдос –перечислить всех героев
Сарсенбек—составить план рассказа
Гульдар-Способны ли волки жалеть?
Ерболат-сделать рисунок к рассказу.
Ерлан-описание старого волка
Чингиз -Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?
Акбота-КАК относится молодой волк к старому?
Прочитать рассказ «Волки» и составить план. Примерный план: 1.Встреча с волком. 2.Смирный волк. 3.В гостях у лесника. 4.До своих -то они жалостливые. 5.А ведь ругают люди волков,
- На какие смысловые части можно разделить рассказ? Рассказ можно разделить на три смысловые части: встреча с волком, рассказ лесника, о добре и заботливости. - Как выглядел старый волк? - глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало - пасть у него была пустая - глаза глядели жалобно - он прихрамывал и тяжело передвигал ноги. - Как относится молодой волк к старому? (Заботливо. Сусликов каких-то принес, положил возле старика – волка; молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку. - Определите идею рассказа? О доброте и заботливости волков.
Презентация « Олжас Сулейменов»
Представление буклета об Олжасе Сулейменове.
"Мама меня учит: ты отдавай, ты не бери, а тебе бог даст. Так и живу. Накапливать, отдавать. (О.Сулейменов)
Автор читает стихотворение «Волчата».
Анализ стихотворения.
- В чем состоит сюжет стихотворения?
- Кто виноват в смерти волчицы?
-Авторское отношение к волчатам и их будущему?
-Какой образ волка вырисовывается?
Волк ( мстительный, злобный, жестокий)
- А каким же еще мы можем увидеть волка?
IX. Обобщение по уроку.В начале урока я поставила проблемный вопрос: В чём же заключается братство волков?(волки преданы, они жалостливые к своим, не бросают своих в беде.)VIII Рефлексия: - О чём вы сегодня узнали на уроке? - Изменилось ли ваше отношение к волкам? - Было ли вам комфортно на уроке?
Мы научились понимать животных, понимать окружающий нас мир, уважать старших.
Видео «Дорогою добра.»Домашняя работа (8 класс) :Выразительное чтение наизусть отрывка  стихотворения.
   Творческое задание: эссе «Моё отношение к волкам».
Домашнее задание ( 7 класс ):
Волки. Д. Н. Мамин – Сибиряк.(пересказ).
подготовить выразительное чтение отрывка текста,
нарисовать иллюстрации к рассказу «Волки».