Классный час Как себя вести,когда на тебя оказывают давление
Разработка профилактического мероприятия.
Классный час «Как себя вести, когда на тебя оказывают давление» Пояснительная записка.
Актуальность проведения данного классного часа продиктована временем. В последние годы появилась тревожная тенденция снижения среднего возраста, в котором дети впервые приобщается к пагубным разрушительным привычкам. Друзья детей оказывают большое влияние на их поступки. Давление на человека может оказываться по-разному. Чаще всего употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ начинается с давления дружеской компании, предлагающей попробовать. Давлению необходимо сопротивляться. Нужно самостоятельно решить, как поступить в каждом случае. Надо учиться говорить: «НЕТ!». Поэтому современный подход к решению этой проблемы предполагает проведение профилактической работы с детьми, начиная с раннего возраста. Теоретической основой этой работы является формирование навыков общения, позволяющих сопротивляться неблагоприятным факторам окружающей среды. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков, в условиях индивидуального или группового давления.
Педагогическая целесообразность классного часа «Как себя вести, когда на тебя оказывают давление» в том, что ученикам необходимо разъяснять и показывать на ситуациях, как навык неагрессивного отстаивания своего мнения позволит настоять на своём и не подчиниться чужой воле. Ребёнок научится защищать и поддерживать свои интересы и права, заявлять о личном мнении, не пытаясь маскировать и скрывать его. Это психологический фундамент умения отказаться в ситуации давления. Основная причина начала курения и употребления алкоголя неумение отказаться. Формирование навыка отказа незнакомым людям, друзьям, старшим является защитным фактором предупреждения употребление психоактивных веществ. Необходимо научить детей твердо, но вежливо отказываться.
Цель классного часа: обсудить понятие «давление», способы давления и формы сопротивления давлению.
Задачи:
Формирование УУД
Личностные УУД:
обсудить способы сопротивления давлению;
работать в группе: различать вредные и полезные привычки, осуществлять самопроверку;
Регулятивные УУД:
понимать учебную задачу классного часа и планировать своё действие в соответствии с ней;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Общепознавательные УУД:
устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы.
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма проведения: классный час проводится в форме круга общения. С применением педагогической технологии сотрудничества, игровые технологии. Использование предложенной презентации оживляет общение, позволяет организовать дискуссию, способствует запоминанию основных советов по общению со сверстниками.
Целевая аудитория: предлагаемый материал полезен для проведения классного часа в начальной школе.
Продолжительность реализации мероприятия: 45 минут.
Материально – техническое обеспечение:
- интерактивная доска;
- демонстрационный материал ( презентация);
- карточки со способами давления;
- раздаточный материал;
- картинки (по теме «Здоровый образ жизни»), ножницы, клей, фломастеры, лист ватмана;
- жетоны с изображение клоуна (количество соответствует обучающимся в классе).
Содержательная часть.
Организационный момент
Приветствие ( все по кругу, обращаясь друг к другу)
Скажем: «Здравствуйте» руками!
Скажем: «Здравствуйте» глазами!
Скажем: «Здравствуйте» гостям, скажем «Здравствуйте» друзьям !Станет радостно кругом!
Постановка целей и темы классного час.(слайд № 1,2)
Учитель: – Я предлагаю вам поиграть в игру «Да - нет». Правила игры такие: я задаю вопрос – вы дружно отвечаете одним словом: «ДА» или «НЕТ»
Вы хотели бы просидеть всю жизнь дома, не выходя на улицу?
У вас есть желание съесть горькое мороженое?
Вам хотелось бы сейчас услышать обидное слово?
А хотелось бы своему другу сказать обидное слово?
Учитель: - А если я буду заставлять вас это делать, как вы поступите? (ответы детей)
- А если я буду настаивать? Просто ли вам будет отказать? (ответы детей)
- Да, отказывать действительно трудно . И сегодня мы будем с вами учиться общаться друг с другом, учиться настаивать на своём и не поддаваться давлению на вас. Перед вами лестница знаний. Сейчас вы находитесь в самом начале пути по этой лестнице (прикрепляю к доске рисунок клоуна). Я надеюсь, что к концу классного часа вы научитесь сопротивляться давлению и подниметесь на верхнюю ступеньку нашей лестницы знаний.
2. Коллективная работа в группах. Сделать коллаж на тему «Полезные привычки». Деление обучающихся на группы. Раздаю жетоны с изображение клоуна:
1-й группе – клоун в красной кепке
2-й группе – клоун в зелёной кепке
3-й группе – клоун желтой кепке
4-й группе - клоун в синей кепке
Задача работы: научить неагрессивно распределять роли и договариваться в группе.
-Пройдите, пожалуйста, за свои столы. У вас есть картинки, ножницы, клей, фломастеры, лист бумаги. Договоритесь, какую картину вы можете сделать. Распределите роли: кто будет раскладывать картинки, кто их приклеивать, кто делать надписи, а кто расскажет о вашей работе. Ваша работа должна получиться яркой и аккуратной. Удачи вам, приступайте к работе.
3. Выступления групп, рассказ о своей работе.
4. Анализ работы.
- Поднимите руки те, кто работал с удовольствием и радостно. Почему вам так работалось?
-А кому было неуютно? Почему работа не принесла вам радости?
- Настаивали ли вы на своём мнении? Почему вас не послушались?
-Ребята, если вам не удалось договориться в группе, значит, вы не были в достаточной мере настойчивы и находчивы. Надо уметь общаться со всеми детьми, уметь настаивать на своём.
Если человек не пытается высказать своё мнение – это пассивное поведение.
Если вы пытались высказать своё мнение спокойно, в уважительной форме, чтобы не обидеть и не рассердить собеседника – это неагрессивное отстаивание своего мнения. Но если вы выражаете своё мнение так, что собеседник пугается, злится, чувствует себя глупым – это агрессивное поведение. Надо стараться отстаивать своё мнение неагрессивно. Хотя уважительное отношение не означает, что во всём надо соглашаться с другими. Иногда надо настаивать на своём.
5. Инсценировка заранее приготовленных рассказов.
«А ну-ка, съешь клубнику!»
-Ира, поешь клубнику, - предлагает Саша.
- Врачи запрещают мне есть клубнику, - отказывается Ира.- У меня аллергия.
- Ну, съешь одну ягодку, - твердит Саша и сам уплетает клубнику. – От одной ягодки ничего не будет.
-Мне нельзя ни одной ягодки,- отказывается Ира.
-Ну, хотя бы попробуй! Хоть половинку откуси!
У Саши хорошее здоровье, он не знает, что такое аллергия. Он продолжает соблазнять Иру клубникой и сам с аппетитом уплетает ягоды.
Анализ ситуации.
-Кто из вас знает, что такое аллергия?
-Что будет с Ирой, если она съест хоть половинку ягодки?
-Знает ли об этом Саша?
-Оцените настойчивость Саши, можно ли ему так поступать?
- Оцените настойчивость Иры.
- Кто в данной ситуации вызывает у вас уважение? Почему?
- Кто вызывает осуждение? Почему?
- Какой вывод для себя вы сделали?
Вывод: Саша оказывает на Иру давление. Он хочет, чтобы девочка ему подчинилась.
6. «Мозговой штурм» ( слайд № 3-7)
Давление. У этого слова много значений, например, медицинское, когда говорят о кровяном давлении у человека. Мы будем говорить о давлении в человеческих отношений. Что это такое? (ответы детей)
- В толковом словаре дано такое определение понятия давление: «Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, чего ты не хочешь». Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову давлению?
( Слайд № 8-9 ) со словами:
Принуждение
Подарок
Нажим
Сообщение
Угнетение
Сила
- Я считаю, что все эти слова являются синонимами слова давление. А вы как думаете? (ответы детей)
- Что предлагаете изменить ( заслушиваются варианты обучающихся)
- А кто вас может заставить делать то, чего вы не хотите? ( ответы детей:
взрослые, сверстники ) - Вы постоянно общаетесь со взрослыми, со сверстниками, много времени проводите перед телевизором, читаете красочно оформленные журналы, чтобы получить информацию. Ребята, а СМИ могут заставить вас делать что – то нехорошее? Приведите пример. ( заслушиваются ответы детей)
7. Способы давления.
- Взрослые, сверстники, СМИ по – разному оказывают давление на человека. А каким способом они принуждают людей к плохим делам, вы узнаете из игры.
Правила игры:
Представьте себе ситуацию, что в классе есть ученик, который не желает петь. Но Вы сговорились заставить его петь. Но вы сговорились заставить его петь. ( слайд № 10-13)
Каждой группе обучающихся раздаю карточки с фразами:
«Спой! Нам так нравится как ты поешь»
«Спой! Мы подарим тебе игрушку»;
«Спой! А то мы не будем с тобой дружить»;
«Спой! А то мы заставим тебя силой»;
«Спой! Это говорю тебе я – староста класса».
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь и как происходит отказ. ( Слайд № 14-17) со словами: лесть, угроза, обещание награды, авторитет, дружеское давление)
- Трудно ли ученику отказать?
- Как же все – таки он отказывался?
- Я предлагаю некоторые формы отказа.
Слайд № 18 со словами:
Нет! (Объяснение причины)
Нет! (Предложение чего – то другого.)
Нет! Не буду! Не хочу!
Уйти в сторону.
Сделать вид, что не услышал.
Вместе разбирают формы отказа.
8. Ролевая игра.
- Вы узнали способы давления и некоторые формы отказа. Будем учиться применять эти знания в конкретных жизненных ситуациях.
Теперь я предлагаю такую игру: сейчас каждая группа получит карточки, в которых описаны ситуации. Вам необходимо разыграть сценки, самим придумать способы давления и формы отказа.
Группы получают карточки:
1. Один ученик просит другого подарить ему книгу, очень ценную для семьи. 2. Незнакомец настойчиво просит сотовый телефон.
3. Один ученик просит другого дать списать домашнее задание.
После выступлений следует выяснить, какие способы давления были оказаны,
какие формы отказа были использованы.)
9. Правила поведения в случае давления.
- Во всех предложенных ситуациях были предложены вежливые формы отказа. Но в жизни мы не всегда бываем вежливы. Иногда мы бываем грубы и раздражительны. Я предлагаю вам послушать рассказ.
«Ты попробуй, а я посмотрю»
Дима нашёл на улице бутылку с красивой этикеткой. В ней была какая-то тёмная жидкость.
-Отхлебни, Витёк! – предложил Дима своему приятелю.
-Мама запрещает мне пробовать неизвестные напитки, – отказывается Витя.
-Ты что, маменькин сынок? – усмехается Дима. – Попробуй!
-А почему сам не пробуешь? – спрашивает Витя.
- Ну, отхлебни из бутылки, не трусь! – настаивает Дима. А сам не решается попробовать. «Неизвестно, что в этой бутылке. Пусть Витька попробует, а я посмотрю, что с ним будет».
Анализ ситуации.
- Кто оказывает давление?
-Каким способом оказывает давление Дима? (насмешка)
- Как оцените поведение Вити? (отстаивает своё мнение неагрессивно, осторожен, заботится о своём здоровье)
- Чем могла закончиться эта история, если бы Витя повел себя по – другому?
- Как следует вести себя в случае давления? ( ответы детей) Слайд №18
«Лишь бы мне было хорошо».
Света любит, чтобы другие делали так, как она хочет.
-Лиза, - говорит Света, - пойдём со мной купаться.
- Не могу, - отказывается Лиза. Я недавно ангиной болела. Мне даже возле воды сидеть нельзя – могу снова заболеть.
- Да ладно, - настаивает на своём Света, - посидишь немного у речки, ничего с тобой не будет.
Свете безразлично, что будет с Лизой. Лишь бы ей самой было хорошо. Не может же она одна пойти купаться: скучно!
Анализ ситуации.
-Оцените поведение Светы. (оказывает давление)
-Почему она уговаривает Лизу? (чтобы ей самой было хорошо, думает только о себе)
-Каким приёмом оказывает давление? (уговорами)
- А какими ещё приёмами пользуются дети, чтобы добиться своего? (уговор, насмешка, физическая угроза)
-Почему некоторые дети проявляют настойчивость и навязывают то, от чего отказываются их сверстники?
- Кому трудно возражать в случае давления? (взрослым, другу, группе детей)
-Как противостоять настойчивому предложению, давлению?
-Совместимо ли уважительное отношение к человеку и навязывание ему того, чего он не хочет?
Вывод: уважение человека начинается с уважения его права на выбор и на собственное мнение. В крайнем случае, каждый может в спорной ситуации предложить партнёру делать то, что он считает нужным, а сам воспользоваться правом свободного выбора своего поведения. В любом споре возражать надо спокойно. Это спокойствие придает вам самоуважение, уверенность в своей правоте. Ваше спокойное возражение говорит о уважении партнёра и о желании взаимодействовать с ним.
9. Игра «Семеро козлят и волк».
Задачи проведения игры.
Формировать умения убеждать.
Формировать умения распознавать обман, скрытый невербальным проявлением.
Учить говорить «нет».
Класс делится на 3 группы. Игрокам одной группы даются бумажки с надписью «волк», второй группе «коза», третьей группе «козлята». «Козлята» идут в свой дом. «Волки» и «козы» не показывая своих бумажек и не называя пока себя, по очереди стучат «козлятам» в домик и пытаются убедить их, что они «козы» и просят впустить в дом. «Козлята» коллективно решают, пустить игрока или нет, ведь он может оказаться «волком» и их съесть. Если впустили «волка», он забирает одного любого «козлёнка». А если не впустили «козу», один «козлёнок» умирает от голода. Игра продолжается пока не останется ни одного «козлёнка». При повторении игры дети меняются ролями.
Анализ игры.
- Кому понравилась игра?
-В какой момент игры козлятам было трудно? Почему?
-Какие качества характера пришлось применить «волкам» и «козам», чтобы добиться своего?
- Почему иногда «козлята» пропускали «волков»?
- В каких жизненных ситуациях вам пригодятся умения, полученные в игре?
Вывод: у каждого человека есть право отстаивать своё мнение; когда на тебя давят – отстаивай своё мнение неагрессивно.
10. Итог занятия ( Слайд № 19)
- Назовите тему нашего классного часа.
- Что вам больше понравилось?
- Что не понравилось?
- Как на вас могут оказывать давление?
- Как надо сопротивляться давлению?
- Почему надо сопротивляться давлению?
- О чём ещё вы бы хотели узнать?
11. Оценка.
- Предлагаю нарисовать клоуну такую форму рта, чтобы это выражение лица соответствовало вашему настроению после проведенного занятия.
- А теперь взгляните сюда. Перед вами лестница знаний. Вы были на нижней ступеньке. Но теперь вы знаете способы давления и формы отказа, поэтому вы можете твердо сказать слово « нет», если вас будут принуждать к неправильным поступкам.
- На какой ступеньке вы сейчас себя ощущаете? Прикрепите своего клоуна к соответствующей ступеньке. (Дети прикрепляют своих клоунов)
- Итак, надеюсь, что на сегодняшнем занятии вы убедились, что коротенькое слово «нет» может решить важные для вас проблемы.
Я хочу подарить Вам памятку, в которой отмечены фразы, которые должны Вас насторожить. (раздать каждому памятку) Давайте рассмотрим ее вместе.
- Ребята! Никогда не говорите слово «нет», когда вас просят о помощи ваши близкие. Я хочу пожелать, чтобы рядом с вами всегда были мир, дружба и понимание. У вас на столах лежат слова старой доброй песни, которую пели еще ваши родители, давайте споем ее вместе.
(Песня «Ты, да я, да мы с тобой»)
ПАМЯТКА
УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ» !
УМЕЙ СКАЗАТЬ «НЕТ»,
если услышишь такие предложения:
Давай покурим.
Давай попробуем пиво.
Давай поколотим вон ту девчонку, она задается.
Давай поколотим Витьку, он мне нагрубил.
Давай прогуляем урок.
Давай сорвем урок.
Если ты ответишь на пятерку, то ты об этом пожалеешь.
Пойдем погуляем, а уроки завтра спишем.
Помни! Что во многих случаях умение сказать «нет» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.