Открытый урок по русскому языку «Школа 2100» Учебный предмет: русский язык Класс: 2 УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Открытый урок по русскому языку «Школа 2100»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные на конце слова»
Цель урока:
актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
формирование умения применять полученные знания на практике;
совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
развитие слуховой и оперативной памяти;
развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие орфографической зоркости учащихся;
формирование познавательной мотивации;
воспитание бережного отношения к животным;
воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
воспитание аккуратности при работе.
Планируемый результат обучения:
знать:
- правило написания проверяемой согласной на конце слова;
- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;
уметь:
- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
- определять опасное место в слове;
- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;
- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
Основные понятия: Орфограмма, звонкие и глухие согласные.
Ресурсы:
Учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева Русский язык.
Презентация к уроку «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
Карточки для групповой работы.
Карточки для индивидуальной работы.
Дидактический материал. Л. Ю. Комиссарова.
Этапы урока Формируемые
УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Орг. момент Регулятивные :формирование способности к организации своей деятельности
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
(Учитель включает песню В. Я. Шаинского на стихи М. С. Пляцковского «Улыбка».- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. Вперёд к открытиям!
- Ребята, какое яркое событие произошло в прошлое воскресенье?
- Да, на прошлой неделе мы посетили с вами Тамбовский зоопарк.
- Какое впечатление у вас осталось после экскурсии в зоопарк?
- Чем вам понравилось?
- С какими животными мы с вами познакомились?
- Какое животное понравилось больше всего? Почему?
- А домашним заданием было подготовить небольшое сообщение как возник зоопарк в Тамбове.
Настраивается на активную работу на уроке.
Рассказывают подготовленные сообщения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка учебной проблемы.
Регулятивные: целеполагание;коммуникативные:постановка вопросов;познавательные:самостоятельное формулирование цели. - Ребята, вспомните своё первое впечатление, когда вы пришли в зоопарк.
Вот пришли мы в зоопарк.
Как же этому я рад!
Вот верблю[т], ено[т], удо[т],
Леопар[т], медве[т`] и кро [т].
Что же делать? Помоги!
Пропуск букв восстанови.
- Какие звуки слышатся в конце слов? ( звуки [т] и [т`]).
- А какие буквы напишем на конце слов?
- Ваши мнения разделились?
- Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним как правильно написать согласную букву на конце слова. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
III. Поиск решения. Открытие нового знания. Работа в группах.
Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные:моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы,коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. - Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.
- А что такое орфограмма?
- Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило.
- Поработаем в группах и выясним какую букву следует писать на конце слова.
- Ребята, вспомним правила работы в группе.
- Ребята, название каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке?
- Воспользуемся словарём.
- Для того, чтобы понять правильно ли мы нашли ответ на этот вопрос мы познакомимся ещё с одним обитателем зоопарка. Выполним упражнение 237 в учебнике на стр.137.
- Запишите число классная работа.
- Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».
- Что вы заметили в слове МОРЖ?
- Почему?
- Какой вывод сделаем?
- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.
- Правильны ли были ваши мнения?
- Прочитайте правило на стр. 138.
- Правильно сделали мы вывод?
- Вернёмся к нашему стихотворению.
- Можем мы теперь выбрать нужную букву?
- Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.
- Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводыОрфограмма – это написание по правилу.
Правила работы в группе.
• Работай дружно, по плану.
• Умей выслушать другого.
• Уважай мнение других.
• Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
- Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
- В конце слова произносим звук
[ш], а пишется буква ж.
-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].
- Чтобы правильно написать буквусогласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
- Да. Мы знаем правило…
- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
IV. Физкультминутка.
(подвижная) Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья V. Первичное применение знаний. Работа в парах Познавательные:моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий.
- Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка.
- Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды
жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
- Названия каких перечисленных животных вам не знакомы?
- А кто такой муравьед нам расскажет … .- Что вы можете сказать про проверочные слова?
- Какой вывод можем сделать?
Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
.
- Муравьед.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.
2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.
3) Можно подставить слово НЕТ.
Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.
- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
VI.Физкультминутка. (для глаз) Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья
VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. Познавательные:моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные :планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
- Какое животное появилось на слайде? (верблюд)
- Что вы знаете об этом животном?
Работа с текстом.
Верблют – выносливое животное.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить грус.
Он помогает верблюду
переносить жару и голот.
У него есть горп.
Верблюд.
Верблюд – выносливое животное.
У него есть горб.
Он помогает верблюду
переносить жару и голод.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить груз.
1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.
2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст.
3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст. Списать текст.
Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
Познавательные:анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осознание необходимости новых знаний для ученика. - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет.
- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко.
- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок.
- А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
- Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.
- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
X. Информация о домашнем задании.
Творческая работа Познавательные:построение самостоятельного процесса поиска. - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.