Методический семинар: Использование мультимедийных технологий и интерактивного комплекса в образовательном процессе и при подготовке к ОГЭ
Методический семинар
Здравствуйте, уважаемые гости и члены жюри. Я учитель химии МБОУ СОШ№6 п.Дружба, зовут меня Нагарокова Марьяна Нурбиевна. Я молодой учитель, но меня очень волнует проблема образования. Поэтому хочу предоставить свой проект «Моя инициатива в образовании».
Тема проекта: Использование мультимедииных - технологий и интерактивного комплекса в образовательном процессе и при подготовке к ОГЭ
На протяжении первого года работала над созданием положительной мотивации обучающихся к овладению знаниями, используя
-интернет - технологии,
-индивидуальный и дифференцированный подход в обучении,
-технологии интерактивного обучения
Целью проекта является достижение устойчивых положительных результатов у учащихся в изучении физики и математики.
Придя работать в школу, я сразу увидела, что нынешние ученики принципиально отличаются от нас – выпускников семилетней давности. Основная проблема – это отсутствие мотивации к обучению. Я понимаю, что на это повлияли не только объективные, но и субъективные причины. Проанализировав ситуацию выбора выпускных экзаменов, убедилась в том, что предмет практически не выбирается обучающимися при прохождении итоговой аттестации. К тому же в нашем селе отсутствует производство, связанное с применением знаний по химии.
Поэтому, моей инициативой было активизация мотивации к изучению предмета физики.
Привитие интереса к предмету начала с первых уроков,объясняя значения формируемых знаний для изучения содержания данной или последующих тем, и для овладения в будущем какой-либо специальностью, в том числе связанной с химией. Например раздел органической химии.
В начале изучения темы устраиваю выставки: «Химия вокруг нас»,«Химия и производство»,
«Химия в приготовлении пищи»
Для пробуждения внутренней мотивации систематически провожу эксперименты, как особое средство наглядности и важнейший источник знаний.
Проводимые опыты, их внешние эффекты, эмоционально воздействуют на ребят. При этом у учащихся возникает сначала любопытство, любознательность, которые постепенно переходят в настоящие познавательные интересы.
Для многих школьников они стали устойчивыми, так как устанавливается причинно-следственная связь между наблюдаемым и изучаемым. Об этом свидетельствует выбор четырьмя учащимися 9 класса учебного предмета химии для сдачи экзамена. Помогаю каждому ученику на уроке реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Изучив современные образовательные технологии, я пришла к выводу, что их инвариантной частью являются закономерности развития познавательных процессов. Поэтому, применяя индивидуальный и дифференцированный подходы, стараюсь просчитать эффективность методов и форм обучения с учетом возрастных, индивидуальных, познавательных особенностей учащихся данного класса и каждого ученика. Так как химию изучают в старших классах ,то применяю стиль деловой игры, аукционы.
Так же моей инициативой было научить ребят самостоятельно добывать знания, сравнивать научные факты, развивать логику мышления и делать выводы. Для ее реализации разработала систему приемов, связанную с интернет – технологиями. «Почему именно с ними?» – спросите вы. В наш век информатизации данные технологии самые выигрышные, так как не оставляют равнодушными ни одного ребёнка. (Со временем я буду нарабатывать свои методы и приемы, а может и технологии, но в настоящее время, при отсутствии большого опыта, данная технология очень помогает в организации учебного - познавательного процесса (видео - ролики, презентации, проекты – все с детьми))
Использование информационной технологии позволяет оперативно и объективно выявлять уровень освоения материала учащимися, что весьма существенно в процессе обучения.
Понятно, что создание информационного потока невозможно без использования персонального компьютера. Необходимо отметить, что у большинства учащихся школы имеются персональные компьютеры дома, у многих есть доступ к сети Интернет. Учащиеся используют ресурсы Интернет для подготовки различных тематических рефератов и сообщений, при работе на уроках и при подготовке устных домашних заданий.
При использовании информационных технологий я следую основным методическим принципам:
- принцип увлеченности, согласно которому в основе урока физики лежит эмоциональное восприятие материала, предполагает развитие личностного отношения ребенка к природным явлениям, его творческое самовыражение.
- принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления родственных связей явлений природы и законов химии, которые им соответствуют.
Так же удалось разработать цифровые образовательные ресурсы, как комплекс средств обучения, в которые входят:
- видеоряд: фрагменты научных фильмов, записи явлений природы;
- анимации: фрагменты мультипликации, связанные с химией;
- синтезированный зрительный ряд: портреты ученых, научных деятелей, тематические графики и рисунки, документальные фотографии, художественные фотографии химических процессов.
- литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информационные тексты, раскрывающие содержаниематериала, предлагаемого для восприятия; отрывки стихотворений, прозы; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме;
- творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля знаний.
В связи с этим, появляется возможность более эффективной подготовки к экзаменам в тестовой форме. По окончанию теста ученики могут сразу увидеть свой результат, а так же просмотреть вопросы и проанализировать свои ошибки, если они допущены.
Наряду с информационными технологиями в наше время не менее важное значение имеют технологии интерактивного обучения.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. При организации интерактивного обучения применяю следующие правила:
Правило первое. В работу должны быть вовлечены, в той или иной мере, все ученики. С этой целью использую следующие приемы: задаю «открытые» вопросы (вопросы, допускающие множество ответов); веду групповую дискуссию.
Правило второе. Забочусь о психологической подготовке участников. В этой связи провожу разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе.
Правило третье. Отношусь с большим вниманием к делению учащихся на группы. Первоначально использую принцип добровольности. Затем принцип случайного выбора.
Но возникает одна проблема из-за того, что кабинет химии, в котором я работаю, не оснащен в соответствии с современными требованиями: не имеется интерактивный комплекс и все необходимое оборудование для проведения лабораторных работ и демонстрации опытов.
Работа с интерактивным устройством (доска) существенно помогает учебе: заинтересовывает учеников, облегчает усвоение материала.
Учащиеся признают, что работать с интерактивным комплексом гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии.
Интерактивная доска позволяет показать все изображения в цвете и манипулировать ими – писать поверх них, изменять в размере – что в данном случае соответствует требованиям современного урока. Она помогает преподнести новую информацию, стимулирует обсуждение темы и процесс создания новых идей.
Информационные технологии и технологии интерактивного обучения способствуют созданию и проведению интегрированного урока.
Интегрированные уроки дают учащимся широкое и яркое представление о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов. Основной акцент приходится не столько на усвоение знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки, занятия и внеклассные мероприятия предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание нескольких учебных предметов, привлекать сведения из различных областей наук, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей. Форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности урока. И, самое главное, способствует подготовке к выпускным экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ, так как метапредметные связи прослеживаются в экзаменационных тестах.
Помимо проведения уроков, я большую часть своего свободного времени посвящаю детям. Развиваю их кругозор, активную жизненную позицию. Ребята мне доверяют.
Много усилий прикладываю для реализации творческих идей учащихся.
Таким образом, моя инициатива имеет
-практическую значимость
-востребованность педагогическим сообществом
-возможность реализации в образовательной деятельности
Я считаю, что мои ученики выйдут в большую жизнь
- с необходимыми знаниями,
- будут активными, целеустремленными людьми,
- лидерами,
- будут с легкостью применять свои знания на практике.