Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе на уроках технологии
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе на уроках технологии
Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой страны и во все времена, отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, может меняться и глобальная цель.
Для того чтобы цель помогала, она должна, во-первых, давать полное преставление о том, конечном результате, который мы хотим получить, и, во-вторых, диагностировать результат и однозначно отвечать на вопрос «Достигнута ли цель?». Такая цель в педагогике получила название «диагностической цели», т.е. цели, на основании которой можно строить диагностику достигнутого результата.
Задача учителя – из существующих технологий, с учетом своих возможностей, способностей учащихся, выбрать то, что помогает ему «приобрести специфическую способность к созданию своей собственной методической системы преподавания. Такой системой, разумеется, владеет каждый хороший, опытный учитель, и у каждого она своя».
Технологии Краткое описание технологии Обоснование выбора технологий Данные о повышении эффективности образовательного процесса Конкретные результаты освоения технологии
Информационно-коммуникационные технологии Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развитию науки, техники и их продукта-информационных технологий. Осознанное усвоение знаний, активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской деятельности.
Переход от механического усвоения знаний к овладению навыкам самостоятельного добывания знаний. ИКТ способствует улучшению качества образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующегося в информационном пространстве. Позитивная динамика формирования познавательных УУД,
результативность участия в предметных Всероссийских олимпиадах и конкурсах: «Замок Талантов», высокие результаты мониторинга предметных и метапредметных знаний.
Разноуровневоеобучение Усвоение программного материала на различных уровнях планируемых предметных и метапредметных результатов. Индивидуальное развитие личности ребёнка,
его интеллектуальный рост. Снижение доли слабоуспевающих учеников, рост
качества знаний.
Повышение учебной мотивации,
качества образовательных результатов. Снижение уровня тревожности,
положительная динамика формирования УУД, высокий уровень обученностипо предметам.
Технология системно-деятельностного подхода Развитие личности обучающегося,
его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формирование умения учиться. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять, как добывать информацию, интерпретировать или создавать новую. Используется
индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, сравнивают с образцом и самостоятельно оценивают. Повышение качества знаний,
результативность участие в предметных олимпиадах.
Проектное обучение Совместная разработка системы заданий, направленных на получение конкретного результата (продукта) Развитие исследовательских навыков с последующей презентацией результатов работы и создание авторского продукта Рост числа детей, участвующих в исследовательских проектах, победителей на различных уровнях, формирование исследовательского навыка, коммуникативной компетенции Проекты «Подставки для медиатехники», «Изготовление стола- торшера»;
«Подставки-трансформеры и т.д.;
позитивная динамика формирования УУД.
Личностно-ориентированное обучение Выявление субъективного опыта каждого обучающегося, создание и оказание психолого –педагогической помощи в становлении его индивидуальности Ориентирована на личность обучающегося, выявляет субъективный опыт и предоставляет ему возможность выбирать способы и формы учебной работы Определяет значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявляет круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения Специальное конструирование дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личным развитием обучающегося
Для повышения интереса учащихся к процессу обучения на уроках и на внеклассных мероприятиях использую различные готовые мультимедийные презентации, фильмы и другие информационные ресурсы из сети Интернет:
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/ Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/ Учительский портал http://www.uchportal.ru/ Учебно-методический кабинет http://ped-kopilka.ru/ ЗАВУЧ.инфо http://www.zavuch.info/ Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet http://pedsovet.su/ Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru Государственные образовательные стандарты второго поколения http://www.standart.edu.ru Научная электронная библиотека http://www.elibrary.ru/defaultx.asp Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/ Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/Считаю необходимым активное изучение и внедрение технологий системно-деятельностного подхода, которые способствуют формированию у лицеистов ключевых компетенций, создают условия для успешной социализации учащихся в обществе. Наиболее результативными в обучении учащихся, по-моему мнению, является проблемно-поисковый подход, связанный с созданием на уроках проблемных ситуаций. Уроки технологии выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно могли обозначить и озвучить проблему, выдвигали гипотезы, «открывали» для себя новые знания, высказывали свои предположения, проверяли правильность своих выводов с помощью учителя, учебника, дополнительных источников.
Для создания проблемной ситуации использую следующие приёмы:
научные теории, выполнить которое можно, опираясь на новый материал,
взаимоисключающие точки или ответы учащихся на задаваемый вопрос или практическое задание,
два или несколько противоречивых факта и др..Урок с использованием проблемных ситуаций обеспечивает учащимся более качественное усвоение знаний, способствует развитию их интеллекта, развитию творческих способностей, воспитанию активной жизненной позиции. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемный вопрос.
Не менее эффективным считаю использование игровых технологий. Данная технология наиболее продуктивна на уроках технологии в 5-6 классах. Ведущим методом на таких уроках является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра и др.. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических и игровых методов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учащихся к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.
Кроме этого в своей работе использую технологию обучение в сотрудничестве. Основная идея этой технологии – создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. В классе все учащиеся разные: одни схватывают на «лету», другим требуется значительное время для осмысления, им трудно, они замыкаются и вскоре оказываются вообще выключенными из учебного процесса. Если же объединить учащихся в небольшие группы по 3–4 человека и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого в выполнении этого задания, то возникает ситуация, когда ученик отвечает за результат не только своей работы, но и всей группы в целом. Формирование групп осуществляется таким образом, чтобы в каждой присутствовали как “сильные” учащиеся, так и “слабые”. “Слабые” стараются выяснить у “сильных” непонятные им вопросы, а “сильные” заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Кроме того, в процессе работы учащихся в группах происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения лицеистами фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что групповая работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
В свою практику внедряю инновационные технологии, такие как технология оценивания учебных достижений.
Использование технологии оценивания способствует развитию у учащихся умений самоконтроля и самооценки. Технология оценивания способствует формированию таких умений, как работать по плану, соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.
Результативность использования современных образовательных технологий подтверждается:
1) положительной динамикой «качества обученности» ; 2) развитием общеучебных умений и навыков учащихся (познавательно-информационных, организационно-управленческие, коммуникативные, контрольно-оценочные, рефлексивные);
3) позитивной динамикой участия учащихся в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.