Родительское собрание «Детская агрессия: как вести себя родителям?»
Родительское собрание «Детская агрессия: как вести себя родителям?»
Класс: 2Дата проведения:Цель собрания: Повышение психолого-педагогической грамотности у родителей по проблеме детской агрессивности.Задачи:1) Раскрыть сущность понятия детская агрессия;2) Охарактеризовать причины возникновения агрессивного поведения детей;3) Рекомендовать родителям способы предупреждения агрессивного поведения у детей;4) Проанализировать ситуационные задачи по теме собрания.
Оборудование: анкеты для родителей (Приложение 1), памятки для родителей (Приложение 2), ситуации (Приложение 3).
Ход собрания
Деятельность учителя Деятельность родителей Время
Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители мы благодарим вас, что вы сегодня к нам пришли! Я рада с вами нашей встречи спасибо, что вы нашли время и пришли к нам. Все ли расписались в явочном листе? Кто не расписался, распишитесь, пожалуйста, в протоколе родительского собрания. Здравствуйте.
Ответы родителей. Вводная часть
Основные вопросы, которые мы сегодня с вами рассмотрим:1) Раскрытие понятия детской агрессии;2) Охарактеризовать причины детской агрессивности;3) Рекомендации родителям о предупреждении агрессии у детей;4) Анализ ситуационных задач.Мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей, и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как с ними правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей. В настоящее время мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, а также в компьютерных играх. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить с вами сегодня. Давайте попробуем разобраться в видах проявления детской агрессивности, рассмотрим её причины и пути коррекции поведения детей. Организационный момент
1.Первое что мы с вами рассмотрим это сущность понятия агрессии:Может быть кто-нибудь из родителей знает что такое агрессия?Агрессия (от латинского – нападение, приступ) – поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе.Как вы думаете уважаемые родители для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Какие же виды агрессии встречаются? -физическая-вербальная-негативизмПримерные критерии агрессивности младших школьников: 1.часто теряют контроль над собой; 2.часто спорят и ссорятся с окружающими;3.отказываются выполнять просьбы взрослых;4.намеренно вызывают у других чувство раздражения;5.обвиняют других в своих ошибках;6.могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;7.часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;8.долго помнят обиду, стремясь отомстить;9.мнительны и раздражительны.Посмотрите внимательно на данные критерии и подумайте, встречаются ли они в поведении вашего ребенка.Если для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.2.Причины возникновения агрессивного поведения у детей:
№ Причина Характеристика
1 Переход эмоций страдания в эмоции разрушения Когда детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей, частыми наказаниями, окриками - он сперва хранит в себе обиды, плачет, а затем как бы “заражается” их агрессивностью. Это один из факторов агрессивного поведения. Когда ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Он не чувствует поддержки взрослых, их тепла и внимания.
2 Взаимоотношения со сверстниками Период развития, в котором находятся сейчас наши дети, противоречив. Ребенок перестает считать себя маленьким. И, требуя отношения к себе как к взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Авторитет среди сверстников, учителей для него становится большей ценностью, чем общение с родителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать “отпор” обидчику.
3 Отношения в семье Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.Еще одна причина непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребенок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.
Если в первых двух случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет ребенку уже подростком реализовать себя. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.
4 СМИ На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии, компьютерные игры, интернет. За все школьные годы дети проводят у телевизора и за компьютером почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.
3. Рекомендации родителям : 1.Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.2.Следует избегать неоправданного применения силы и угроз.3.Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере такой черты, как злоба.4.Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Как оградить ребенка от влияния СМИ и компьютера? Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка.Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок и во что играетПереключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.Больше времени проводите вместе, уделяйте внимание ребенку, покажите ему, сколько всего интересного и важного есть в жизни. Родители делятся на 4 группы. Каждая группа получает ситуацию для обсуждения (Приложение 3). 4. Анализ ситуационных задач:- Уважаемые родители! Вам даны ситуации, которые могут произойти с вами и вашими детьми. Давайте подумаем, как мы можем справиться с данными ситуациями наиболее конструктивно.Ваша задача – найти выход из данной ситуации и показать, как вы будете с ней справляться. Один родитель выступает в роли ребенка, другой – в роли родителя. Данная форма работы поможет нам прочувствовать эмоциональное состояние обоих сторон, участвующих в данной ситуации.Обсуждение, проигрывание, рефлексия, формулировка выводов. Предположения родителей.
Варианты ответов родителей.
Родители смотрят на критерии агрессивности и выделяют для себя те, которые встречаются у их ребёнка.
Родители принимают участие в ситуациях и обыгрывают их. Заключительная часть
В завершении нашего собрания я хочу раздать вам небольшие памятки для родителей «Пять рецептов избавления от гнева» и «Предупреждение компьютерной зависимости у ребёнка» (Приложение 2) Я хочу ещё раз поблагодарить вас, что вы нашли время и пришли на наше родительское собрание.Уважаемые родители спасибо за внимание и активное участие! Принимают памятки.
Приложение 1
Анкета для родителейУважаемые родители! Для организации дальнейшей совместной работы с вами и вашими детьми просим вас ответить на вопросы данной анкеты. Благодарим за понимание и поддержку!
1.Много ли внимания вы уделяете воспитанию ребенка?
- круглые сутки - 5-6 часов в сутки 1-2 часа в сутки
2. Часто ли вы хвалите своего ребенка?- всегда - иногда - очень редко
3. Как вы наказываете своего ребенка? - физически (ремнем, шлепком и т.д.)- лишаете удовольствий - ставите в угол - ругаете его, кричите- не разговариваете с ним - наказываете трудом - другое:4. Как вы поощряете своего ребенка? - дорогими подарками, деньгами
- игрой на компьютере - совместным досугом - просто хвалите - другое
5. Какие передачи смотрит ваш ребенок? – мультфильмы - ужастики - боевики
- спорт - познавательные передачи - взрослые сериалы - детские сериалы - другое6.Какие передачи смотрите вы?___________________________________________
7. Читаете ли вы вместе с ребенком книги? - да - нет - редко
8. Читаете ли вы сами художественную литературу? - да - нет - редко
9. Играет ли ваш ребенок в компьютер? - да - нет
10. Если да, то сколько времени ребенок проводит за компьютером?_____________
11. В какие компьютерные игры играет ребенок?_____________________________
12. Выбираете ли вы для своего ребенка компьютерные игры и телепередачи?
- жестко контролируете - выбираете вместе - доверяете выбор ребенку
13. Проводите ли вы свободные вечера и выходные всей семьей? ________________
Как они организованы? ______________________________________________
14. Какое эмоциональное состояние преобладает у вас, когда вы находитесь дома?
- подавленное - нейтральное - спокойное, радостное
Спасибо!
Приложение 2
Памятка «Пять рецептов избавления от гнева».
Пути выполнения
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. - слушайте своего ребёнка;
- проводите с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своём детстве; детских поступках, победах и неудачах;
- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте своё безраздельное внимание каждому из них в отдельности.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. - Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно),
- старайтесь не прикасаться к ребёнку во время раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии - говорите детям прямо о своих желаниях, чувствах и потребностях;
«я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогайте меня»
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. - примите тёплую ванну, душ;
- выпейте чаю,
- позвоните друзьям,
- сделайте успокаивающую маску для лица;
- просто расслабьтесь, лёжа на диване;
- послушайте любимую музыку
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев - не давайте играть ребёнку теми вещами, которыми вы дорожите,
- старайтесь избегать ситуаций, которые могут вызвать такое поведение ребенка, которым вы будете недовольны;
- не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией
6. Уменьшите время нахождения ребёнка за компьютером
-Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.-Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером один час в будний день и два – в выходной, но обязательно с перерывами.-Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)-Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).-Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.-Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.
Приложение 3
Ситуации:
Ваш ребенок со злостью толкнул своего одноклассника. Вам рассказала об этом учительница. Ваши действия.
_____________________________________
Вашего ребенка толкнул одноклассник. Ребенок сам рассказал вам об этом. Ваши действия.
_______________________________________
Учительница рассказала вам, что ваш ребенок обозвал одноклассника нецензурными словами. Ваши действия.
_______________________________________
Вечер. Пора делать домашние задания. Ваш ребенок сидит и смотрит мультфильмы. На ваши замечания говорит: «Я вообще уроки делать не хочу и не буду!». Ваши действия.