Психологические рекомендации классному руководителю Новенький в классе
Новенький в классе.
Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, но тут многое зависит от адаптационных качеств человека.
Психологические упражнения
для классного часа по сплочению класса
принятию в него новеньких.
-определение физических параметров класса (например, рост, вес, толщина бицепсов, ширина шага, длина носа, окружность талии и т.д.) В данных исследованиях (в отличие от медицинских) главное – определение суммарных показателей. Это значит, что все цифры записываются столбиком в разных графах на доске, затем суммируются и оглашаются: "Рост нашего класса - 42 метра, длина ступни - 5 с половиной метров и т.д."
-составление шуточной характеристики класса (ученики анонимно заполняют листочки с разнообразными вопросами: "Ваш любимый цвет? Ваша любимая музыкальная группа? Ваша любимая книга? И т.д." Ответы на вопросы складываются в шапку, а затем учитель достает их и зачитывает вслух, как если бы эти ответы были обобщенным мнением всего коллектива: «Наш класс больше всего любит есть пельмени. В нашем классе все с утра до вечера смотрят фильм "Армагеддон"…»
-изготовление талисмана класса, герба, девиза, первого выпуска классной газеты. Главное условие, чтобы при их создании принял участие каждый ученик класса. При одном способе все ученики рисуют или придумывают девиз индивидуально, затем все рисунки крепятся к доске и путем голосования выбирается самый соответствующий классу портрет. При втором способе рисунок (девиз, герб) создается сообща, прямо на доске или листе ватмана: все ученики по очереди берут мел, и каждый вносит свою линию, свой штрих в портрет талисмана. Первая газета также может быть исключительно простой (например, это может быть лист ватмана, к которому прикреплены очертания ладошек с написанными на них пожеланиями всему классу от лица каждого ученика).
-обмен комплиментами. Комплимент, как утверждают психологи, - это своеобразное словесное «поглаживание». А поглаживания нужны человеку не меньше, чем кошке. Организовать его можно по-разному. Можно провести «кольцовку» комплиментов, когда каждый ученик выслушивает приятные слова от предыдущего "оратора", и сам говорит их последующему. Можно устроить "дождь" комплиментов, когда из класса выбирается один ученик, а все остальные обязаны высказать в его адрес по одному положительному суждению. Комплименты могут строиться по схемам: "Что мне в тебе нравиться, так это...", "Я только сегодня заметил, что ты...", "Если б не ты, я бы никогда..." и т.д. Главное условие игры - чтобы каждый почувствовал хотя бы немного внимания персонально к себе.
Рекомендации классному руководителю.
1. В разговоре с новеньким учителю стоит рассказать о системе работы, о досуговой деятельности ребят, о порядках школьного процесса и кратко дать характеристику класса. Заранее следует предупредить, что при возникновении каких-либо проблем всегда можно обратиться к вам за советом. Причем классный руководитель гарантирует неразглашение такой беседы.
2. Представляя новичка классу, учитель может сказать о нем несколько хороших слов, попросить всех его "любить и жаловать". Затем желательно понаблюдать со стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками, постараться вовремя пресечь "дедовщину".
3. Лучше дать возможность новеньким акклиматизироваться перед тем, как вовлекать в работу на уроках.
4. Хорошо организовать уроки таким образом, чтобы новичок мог проявить свои способности.
5. Можно посадить новенького за одну парту с самым популярным учеником в классе или дать ребёнку поручение, которое он будет выполнять вместе с всеобщим любимцем. Иногда следует особо побеседовать с лидерами класса, попросить взглянуть на себя глазами новичка, дать им задание ввести его в курс дела, взяв под свою опеку, и "подтянуть" по школьной программе (особенно подходит для младших школьников).
6. Так же стоит помнить, что совместная деятельность способствует сплочению коллектива, например совместная уборка класса после уроков.
7. Хорошо будет узнать (с помощью анкетирования всего класса или отдельной беседы с новичком) о его интересах, стремлениях, о "любимых" и "нелюбимых" школьных предметах. На основе результатов анкетирования можно сопоставить интересы новичка и остальных учеников и организовать общеклассное мероприятие. Например, это может быть поход в кино или музей. Чувствуя себя "в своей стихии" новый ученик может рассказать остальным что-нибудь интересное о том, что он знает.
8. Полезной может быть беседа с родителями новичка о том, как учился ребенок в предыдущей школе, были ли у него проблемы в общении со сверстниками, какие у него интересы и т. п.
9. Бывает, что сам ученик не желает сближаться с коллективом и держится особняком. В этом случае ему, возможно, необходима консультация психолога, чтобы выявить причину такого поведения, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи.