Консультация Когда ребенок плохо себя ведет

Когда ребёнок плохо себя ведёт

Плохое поведение ребёнка зачастую сопряжено с агрессивными проявлениями, направленными против других детей, значимых взрослых или просто в сторону окружающей среды (животные, растения, неодушевлённые предметы и т.д.).

Что такое агрессия? Какие виды агрессии бывают? В чем особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте.

Термин «агрессия» сегодня можно услышать очень часто. Но не все знакомы с определением этого понятия, с особенностями и видами агрессии.

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, подавленности и д.р.).

Агрессия бывает:
физическая (нападение) - использование физической силы против другого лица;
вербальная - выражение негативных чувств через форму и содержание (крик, ссора, грубость, ругань, угроза и т.д.);
прямая - непосредственно направленная против кого-то;
косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (сплетни, язвительные шутки и замечания и т.д.), и действия, которые характеризуются отсутствием конкретной направленности и не упорядоченностью (топанье ногами, взрыв ярости, которые проявляются в крике и т.д.);
инструментальная - являющаяся средством достижения какой-либо цели;
враждебная - действия, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении и т.д.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни, агрессия, как правило, проявляется в импульсивных признаках упрямства, которые часто не поддаются управлению взрослых. Например: сильное огорчение может вызвать у ребенка безумный страх или безумную ярость. Захлестнутый этой яростью, ребенок ничего не видит и не слышит, он не контролирует себя. Он может бросаться на пол, кричать, плакать навзрыд и т.д. Для родителей такие ситуации неприятны, и не поощряются, но и ненормальными их не считают. Такое поведение агрессивным можно считать условно, так как у ребенка нет целенаправленного намерения причинить ущерб окружающим.

В более позднем дошкольном возрасте на первый план начинают активнее выдвигаться ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами (чаще всего игрушками). В этот период развития примерно в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия. Вспышки ярости приобретают более целенаправленный характер.

В дальнейшем ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности здесь могут зависеть от реакции и отношения родителей к формам поведения ребенка. Также начинают расширяться социальные контакты ребенка, он сталкивается с целой системой новых запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние и агрессивные тенденции.

"Природный" агрессивный потенциал никуда не исчезает и в более зрелом возрасте. Просто начиная осваивать социальные нормы общества, общаясь со взрослыми и сверстниками (запреты, общепринятые правила и нормы), дети учатся регулировать свои агрессивные импульсы. Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку.

В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, формируются отрицательные черты личности. В результате формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, эгоизм, жестокость.

Своевременная психологическая коррекция поведения детей – залог благоприятного развития личности, умения владеть собой в любой жизненной ситуации.
15