Разработка родительского собрания Что должны знать родители когда их ребенок идет в 5 класс
Родительское собрание №1
Тема: «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Прежде всего, хочу поблагодарить вас за то, что нашли время прийти на собрание, чтобы обсудить все проблемы до начала учебного года. Я поздравляю вас с тем, что ваш ребёнок практически стал пятиклассником, а это значит, что он, покинув стены начальной школы, вступил во взрослую жизнь «среднего звена».
Начало учебы в пятом классе особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для родителей, но и для учеников. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе.
Итак, тема сегодняшнего собрания: «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»
Крикните громко и хором, друзьяДеток своих вы все любите? (да)С работы пришли, сил совсем нет,Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)Я вас понимаю… Как быть, господа?Проблемы детей решать нужно нам? (да)Дайте мне тогда ответПомочь, откажитесь мне? (нет)Последнее спрошу вас яАктивными все будем? (да)Замечательно! Молодцы!
Полезная информация
Пятиклассники должны:
• уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
• уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
• стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
• уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
• иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
• уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
• уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть, необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, только тогда у него сформируется такая важная психическая
Рекомендации для родителей
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение в рацион ребенка витаминых препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие
двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, пря обретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности
ребенка.
• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»
1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
Современный пятиклассник – какой он? Это особенный ученик. У него за плечами начальная школа, четыре года обучения, он привык к одному человеку, своей первой учительнице, привык к играм, сказкам, другим детским забавам. Ему очень хочется повзрослеть, но и со своими детскими развлечениями он еще не желает прощаться
Когда наши дети придут в 5 класс, они столкнутся с довольно трудным периодом – адаптационный период к средней школе. Они переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки у них проходят в разных кабинетах. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства, а это достаточно серьёзный кризис.
Сегодняшний пятиклассник энергичный и любознательный, умный и настойчивый, старательный и творческий, внимательный и находчивый, взволнован и иногда растерян. Он хочет учиться, хочет знать больше. Пятиклассник верит нам, учителям и родителям, и мы не должны его обмануть. Он ждет перемен, ждет, что в школе ему станет интересно. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы учителя были довольны, чтобы «мама, когда увидит дневник, не наказывала и не плакала» - достаточно сильно у пятиклассников.Трудно ему в школе? Да. Современный пятиклассник имеет много новых предметов, у него новые учителя, от которых зависит, каким он будет через семь лет. К тому же, ему нужно приспосабливаться к требованиям разных учителей. Различные требования учителей зачастую оказываются им не под силу. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к учителю, плач, капризы; возникает чувство одиночества, что в школе они никому не нужны. Вследствие того, что ребенок не сможет выполнить определенных учебных задач, у него может снизиться интерес к учебе. Поэтому учителя и родители постоянно должны быть готовыми помочь детям, чтобы у них не возник так называемый симптом обесценивания своей позиции как ученика.
Почти у всех 5-классников слово «оценка» вызывает сильное эмоциональное (часто негативное) переживание. К сожалению, идя на урок, ученики заранее настраиваются на плохую оценку. Тем самым в них незаметно формируется низкая самооценка, что в дальнейшем негативно отражается на всех сферах жизни. У детей этого возраста уже формируются личные взгляды на жизненные ценности и обучение. Но не все они могут ответить на вопрос: для чего я учусь? Поэтому создается «вакуум» мотива обучения. Происходит это потому, что прежние ценности ребенка уже не устраивают, а новые еще не сформировались.
Необходимо целенаправленно формировать у ребенка правильную стойкую мотивацию к учебе. Можно выделить следующие мотивы учения:- учимся для жизни, а не для школы;
- каким я стану зависит только от меня;
- я взрослею, и это ответственно.
Если ученик сохранит эти мотивы обучения, то, окончив школу, он будет уверен в себе, целеустремленный, готов к взрослой жизни.
Большинство детей переживает 5 класс как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Однако резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, несомненно, вызывают у них стресс.
В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость, или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми и неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы уже нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере.
Проанализируем типичные проблемы пятиклассников и возможные пути их решения
Проблема Возможное решение
Стойкая привычка у детей к преувеличенной помощи родителей во время выполнения домашних заданий, творческих работ Дать детям самостоятельность в выполнении заданий, проверка после выполнения.
Создание у детей в конце 4-го класса психологического барьера – настороженного ожидания трудностей учебы в 5 классе Знакомство родителей и учащихся со своими учителями уже в 4м классе, проведение адаптационных занятий
Недостаточная техника чтения, большие проблемы, связанные с пониманием текста учащимися через бедный лексический запас у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать егорекомендовать родителям постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания содержания терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условие упражнения, летом ежедневно читать вслух и пересказывать прочитанное
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детейРекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, с правильной позицией ручки
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детейспециальные упражнения на тренировку внимания и памятиНедостаточная тренированность долговременной механической памятиПрактиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические текстыОтсутствие у учащихся умений и навыков работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной учебной литературойРекомендовать создать в классе собрание справочной литературы, предлагать учащимся задания с использованием справочников и словарей, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературыНедостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) Постоянное закрепление знаний: таблицы сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного вычисленияОшибки в письменных действиях с многозначными числами Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения действия , систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитаниеНедостаточное знание правил порядка выполнения действий ( в том числе и в выражениях со скобками) После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действийНедостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунках, схеме. Во время обсуждения решения ставить вопрос: как догадаться, что первое (второе, ... ) действие есть именно такое?
Формальные представления о буквенные выражения, уравнения, его корне, способах проверки правильности решения уравненияБольше внимания уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного или неверного равенства, нахождению значения выражения с переменнойНедостаточно грамотное речи учащихсяЧаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений, неравенств, склонять числительные, тренировать в верном чтении выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежахУважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы наш пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь.
Кроме того, вы можете воспользоваться рекомендациями специалистов по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребёнка». Я вам эти рекомендации сейчас раздам.
Памятка для родителей пятиклассников
Воодушевите ребёнка рассказами о своих школьных делах. Каждую неделю находите время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте со своим ребёнком о школе. Старайтесь запоминать события и детали, которые ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы вновь начать беседу о школе. Обязательно спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, учителях.
Регулярно беседуйте с учителями ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях в классе. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте школьные оценки со своей домашней системой наказаний. О неудачах в учёбе и плохом поведении просто строго беседуйте с ребёнком.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте ребёнку свою заинтересованность к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для выполнения их наилучшим образом. Если ребёнок обращается к вам с просьбой о помощи с домашним заданием, не отказывайте, помогите ему, чем можете, направляйте ход его мыслей в нужное русло, помогите найти ответы самостоятельно.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые для родителей, используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребёнок учится и как его учат.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят такие серьёзные изменения.
42 способа сказать «Очень хорошо»
Поскольку для 5-классников начинается новый этап в жизни и они стремятся быть лучшими, нам необходимо поддержать их в этом, ни в коем случае не унизить, не обидеть, не ранить души ребенка, ибо обидеть легко, а вернуть любовь и уважение гораздо труднее, поэтому предлагаем 42 способы сказать ребенку «Очень хорошо», чтобы не загубить, а поддержать то прекрасное, что есть у каждого присутствующего ученика в классе.
Ты сейчас на правильном путиЧудеснейше!
Тебе это удалось Правильно !
Это хорошоЯ горжусь тем, как ты поработалТы делаешь это очень хорошоЯ счастлива видеть эту работу!
Хорошая работаТы близок к истинеМои поздравления! Это то, что надо! Я знала, что ты можешь это сделатьТы быстро учишьсяРаботая так, ты добьешься успехаЯ не сумела бы сделать лучшеЭто правильный путь
День ото дня это тебе удается лучшеОчень приятно учить таких умных детейЧрезвычайно! Твой мозг поработал на славу
Отлично! Ты добьешься успехаПрекрасно! Это – замечательная работаТы делаешь это красиво! Ты прав!
Как ты много сделал! Так держать!
Умница! Я горжусь тобойПоздравляю! Молодец!
Мне нравится ход твоих мыслейЯ никогда не видела ничего лучшеЗначительный прорыв! Ты сегодня бесподобен!
Это – твоя победаЭто уже успехИскренне рада за тебяГрандиозно!
Твоя работа принесла мне много радостиЯ верю в тебя!
Игры для тренировки памяти и внимания
Бабушка укладывает чемодан
Суть состоит в том, что ведущий начинает игру и говорит «Бабушка укладывает в чемодан…зубную щетку». Разумеется, вместо зубной щетки мог быть и любой другой предмет, пришедший вам первый в голову. Следующий игрок должен повторить уже сказанное и добавить еще один предмет к бабушкиному багажу: «Бабушка укладывает в чемодан зубную щетку и полотенце». И так идет по кругу, пока цепочка становится настолько длинной, что ребенок уже не может ее воспроизвести. У некоторых она может доходить до 18-20 предметов.
Тренировка слуховой памяти
Принцип этой игры еще проще, чем предыдущей. В нее удобнее играть с ребенком вдвоем. Прочитайте ему список из 10 слов или небольших словосочетаний, не связанных между собой (например: вертолет, собака, дом, карандаш, стол, трамвай и т.д.). После этого попросите повторить то, что он смог запомнить. Повторите все слова еще раз, чтобы ребенок услышал забытые слова. Через час можете попросить его повторить услышанные слова еще раз. Если он вспомнит 7-8 слов, то это отличный показатель долговременной памяти.
Спортивное ориентирование (квест)
Прекрасным и увлекательным способом тренировки памяти является спортивное ориентирование. Это не только станет любимым занятием вас и вашего ребенка, но и приучит ребенка к тому, что обучаться чему-либо новому это не так скучно и неинтересно, как кажется на первый взгляд. В современных детских летних лагерях тренировка памяти ориентированием нашла широкое применение, ведь это так нравится детям.
Тесты и упражнения для тренировки памяти
Сегодня в интернете можно найти множество тестов и упражнений для тренировки памяти. Упражнения отличаются от тестов только тем, что они не подсчитывают ваш личный результат, а только стимулируют развитие памяти. Кроме того, что тесты могут показать, каков уровень вашей кратковременной или долговременной памяти на настоящий момент, с помощью них удобно наблюдать за прогрессом в течение тренировок.
Стихи для тренировки памяти
Это, наверное, самый известный способ тренировки памяти. Стихотворения для тренировки памяти пользуются большой популярностью не только у школьников и подростков, но и у взрослых. Ведь это не только тренирует память, но и улучшает красноречие и увеличивает словарный запас. Способ такой тренировки памяти очень прост: просто выберете любой понравившееся и вдохновившее вас стихотворение и попытайтесь его запомнить так же, как и в школе. Сначала это может вызвать некоторые трудности, но ни в коем случае не сдавайтесь. Со временем заучивание стихов будет даваться вам все проще и проще!