статья Как научить ребёнка писать грамотно 
Как научить ребенка писать грамотно.
          Одна из низких причин грамотности учащихся (а отсюда –и многих взрослых) –в нацеленности обучения на знание правил , а не на их применение. Но опыт работы в школе показывает , что знание и умение их применять в практической деятельности- это далеко не одно и то же. «Понятие, правило не переходит сразу из головы учителя в голову ученика»,  - писал в свое время В.П. Шереметевский . Иногда навык отрабатывается путем проб и ошибок , но при этом ученики не получают ясного представления о том , какие операции и в какой последовательности должны быть произведены при применении орфографического правила . Значит , центр тяжести должен быть перемещен с усвоения , Заучивания    правил в плоскость их применения. Ученику нужно знать , как воспользоваться правилом , и учитель должен дать ему ориентир , рекомендации , инструкции по применению правила . Иногда это опорная схема , приемы-секреты , а чаще всего-алгоритм.     Особого внимания заслуживает также проблема , связанная с овладением школьниками способами действия , обеспечивающими осознанное применение изученных орфограмм.    М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: « Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять , школьник не видит орфограмм в процессе письма».     Исследования показали , что самостоятельно определяют орфограммы 15-45% учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально,-70-90%. Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Этот вопрос меня интересовал давно. Проанализировав собственный опыт , а также          работы известных методистов , я пришла к некоторым выводам:- работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;
-ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки;
-орфографические правила вводить выполнением нужных упражнений , а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками;
        -развивать фонематический слух;
        - обучать правильному списыванию текста;
        - прививать интерес к чтению;
        -интегрировать уроки русского языка и чтения;
       -развивать словарный запас детей.
  Ребенку , пришедшему в 1 класс , очень трудно разобраться в написании слов и многом другом , так как он только научился писать. Но здесь очень важно сразу обратить внимание на то , что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.Первый этап.   Обучение постановке ударения. Задания предлагаются такие ,где написание не расходится с произношением. Например : рыба . парта, куст ,Нина ,Ната ,и т. д.Второй этап.    Ввод слов , где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного-«опасного места» в слове. Безударный произносится слабее , тише ударного, слышится неясно. (Трава , доска , занесло , травяной)Третий этап.Отработка навыка правописания безударной гласной. Многие методисты рекомендуют запись с пропуском сомнительных гласных, но я думаю , что лучше их  писать карандашом или подчеркивать.(Моросил, задремали , осенний ,на спине и т.д.)Четвертый этап.Отработка умения проверять безударную гласную . Дети знакомятся с орфограммой , когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на замену букв.(Г(о/а)ра, с(о/а)ва, с(о/а)сна, тр(о/а)па,гр(о/а)за)   Эти упражнения даются на доске. Ученики доказывают необходимость нужной гласной.Пятый этап.Восприятие орфограммы на слух.  Выполнению этого этапа способствуют объяснительные и выборочные диктанты.
     Во 2,3,4 классах проводится отработка навыка проверки слов. Дальнейшее введение орфограмм в начальной школе может проходить следующим образом : знакомлю детей с правилом и тут же указываю место и номер орфограммы из памятки для работы над ошибками . Эта памятка должна быть у всех учащихся своя и общая большая в классе.
    Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.    1. Очень активизируют работу перфокарты.                                                         2. Работу в парах провожу следующим образом.                                                 3. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы , поэтому необходимо применять практически на каждом уроке.     4. Объяснительные и предупредительные диктанты.      5. Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.   Положительные результаты дают такие приемы:  1) проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки ;   2) письмо по памяти (связного стихотворения , прозы);   3) выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной;   4) работа с текстом , записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне);
    5) выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть безударная гласная а , Запись их, проверка ;     6) запись однокоренных слов в определенном порядке ( с ударением в корне , приставке , суффиксе);   7) выбор проверочного слова ;   8) запись нескольких проверочных слов.
 Для индивидуальной работы над ошибками с 1 класса использую памятку « Мои ошибки». Для этого ученик в тетрадь записывает слово, в котором сделал ошибку, орфограмму выделяет зеленым цветом и  наклеивает картинку .Например, слово каток или слово девочка . И так поступает с каждым словом ежедневно. Он понимает смысловую сторону слова и запоминает его образ. За первые 2 года обучения в личной памятке у многих учащихся накапливается ряд слов , в которых были допущены ошибки.   В классе у доски или за партой работа над ошибками продолжается под моим руководством и по моим заданиям. Дома перед выполнением домашнего задания               ученик записывает все слова , в которых допущена ошибка и выделяет правильную букву. По мере изучения орфограмм учу детей правильно работать над допущенными ошибками. При проверке тетрадей . обнаружив ошибку , к примеру в слове поля провожу следующую работу :1) вкладываю в тетрадь карточку с заданием вставить буквы в предложения:     Кругом пшеничные п..ля .П..левые работы идут каждый день. Мыши-п..левки приносят вред.Ребенок вставляет буквы карандашом и оставляет карточку в тетради , а в памятке « Мои ошибки» вписывает слово поля.   Трудно перечислить все приемы с памяткой « Мои ошибки».Этот процесс творческий , Трудоемкий , отнимающий много времени , но  такой труд окупается более высокой грамотностью.
  При обучении орфографии немаловажное значение имеет характер дидактического материала. Важно , на какой лексике отрабатывается правило. Упражнения по орфографии должны включать материал , содержащий не только орфограммы в их очевидном и ясном для ученика виде , но и такие , в которых существенные признаки орфограмм окажутся « замаскированными» и неясными для учеников. Орфографические правила должны отрабатываться на дидактическом материале разной степени трудности. Следует изучать   ошибки учащихся и включать в упражнения слова , часто вызывающие ошибки.
        Все эти приемы позволяют предупредить ошибки , развивают орфографическую зоркость навык звуко-буквенного анализа , самоконтроль. Подобная система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты , минуты поэзии , вносящие элементы занимательности в учебный процесс ,помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Все это я стараюсь использовать на уроках при изучении грамматических тем. Любой урок рассматриваю с точки зрения его эффективности. Основной результат- то , что дал он учащимся , насколько продвинулись они в усвоении материала. Но не только… Считаю , эффективным станет урок , который даст высокий учебно-воспитательный результат , поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии. Необходимо постоянное пристальное внимание к нравственным проблемам , способствующим развитию душевных качеств детей , и не только на специальных внеклассных мероприятиях , но и на уроке .