Проект Урал — мой край!


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 480 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»
Спортивно-социальный проект «Урал – мой край»
Челябинск 2017г Разработала: Акиньшина Е.А.,
инструктор по физической культуре
Актуальность
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция педагога, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Суть проекта «Урал – мой край» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому к истории, культуре страны. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл с друзьями.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Задача данного проекта привить любовь к своей малой Родине, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Полное название проекта Спортивно-социальный проект «Урал – мой край»
Место проведения проекта, сроки город Челябинск МБДОУ «Детский сад № 480 города Челябинска», сентябрь 2013– апрель 2017 г.
Руководитель проекта Акиньшина Е.А., инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 480 города Челябинска»
Участники проекта Дети МБДОУ, педагоги, родители
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту Физическое развитие,
социально – коммуникативное развитие,
речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие.
познавательное развитие
Тип проекта спортивно-социальный
Форма проведения Дневная (в рамках организации образовательного процесса с учётом принципов интеграции)
Цели проекта Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи проекта воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
формировать интерес к культурному наследию региона; истории, символике, достопримечательностям.
воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
охранять и укреплять здоровье детей.
Этапы работы над проектом I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – внедренческий собственно спортивно-социальный.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Заключительные мероприятия Оформление проектной папки и презентации проекта.
Идея проекта: В процессе реализации ОО «Физическое развитие» формировать у детей представления о многообразии культур народов Южного Урала, национальных традициях и обычаях, природе, достопримечательностях, спортивных достижениях уральцев
Замысел проекта: Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Для детей:
Сформированность представлений о родном крае, его природе, истории, легендах, спортивных достижениях, известных спортсменах
Развитие социально – значимых качеств личности
Ответственное отношение детей к окружающей среде
Развитие у детей толерантности и интереса к национальным традициям, играм.
Для родителей
Повысить уровень родительской компетентности;
Гармонизировать родительско - детские отношения;
Повысить активность родителей в участии в мероприятиях ДОУ.
Для педагогов:
Установление партнёрских взаимоотношений педагогов и родителей по вопросам     патриотического воспитания детей.
Продукт проектной деятельности для детей:
Сценарии спортивных праздников и развлечений
Конспекты НОД
Фотоальбомы
Презентации
Продукт проектной деятельности для педагогов:
Конспекты по теме проекта
Планирование по данной теме
Картотека подвижных игр народов Урала
Презентации
Продукт проектной деятельности для родителей:
Совместная образовательная деятельность с родителями
Спортивные праздники
Участие в выставках семейных работ
Наглядная агитация
Консультации
Этапы реализации проекта
I этап. Организационно-подготовительный 
Цель. Подготовка документационного, материально-технического, методического обеспечения организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Создание условий для реализации проекта «Урал – мой край!»
Задачи.
Разработать планы подготовки к организации проектной деятельности по направлениям: материально-техническое обеспечение, программно-методическое обеспечение, работа с детьми, взаимодействие с родителями,
Организовать предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения в соответствии с планом подготовки материально-технического обеспечения к проектной деятельности
Разработать планы организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по осуществлению проектной деятельности
Разработать программно-методическое сопровождение проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Составление тематического планирования мероприятий;
Условия для реализации проекта:
Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Создание необходимого дидактического материала
Создание картотеки подвижных игр народов Урала
Создание атрибутов народных подвижных игр
Создание презентаций
Обеспечение условий для развития толерантности
Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения
Реализация различных форм систематической работы с родителями
Средства реализации проекта:
Виды деятельности: НОД, спортивные праздники и развлечения, совместная деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьей.
II ЭТАП. внедренческий 
Цель. эффективная организация совместной деятельности воспитателей, детей, родителей по реализации проекта
Задачи.
Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Повысить профессиональную компетентность педагогов путем обеспечения методического сопровождения проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада по осуществлению проектной деятельности.
Работа по реализации проекта:
1.Рассматривание с детьми фотоальбомов:
Спортивные комплексы города Челябинска
Спортивные комплексы Урала
Олимпийская сборная Урала
Известные уральские спортсмены
Эстафета Олимпийского огня на Урале
Зимние виды спорта
2.НОД по ОО «Физическое развитие»:
«Любимые игрушки»
«Экскурсия по Челябинску»
«Прогулка в парке имени А. С. Пушкина»
«Богатый урожай уральской осени»
«Уральского хлеба краюшка»
«Как звери готовились к Уральской зиме»
«Прогулка по уральскому лесу зимой»
«Мы в уральский лес пойдем, в лесу елочку найдем»
«В Челябинском цирке2
«В театре кукол имени В. Вольховского. Сказка «Три поросенка»
«Сердце свое сберегу – сам себе помогу»
«Моя дружная семья»
«Наша Родина – Россия»
«Уральская ярмарка»
«Крепкая уральская дружба»
«В гости к бабушке в уральскую деревню»
«Уральский лес ранней весной»»
«Уральские знатоки в поисках цифры пять»
«Мы - уральские космонавты»
«На дорогах Челябинска»
«Подводный мир озер Урала»
«Насекомые Урала»
«Путешествие в уральский лес»
«Экскурсия в зоопарк Челябинска»
3.Проведение спортивных праздников и развлечений:
«Главное богатство Урала»
«Загадки Урала»
«Уральская спартакиада зимой»
«Богатыри земли Уральской»
«Азбука дорог Челябинска»
«Фестиваль подвижных игр народов Урала»
«Вот оно какое, уральское лето озорное»
«Загадки осеннего уральского леса»
«Моя малая Родина»
«На страже Родины»
«В поисках уральского здоровья»
«Школа юного пожарного Челябинска»
«Зимние забавы на Урале»
«День рождения детского сада»
«Мы не скучаем, уральскую осень встречаем!»
«Олимпийские надежды!»
«Зимним спортом занимайся, уральского здоровья набирайся!»
4.Просмотр презентаций:
День Победы в Челябинске
Легенды Урала
Природа Урала
Урал
5.Проведение совместной ОД с родителями:
«Богатыри земли Русской»
«Уральская Олимпиада»
«Осень в Простоквашино»
«Наша Олимпиада»
«Как мамонтенок искал маму»
«Как Лунтик искал лето»
«Большое космическое путешествие»
6. Проведение совместных спортивных праздников с семьями воспитанников:
«Мы весело отдыхаем – в народные игры играем!»
«Наш веселый выходной»
«Мужчины нашей семьи берегут покой страны»
7.Организация выставок творческих работ:
«Спортсмены моей семьи»
«Наши олимпийские надежды!»
«Всем ребятам нравится уральская зима!»
«Папа, мама, я- спортивная семья!»
«Дорожная азбука Челябинска»
Витаминные дары уральской осени
8.Наглядная агитация:
Зимние забавы на Урале
Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?
Детский фитнес дома!
«Движение и здоровье»
Буклет «Зимние виды спорта»
Буклет «Будь здоров, малыш!»
Буклет «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
9.Консультации для родителей:
«Народные подвижные игры»
Игры нашего детства
10.Консультации для педагогов
«Детские подвижные игры народов Урала».
11. Картотека подвижных игр народов Урала
12.Публикации в СМИ
13.Размещение информации на блоге
III ЭТАП. Заключительный. Итоговый 
Цель. Анализ организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении подведение итогов
Задачи.
1. Обобщить результаты работы;
2. Провести анализ деятельности;
3. Осуществить презентацию материалов проекта;
В ходе проведенной работы получены результаты:
повысился уровень родительской компетентности;
гармонизировались родительско-детские отношения;
повысилась активность родителей в участии в мероприятиях ДОУ.
изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Заключение:
В процессе организации различных видов деятельности дети знакомились не только с достопримечательностями Челябинской области и Урала, но и узнали о том, что у нашего края богатая различными событиями многовековая история. Дети познакомились со спортивной историей и достижениями наших земляков. Наши дети, как маленькие патриоты своей родины должны знать, и знают о том, как защищали свою Родину люди в годы ВОВ. Работая над проектом, дети так же познакомились с природой родного края.
Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.
Вывод:
Проект был длительным, насыщенным. Дети знают, что такое Родина, Урал, родной край. С поставленными перед ними задачами справились, узнали много нового, закрепили ранее полученные знания. Родители активно принимали участие в проекте.
Дальнейшее развитие проекта: 
Проект может развиваться и дальше, охватывая большее число участников в районе, городе, России через сеть Интернета.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Я верю, что мои воспитанники, будут любить и оберегать своих близких, гордиться своей страной, краем и городом, будут патриотами Отчизны, её защитниками. Росточки духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному городу, к России, к природе родного края, к культурному наследию своего народа, посеянные в детском саду, вырастут в большое и прекрасное чувство патриотизма.
Список литературы:
1. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - М: АРКТИ, 2004.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.
3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
5. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
6. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
7. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.
8. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988.
9. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
10. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.
11. Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.
12. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.
13. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
14. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». - Мн.: Народная асвета, 1989.
15. Никонова Л.Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» - Мн.: Народная асвета, 1991.
16. Панасенко Г.И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей 5-7 лет». - Л., 1973.
17. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.
18. Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств». - Мн.: народная асвета, 1997..19. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.
Челябинск: Взгляд. 2007..
20. Чечет В.В. «Патриотическое воспитание в семье». - Мн.: народная асвета, 1989
21. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий
2003». 2006.
22. «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.
23. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
24. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.
25. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.