Консультация Как научить ребенка слышать и различать звуки речи 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Каа гайндит жеЭцгаа 
 
збсоаит д жаЭбднаит
 
 
Эвйад женд?
 
 
 
 
 
 
 
Пндиебт
-
бдгдееа
 
Савджмдва Т.В.
 
 
 
 
 
«Ндвгеважидвзаах 
 
дЭпедЭжаЭдваиебтгах загаиджг
ах оадба»
 
 
Сеждх «Пд здвеий бдгдееаа»
 
 
 
«Квмжвселдве лмкндмнкх»
 
 
 
Вы задаете ритм, 
отстукивая его 
рукой, например такой 
–
 
2удара
-
пауза
-
3удара. Ребенок его 
повторяет. Сначала ребенок видит 
Ваши руки, потом выполняет это 
упражнение с закрытыми глазами.
 
 
«Гкижди
-
мвпи»
 
 
 
Попросите ребенка произнести 
гласный звук, слог или слово 
громко, потом
 
–
 
тихо, протяжно, 
потом отрывисто, высоким 
голосом 
–
 
низким. Вариант игры: 
придумайте или вспомните каких
-
то сказочных персонажей, 
договоритесь, кто из них как 
говорит, а потом разыгрывайте 
небольшие диалоги, узнавайте 
ваших героев по голосу, меняйтесь 
ро
лями.
 
 
 
 
Прекрасен мир звуков! 
 
Прекрасен потому, что жить 
 
в нем радостно и интересно. 
 
Стоит на мгновение 
 
закрыть уши, 
 
как сразу замолкнут в
 
се звуки, и обеднеет для нас мир. 
 
Так купайтесь в океане звуков 
 
и наслаждайтесь их 
 
прелестным разнообразием!..
 
 
 
 
Игровое упражнение 
 
 
 
Различение звуков речи 
–
 
фонематический слух 
-
 
является основой для 
понимания смысла 
сказанного. При 
несформированности 
речевого звукоразличения 
ребенок воспринимает  не 
то, что ему сказали, а то, 
что он услышал 
–
 
что
-
то 
точно, а 
что
-
то очень 
приблизительно.   
Дошкольники затрудняются 
произвести звуковой анализ 
слова, выделить отдельные 
звуки, так как 
воспринимают слово 
целиком, как звукокомплекс. 
Недостаточность 
фонематического слуха 
проявляется особенно ярко в 
школе при обучении 
письму и 
чтению
.
 
 
 
«Эпи»
 
Взрослый обсуждает с ребенком, что 
такое эхо и где с ним можно 
повстречаться. Эхо всегда повторяет то, 
что ему говорят. В первом туре ведущий 
называет по очереди несколько простых 
слов (ау, ау, мама), а потом предлагает 
эту роль ребенку. Постепенно, череду
ясь в 
роли водящего с детьми, можно 
переходить не только к сложным словам, 
но и к стихотворным строчкам. 
 
 
«Пекевибвж Экнбх»
 
В игрушечных грузовиках (или 
нарисованных), каждый из которых 
отмечен одной буквой, можно перевозить 
только вещи, начинающиеся на т
у же 
букву. Пункт назначения тоже должен 
называться на ту же букву. Например, 
«М» перевозит мыло или муку и везет их в 
магазин (или к маме).
 
 
 
«НЭадаг, сми бвнсаеи»
 
 
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы 
–
 
скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, 
свисток, тиканье часов, звон ложечки о стакан, 
шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться 
узнавать их звучание с открытыми и с 
закрытыми глазами.
 
 
 
 
СКОРВИРОВАННОСТТ 
КОНЕВАТИНЕСКОГО СЛПХА 
–
 
ГЛАВНОЕ ПСЛОВИЕ ПСПЕШНОГО 
ОБПНЕНИЯ ГРАВОТЕ
 
Умение делить слова на слоги 
сыграет свою положительную роль 
при отражении 
слоговой структуры 
на письме, при переносе части слова 
на следующую строку;
 
Ребенок не “потеряет” ни одной 
буквы при чтении и письме, т.к. он 
приучен выделять в слове все звуки: 
от первого до последнего;
 
Фонематическое восприятие поможет 
ребенку сделать 
правильный выбор 
среди смешиваемых звуков в словах 
типа: «железо», «шоссе», 
«календарь» и др.
 
 
 
Период наибольшей чувствительности к 
развитию фонематического слуха 
приходится на возраст 4 
–
 
5 лет. Как 
помочь ребенку в этом? Конечно же, 
играючи! 
 
 
 
 
РаЭвдиде 
кдгеваиднезадгд                 
збйла