Формирование духовности через собственную творческую деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя Школа №14 Кировского района городского округа города Уфа
Концепция
Формирование духовности через собственную творческую деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства
Автор: Салмина Л. А. учитель ИЗО
Уфа – 2017
Программа развития образования предусматривает гуманзацию и индивидуализацию процесса обучения. Гласной целью является воспитание духовной личности на основе общечеловеческих ценностей доброты, трудолюбия, искренности. На наш взгляд это возможно, когда внешняя красота искусства и внутренняя красота человека сольются воедино. В каждом ребенке есть задатки творчество и духовности. Дело педагога помочь и развитию. Изобразительное искусство предмет, наиболее полно воплощающий в себе возможности для всестороннего развития личности ребенка.
Вокруг засилья массовой культуры. Культуры связанной с рынком, призванный удовлетворить сию минутные запросы людей. Образцы этой культуры быстро выходят из моды, чего не бывает с образцами классической и народной культуры.
Задача учителя является формирование духовных ценностей, учащихся через собственную творческую деятельность. К разработке этой темы обращались такие крупные ученные как B.C. Кузин, Б.М. Неменский, по конкретной технологии по решению этой проблемы в рамках урока не было создано. В связи с этим возникла потребность в создании нашей концепции, темой которой является «Формирование духовности через собственную творческую деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства».
Цель преподавания изобразительного искусства в школе - формирование художественной культуры как неотъемлемая часть и культуры духовной. Изобразительное искусство имеет большое значение, оно воспроизводит все богатство человеческих отношений через переживание. Поэтому важно развивать способности каждого учащегося к изобразительной деятельности, воспитывать потребность в искусстве.
Основой нашей концепции является антропоморфная философская теория. В центре ее стоит личность учащегося, которая является не только объектом, но и субъектом творчества. Исходя из этого, цель нашей концепции создать педагогическое обеспечение по развитию творческих способностей и духовного развитая детей. Она направлена на решение следующих задач:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусствеэмоционально откликаться на красоту природы, явлений окружающей жизни
образно воспринимать окружающую жизнь, находить вокруг темы для украшения постройки изображения
формировать эстетические вкусы учащихся на основе произведений классического, современного и народного искусства
формировать отношение к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран
Формирование художественно-творческой активности учащихсятворчески включаться в наблюдение примет времен года
откликаться на события окружающей жизни
проявлять интерес к творческим успехам товарищей
включаться в индивидуальную и коллективную работу, в обсуждение работ учащихся
анализировать произведения искусства
Формирование художественных знаний, умений, навыковучиться владеть различными материалами
изображать особенности времен года, человека во взаимосвязи с природой
знать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура
знать основные жанры изобразительного искусства
уметь компоновать на листе, добиваться тональных и цветовых градаций
пользоваться различными техниками
оформлять выставки работ своего класса в школьных и музейных интерьерах
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, статей по искусству
выражать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений
Предполагаемы технологии методы и формы обучения.
За логику концепции была взята технология творческого развития профессора А.З. Рахимова. Эта технология ориентирована на формирование познавательных способностей и творческой самодеятельности ситуации, индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности, что обеспечивает становление творческого мышления, мотивом самообразования и самовоспитания.
Структура технологии урока творческого развития состоит из следующих этапов:
Ориентировочно-мотивационный этап
проверка творческих заданий (групповая работа)
выравнивание знаний, ориентировка в изучаемом материала (групповая работа)
создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала.
Операционально-исполнительский этап
решение учебной задачи опирается на принципы проблемного обучения. Организуется решение абстрактных, т.е. односторонних, частных проблем поставленной уч. задачи, где каждое задание раскрывает одну сторону изучаемого понятия. Решение частных проблем происходит по принципам поэтапного формирования умственных действий и создания полной ориентировочной основы действий
решение учебной задачи происходит только через самостоятельную учебную деятельность: это личное участие, каждого при решении учебных зданий, формулировании выводов, учебных действий, способов: при моделировании содержания изучаемого понятия при формулировании их определений
организация решения учебной задачи в индивидуальных и групповых формах учебной деятельности.
Рефлексивно-оценочный этап
предъявление учащимся обобщающих вопросов
проговаривание учащимся вслух и про себя цели урока, последовательных этапов усвоения материала, формулировок выводов, законов, определений, способов в индивидуальной групповой форме
итоговая самооценка результатов учебной деятельности
предъявление домашнего задания.
Приложение 1.
Для реализации данной концепции предполагается использовать следующие методы и формы обучения:
Проблемно-эвристический метод. Учащиеся ставят проблему и в результате поиска решают учебные задачи.
Используется метод стимулирования образного мышления. Весь ход работы предполагает использование музыки, литературного слова, исторических фактов и событий. Этот метод предоставляет каждому ученику свободу для художественно-творческого решения той или иной проблемы. Но он не должен быть единственным, так как не всегда полезно давать ребенку целостно организованную художественную программу. Надо чтобы ученик мог создать ее самостоятельно. Необходимо создавать условия для погружения в собственные мысли, для отстранения от объекта, так как это активизирует ассоциативно-образное мышление и воображение.
В работе по памяти и воображению присутствует необходимое для творчества свобода, способствующая раскрытию творческой индивидуальности подростка, раскрепощению его возможностей с различными материалами.
Наряду с вышеназванными методами используется метод развития художественного восприятия, он играет огромную роль в формировании личности, ее нравственных и духовных ориентиров. Немалую роль играет знание ребятами лучших произведений профессионального искусства. Восприятие результата чужого творчества помогает приобретению собственного творческого опыта, развивает духовно, помогает формироваться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус, приобщает к специфике основных видов художественной деятельности. Ученик выступают то в роле художника, то в роле зрителя. Практическая деятельность ребенка направлена на отражение посильными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Реализация данного метода работы требует применения личностно-ориентированных форм обучения. Таких как урок- исследования, урок-игра, игра-ассоциация, урок-создание новых образов, урок-экскурсия, урок- пленэр, театральная драматизация, аукцион картин. Наряду с этим следует проводить внеклассную работу, учебные экскурсии в музеи и выставочные залы города. Устраивать выставки работ учащихся по итогам урока, четверти в стенах класса, школы, музеев, выставочных залов.
Приложение 2.
Предполагаемый результат деятельности, выводы
Работая в контексте данной концепции на уроках изобразительного искусства, предполагается достигнуть следующих результатов:
повысить творческий и интеллектуальных уровень учащихсясоздать доброжелательную обстановку в коллективе
разбудить в учениках желание к самовыражению и саморазвитию
сформировать навыки эмоционального отклика на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве
формировать опыт творческого общения и чувства коллективизма
помочь ребенку открыть в себе только присущее ему видение мира, прекрасного.
Из опыта работы
Работая, в ключе данной концепции мне опытным путем удалось достичь следующих результатов.
На уроках можно проследить эмоциональное состояние ребенка. Для этого успешно применяется карты эмоционального состояние ребенка. От урока к уроку меняется настрой детей. Проводя анализ рисунков и карт, появляется возможность корректировать уроки, улучшая психологическую обстановку.
Работая на уроках изобразительного искусства, дети знакомятся с творчеством мастеров живописи, графики, скульптуры, образцами народного искусства и открывают свой собственный внутренний мир. Все это они переносят на лист бумаги, выражая в красках свои мысли, чувства, эмоции, индивидуальное отношение к жизни.
Таким образом, используя новые технологии, методы, формы обучения учитель изобразительного искусства развивает образное и ассоциативное мышление, открывает новые возможности и подходы для формирования внутреннего мира, учащегося. Не каждый может стать художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве и литературе. При этом велика роль учителя. Ведь именно он в общение на равных может передать ученику те духовные ценности, что складывались в обществе на протяжении многих веков. Ярким примером тому являются детские работы.
Проводятся выставки работ, учащихся в классе, по итогам урок. Так же общешкольные выставки по итогам четверит, приуроченные к различным праздникам. Наша школа тесно сотрудничает с домом-музеем А.Э. Тюлькина, регулярно ребята посещают музей. Это способствует активизации творческого потенциала учащихся, формирует опыт творческого общения, создает доброжелательную обстановку.
Библиография
1.Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд.-М., 1995.
2.Выготский Л.С. Психология искусство. -М., 1986.
3.Бегак Б. Воспитание искусством. - М., 1981.
4.Мелик-Паташаев А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников. Вопросы психологии 88 №1
5.Кругликов В.А. Образ человека культуры. - М., 1988.
6.Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию Сверд., 1978.
7.Букин В.Р. О художественном воспитании. - М., 1970.
8.Гачев Г. Творчество, живопись, искусство. - М., 1980.
9.Грамши Г. Формирование человека. - М., 1983.
10.Рахимов А.З. Педагогическая технология творческого развития. - Уфа, 2003.
11.Кузин B.C., Яременко Е.О. Изобразительное искусство начальная школа. - М., 2001г.
Приложение 1.
Структура технологии урока творческого развитии.
Ориентировочно-
мотивационный этап Операционально-исполнительный этап Рефлексивно-оценочный этап
1. Проверка творческих заданий
2. Выравнивание знаний, ориентировка в изучаемом материале
3. Создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала; формулирование учебной задачи 1. Решение учебной задачи опирается на принципы проблемного обучения. Организуется решение абстрактных,
т. е. односторонних, частных проблем поставленной уч. задачи, где каждое задание раскрывает одну сторону изучаемого понятия. Решение частных проблем происходит по принципам поэтапного формирования умственных действий и создания полной ориентировочной основы действий.
2. Решение учебной задачи: происходит только через самостоятельную учебную деятельность: это личное участие, каждого при решении учебных заданий, формулировании выводов, учебных действии, способов; при моделировании содержания изучаемого понятия при формулировании их определений.
3. Организация решения учебной задачи в индивидуальных и групповых формах 1. Предъявление учащимся вопросов.
2. Проговаривание учащимся вслух и про себя цели урока, последовательных этапов усвоения материала, формулировок законов, определений, способы индивидуальной и групповой форме.
3. Итоговая самооценка результов учебной детальности
4. Предъявление дом. задания
Приложение 2.
Цель
духовное развитие личности
Философская основаантропоморфизм
Технологиитехнология творческого развития личности
Методыпроблемно - эвристический; развитие художественного восприятия; стимулирование творческого мышления
Формы
урок - исследования; урок - игра; создание новых образов; театральная драматизация; выставки
Итогсамостоятельная творческая личность с адекватной самооценкой и высокой духовностью.