Урок швейного дела в 6 классе Тема урока. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей


КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Урок швейного дела в 6 классе
Тема урок: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей


Учитель швейного дела:
Мачульская Татьяна Борисовна
2014год

Урок швейного дела в 6 классе
Тема урока. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Цель: Повторить и закрепить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Задачи:
Обучающая. Обобщить и систематизировать представления обучащихся о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей;
Коррекционно - развивающая. Формировать умения выделять существенные свойства при определении видов тканей, развивать специальные умения и навыки при работе с хлопчатобумажными и льняными тканями;
Коррекционно - воспитательная. Воспитывать эстетический вкус, бережливость, экономность, самостоятельность.
Методы: словесный; наглядный; практическая работа под контролем учителя.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: чтение – прослушивание рассказа,
Оборудование и материалы: карточки с заданием, компьтер, образцы тканей, лупы мультимедиапроектор.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Орг. момент ( 2 мин)
Здравствуйте ребята, у нас сегодня с вами открытый урок, поэтому на уроке присутствуют гости.
- контроль посещаемости
-проверка рабочей одежды, готовности к уроку
Психологический настрой «Цепочка дружбы»: (слайд1)для того чтобы настроиться на работу я предлагаю вам встать в круг- Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! А теперь улыбнемся друг другу. Вот мы все улыбнулись, и наше настроение стало немного радостнее и интереснее. Думаю, что наш урок пройдет с пользой для вас, и вы будете активными старательными, внимательными.
2. Актуализация знаний.
- Ребята скажите, какое изделие мы с вами начали шить?
К какому виду белья относиться этот вид изделия?
Сегодня мы с вами попробуем определить из каких, видов тканей можно сшить этот вид изделия. (слайд 2)

Для этого я предлагаю вам отгадать кроссворд ключевое слово, которого будет темой нашего урока.
Одно из необходимых условий для выращивания растений. (Слайд 3)
Сколько сторон у ткани(Слайд4)
3.Как называется нить, идущие вдоль ткани? (Слайд 5)
Из чего состоит ткань(Слайд 6)
Часть растения (Слайд7)
Как называется материал, который получают на ткацких станках путём переплетения нитей(Слайд8)
Как называется сырьё для получения ткани (Слайд9)
Как называются наука, изучающая строение и свойства тканей. (Слайд10)
Давайте прочитаем ключевое слово, которое у нас получилось
СВОЙСТВА (слайд 11)
Итак, тема нашего урока свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, открываем тетради, записываем число и тему нашего урока. (Слайд 12)
Основная часть
Каждая ткань обладает своими свойствами.
Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены. Волокна бывают как натуральными так и химические. (слайд 13)
- А какой путь проходят натуральные волокна, из которых получают хлопчатобумажную и льняную ткань, прежде чем она попадает к нам, мы с этим мы сейчас познакомимся) - Давайте вспомним основные этапы, получения тканей
Работа по слайдам « Производство ткани» (слайд 30-32)
Первичная обработка
( слайд)
Очищенное волокно ( слайд)
Прядение (слайд)
Кручение( слайд)
Готовая ткань
Это мы познакомились с современным производством ткани, а как изготавливали ткани наши бабушки и дедушки это мы узнаем чуть позже.
Для этого я вам предлагаю посмотреть рассказ, который написал К.Д. Ушинский « Как рубашка в поле выросла».
- Вы должны внимательно послушать его и после просмотра, ответить на вопрос
- какой труд был проделан родителями, сестрами Тани, чтобы у неё появилась новая рубашка?
Просмотр рассказа ( 5 минут) (слайд 33)
Вы внимательно послушали и посмотрели рассказ.
- Скажите, пожалуйста, какой труд был проделан родителями, сестрами Тани, чтобы у неё получилась новая рубашка.
Физминутка (слайд 34)
Существует большое многообразие хлопчатобумажных и льняных видов тканей.
Сейчас я предлагаю вам узнать, какие виды тканей относятся к хлопчатобумажным и льняным тканям, для этого вам нужно каждому собрать предложенную картинку, которая у вас лежит на столе в конверте.
На одной стороне картинки у вас получиться наименование натурального волокна, а на обратной стороне вы прочитаете вид ткани, который изготавливают именно из этого вида волокон.
- Вы прекрасно справились с заданием, давайте озвучим название тканей, которые у вас получились.
Итог.
- Что сегодня повторяли?
- Какие виды тканей бывают?
- Скажите, какие свойства хлопчатобумажных и льняных тканей мы с вами сегодня вспомнили?
- Что включает в себя физико- механические свойства?
- Что включает в себя гигиенические свойства?
Что включает в себя технологические свойства?
А подробно с этими свойствами вы познакомимся на следующем уроке, в ходе практической работы
2 урок.
Подготовка к уроку. Мы сейчас с вами переходим практической работе. В ходе, которой повторим и закрепим свойства хлопчатобумажных и льняных тканей на практике данные свойства занесём в таблицу, которая у вас на столе.
Прежде чем приступить к нашей практической работе, давайте вспомним и повторим правила техники безопасности с тканью, иглами
( читают по слайдам 35-36)
.
Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей.Оборудование: по 2образца х/б и льняных тканей, толстая игла, лупа, таблица «Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей».
- Возьмите образцы в руки и попробуйте определить лицевую и изнаночную сторону. (Слайд 37)
- По каким признакам вы определили?
- Какие две основные нити есть у ткани? (Слад 38)
- Как определить долевую нить? (слайд )А что такое кромка?
Ход работы.
1.Рассмотрите образцы, определите у каких из них поверхность блестящая, а у каких матовая.
2.Определите на ощупь гладкость поверхности и мягкость каждого образца.
3.Сожмите ткань в руке на 15секунд, определите, какая ткань сминается сильнее.
4.Отделите иглой от образцов по несколько нитей, определите, у какого образца нити осыпаются сильнее.
5.Выньте из образцов по одной нити, рассмотрите их в лупу. Определите, у какой ткани нити прямые, а у какой – извитые.
6.Рассмотрите нити в лупу, сравните их по толщине.
7.Разорвите по одной нити из каждого образца, определите, что вы видите на месте обрыва.
8.Положите на несколько секунд кусочки тканей в воду, как впитывает влагу ткани
8.Обобщив полученные данные назовите по таблице признаки хлопчатобумажной и льняной ткани из которого изготовлен каждый образец.
Подведение итога урока
-Ребята, что сегодня мы с вами повторили?
Подумайте и скажите, из какой ткани вы сшили бы изделие, которое мы с вами начали изучать
( плавки-трусы)
_ Почему именно из этой ткани вы сшили бы себе это изделие?
Рефлексия.
- Что нового для себя узнали?
- Какие трудности возникали в работе?
- Были ли выявлены пробелы в знаниях?
Какие вам знания пригодятся в будущем?
- где вы сможете использовать приобретённые знания?
На этом наш урок закончен особенно хотелось отметить детей, которые на протяжении всего урока отвечали на вопросы, это…. , а так же тех кто на практической работе вспомнил и проявил свои знания, это…
Урок окончен. Спасибо

.
Физминутка «Буратино»
- Какие две главные нити есть у этих переплетений?
- По каким признакам можно определить долевую нить?
- Что такое кромка?

Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Поворачиваемся влево.
Сядем, встанем,
 Сядем, вставим и
Опять работать станем.
7. Физкультминутка «Веселое настроение»
Для того чтобы ощутить поддержку товарища по группе, я прошу вас встать и взять друг друга за руки, образуя кольцо. Представьте, что вы единая цепь, которую трудно разорвать.
Раз, два — улыбнитесь,Три, четыре — потянитесь,Поднимите вместе руки, Отгоните вашу скуку, Наклонитесь раз, два,три. Нет уж скуки — посмотри!
Видите, как быстро поднимается настроение, когда ты с друзьями!Расцепите руки, встряхните (еще раз поднимите и стряхните). Садитесь и приготовьтесь к самостоятельной работе в группах.

Первичная обработка хлопка
Хлопчатник
Волокна хлопка-сырца
Предварительная очистка
Отделение волокон от семян
Прессование в кипы

На уроке присутствует 6 б класс в количестве 4 человек, к уроку все готовы.
Мы начали шить поясное изделие «трусы – плавки»
Этот вид изделия относиться к нижнему виду белья
Свет

Две лицевая и изнаночная
Долевая
Из нитей, плотно переплетённых между собой.
стебель
Ткань
Волокно
Эта наука называется материаловедением
Вывешивается на доске
1. Физико – механические – свойства ткани,  проявляемые при воздействии внешних сил. (прочность, сминаемость, износостойкость)
2. Гигиенические – свойства, направленные на сохранение здоровья человека (гигроскопичность, теплозащитные свойства, пылеёмкость)
3.Технологические - свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость нитей, усадка, скольжение)
Слайд13-27
Выступление детей (слайд 28)
Льняные ткани - изготавливают из льна, лён это – однолетнее травянистое растение его выращивают для получения волокон, которые находятся в стебле, длина стеблей 35-100 сантиметров
(Слайд 29)Хлопчатобумажные ткани - получают из хлопчатника – это теплолюбивое однолетнее растение высотой от 70-200 сантиметров после цветения хлопчатник образует плоды коробочки внутри коробочек находятся семена, покрытые тонкими волокнами, когда плоды созревают коробочки раскрываются, и из них выходит пушистая масса волокон хлопка.
Был проделан сложный труд, сначала сеяли, собирали, связывали в снопы, топили в речке, ложили тяжесть на снопы, сушили, колотили, трепали, чесали гребнем, пряли Нам пора передохнуть
Потянуться и вздохнуть.(2раза)
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх
Отдохнёт спина у всех
Мы глазами поморгаем
Раз – закрыли, два открыли
Мы на месте пошагаем
И работать начинаем
(Собирают разрезанную картинку)
Хлопчатобумажные ткани (ситец, бязь,байка, фланель)
Льняные ткани (холсты, полотна, костюмно-плательные, пёстротканные)
(Повторили по группам)
Свойства
ситец, бязь,батист, канва, сатин.фланельМеханические
Гигиенические
Технологические
Механические
прочность,
сминаемость,
износостойкостГигиенические
гигроскопичность,
теплозащитные свойства
Технологические
осыпаемость нитей,
усадка
При работе с тканью учащиеся обязаны: 
1. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены.
 2.Содержать в чистоте рабочее место. 
3. Перед началом работы привести в порядок рабочее место, убрать все лишнее.
4. Во время работы аккуратно обращаться с инструментами: ножницами, лупами. 
5. Ножницы хранить в отведенном месте, сомкнутыми концами от себя. 
6. Нитки нельзя откусывать зубами, только отрезать ножницами.
7. После окончания работы привести в порядок рабочее место.
Правила безопасной работы с иглой.Игла — острый инструмент. Пользоваться иглой надо осторожно!
Хранить иглу в определенной месте.
Не допускать потери иглы.
Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в платье.
Сломанную иглу сдать учителю.
При шитье применять наперсток.
лицевая сторона более яркая, меньше узелков, ворсинок.
Изнаночная сторона более тусклая рисунок почти не виден
Долевая, поперечная
По растяжению: долевая нить растягивается слабее, чем поперечная;
По звуку: при резком растяжении ткани по долевой нити звук будет звонкий, а по поперечной глухой
По кромке: долевая нить всегда проходит вдоль кромки;
Кромка - это неосыпающие края с двух сторон ткани.
признак хлопчато-бумажнаяльняная
блеск матовый блестящая
гладкость шероховатая гладкая
сминаемостьсредняя значительная
осыпаемость
извитость нитей малая
мало извитые сильная
прямые
Толщина волокон
вид обрыва нитей

тонкие
ватка толстые
кисточка из прямых волоконец
как впитывает влагу
быстро впитывает быстро впитывает
Повторили свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Из хлочатобумажной или льняной ткани
Льняные ткани:
Обладают высокой прочностью;
Они жесткие и толстые, хорошо пропускают воздух, впитывают влагу и не осыпаются;
Сильно мнутся и легко разглаживаются.
Хлопчатобумажные ткани:
Обладают хорошей прочность, легкостью, мягкостью;
Легко впитывают влагу, быстро высыхают. Хорошо пропускают воздух, легко стираются и не осыпаются;
Сильно мнутся, но легко разглаживаются.
.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ
Материально-техническое оснащение урока: лоскутки тканей хлопчатобумажных и льняных, клей ПВА, ножницы.
Ход работы:
рассмотрите образцы предложенных тканей и по внешнему виду определите вид ткани.
возьмите лоскутки тканей за угол, сравните угол спадания и форму складок. Определите, какой образец драпируется лучше.
сожмите каждый образец в отдельности в руке и определите на ощупь степень теплоты (холода), мягкость (жесткость)
сожмите каждый образец в отдельности в руке, разложите его на столе, расправьте, разгладьте рукой. Оцените степень сминаемости.
отделите от каждого образца несколько нитей в разных направлениях, сравните степень скольжения, сравнивая степень скольжения и осыпаемости нитей. Исследуйте вытянутые нити на разрыв и определите их прочность.
исследуйте образцы тканей в двух направлениях (основа, уток) на растяжение. Определите, какие ткани растягиваются меньше.
результаты исследований, запишите в таблицу
Образец ткани драпируемостьмягкость теплота сминаемостьосыпаемость прочность растяжимость
Образец
№1
Образец
№2
сделайте вывод:
- Какой лоскуток из предложенных образцов хлопчатобумажная ткань,
какой лоскуток льняная ткань?
Например: образец №1- лён, образец №2-хлопок.
Аргументируйте свой выбор.
- Какие свойства тканей можно считать положительными?
- Какие свойства тканей можно считать отрицательными и почему?
- Как практически можно использовать эти свойства тканей?
Лабораторно – практическая работа
Определение хлопчатобумажных и льняных тканей
Признак вида ткани Образцы
1-й 2-й 3-й 4-й
Блеск Гладкость поверхности Мягкость Растяжимость Гладкость Вид обрыва нитей Вид ткани Место для образца Лабораторно – практическая работа
Определение хлопчатобумажных и льняных тканей
Признак вида ткани Образцы
1-й 2-й 3-й 4-й
Блеск Гладкость поверхности Мягкость Растяжимость Гладкость Вид обрыва нитей Вид ткани Место для образца Лабораторно – практическая работа
Определение хлопчатобумажных и льняных тканей
Признак вида ткани Образцы
1-й 2-й 3-й 4-й
Блеск Гладкость поверхности Мягкость Растяжимость Гладкость Вид обрыва нитей Вид ткани Место для образца Оценочный лист
Бригада № Ф.И.О. Задание на интерактивной доске Карточка-задание №1 Карточка-задание №2 Организация рабочего места Упражнение №1 Упражнение №2 Упражнение №3 Упражнение №4 Упражнение №5 Упражнение №6 Упражнение №7 Соблюдение правил ТБ Творческая работа Общий балл Оценка
5б 5б 5б 2б 5б 3б 6б 1б 3б 6б 3б 3б 3б 50б 1 1 2 3 4 5 6 2 1 2 3 4 5 6 Критерии оценки: «5» - 46-50 баллов
«4» - 41-45 баллов
«3» - 35-40 баллов
«2» - менее 35 баллов
– Ткани – это целая наука! Свойства тканей непосредственным образом определяются свойствами волокон, из которых они выработаны. Вместе с тем ткани имеют свойства, которые трудно распознать в волокне, но которые имеют большое значение при изготовлении изделий из них и оказывают влияние на качество готовой продукции. Слайд 19.  Все потребительные свойства тканей объединены в следующие группы: свойства тканей, влияющие на срок их службы; свойства тканей, влияющие на их гигиеничность; свойства тканей, влияющие на их внешний вид; свойства тканей, влияющие на удобство пошива. 
Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды - на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.
И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.
А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: Нет!
А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.
 “Что ты знаешь о тканях и волокнах?” выполненная в Microsoft PowerPoint) работа в компьютерном классе. После просмотра презентации учащиеся отвечают на вопросы теста и по результатам получают первую оценку.
 Изложение нового материала.
1. Назовите профессию людей, обслуживающих прядильные машины.
- Прядильщицы.
Учитель, обобщая ответы, даёт дополнительные сведения.
Прядильщица - одна из ведущих профессий прядильно -ткацкого производства. Она обслуживает в среднем от 1 00 до 1 400 веретён, ликвидирует обрыв ровницы и пряжи, сменяет катушки или бобины со сходящей ровницы, а так же выполняет работы по уходу за оборудованием. Она должна знать требования, предъявляемые к пряже и ровнице, их свойствам. (обращает внимание на рисунок)
2. Что такое ткачество?
- Ткачество - это процесс выработки суровой ткани из пряжи или нитей на ткацком станке, заключающийся во взаимном перекрытии продольных нитей основы поперечными нитями утка,
3. Какие виды переплетении вы знаете?
Полотняное, саржевое, сатиновое.
Дидактическая игра: “Отгадай переплетение”
Ткани разных переплетений вырабатываются на разных станках.
4.Кто обслуживает ткацкие станки?
- Ткачи.
Одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема, не создает на теле электростатических зарядов), но натуральные ткани дороги и природные ресурсы для их производства ограничены. Поэтому необходимо было найти компромисс соответствующий потребностям человека, валеологическим рекомендациям и возможностям рационального природопользования. Специалисты вышли из положения и создали смесовые ткани. Они обладают всеми достоинствами натуральных и синтетических тканей (гигроскопичность, воздухопроницаемость, малая сминаемость, небольшая усадка после увлажнения, прочность, износоустойчивость, антиэлектростатичность, яркие расцветки. Закрепление знаний учащихся.
Дидактическая игра “Какие бывают волокна?”. На доске вывешивается плакат на котором в каждом пункте виды волокон отсутствуют названия того или иного волокна. Учащимся предлагаются карточки с названием волокон, которые они должны распределить согласно классификации. За каждый правильный ответ, учащиеся получают жетон равный 1 баллу.
Физкультминутка.
Практическая работа (Выбор ткани для конкретного изделия).
Вводный инструктаж учителя:
сообщение названия практической работы;
разъяснение задач практической работы;
ознакомление с объектом труда (образцом изделия);
ознакомление со средствами обучения (коллекция тканей);
предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.
Самостоятельная работа учащихся.
Выберите из предложенных образцов тканей наиболее подходящую по свойствам и внешнему виду ткань для изделия, показанного на эскизе, в соответствии с его назначением, сезонностью.
Обоснуйте выбор ткани для изделия, охарактеризовав её свойства.
.
8. Физкультминутка.
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
А) Составить кроссворд из терминов и определений раздела “Материаловедение”; (не менее 20 слов, на 1 листе кроссворд и вопросы, на втором ответы)
Б) Повторить устройство швейной машины 2-А Кл. ПМЗ, вспомнить правила ТБ.
Уборка рабочих мест.
Дежурные собирают и сдают учителю инструменты, приспособления, коллекции.
Подведение итогов урока учителем:
сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
сообщение о теме следующего урока: (чтобы узнать тему следующего нужно отгадать загадку):
Наша тетушка игла строчку по полю вела,
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке.
Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе
Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканейЦели урока: Ознакомить с сырьем, процессом изготовления и свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей.
Образовательная - ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; познакомить обучающихся с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон, используемых в производстве одежды и предметов обихода; научить использовать знания о свойствах этих тканей для ухода за  ними.
Развивающая - развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление.
Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность.Задачи: Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний. Тип урока: комбинированный
 Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, самостоятельная (практическая) работа.
Формы работы: игровая,  фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: Коллекции волокон и тканей, образцы тканей, лупы, схемы (виды волокон, первичная обработка хлопка и льна).
ХОД  УРОКА: I. Организационный момент:
 Сегодня  я предлагаю вам поступить в школу волшебства. Окончив которую, вы сможете творить настоящие чудеса и получите звание кудесницы. Согласны? Ну, что ж начнём наш первый волшебный урок!
II. Повторение ранее пройденного: Учитель: На свете много материалов, из которых можно творить чудеса. Например: песок – его можно превратить в золото, тыкву в карету, мышей в лошадей и т д. А мы сегодня начнём с простого, но самого благодатного материала.(учитель показывает)
Ученики: называют «ТКАНЬ»
Учитель:  Чтобы приобрести волшебные знания, мы должны повторить то, что уже знаем и умеем. Назовите признаки определения нити основы (долевой) и нити утка (поперечной). Ученики: Называют 4 признака определения (по кромке, степени растяжения, по звуку, по толщине и гладкости). Учитель: Для чего нам необходимо это знать? Ученики: Для правильного раскроя деталей изделия, иначе оно будет деформироваться.
III. Объявление темы урока: Учитель: Прежде, чем изготовить какое-либо чудо- изделие, необходимо изучить( как выдумаете что?)  свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы изготовления, правила эксплуатации и ухода. Запишите, пожалуйста, в свою магическую тетрадь тему сегодняшнего занятия по чародейству.Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли. 1. Виды волокон и их краткая характеристика. (схема раздаются каждому на парту)Учитель: Из чего состоит ткань? Давайте вспомним хорошо вам известную волшебную формулу!Ученики: Составляют последовательность - ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА. (выходят к доске с табличками становятся друг за другом)Учитель: В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ. Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции у особенно чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать? Ученики: Высказывают свое мнение. Учитель: Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды. 2. Натуральные ткани растительного происхождения. Учитель: Мы сегодня изучаем натуральные ткани растительного происхождения. Как они называются? Ученики: Называют – хлопчатобумажные и льняные. Учитель: СООБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ1) Показывается коллекция хлопка, таблица – первичная обработка хлопка. 2) Показывается коллекция льна, таблица – первичная обработка льна. 
IV. Релаксационная минутка: «Мои ушки – просто чудо! » (1мин)
1.Потягивание за мочки сверху вниз (приговаривают: «Мои ушки – просто чудо! »).2. Потягивание ушной раковины вверх (приговаривают: «Мои ушки – просто прелесть! »).3. Потягивание ушной раковины к наружи(приговаривают: «Мои ушки – просто сказка!).4.Круговыедвижения ушной раковины по часовой стрелке и против (приговаривают: «Мои ушки – самые очаровательные!»).V. Практическая работа№1. 
Определение хлопчатобумажной и льняной ткани. 
Учитель:
 Объясняет порядок выполнения практической работы, раздает образцы тканей:
Определяя свойства волокон и тканей, занесите полученные данные  в таблицу.
Рассмотрите образцы тканей.
Выньте из каждого образца с помощью иглы по одной долевой нити и определите, какая из них толще;
разорвите каждую из нитей и определите, какая из них прочнее; распушите оборванные концы нитей и рассмотрите внешний вид волокон: блеск, и извитость.
Возьмите два образца и определите на ощупь, какая из тканей мягче.
Проверьте осыпаемость нитей в тканях. Для этого  иглой вынимайте с края одну нить, затем две нити вместе, три вместе и т. д. Определите, из какого образца вынимается сразу больше нитей (эта ткань обладает большей осыпаемостью).
5. Запишите в таблицу отличительные признаки тканей:
Отличительные признаки тканей Виды ткани Хлопчатобумажная Льняная
1.Блеск
2.Гладкость поверхности
3.Равномерность нитей по толщине
4.Мягкость
5.Растяжимость
по основе
по утку
6.Гладкость нитей
7.Вид обрыва нитей
8.Толщина волокон
9.Извитость волокон Матовая
Шероховатая
Равномерные
Мягкая
Небольшая
Большая
Пушистые
В виде ватки
Тонкие
Слабо извитые Блестящая
Гладкая
Неравномерные
Жесткая
Небольшая
Небольшая
Гладкие
В виде кисточки
Толстые
прямые
VI.Практическая работа №2
Определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей
Рассмотрите образцы тканей.
Сомните каждый образец ткани в руках, подержите его в таком состоянии примерно 30 сек, затем расправьте и определите, какая из
тканей сминается сильнее.
Свойства тканей Виды ткани Хлопчатобумажная Льняная
1.Физико – механические
-Прочность
-Сминаемость2.Гигиенические
-Гигроскопичность
-Теплозащитные свойства
2.Технологические
-Осыпаемость нитей
-Усадка Менее прочные, чем льняные
Сминаемые
Высокая
Средние
слабая
значительная Прочные
Сильно сминаемые
Выше, чем у хлопчатобумажныхСлабые
средняя
значительная

Ученики: Выполняют практическую работу. 7. Оформление в тетради коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей. Ученики: Вклеивают образцы тканей в тетрадь и подписывают название ткани. VII . Подведение итогов урока(рефлексия). Учитель: Подводит итоги урока. Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы (для точности оценивания используются жетоны с изображением магического знака. Один жетон – 1балл.).VIII. Домашнее задание. Смастерить с помощью аппликации из х/б и льняных лоскутов одежду гному, исполняющему желания.
 ( картинка с гномом и выкройкой колпачка и штанишек выдаётся на уроке. Памятка
1. Физико – механические – свойства ткани,  проявляемые при воздействии внешних сил.(прочность, сминаемость, износостойкость)
2. Гигиенические – свойства, направленные на сохранение здоровья человека(гигроскопичность, теплозащитные свойства)
3.Технологические- свойства , которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость нитей, усадка)
!!!  СВОЙСТВА ТКАНЕЙ ЗАВИСЯТ ОТ КАЧЕСТВ ВОЛОКОН
                           ( толщены,  извитости, упругости)
назначению хлопчатобумажные и льняные ткани разделяются на бытовые и технические. К бытовым тканям относятся влаговпитывающие (полотенца и носовые платки), а также декоративные, использующиеся для обивки мебели и изготовления портьер. Учитель указывает на разнообразие тканей по составу и назначению, знакомит с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, помогает сформулировать вывод по уходу за изделиями из этих тканей:
Конспект урока технологии по теме: "Материаловедение. Хлопчатобумажные и льняные ткани". 5 класс.
Цели урока: ознакомить обучающихся с сырьем, свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом их изготовления.
Задачи:
научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани;
сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим
отрицательных влияний на организм человека.
Дидактическое обеспечение: карточки-задания для выполнения практическихработ.
Тип урока: комбинированный
Методы и формы: закрепление пройденного материала, объяснение теоретическихсведений, практическая работа.
Оборудование урока: коллекции волокон и тканей, образцы тканей, лупы, схемы (виды волокон, первичная обработка хлопка и льна), лоскуты хлопчатобумажных и льняных тканей, ножницы, мультимедийный кабинет.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Учитель: На прошедшем уроке мы проходили строение ткани. Назовите признаки определения нити основы (долевой) и нити утка (поперечной).
Ученики: Называют признаки определения (по кромке, степени растяжения, по звуку, по толщине и гладкости).
Учитель: Для чего нам необходимо это знать?
Ученики: Для правильного раскроя деталей изделия, иначе оно будет деформироваться.
3. Объявление темы урока.
Учитель: Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. (Слайд № 3) Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из которых оно будет изготавливаться. От свойств материалов будет зависеть внешний вид изделия, способы его изготовления, правила эксплуатации и ухода.
Тканью человек пользовался с древнейших времен. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
4. Виды волокон и их краткая характеристика.
Учитель: Из чего состоит ткань?
Ученики: Составляют последовательность - ТКАНЬ – НИТКИ – ПРЯЖА – ВОЛОКНА.
Учитель: В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических. (Слайд № 4) Если натуральные волокна создала сама природа, то процесс формирования химических волокон осуществляется в специальных машинах при помощи множества химических веществ. (Рассказ с опорой на таблицу).
Человеческий организм очень чутко относится к окружающей среде, атмосфере, одежде. Мы дышим не только носом и ртом, но и кожей. А если наша одежда, изготовленная из искусственных и синтетических волокон, не пропускает воздух, не позволяет испаряться излишней влаге (когда мы потеем), электризуется, и к тому же может вызвать кожные и аллергические реакции у особенно чувствительных людей, то вывод напрашивается один. Какую одежду предпочтительно выбирать?
Ученики: мини-дискуссия по проблеме.
Учитель: Одежда из хлопчатобумажных и льняных тканей предохраняет наш организм от многих невзгод: в непогоду согревает (хлопок), в жару охлаждает (лен), а еще служит диэлектриком, то есть гасит накопившуюся электризуемость одежды.
5. Натуральные ткани растительного происхождения.
Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что наиболее оптимальна одежда из натуральных тканей растительного происхождения. (Слайд № 5)
Как они называются?
Ученики: – хлопчатобумажные и льняные. (Слайд № 6)
Учитель: Я предлагаю вам прослушать сказку «О царевне Машеньке, Марье-Искуснице хлопке и льне» и доказать, что лён является одним из самых древних и распространённых волокон (Слайд № 7)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него прекрасная дочь - царевна Машенька. Всем Машенька взяла: и красотой, и умом, и обходительностью да ласкою. А рукодельница была - ни в сказке сказать, ни пером описать. И что самое удивительное - была Машенька любознательная без меры.
- Ох, Машенька, кто же пойдет к тебе в наставницы, коли ты во всех ремеслах девичьих первая? - с улыбкой сказал царь-батюшка.
-Не говори так, батюшка, не могу я быть самой искусной, коли еще хочу учиться, ответила Машенька.
- Может, Марья-Искусница нам поможет, - с надеждой проговорил царь.
Задумался царь. Марья-Искусница - женщина с характером. Рукодельница такая, что никто с ней сравниться не сможет, но если уж чего не захочет сделать - никогда не сделает. Много ли, мало ли времени прошло, и вот однажды прибыла Марья- Искусница в царский дворец. Машенька была рада - радешенька: "Сама Марья-искусница будет наставницей!" Посмотрела наставница на рукоделие Машеньки и сказала:
- Учить-то тебя, Машенька, уже нечему. Но знаешь ли ты, сколько лет льну и хлопку?
- Нет, Марья-Искусница, я как-то об этом не думала. Расскажи мне об этом, - взмолилась царевна Машенька.
- Лен люди стали использовать около 9 тысяч лет назад: из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем и в Египет. Древние египтяне стали пеленать мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной ткани за 3 тысячи лет до нашей эры. (Слайд № 8)
-А какой тканью люди больше всего дорожат?
- Самой бесценной реликвией для всего христианского мира является плащаница - льняная ткань, в которую было завернуто тело Христа, снятого с креста после распятия. (Слайд № 9)
- Как интересно! А какую роль играл лен в нашей стране.
- В Древней Руси лен считался важнейшим растением, его сеяли первым по гари от выжженного леса. Эта культура всегда возделывалась в России в больших количествах
- А какое государство - родина льна?
- Считается, что это Южная Азия, Персия, Индия и побережье Средиземного моря, где и теперь встречаются дикорастущие виды льна. Но самые тонкие нити получали в Древнем Египте. Из 1 кг льна там умудрялись извлечь 240 км нитей. (У лучших современных сортов - лишь до 40 км).
- Расскажи мне Марья-Искусница и о хлопке, где он родился, как растет. (Слайд № 10)
-Давным-давно, а точнее 6-8 тысяч лет назад человек впервые обратил внимание на удивительное растение, дающее шерсть. Произошло это в древней Индии. В те времена дикий хлопчатник представлял собой деревце высотой 6-10 м, на котором к осени вызревали тощие коробочки с семенами. На Руси хлопок появился ко времени царствования Ивана III (1440-1505 годы), когда русские купцы привозили из Кафы (Феодосии) «ширинку кисейную и бумагу хлопчатую». (Слайд №11)
- А из чего состоит хлопчатник?
- Хлопок более чем на 90% состоит из целлюлозы. Именно целлюлоза – виновница всех «за» и «против» этого волокна. Он мягкий и приятный на ощупь, прекрасно охлаждает, пропускает воздух, идеально впитывает влагу, удобен в уходе, не вызывает аллергии. При обработке хлопка раствором щелочи его волокна приобретают новые положительные свойства: шелковистый блеск, большую прочность, способность окрашиваться в яркие цвета.
- А есть у хлопка отрицательные качества?
- Да, он неэластичен, сильно мнется, быстро пачкается, плохо держит форму, долго сохнет, боится  бактерий и микроорганизмов. По нынешним меркам недостатков довольно много, но все равно не стоит отказываться от хлопка!
- Какое волокно крепче: хлопковое или льняное?
- Льняное волокно в два раза крепче хлопкового. Неочищенное волокно - это пакля, ее используют, например, для того, чтобы конопатить щели.
- Какими особенностями обладают льняные ткани?
-Льняные ткани обладают гигроскопичностью и воздухопроницаемостью. Большим недостатком льняных тканей является то, что они легко мнутся, но это исправляют, добавляя к льну искусственные нити.
- Что еще можно сделать из льняной и хлопковой пряжи, кроме ткани?
- Из пряжи изготавливают нитки, тесьму, ленты, кружево и другие отделочные материалы. (Слайд № 12)
- А что еще получают из хлопка и льна, Марья-Искусница?
- Душистое льняное масло, которого в семени до 48%. Из него изготавливают лучшие сорта олифы, лаки, а из хлопка медицинскую вату.
- Спасибо, Марья-искусница. Я узнала очень много интересного. А вы, ребята?
Ученики: Доказывают о том, что лён является одним из самых древних и распространённых волокон.
6. Практическая работа.(Слайд № 13)
Определение хлопчатобумажной и льняной ткани.
Учитель: Объясняет алгоритм работы по технологической карте, раздает образцы
тканей:
1.Рассмотрите образцы тканей;
2. Сравните их между собой по внешнему виду и на ощупь;
3. Начертите в рабочей тетради таблицу;
Вид ткани Отличительные признаки:
По внешнему виду На ощупь Толщина нитей
Льняная      
Хлопчатобумажная      
4. Запишите в таблицу отличительные признаки тканей (гладкая, шероховатая; жесткая , мягкая; толстые, тонкие).
Ученики: Выполняют практическую работу.
7. Оформление в тетради коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей.
Ученики: Вклеивают образцы тканей в тетрадь и подписывают название ткани. Проверяют себя путем самокантроля «Составь слово». (Слайд № 14)
8. Подведение итогов урока.
Учитель: подводит итоги урока. Нормы оценивания: соответствие выполнения практической работы заданному стандарту, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы.
9. Домашнее задание.
Пополнить коллекцию тканей.
1.Тип урока – комбинированный. 2. Цели урока: Учебная: закрепление знаний о свойствах волокон хлопка и льна, классификации текстильных волокон, производственных этапах изготовления ткани, отличительных признаках хлопка и льна; формирование общих представлений о свойствах натуральных тканей ( физико – механические, гигиенические свойства ткани, назначение, лицевой и изнаночной стороны). Развивающая: развитие и совершенствование умений по актуализации полученных ранее знаний и опыта, развитие внимания, памяти, речи, мышления (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей, обобщение), пространственных представлений, умений определять цели, делать выводы. Воспитательная: развитие интереса к предмету, культуры труда, развитие и совершенствование таких качеств личности, как внимательность, аккуратность, организованность, раскрытие личностного смысла изучаемого материала. 
Данный урок является вторым по теме «Материаловедение». Кроме темы, урок имеет имя – «Изделия из бабушкиного сундука». Имя урока усиливает интерес, мотивацию учащихся по теме урока. Учащиеся сами ставят цели урока, вспоминают уже изученный материал. Для актуализации известного им учебного материала выполняют задания разной степени сложности в зависимости от их индивидуальных способностей. Они называют профессии, связанные с темой урока – художник – модельер, вспоминают известного им художника – модельера, нашего земляка Вячеслава Зайцева, модели одежды которого размещены в Ивановском музее ситца. Затем учащиеся изучают свойства тканей, их влияние на выбор изделия. Изучив свойства тканей, определив лицевую и изнаночную сторону ткани, учащиеся выполняют практическую работу –
Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся в ходе урока. В ходе урока дети должны вспомнить и закрепить знания о свойствах волокон хлопка и льна, классификации текстильных волокон, производственных этапах изготовления ткани, отличительных признаках хлопка и льна. Должны развивать и совершенствовать умения по актуализации полученных ранее знаний и опыта, развитию внимания, памяти, речи, мышления (анализ, синтез, сравнение, установление причинно – следственных связей, обобщение), пространственных представлений, умений определять цели, делать выводы, обосновывать свои действия и решения, осуществлять саморегуляцию (самоконтроль, самокоррекцию) и рефлексию собственной деятельности. Учащиеся должны показать умения в выборе тканей по физико – механическим, гигиеническим свойствам, по назначению тканей, лицевой и изнаночной стороны, приобрести навыки по выполнению практической части по изготовлению куклы – закрутки (подбор ткани по назначению для конкретного изделия, практические умения с соблюдением установленной последовательности, правил безопасности, выбор (с обоснованием) необходимых материалов с учетом их свойств). В ходе урока дети должны приобретать качества культуры труда, внимательность, аккуратность, организованность, ответственность, целеустремленность, трудолюбие, коммуникативные умения, умение ценить и уважать народную культуру. 6.Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс: Перцептивные умения – умение внимательно слушать учителя, запоминать и воспроизводить увиденный и услышанный материал. Учебно – интеллектуальные умения – умение расчленять целое на составные части, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи. Учебно – познавательные умения – умение пользоваться инструкционными картами, умение аргументировать, доказывать свое решение, литературным языком выражать свои мысли, пользоваться терминологией предмета. Учебно – организационные умения – умение организовать себя на выполнение поставленной цели, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, умение работать в группе - паре, усматривание альтернативы (другого способа решения проблем). 7.Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока: • коммуникативная - умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться; • информационная - умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации; • автономизационная - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность; • социальная - умение жить и работать с людьми: с близкими, в трудовом коллективе, в команде; • продуктивная - умение работать и зарабатывать, способность создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них; • нравственная - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.Презентация на тему: элементы материаловедения свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Слайд 1

Методическое пособие (5 класс)элементы материаловедениясвойства хлопчатобумажных и льняных тканей Учитель трудового обучения: Югринова ВВ
Слайд 2


Слайд 3

Производство ткани

Слайд 4

Горизонтальный ткацкий станок

Слайд 5

Полотняное переплетение Основная и уточная нити чередуются через одну; Применяется для выработки хлопчатобумажных тканей: ситцев, бязей, миткаля, маркизета, асты, майи и др.Льняных тканей – полотен, бортовки, парусины и др.

Слайд 6

отделка ткани красильно-отделочная фабрика:-предварительная отделка;-опаливание(удаление волокон с поверхности);-расшлихтовка(удаление крахмала);-отваривание(удаление загрязнений);-мерсеризация(повышение прочности);-промывка;-беление (1. крашение,2. печатание, 4.заключительная отделка);-аппретирование(повышение износостойкости);-ширение (выравнивание);-каландрирование(разглаживание, придание блеска).

Слайд 7

ткани после отделки Отбеленная;Гладкокрашеная;Набивная;Пестротканая (переплетение разных по цвету нитей);Меланжевая (переплетение нитей скрученных из разных по цвету волокон)

Слайд 8

признаки определения нитей основы По кромке;По степени растяжения – меньше тянется;Нить основы прямая, а уточная извитая;По звуку – по основе звук звонкий, а по утку глухой.

Слайд 9

Ассортимент тканей Хлопчатобумажные: ситец, миткаль (неотделанный ситец),бумазея, мадаполам, муслин (кисея), плис (бархат), пике, байка, фланель, саржа, нанка, маркизет, батист, меланжевая ткань (трико, шевиот, коверкот)… Льняные: парусина, полотно, бортовка, тик, равентух…

Слайд 10

стороны ткани Лицевая – печатный рисунок более яркий, рисунок переплетения более чёткий, ткань более гладкая (ткацкие пороки на другой стороне); Изнаночная

Слайд 11

Свойства тканей:Физико - механические;Технологические;Гигиенические.

Слайд 12

физико -механические свойства Сминаемость – свойство ткани образовывать заломы под физическим воздействием. прочность;

Слайд 13

гигиенические Гигроскопичность- свойство ткани хорошо впитывать влагу.Воздухопроницаемость – способность ткани хорошо пропускать воздух.Теплозащитность – способность хорошо сохранять тепло.

Слайд 14

технологические Осыпаемость;Усадка – уменьшение длины после влажной обработки.Скольжение;

Слайд 15

Свойствахлопчатобумажных тканей Ткани мягкие, гигроскопичны, в мокром состоянии набухают, увеличивая прочность. Хорошие теплозащитные свойства, высокая воздухопроницаемость. Сильно мнутся, хорошо разутюживаются при t 250 градусов. Небольшая стойкость к истиранию.

Свойства льняных тканей Ткани жесткие, сильно мнутся, плохо драпируются, большая усадка, высокая осыпаемость. Более гигроскопичны, средняя воздухопроницаемость.

Слайд 17


Слайд 18

Задание: по горизонтали:1 свойство хорошо впитывать влагу. 3 свойство образовывать мягкие складки.6 плотная льняная ткань.7 вещество-основа древесины.9 свойство уменьшать длину в ходе ВТО. 10 их направление подскажет звонкий звук. 12 ткань с напечатанным рисунком. по вертикали:1 ткань, окрашенная в один цвет.2 свойство хорошо пропускать воздух. 4 нити, идущие поперек ткани. 5 х\б ткань полотняного переплетения.8 неосыпающиеся края ткани. 13 сторона ткани на которой больше видны дефекты.14 х\б ткань с двухсторонним ворсом. 15 самое простое переплетение нитей в ткани.

Слайд 19