Из опыта работы Методы обучения осознанному чтению 
МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ  ОСОЗНАННОМУ  ЧТЕНИЮ
Что    значит - учить    детей    читать?
Казалось    бы, каждому    учителю    хорошо    известен    ответ    на этот    вопрос.
Действительно, все    знают, что .  ребенка    надо    научить    "узнавать    в    лицо"    буквы, слитно    "озвучивать"    их    последовательность    и    "извлекать"    из    произнесенного    смысл. Первые    два компонента    составляют    технику    чтения, а    последний -понимание    читаемого.
Нет    сомнения    в    том, что    первые    шаги    на    нуги    к    пониманию    смысла    предложений    и    текста    дети    должны    делать одновременно    с    освоением    техники    чтения, т.е.     идя   по страницам    "Букваря".
Первая задача, - понять каждое слово, составляющее предложение, а этому надо целенаправленно учить. Здесь возможны многие приемы. Вот некоторые из тех, которые применяю я,
Не    обсуждая    значения    слов, не    проводя    беседы   по    рисункам, прошу: "Внимательно    рассмотрите    картинку. А    теперь    прочитаем    то, что    под    ней    написано, вдумываясь    в    каждое    слово". У    детей, таким    образом    появляется    интерес    к    тексту, После чтения    первых    двух    предложений в    учебнике, можно    перейти на    чтение    с    доски. Последнее    предложение    можно    напечатать с    пропуском    слов. Учитель    говорит: !!Я    напечатала    для    вас предложение, но  вот    сейчас    прочитала    и    вижу, что    в    нем что-то    не    так. Наверное, я    пропустила    какое-то    слово. Давайте    подумаем    вместе". Если    ученики    обнаруживают    «ошибку»,  то    по    учебнику    проверяем, так    ли    исправили, а    если    нет, то    обращаются    за    помощью    к    книге. Иногда    слова    просто "путаю"    и    дети    восстанавливают    первоначальный    текст.
Перед    чтением    столбиков, часто    прошу    читать   детей    слова и    сразу    выделять    те, значение    которых    известно. Такая    установка, данная   перед    чтением, во-первых    помогает    ученикам обрести    цель    чтения, а    во-вторых    приучает    фиксировать    их внимание    на    значении    слова, на    том, понятно    оно    или    нет.
Общеизвестно, что    для    проникновения    в    смысл    читаемого важно    понимать    не    только    значение    отдельных    слов, но    и связи. Дать   первоклассникам    возможность    почувствовать    эти связи    нетрудно, достаточно    воспользоваться    приемом, который я широко      применяю - это    прием    сбора    "рассыпанных"    слов.
Только    рассыпать    в    этом    случае    нужно    предложение    на слова    или    текст    на    предложения.
Важным    условием    успешного    использования    игры   должно быть    наличие    раздаточного    материала - полосок    со    словами или    предложениями. Лишь    практически    действуя, т.е. передвигая полоски, меняя    их    местами    первоклассники    смогут    анализировать   мате риал, сравнивать    варианты, выбирать    лучший. предлагаемые    виды    работы, позволяют    наряду    с    развитием    умения   понимать    смысл   прочитанного, отрабатывать   технику    чтения. 
На своих    уроках    я    стараюсь    также    отрабатывать    выразительность    чтения    и    беглость. Для    достижения    своей    дели, я применяю    разные    виды    чтения, которые    влияют    на    развитие беглости.
Причинами    низкой    техники    чтения    являются    следующие: малый    объем    кратковременной    памяти, недостаточный    угол    зрения, низкая    устойчивость    внимания. Для    устранения    этих    причин я применяю следующие упражнения. Причем тренируемся с 1 класса. Первое    упр-е-  «Чтение    за    диктором».
В  качестве  диктора в  первом  классе  выступаю 
  сама, а    во втором  и  третьем им может  быть    сильный    ученик. Диктор  подтягивает    за    собой    слабого    ученика    и    это    способствует развитию    артикуляции   учащихся, помогает    выработке    навыка слитного    прочтения    слов.
Второе    упр-е- «Чтение    в    паре».
Третье    упр-е – «Многок ратное    чтение».
При    первом    прочтении    ребенку    могут    встретиться    незнакомые слова, непривычные    обороты, которые    легко    усваиваются    при  повторном    чтении, вырабатывается    навык    более    быстрого    чтения.
Четвертое    упр-е – «Убыстрение    темпа    чтения».
Убыстрение    постепенно    доводится    до    скороговорки. Это    особенно    полезно    для    развития    угла    зрения, позволяет    фиксировать по    два-три    слова    одновременно.
Практика    показывает, что    дети   легко    переходят    от    чтения в    этом    темпе    к    более    медленному    выразительному    чтению.
Пятое    упр-е – «Пере ход    на    незнакомый    текст»
Суть    упражнения    состоит    в    том, что    после    многократного
прочтения    части    текста    с    постепенным    убыстрением, ученику предлагается    читать    следующую    часть    текста    в    повышенном темпе. (Упражнения  взяты  из  сборника Зайцева)
 Помимо    этих    упражнений    я    применяю    чтение    со    счетом    слов, чтение    "спринт".
Чтение со счетом слов позволяет приучать детей читать только глазами. Перед выполнением этого чтения детям ставлю задачу:
I.Сосчитать    число    входящих    в    текст    слов.
2. Ответить   на    поставленные    вопросы.
  В   первом  классе    ставлю    не    более    трех, во    втором - не    более четырех, а    в    третьем - не    более    пяти    вопросов. 
3.Плотно    сжимать    зубы    и    губы    во    время    выполнения    упражнения. 
Для    контроля    сжатия    зубов    и   губ   дети    должны    прижимать    к    губам    указательный   палец    левой    руки    в    течение всего    чтения    со    счетом    слов. Полагается    в   первом    классе считать    не    более    200    слов    в    тексте, во    втором - 300,а    в третьем - 350    слов    за    один    урок,
При    чтении    со    счетом    слов    используя    вначале    такую памятку:
I.Плотно    сожни    губы    и    зубы,
2,Читай    только    глазами.
3.Читай как можно быстрее, одновременно считая про себя слова в тексте.
Чтение "спринт" заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя, причем в процессе всего чтения им нужно плотно сжинать зубы и губы. Далее отвечают на вопросы по содержанию, данные учителем перед занятием. 
При чтении "спринт" использую следующую памятку:-
I.Плотно    сожми    губы    и   зубы.
 2Читай    только    глазами.
 3.Читай    как    можно    быстрей.
 4. Ответь    на    вопросы    к тексту
  Для    улучшения    техники   чтения    использую    еще    такие    приемы  как    пересказ    прочитанных    ранее    текстов, игру    в    синонимы, "фотографирование"    слов    и    разного    рода    картинок, пересказ прочитанных    ранее    текстов, без    предупреждения    о    необходимости   повторить    их   заранее, очень   хорошо    развивает    долго
временную   память   учащихся.З а    такие    пересказы    ставлю только    хорошие    оценки, для    поощрения    детей,
Игра    в    синонимы   очень    хорошо    развивает    воображение,  а    также    распределяет    и    переключает    внимание,
"Фотографирование" слов и картинок хорошо развивает зрительную память, а также такие свойства как внимание, сосредоточенность.
Развитие    техники   чтения    должно    вестись    систематически. И   поэтому    без    помощи    родителей    тут    не    обойтись. Поэтому еще    в   первом    классе    знакомлю    родителей    с    различными    методами    обучения    осознанному    чтению, Для    того    чтобы    приучить детей    самостоятельно    читать    советую    использовать    такой прием.  Кто-нибудь    из    взрослых    начинает    читать    ребенку    вслух. На    самом    интересном    чтение    прекращает.  Увлеченный    событиями в    книге    и    желанием    узнать, что    произойдет    дальше    с    героями, ребенок    в    большинстве    случаев   продолжает    читать    самостоятельно. Позже    взрослые    должны    обязательно    спросить    его  о    чем    он    прочитал, похвалить    за    самостоятельность, выразить надежду, что    теперь    он    будет    всегда    читать    сам. Можно   рассказать    ребенку    один    эпизод    из    какого-либо    рассказа,    но дальше, он    прочитает    сам. Родители    должны    очень    терпеливо, но неуклонно    требовать    от    ребенка, чтобы  он    запоминал    фамилию автора,    и    название    книги.
Очень    хорошо, если    в    семье    практикуются    совместные  чтения    вслух. Это    сближает    родителей    и   детей, помогает    родителям    лучше    узнать    ребят, понять    их    интересы    и    увлечения.  А    для    детей - это    полезная    тренировка    читать    громко, выразительно, четко.
Если    ребенок    совсем    не    любит    читать, то    родителям рекомендую    режим    щадящего    чтения. Это    такой    режим, когда   ребенок    прочитает, например    5    минут, и    после    этого    получит кратковременный    отдых.  
И   конечно, невозможно    воспитывать    любовь    к    книге    без навыков    культурного    общения    с    ней, надо    приучать   детей беречь   книгу.
В.А.Сухомлинскии говорил   о    том, что   можно    жить    и
быть    счастливым,  не    овладев    математикой ,  но    нельзя    быть счастливым, не    умея    читать. Тот, кому    недоступно    искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный  невежда. И  задача  учителя  не  допустить  этого.
15