Из опыта работы Методы обучения осознанному чтению
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОСОЗНАННОМУ ЧТЕНИЮ
Что значит - учить детей читать?
Казалось бы, каждому учителю хорошо известен ответ на этот вопрос.
Действительно, все знают, что . ребенка надо научить "узнавать в лицо" буквы, слитно "озвучивать" их последовательность и "извлекать" из произнесенного смысл. Первые два компонента составляют технику чтения, а последний -понимание читаемого.
Нет сомнения в том, что первые шаги на нуги к пониманию смысла предложений и текста дети должны делать одновременно с освоением техники чтения, т.е. идя по страницам "Букваря".
Первая задача, - понять каждое слово, составляющее предложение, а этому надо целенаправленно учить. Здесь возможны многие приемы. Вот некоторые из тех, которые применяю я,
Не обсуждая значения слов, не проводя беседы по рисункам, прошу: "Внимательно рассмотрите картинку. А теперь прочитаем то, что под ней написано, вдумываясь в каждое слово". У детей, таким образом появляется интерес к тексту, После чтения первых двух предложений в учебнике, можно перейти на чтение с доски. Последнее предложение можно напечатать с пропуском слов. Учитель говорит: !!Я напечатала для вас предложение, но вот сейчас прочитала и вижу, что в нем что-то не так. Наверное, я пропустила какое-то слово. Давайте подумаем вместе". Если ученики обнаруживают «ошибку», то по учебнику проверяем, так ли исправили, а если нет, то обращаются за помощью к книге. Иногда слова просто "путаю" и дети восстанавливают первоначальный текст.
Перед чтением столбиков, часто прошу читать детей слова и сразу выделять те, значение которых известно. Такая установка, данная перед чтением, во-первых помогает ученикам обрести цель чтения, а во-вторых приучает фиксировать их внимание на значении слова, на том, понятно оно или нет.
Общеизвестно, что для проникновения в смысл читаемого важно понимать не только значение отдельных слов, но и связи. Дать первоклассникам возможность почувствовать эти связи нетрудно, достаточно воспользоваться приемом, который я широко применяю - это прием сбора "рассыпанных" слов.
Только рассыпать в этом случае нужно предложение на слова или текст на предложения.
Важным условием успешного использования игры должно быть наличие раздаточного материала - полосок со словами или предложениями. Лишь практически действуя, т.е. передвигая полоски, меняя их местами первоклассники смогут анализировать мате риал, сравнивать варианты, выбирать лучший. предлагаемые виды работы, позволяют наряду с развитием умения понимать смысл прочитанного, отрабатывать технику чтения.
На своих уроках я стараюсь также отрабатывать выразительность чтения и беглость. Для достижения своей дели, я применяю разные виды чтения, которые влияют на развитие беглости.
Причинами низкой техники чтения являются следующие: малый объем кратковременной памяти, недостаточный угол зрения, низкая устойчивость внимания. Для устранения этих причин я применяю следующие упражнения. Причем тренируемся с 1 класса. Первое упр-е- «Чтение за диктором».
В качестве диктора в первом классе выступаю
сама, а во втором и третьем им может быть сильный ученик. Диктор подтягивает за собой слабого ученика и это способствует развитию артикуляции учащихся, помогает выработке навыка слитного прочтения слов.
Второе упр-е- «Чтение в паре».
Третье упр-е – «Многок ратное чтение».
При первом прочтении ребенку могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, вырабатывается навык более быстрого чтения.
Четвертое упр-е – «Убыстрение темпа чтения».
Убыстрение постепенно доводится до скороговорки. Это особенно полезно для развития угла зрения, позволяет фиксировать по два-три слова одновременно.
Практика показывает, что дети легко переходят от чтения в этом темпе к более медленному выразительному чтению.
Пятое упр-е – «Пере ход на незнакомый текст»
Суть упражнения состоит в том, что после многократного
прочтения части текста с постепенным убыстрением, ученику предлагается читать следующую часть текста в повышенном темпе. (Упражнения взяты из сборника Зайцева)
Помимо этих упражнений я применяю чтение со счетом слов, чтение "спринт".
Чтение со счетом слов позволяет приучать детей читать только глазами. Перед выполнением этого чтения детям ставлю задачу:
I.Сосчитать число входящих в текст слов.
2. Ответить на поставленные вопросы.
В первом классе ставлю не более трех, во втором - не более четырех, а в третьем - не более пяти вопросов.
3.Плотно сжимать зубы и губы во время выполнения упражнения.
Для контроля сжатия зубов и губ дети должны прижимать к губам указательный палец левой руки в течение всего чтения со счетом слов. Полагается в первом классе считать не более 200 слов в тексте, во втором - 300,а в третьем - 350 слов за один урок,
При чтении со счетом слов используя вначале такую памятку:
I.Плотно сожни губы и зубы,
2,Читай только глазами.
3.Читай как можно быстрее, одновременно считая про себя слова в тексте.
Чтение "спринт" заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя, причем в процессе всего чтения им нужно плотно сжинать зубы и губы. Далее отвечают на вопросы по содержанию, данные учителем перед занятием.
При чтении "спринт" использую следующую памятку:-
I.Плотно сожми губы и зубы.
2Читай только глазами.
3.Читай как можно быстрей.
4. Ответь на вопросы к тексту
Для улучшения техники чтения использую еще такие приемы как пересказ прочитанных ранее текстов, игру в синонимы, "фотографирование" слов и разного рода картинок, пересказ прочитанных ранее текстов, без предупреждения о необходимости повторить их заранее, очень хорошо развивает долго
временную память учащихся.З а такие пересказы ставлю только хорошие оценки, для поощрения детей,
Игра в синонимы очень хорошо развивает воображение, а также распределяет и переключает внимание,
"Фотографирование" слов и картинок хорошо развивает зрительную память, а также такие свойства как внимание, сосредоточенность.
Развитие техники чтения должно вестись систематически. И поэтому без помощи родителей тут не обойтись. Поэтому еще в первом классе знакомлю родителей с различными методами обучения осознанному чтению, Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать советую использовать такой прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном чтение прекращает. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам. Можно рассказать ребенку один эпизод из какого-либо рассказа, но дальше, он прочитает сам. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора, и название книги.
Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. А для детей - это полезная тренировка читать громко, выразительно, четко.
Если ребенок совсем не любит читать, то родителям рекомендую режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает, например 5 минут, и после этого получит кратковременный отдых.
И конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного общения с ней, надо приучать детей беречь книгу.
В.А.Сухомлинскии говорил о том, что можно жить и
быть счастливым, не овладев математикой , но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда. И задача учителя не допустить этого.
15