Мастерская безопасности «Утром, вечером и днем — осторожен будь с огнем!»
Управление образования Александровского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
Мастерская безопасности
«Утром, вечером и днем
осторожен будь с огнем!»
(педагогический проект)
Разработчик: Грицук Олеся Анатольевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №19»
п. Яйва
2016 год
Информационная карта проекта:
Тема
Формирование навыков безопасности всех участников образовательного процесса в современных социокультурных условиях, как фактор всестороннего развития детей в повседневной жизни при опасных для жизни ситуациях
Тип
Педагогический долгосрочный практико-ориентированный открытый проект
Заказчик
Управление образования Александровский муниципальный район
Разработчик, организатор и руководитель проекта
Грицук Олеся Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19»
Исполнители
Участники образовательного процесса МБДОУ «Детский сад № 19», педагоги учреждений дополнительного образования поселка (Договора)
Субъекты проекта
Дети, посещающие дошкольное учреждение, в возрасте 5-7 лет и их родители.
Разработчики
Творческая группа
1. Заведующий МБДОУ «Детский сад № 19» Поткина Л.С.
2. Завхоз МБДОУ «Детский сад № 19» (ответственный по пожарной безопасности) Гагарина Л.Н.
3. Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 19» Чистякова Е.Л.
4. Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 19» Грицук О. А, Дворак С. М, Мелкомукова А.В.
5. Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 19» Остальцева Е. А.
6. Инициативная группа родителей группы «Фантазеры».
База реализации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19»
618910 Россия, Пермский край, город Александровск, поселок Яйва, улица 6 Пятилетка, 11
Телефоны: (34274) 2-14-43, 2-14-46
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Срок реализации
Сентябрь 2015 года март 2016 года
Проблемно-ориентированный анализ
Государственная политика в области образования и здравоохранения на первый план выдвигает вопросы разностороннего полноценного развития детей и укрепления здоровья дошкольников. А здоровье детей не может быть сохранено, если им не созданы условия для безопасного развития и воспитания, в том числе и в плане пожарной безопасности. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это вызывает тревогу у работников дошкольного образования. Особую роль в этом призваны сыграть дошкольные образовательные учреждения. В дошкольном возрасте формируется личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового и ответственного образа жизни важно не только приобретение знаний, но и развитие личности, усвоения способов ориентации в окружающем мире. Все это особенно остро ставит задачу воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения в быту, обучения адекватным действиям при пожаре.
В настоящее время «Формирование основ безопасности» является обязательным разделом образования в детских садах. Пожарная безопасность одна из составляющих общей культуры безопасности. Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный, многоплановый процесс, который не должен ограничиваться лишь подачей готовых правил.
Данный проект ориентирован на использование педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач при обучении детей правилам пожарной безопасности в приобретении знаний по пожарной безопасности, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях.
На практике решение вопросов профилактики пожарной безопасности среди детей дошкольного возраста достаточно противоречивы. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии. Поэтому нами были определены противоречия, положенные в основу этого проекта:
С одной стороны, проект направлен на решение проблемы по формированию у дошкольников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.
С другой стороны, сотрудничать с родителями воспитанников, позитивно относиться к конструктивному партнерству в работе по формированию основ безопасности.
Разумеется, первоочередной задачей, возлагаемой на меры противопожарной безопасности, является профилактика пожаров ведь гораздо лучше не допустить пожара вообще, чем заниматься его тушением или переживать последствия пожара.
Миссия данного проекта: создать в ДОУ условия для реализации требований пожарной безопасности, возложить ответственность защиты своего ребенка на взрослого человека. Проект рассчитан на детей, посещающих дошкольное учреждение.
Новизна проекта состоит в разработке системы взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию навыков безопасности, в применении новых сформированных в детском саду традиций, которые способствуют осознанию родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса ДОУ. Повышение родительской компетентности, вовлеченности каждого родителя в процесс развития детей в повседневной жизни при опасных для жизни ситуациях, пониманию своей значимости проблемы.
Исходя из противоречия между необходимостью обучения детей правилам безопасности при пожаре и недостатком соответствующих возрасту разработок по данной теме, в нашем дошкольном учреждении был разработан проект Мастерская безопасности «Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем!» в котором коллектив учреждения систематизировал работу по формированию навыков пожарной безопасности по трем направлениям: научить, уберечь, предвидеть. Были определены цели и задачи проекта.
Цель и задачи проекта
Цель: разработка активных форм деятельности всех участников образовательного процесса по формированию навыков безопасности в случае пожароопасной ситуации.
Задачи:
Систематизировать представления детей о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности и осторожного обращения с огнеопасными средствами.
Создать условия для формирования у детей основных знаний осторожного обращения с огнеопасными средствами.
Воспитывать осознанное отношение всех участников образовательного процесса к выполнению правил безопасности.
Формировать у детей умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни и правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.
Модель и особенности реализации проекта
Модель реализации проекта:
работа с детьми;
работа с сотрудниками учреждения;
взаимодействие с родителями;
сотрудничество с главным специалистом 8 Отдела надзорной деятельности МЧС России по Пермскому краю Губахинского городского округа, Кизеловского и Александровского муниципальных районов
Модель направлена на реализацию задач по:
повышению профессионального уровня педагогического коллектива учреждения;
просвещение родителей по теме проекта;
создание разнообразной и интересной развивающей предметно-пространственной среды.
Особенностью данного проекта является то, что в ходе его реализации взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулирующие его активность и инициативность. Реализация проекта рассчитана на 6 месяцев в три этапа.
В ходе взаимодействия субъектов проектной деятельности применяются различные формы и виды работы, в комплексе обеспечивающие развитие интегративных качеств личности дошкольников, одновременно реализуя развивающие задачи образовательных областей социально-коммуникативное развитие формирование основ безопасности, познавательное и физическое развитие.
Запланированная деятельность сочетается и чередуется с различными видами деятельности и мероприятиями, где систематизируются знания детей о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности и осторожного обращения с огнеопасными средствами, представление о способах безопасного поведения в быту, природе, в детском саду.
На основе содержательной, разнообразной развивающей деятельности создаются условия для проявления детьми дошкольного возраста компетентности в области обеспечения пожарной безопасности, инициируется самостоятельность детей именно в осознанном, правильном поведении.
План реализации проекта
Согласно годового плана, разработан блок познавательных занятий на противопожарную тему. Основными методами служат познавательные возможности детей, степень сложности материала или заданий, по форме и используемым методам и приемам не похожие одно на другое. При их составлении учитывались дидактические методы: доступность, систематичность, последовательность от простого к сложному, от частного к общему.
Разработано перспективное планирование работы с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп; план работы с родителями и сотрудниками, где запланированы сценарии занятий, посвященных формированию знаний у детей правил пожарной безопасности; мероприятия, викторины и беседы с детьми и их родителями.
№
Сроки
Этап
Вид деятельности
1
с 01.09.2015 – по 30.09.2015
Организационный этап
Анкетирование родителей (Приложение 1);
Проведение диагностики знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности (Приложение 2);
Творческая гостиная выявление проблемы по результатам анкетирования;
Составление паспорта проекта;
Разработка тематического планирования;
Подбор наглядно–демонстрационных пособий и материалов, консультационного материала;
Организация предметно-развивающей среды;
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов по пожарной безопасности (костюм пожарного, пожарный щит, театр юных пожарных)
с 01.10.2015 - по 14.02.2016
Практический этап
Учитывая возрастные особенности
Работа с детьми
Исследовательская детская деятельность, практические занятия, опыты, эксперименты в классе пожарной безопасности (Приложение 4, 5, 6);
Игровая деятельность (подвижные, дидактические, сюжетные, игры);
Чтение художественной литературы, загадки, литературная викторина «Писатели о пожаре»;
Организация экскурсии в пожарную часть, встречи с людьми профессии «пожарный»;
Драматизации, развлечения, спортивные досуги, тематические эстафеты (физкультурно–спортивное развлечение «Юный пожарный», театрализованное развлечение «Кошкин дом») (Приложение 5);
Экскурсия по детскому саду: знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями;
Минутка безопасности «Осторожно, огонь!» (Приложение 7)
ДЮП в детском саду
Проведение спортивно-развлекательного праздника;
Организация тематических конкурсов, выставок детских работ.
Взаимодействие с родителями
Выпуск памятки для родителей по пожарной безопасности;
Консультация на тему «Огонь-друг, огонь-враг»;
Родительское собрание с участием специалиста Отдела надзорной деятельности МЧС;
Обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит медицинский работник);
Моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы.
Оформление папки-передвижки на тему «Основы пожарной безопасности»;
Спортивная эстафета «Папа, мама, я сильней огня моя семья!»
Конкурс противопожарных плакатов.
Взаимодействие с коллегами
Консультация на тему «Инструкция по пожарной безопасности при экспериментировании и проведении опытов в классе»;
Моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой в учреждении: новогодняя елка, поход, эвакуация, пути эвакуации, ребенок спрятался;
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (Приложение 3);
Мастер-класс по изготовлению марлевых повязок.
с 15.02.2016 - по 29.02.2016
Обобщающий этап
Общесадиковские мероприятия:
Анализ полученных результатов.
Проведение диагностики уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности;
Публикация на сайте учреждения.
Работа с детьми
Диагностика знаний и умений детей по правилам пожарной безопасности;
Выставка детских рисунков и поделок;
Проведение тренировок и эвакуации.
Взаимодействие с родителями
Итоговое родительское собрание по ознакомлению с результатами проекта.
Взаимодействие с коллегами
Представление результатов работы на педсовете.
Ожидаемые результаты и способы проверки
Эффективность проекта мы будем оценивать:
По увеличению количества участников мероприятий, конкурсов.
По интересу к опыту учреждения и желанию апробации в детских садах района.
Оценка и анализ результатов запланированной деятельности, выявление положительных сторон работы и недоработок, корректировка деятельности в актуальном аспекте в зависимости от полученных результатов эффективности данного проекта будет проводиться со всеми субъектами проектной деятельности:
Ожидаемые результаты
Методы промежуточной диагностики
Дети
первоначальная заинтересованность детей в успешном решении выявленной проблемы и достижение цели.
повышение физической активности у детей.
появление первых навыков собственных активных действий, направленных на достижение запланированного успеха, осознание собственной роли в активной деятельности.
появление мотивации на решение простых проблемных ситуаций, активности в мышлении (в зависимости от индивидуальных способностей).
– наблюдение;
– беседы;
– разработка пожароопасных ситуаций.
Родители
Родители (увеличение числа семей, заинтересованных в посещении мероприятий и родительских собраний в детском саду, повышение педагогической культуры)
– опрос (критерии оценки – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников);
Педагоги
повышение педагогической компетенции коллектива.
– анкетирование;
– участие в мероприятиях.
ВЫВОД:
Для реализации проекта оборудован класс для проведения различных видов деятельности и мероприятий по формированию практических навыков поведения в опасных ситуациях. Класс оснащен различными наглядными пособиями и иллюстрациями, играми и головоломками, спортивным и игровым оборудованием, костюмами, касками и различными атрибутами, связанными с пожарной безопасностью. Практические занятия, соревнования, экспериментирование проводится согласно режиму дня, возрастным и индивидуальным особенностям.
В случае успешной реализации проекта можно использовать его как одну из вариативных моделей оказания дополнительных услуг по практической подготовке детей к овладению умениями ориентироваться в опасных ситуациях.
Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта (индивидуальный заказ родителей, индивидуальные маршруты по освоению программы) позволяет реализовать современный подход к уровню основ безопасности.
Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны нормативные и содержательные аспекты предоставления дополнительных услуг детям.
Ресурсное обеспечение (финансовое, кадровое и др.).
Кадровые: работники учреждения регулярно проходят инструктаж по противопожарной безопасности, завхоз прошел специализацию в области пожарной безопасности.
Информационные: стенды, родительские уголки, памятки для родителей, персональный компьютер с доступом к сети Интернет, сайт ДОУ.
Временные: проект рассчитан на 6 месяцев, 6 достаточно для реализации проекта и получения первичных результатов.
Материально–технические: наглядные, дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Особенности управления проектом (оперативное и перспективное управление)
Разработчик, организатор и руководитель проекта Грицук Олеся Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19»:
Осуществляет общее руководство проектом и несет ответственность за его реализацию.
Осуществляет подбор совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Разрабатывает нормативно-правовую базу.
Обеспечивает создание условий для проведения мероприятий.
Анализирует удовлетворенность родителей качеством проводимых мероприятий.
Разрабатывает и корректирует график работы специалистов (с учетом запроса родителей).
Осуществляет взаимодействие с социальными институтами города с целью организации выставок детских работ.
Анализирует результаты выполнения проекта.
Организует рекламную акцию проводимых мероприятий
Совместно с педагогами разрабатывает методики проведения мероприятий
Формирует банк методических материалов.
Анализирует результаты диагностики детей.
Координирует взаимосвязь между участниками проекта.
Члены творческой группы:
Совместно разрабатывают формы проведения мероприятий с родителями
Разрабатывают конспекты и сценарии мероприятий и пополняют банк методических материалов.
Проводят диагностику детей (начальную и итоговую) в рамках программы дошкольного образования.
Проводят мероприятия с детьми (индивидуальные, групповые) в соответствии с учебным планом.
Пополняют РПП среду.
Риски проекта
Анализ ресурсов, влияющих на результат проекта
Сильные стороны
Слабые стороны
Режим работы детского сада позволяет организовать совместные с родителями мероприятия в вечернее время и выходные дни.
Наличие подготовленных и квалифицированных специалистов.
Интернет-ресурсы возможность подобрать нормативное и методическое сопровождение проекта.
Низкая компетентность родителей в вопросах пожарной безопасности.
Неудовлетворительное материально–техническое состояние
Возможности
Угрозы и препятствия
Имеется потенциальная возможность привлечь специалистов Отдела надзорной деятельности МЧС.
Постоянный медицинский персонал.
Класс пожарной безопасности (организация практических занятий)
Низкая компетентность и заинтересованность родителей в формировании пожарной безопасности.
Возможная незаинтересованность специалиста Отдела надзорной деятельности МЧС.
Список литературы
Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – 128 с.
Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112 с.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь – друг, огонь – враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с.. илл.
Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 48 с.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
Приложения проекта
Приложение 1
Анкета для родителей по противопожарной безопасности
Уважаемые родители!
Мы проводим исследования по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности в быту.
Будем признательны, если Вы поможете нам, ответив на следующие вопросы.
Укажите, пожалуйста, Ваш возраст, образование, количество детей в семье____________________________________________________________
Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами пожарной безопасности в быту? Если да, то укажите, с какого возраста.__________________________
Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностями? (укажите цифрами по степени значимости):
А). Родители;
Б). Воспитатели;
В). Медицинские работники;
Г). Другие.
Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома:
А) Прячем;
Б) Запрещаем;
В) Учим пользоваться;
Г) Свой вариант.
Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один дома? Если да, то что Вы говорите ему, когда уходите:
А) Никому не открывай дверь;
Б) Не подходи к телефону;
В) Не играй со спичками (газ);
Г) Не трогай лекарства;
Д) Укажите свой вариант.
Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес, телефон?
А) Да;
Б) Нет;
В) Только (укажите что).
Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок, как назвать (подчеркните):
А). Скорую помощь (да, нет);
Б). Милицию (да, нет);
В). Пожарных (да, нет).
Известна ли Вам литература, где указано, что знакомить дошкольников нужно с правилами безопасности в быту? Укажите автора. ___________________________________
Используете ли Вы книги и телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях в доме? Какие?
Необходима ли Вам помощь со стороны педагога детского сада в ознакомление с правилами безопасного поведения в быту?
Какого рода еще информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде, Вы хотели бы получить от педагога дошкольного учреждения?
А) Консультация;
Б) Открытое занятие;
В) Свой вариант.
Какие травмы получал Ваш ребенок дома?
Приложение 2
Вопросы для диагностики детей по противопожарной безопасности
1. Назови свое имя, фамилию, домашний адрес.
2. Назови пожароопасные предметы.
3. Отчего может возникнуть пожар?
4. Перечисли правила поведения при пожаре.
5. По какому номеру необходимо звонить? Что необходимо сообщить?
6. Что необходимо сделать, если возник пожар, а телефона нет?
7. Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
8. Перечисли правила обращения с электробытовыми приборами.
9. Перечисли правила поведения, если остался дома один?
Тест «Помоги пожарному»
Цель: Закреплять знания детей об использовании различных предметов для тушения огня.
Приложение 3
Конспект
интерактивной консультация по безопасности для педагогов «Интеллектуальная шоу-викторина «Что? Где? Когда?»
Вряд ли возможно повстречать современного цивилизованного человека не знакомого с таким понятием, как пожарная безопасность. Мы слышим эти слова с раннего детства, они знакомы нам настолько, что мы крайне редко задаемся целью подобрать конкретное определение для этого понятия. Однако большинство из нас, пожалуй, затруднится с ходу дать краткий и четко ответ на простой вопрос: а что же это такое?
Пожарная безопасность это такое состояние определенного объекта, при котором существует возможность предотвратить возникновение пожара и его развитие, а также свести к минимуму негативные последствия, в том случае если полностью предотвратить пожар не удалось.
Разумеется, первоочередной задачей, возлагаемой на меры противопожарной безопасности, является профилактика пожаров ведь гораздо лучше не допустить пожара вообще, чем заниматься его тушением или переживать последствия пожара.
В настоящее время «Формирование основ безопасности» является обязательным разделом образования в детских садах. Пожарная безопасность одна из составляющих общей культуры безопасности.
Как помочь ребенку усвоить эти знания? Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный, многоплановый процесс, который не должен ограничиваться лишь подачей готовых правил, формы работы с детьми достаточно разнообразны.
А как это все происходит у нас? Познавательный процесс тесно переплетается с элементами игры и дети на занятиях не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса.
Чтобы обучить детей, необходимо самим владеть в полном объеме знаниями пожарной безопасности!
Предлагаем, Вам, принять участие в интеллектуальной шоу-викторине «Что? Где? Когда?» и продемонстрировать свои знания в сфере пожарной безопасности!
За каждый правильный ответ команда игроков получает одну деталь фигурки 3D- пожарного (результат мы сможем отследить, собрав силуэт добровольного юного пожарного!)
При подготовке викторины был подобран ряд игр, стихов, видеоматериалов для родителей, для детей по формированию навыков пожарной безопасности.
Интерактивная консультация по безопасности используется может использоваться для всех участников образовательного процесса.
№ слайда
Описание
1
Уважаемые педагоги!
Вам будет предложено несколько вопросов.
На обсуждение даётся 1 минута
За каждый правильный ответ команда получит одну деталь для сборки фигурки бывалого пожарного
2
Против педагогов сегодня играют:
Борис Оскарович Бурда – знаток игры «Что? Где? Когда?»
Алекса
·ндр Абра
·мович Друзь – советский и российский игрок интеллектуальных игр.
Анато
·лий Алекса
·ндрович Ва
·ссерман –
многократный победитель интеллектуальных игр.
Пучков Владимир Андреевич - Министр МЧС.
Любимов Геннадий Александрович – главный специалист 8 Отдел надзорной деятельности МЧС России по Пермскому краю Губахинского городского округа, Кизеловского и Александровского муниципальных районов
Доктор Айболит – добрый доктор, который всегда спешит на помощь
Николай Николаевич Дроздов
· советский и российский учёный-зоолог
Отважный пожарный - опытный сотрудник пожарной охраны
3
Вопрос задает Министр МЧС ПУЧКОВ ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ
Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
ОТВЕТ: Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться дымом.
4
Вопрос задает НИКОЛАЙ ДРОЗДОВ:
Эта южная водяная птица с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами очень пуглива. Если ее потревожить, она может больше никогда не вернуться в эту местность. С португальского ее название переводится словом «огонь». Что это за птица?
ОТВЕТ: Это фламинго
5
Вопрос задает ОТВАЖНЫЙ ПОЖАРНЫЙ:
Уважаемые педагоги, что, согласно моей должностной инструкции, называют «процессом горения предметов, в данный момент к этому не предназначенных»?
ОТВЕТ: Это пожар.
6
ВОПРОС от ВЕДУЩЕГО
«.Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
- Живо! Садись завтракать
Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер.»
ОТВЕТ: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
7
Вопрос задает ДОКТОР АЙБОЛИТ
Первая помощь при отравлении угарным газом.
ОТВЕТ:
1. Вывести или вынести пострадавшего человека из помещения
2. Вызвать скорую помощь, даже если пострадавший шутит.
3. Напоить крепким сладким чаем, согреть и обеспечить покой. При отсутствии сознания - уложить на ровную поверхность на бок, расстегнуть воротник, пояс, обеспечить приток свежего воздуха. Ватка с нашатырным спиртом.
8
Вопрос задает АЛЕКСАНДР ДРУЗЬ
Уважаемые педагоги, назовите народную «математическую формулу», связывающую две величины: «переезд» и «пожар».
ОТВЕТ: Народная мудрость гласит: «Два переезда равны одному пожару».
9
Блиц вопрос – три ребуса за одну минуту
10
Вопрос задает АНАТОЛИЙ ВАССЕРМАН
Слово среднего рода, состоит из трех букв, в старину оно имело значение «основание дома». Сейчас это слово сохранилось, пожалуй, лишь во фразеологизме, информирующем о плачевных результатах пожара. Уважаемые знатоки, назовите это слово.
ОТВЕТ :Слово – тло, фразеологизм - сгореть дотла.
11
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Вопрос задает ЛЮБИМОВ ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – главный специалист 8 Отдела надзорной деятельности МЧС России по Пермскому краю.
Я отмечал такое различие относительно действия ветра между предметами: «Это ветер задувает, костер - раздувает». Что же задувает ветер? Ответ на вопрос лежит в черном ящике.
ОТВЕТ: Свеча.
Свечу ветер задувает, костер – раздувает.
12
Вопрос задает БОРИС БУРДА
Легендарная птица, является представителем огненной стихии наиболее яркий символ возрождения, обновления, бессмертия и вечности времени.
ОТВЕТ: Феникс
Приложение 4
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
тема: «Я в пожарные пойду и предотвращу беду»
воспитатель
Грицук Олеся Анатольевна
Тема занятия
Я в пожарные пойду и предотвращу беду
Тип занятия
Интегрированное занятие разработано в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы ДО.
Авторы УМК
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева
Цель
Включение детей в активные формы работы по формированию навыков безопасности всех участников образовательного процесса в случае пожарной ситуации
Задачи
Систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара, правилах пожарной безопасности и осторожного обращения с огнеопасными средствами.
Формировать у детей умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни и правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.
Развивать любознательность детей через совместное проведение опытов.
Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Воспитывать уважение к труду пожарных.
Характеристика группы
Подгруппа детей старшего дошкольного возраста
Оборудование
Уголь, дрова, спички, свеча, розетка, зажигалка, выключатель, провод, утюг, чайник, фен, электроплойка, Пожарный щит: огнетушитель.
Знаки безопасности.
Для опытов: свечи, стакан с водой, песок, земля, стеклянный стакан.
Словарная работа
Щит пожарный, огнетушитель, эвакуация, знаки безопасности.
Образовательная область
Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.
Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей
Примечания
1 этап -
предварительная работа
- Ребята, давайте дружными, громкими аплодисментами поприветствуем всех собравшихся!
В детском садике своем
Очень дружно мы живем.
Пляшем, прыгаем, играем
Про безопасность не забываем.
- Нет ничего страшнее . пожара в доме!!!
- И только отряд сильных и смелых, людей может помочь.про них говорят:
Для всех он самый лучший другОн знает, что горит вокруг,Войдет в огонь, не убежит,Он будет все тушить (пожарный)
- Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
- Как вы считаете, эта работа нужна людям?
А какими должны быть пожарные?
За сутками сутки и ночью, и днем
Готовы пожарные к битве с огнем.
И мало отважным пожарным быть,
Чтоб злой и коварный огонь победить
А следует много знать и уметь,
Чтоб четко и быстро огонь одолеть.
- Приглашаю вас в настоящую команду добровольных юных пожарных - сокращенно эту команду называют ДЮП!
- Если вы готовы, то сегодня вас ждут испытания.
- Пришло время показать свои знания и умения!
Беседа-знакомство:
дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы
пожар
Предполагаемые ответы:
Работа пожарных трудная, тяжелая; при тушении огня они рискуют жизнью – спасают!
Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, отважными, закаленными.
Заинтересовать детей, установить контакт и положительный эмоциональный тон для занятия
Определить тему и цели занятия с помощью загадки
Художественное слово
2 этап -
мотивационно-побудительная деятельность
У пожарных есть целая коллекция Опасных предметов, которые являются причиной возникновения пожаров
Давайте рассмотрим их получше
Запомните первое правило:
Сам к огню не прикасайся
Лучше взрослых дожидайся!
Дремлют спички, словно птички
В коробочки до поры.
Только маленькие спички
Не годятся для игры!
Запомните важное правило:
Спички детям не игрушка!
Но в доме есть еще немало пожароопасных вещейкоторые могут стать причиной пожара?
Как можно, одним словом назвать эти предметы?
А теперь подумайте и назовите правила безопасного обращения с электроприборами
1 – выключить прибор из розетки,
2 - не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками,
3 – электроприборы нельзя тушить водой!
Чем же можно потушить начавшийся пожар?
Огнетушитель - Самый главный наш спаситель.
В детском саду щит пожарный.
Он с лопатой и ведром.
Может и ребенок каждый
Ориентироваться в нем!
- На пожарном щите находятся все необходимые предметы для борьбы с огнем.
- Но есть и другие важные знаки!
- Ребята, а вы обращали когда-нибудь внимание на вот такие знаки, где?
- Как вы думаете, что они означают?
- Дым увидел - не зевай и пожарных вызывай
По какому номеру будем сообщать о пожаре?
- необходимо четко назвать:
Что горит, адрес, фамилию и имя!
- Давайте повторим правило все вместе:
Помни каждый гражданин России пожарный номер – 01
Предполагаемые ответы: детская шалость и любопытство, неосторожность со спичками, не затушенные угли, шлак, зола, костры;
(применение этих предметов - опасно, оставлять огонь без присмотра - нельзя)
Хоровые и индивидуальные
варианты ответов:
- Не пользуйтесь не исправными электроприборами.
- Не оставляйте без присмотра электроприборы.
Огнетушитель, одеяло, вода
Общественные места, на стенах детского сада.
Знаки на стенах указывают путь следования из здания – эвакуации, а ток же где расположены ближайшие огнетушители, кнопка сигнализации и телефон
для чего они нужны и как работают
«01», «101»
Ребенок четко выполняет:
Что горит, адрес, фамилия, имя
Демонстрация опасных предметов:
Уголь, дрова, спички
розетка,
выключатель, провод
утюг, чайник,
Художественное слово
Спички!
Электроприборы
Определение сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме
Щит пожарный разностороннее изучение объекта
Щит пожарный:
лопата, топор, песок, ведро, огнетушитель
Совместная деятельность: Формирование целостного представления о знаках безопасности
Указывающие знаки!
Все вместе следят за правильностью сказанного сообщения
3 этап –
организационно-поисковая деятельность
- Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?...и подумаем, чего же боится огонь?
- Давайте проверим правильность ваших утверждений. У нас приготовлено все для экспериментов:
- Проведем несколько опытов – соблюдая осторожность и очень внимательно по очереди выполнять все рекомендации:
- на горящую свечу прольем немного воды. - Что происходит и почему?
- Попробуем с другими материалами: песком, землей, снегом.
- А теперь проведем последний опыт: Горящую свечу, мы плотно накроем стеклянной колбой.
Что происходит с огнем? - без воздуха огонь существовать не может.
Его нужно потушить
Ребенок выполняет указание воспитателя
Огонь погас, потому что он боится воды, песка, земли
Вывод: огонь боится воды, песка, снега, земли, гибнет без доступа воздуха
Оборудование для опытов: контейнеры в которых находится материал для тушения огня: с водой, снегом, землей, песком
4 этап –
рефлексивно-корригирующая деятельность
Вы молодцы, много знаете.
Вас нисколько не пугают испытания?
Эстафета "01” спешит на помощь”
Надеть костюм пожарного
Взять ведро
Бег «змейкой» между препятствиями
«Потушить» огонь (обежать вокруг огня)
Обратно – бег по прямой, передать костюм и ведро следующему участнику
Все мы силы приложили
И пожар мы потушили! Ура!
Знаем, как с огнем бороться
И не струсим в трудный час
Но, пожалуй, что надежней,
01 звонить подчас
Дети проходят эстафету, следят за правильностью выполнения заданий
Награждение
Смена деятельности:
Игра-эстафета "01” спешит на помощь”
Удостоверение Юного пожарного
Приложение 5
Театрализованное развлечение «Кошкин дом»
Эстафеты и соревнования
Приложение 5
Практические занятия
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» (родители-педагоги)
Приложение 6
Опыты и эксперименты с детьми
«Какой воздух легче?»
Для этого эксперимента понадобятся самодельные весы. Привяжите к одному концу весов легкую пластиковую бутылку или банку вниз отверстием. Уравновесьте весы с помощью песка или любой крупы. Зажгите свечу и держите её так, чтобы пламя находилось под отверстием банки. Равновесие нарушилось. Банка с нагретым воздухом поднимается вверх.
Вывод: Горячий воздух легче холодного занимающего тот же объем.
«Живая змейка»
Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Продемонстрируйте ребенку вращение змейки над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведите рукой ребенка над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее.
Вывод: Теплый воздух, поднимаясь вверх, не дает змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.
«Свеча в стакане»
Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет.
Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в газ.
Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Приложение 7
Минутка безопасности «Осторожно, огонь!» № 1
«ДЕТЯМ СПИЧКИ НЕ ИГРУШКА»
ЦЕЛИ: Формирование знаний у детей о спичках.
ЗАДАЧИ: Воспитывать находчивость, ответственность, самостоятельность.
Ребята, отгадайте загадку:
Это тесный, тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр!
Не шути с сестричками тоненькими
Тоненькими (спичками)
Ребята, а что людям дают спички? (Огонь)
Огонь бывает разным? Как вы думаете какой?
Игра «Какой огонь»
Воспитатель передаёт мяч детям, а дети рассказывают, каким бывает огонь.
Когда люди осторожно пользуются спичками?: добрым, ласковым, тёплым.
Когда люди неосторожно пользуются спичками?: полезным, коварным, злым, опасным, беспощадным.
Физминутка со «Спичками»
(По ходу стихотворения выполняются движения по показу воспитателя)
Мы со спичками идемРовно спички мы несем.Спички на пол положили,Стали бегать и скакать!Стали спички поднимать,Стали спички опускать,Поднимать и опускать,Поднимать и опускать.Стали дети наклоняться,Стали дети выпрямляться,Наклоняться, выпрямляться,Наклоняться, выпрямляться.Стали дети приседать,Потом вместе все вставать,Приседать, потом вставать,Приседать, потом вставать.вновь со спичками идут,Ровно спички все несут.Потом спички положили,Раз, два, и три, четыре!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415