Тест по теме Выразительные средства речи ОГЭ 9 класс
1
1.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
2)
Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обращая внимания, что-то писбл в тетради.
3)
Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупившегося Носкова, но ничего не ответил.
4)
Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
2.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
2)
До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
3)
Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки
–
Нюра и Рая Ивановы.
4)
Впереди было ещё почти два года блокады...
3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.
2)
На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
3)
Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
4)
Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.
4.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2)
Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3)
Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4)
Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
5..
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики
2)
я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
3)
Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.
4)
Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
6.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2)
Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
3)
Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4)
И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
7.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2)
А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3)
Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4)
Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
8.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)
Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу
–
началась детская игра «А ну-ка, отними!»...
2)
Тот сидел сгорбясь
–
локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком,
–
взглядом упирался в одну точку
–
от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
3)
Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
4)
Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску.
9.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
2)
Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
3)
Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.
4)
Пришло время удивляться Валерке.
10.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
2)
Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
3)
Первый раз Миху поколотили уже первого сентября
–
несильно и назидательно
–
на большой перемене.
4)
Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
11.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.
2)
Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.
3)
Я тихонько приоткрыл дверь, вошёл в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.
4)
Прошло немалое время, пока я узнал музыку.
12.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.
2)
Я, привстав, у самых дверей увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.
3)
Минуты через две резко зазвонил телефон.
4)
Ненависть в нём не перекипела.
Вариант №2
1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Птицы замолчали, уступив место нашему герою.
2)
Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
3)
Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.
4)
Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву
2.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)
Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
2)
Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.
3)
–
Спасибо, родимый,
–
сказала Поликарповна,
–
только чудн
·
мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.
4)
Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2)
Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3)
Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4)
Я был на седьмом небе от счастья и засыпбл с книгой в руках.
4.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1)
(3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси
·
(4) «Как в доме Ростовых!
–
поясняла Оленька.
–
(5) Или Болконских».
2)
(7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.
3)
(23) А она обиделась... (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
4)
–
(35) Не нашла места в зале?
–
задумчиво произнесла я.
–
(36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...
5.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1)
(2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2)
(5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3)
(18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
4)
(20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
6.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)
(5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
2)
(36) А осложнения, как он понимал, грядут.
3)
(38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
4)
(40) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.
7.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)
(1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.
2)
(5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся
3)
(11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.
4)
(20) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.
8.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)
(8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2)
(12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3)
(15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4)
(23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
9.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)
(12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.
2)
(2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
3)
(20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке
4)
(30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
10.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1)
(1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.
2)
(2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.
3)
(4) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.
4)
(21) От к
11.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
–
Вам чего?
–
грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все разговаривают с побирушками.
2)
–
Возьми-кась,
–
проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим.
3)
Детдомовские, все втроём, двинулись на него
–
Санька приготовился к драке.
4)
Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.
12.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Да, он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант.
2)
Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья.
3)
Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза
4)
В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром.
Вариант №3
1.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк!
2)
И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна.
3)
Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог.
4)
Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.
2.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой.
2)
Когда приступал к работе в музее новый экскурсовод или молодой студент-практикант
–
все они обязательно просили тётю Шуру послушать их экскурсию и сказать своё слово.
3)
Бывало, проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!»
4)
В комнате няни она обычно читала наизусть письма Арины Родионовны, которые няня писала Пушкину из Михайловского, и в устах рассказчицы они звучали особенно задушевно.
3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Замечательный человек, встретившийся мне, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
2)
Послушав, без церемоний бросал, сердито сверкая толстыми линзами очков: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
3)
Я хорошо запомнил, что на том уроке в классе никто не только не баловался, но и не шевелился.
4)
Очень полюбили мы самостоятельную работу
–
не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.
4.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.
2)
Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау!
3)
Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого!
4)
Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.
5..
В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1)
(1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.
2)
(15) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.
3)
(3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...
4)
(35) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.
6..
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1)
(4) Вот наконец она появилась. (5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.
2)
(26) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.
3)
(38) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.
4)
(43) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44) «На, смотри, если хочется...»
7.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)
(10) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.
2)
(2) Я люблю джаз, как дядя Женя.
3)
(21) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.
4)
(22) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
8.
В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?
1)
(10) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.
2)
(11) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.
3)
(29) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.
4)
(30) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...
9.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1)
(7) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
2)
(8) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
3)
(12) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4)
(17) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
10.
Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
1)
сравнительный оборот
2)
метафора
3)
слово разговорного стиля
4)
фразеологизм
11.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
2)
Музей не возьмёт копии.
3)
Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
4)
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.
12.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)
От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.
2)
Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.
3)
Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.
4)
Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.
Вариант №4
1.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)
(9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
2)
(13) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3)
(3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
4)
(22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
2.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)
(12) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2)
– (13) Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3)
(32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
4)
(4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
3.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1)
(17) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
2)
(2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.
3)
(3) Серая громада висла над переулочком, по утрам за
·стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.
4)
(18) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
4.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1)
Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2)
Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
3)
Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он
–
с Машей, которую в зоопарке все знали.
4)
Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
5.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1)
Ты будешь для меня единственным в целом свете.
2)
Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
3)
Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
4)
И вот настал час прощания.
6.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
2)
Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд
–
против ветра.
3)
Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
4)
Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
7.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой.
2)
Это у него была такса
–
чёрная головешка на четырёх ножках.
3)
Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4)
Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
8.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1)
На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.
2)
Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.
3)
Скрипка замолчала надолго.
4)
И свет фонариков погас.
9.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
2)
И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.
3)
Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.
4)
Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.
10.
Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
2)
Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
3)
Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
4)
Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
11.
ажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)
Я её такой за всю войну не видел (предложение 6) .
2)
Она заслуженная артистка республики, ленинградская балерина, попавшая к нам в эвакуацию (предложение 2) .
3)
Расхаживала по комнате, разводила руками, напевала какие-то мелодии и рассказывала, как давно, в молодости, на каникулы их повезли в Ленинград и там повели в театр, на балет (предложение 7) .
4)
Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показывают балет (предложение 32) .
12.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1)
Что я почувствовал, вновь переступив знакомый порог?
2)
Солнце брело по крышам, тени становились длиннее, и моя душа осязала прозрачность воздуха и даже, кажется, невидимую дугу
–
след ласточки, размашистый её полёт в покое и сладкозвучной тишине.
3)
Будто я что-то потерял и знаю, что потерял без возврата, навеки.
4)
Я стоял, как тогда, до войны, у самого порога, и было на душе у меня пусто, будто я ночью иду по пустой дороге
15