Выступление на МО воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


МКСКОУ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №6 VIII ВИДА»
ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» (выступление на школьном МО)

ВОСПИТАТЕЛЬ: ЧАБАН М.В.
Ленинск – Кузнецкий 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Нравственное воспитание является процессом, напрвленным на формирование личности ребенка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача педагога начальных классов состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества, такие, как долг, честь, совесть, достоинство превратить во внутренние стимулы личности каждого учащегося. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей.
Нравственное воспитание младшего школьника происходит как в учебном процессе, так и во внеурочное время. А.А.Калюжный подчеркивал, что на уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт.
Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.
Во внеурочном процессе младшие школьники приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотноситьсвои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На занятиях могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система
нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе
учащиеся знакомятся с нравственными понятиями, но объем знаний с каждым годом увеличивается, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. В 1-ом классе учитель вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело.
Программа этических бесед строится концентрически, т.е. в каждом классе изучаются, обсуждаются одни и те же нравственные проблемы (о товариществе, дружбе, счастье, свободе, справедливости, добре, зле, милосердии, долге, вине и др.), но конкретное содержание их изменяется с накоплением у детей знаний, опыта, нравственных отношений, задачами и содержанием воспитательной работы. Работа над воспитанем данных качеств у детей осуществляется в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Учитель, чтобы развить нравственное сознание школьников, помогает им осмыслить, как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из художественной литературы).
Нравственное воспитание – формирование у учащихся способности видеть человека в окружающем мире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействовать благу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Младший школьный возраст является благоприятным для начала воспитания моральных чувств и нравственных качеств: формирование личности вступает в сознательную фазу. Ребенок уже способен осознавать отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций. В раннем детстве закладывается способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. На этой основе можно формировать нравственные и гражданские убеждения, используя соответствующие методики.
Содержанием нравственного воспитания через отношения выступают такие качества личности как:
- отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и рассовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
- отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
- отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;
- отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;
- отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на воспитательских часах, собстенные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными, поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Учитель использует разные формы работы:
словесные (рассказ воспитателя, этическая беседа); практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы, и т.п.); наглядные (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
этические беседы способствуют приобретению школьниками нравственных знаний, выработке у них этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у учащихся твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
На занятиях постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Совместная работа школьников рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой колективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции сведения структуры учебной деятельности.
С.Е.Кантарбаев утверждает, что формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.
Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматривается ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельно нравственного выбора. В процессе нравственного воспитания учащиеся должны не только понимать нравственные нормы, но у них должны сложиться правила нравственного поведения и сформироваться:
- способности к духовному развитию, реализации творческого потенциалав учебно- игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компенсации – «становиться лучше»;
- основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать т себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку оценку своим и чужим поступкам;
- нравственный смысл учения;
- основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нраственной самоценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятиюответственности за их результаты;
- осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.
Успешность нравственного воспитания школьников во многом определяется работой, которую организует и проводит педагого. Слово воспитателя и учителя – это самый главный инструмент воспитания школьников. Он дает нравственную оценку поступкам, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых по школьной программе. Нравственному воспитанию школьников отвечает не только содержание предмета, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и сама личность учителя.
Нравственное воспитание школьников в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ученик занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой. Это помогает развиться чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку. Такое нравственное воспитание школьников без специального внешнего побуждения заставляет ребенка соответствовать нравственным представлениям, принятым в обществе.
Таким образом, нравственного воспитание младших школьников, осуществляемое в школе, обеспечивает формирование любви к Родине, бережное отношение к природе, творческое отношение к труду, а результатом его является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокиенравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.
Поступивший в школу ребенокавтоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые,
учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми способами служебных и умственных действий.
Ребенок в младшем школьном возрасте начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели. Дети не только луче запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.