Доклад на методическом объединении по теме: «Развитие трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья».


Доклад на тему:
«Развитие трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Выполнил учитель технологии Стрельцов В.Н.
МОУ «Шатковская СШ».
р.п. Шатки, 2016 год.
Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, формирующий у него уверенность в собственных силах, и дающий возможность интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников.
В.А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитание вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».
Дети с ОВЗ нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует немало усилий. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребёнка, работа учителя трудового обучения нацелена не только на формирование у обучающихся необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Решая важнейшие задачи личностного становления обучающихся, их социальной реабилитации, трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы специальной (коррекционной) школы. Эффективность трудовой подготовки воспитанников во многом определяется уровнем организации учебного процесса. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в трудовой и познавательной деятельности. Профессионально-трудовое обучение строится с учётом умственных и физических возможностей обучающихся, конечной целью которого является подготовка воспитанников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.

Цели и задачи трудового воспитания:
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Создать условия для формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, направленных на максимальное развитие способности к труду, привитие практических навыков устройства быта, социализацию и интеграцию в общество.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития обучающихся;
- нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание обучающихся;
- формирование доступных воспитанникам технических и технологических знаний;
- осознание целей и задач труда;
- формирование трудовых умений и навыков через практические занятия.
Педагогическая деятельность учителей трудового обучения направлена на развитие социально-трудовой компетенции. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении и включает в себя:
- умение планировать свою деятельность;
- умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
- умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
- умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владение различными способами контроля и оценки деятельности.
В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт работы по трудовому обучению обучающихся с ОВЗ, который отражается в современных подходах к построению системы профессионально-трудовой подготовки в коррекционной школе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованное трудовое обучение является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности воспитанников коррекционной школы.
В различных исследованиях рассматриваются: формирование графических навыков как средство коррекции практических трудовых умений у обучающихся с ОВЗ, способности ориентироваться в задании; воспитание самоконтроля в трудовой деятельности воспитанников, а так же методические подходы к обучению данной категории детей на уроках труда.На уроках трудового обучения происходит формирование у учащихся трудовых навыков, а так же воспитание умения планировать свою работу, пользоваться словесными инструкциями, технологическими картами, осуществлять самооценку и самоанализ своей деятельности по определённым показателям, производить мыслительные операции, связанные с выполнением трудового задания. (слайды № 1,2).
Являясь организатором учебного процесса, я забочусь о том, чтобы он максимально выполнял свою развивающую и воспитывающую роль. Практика убедила меня в том, что бесконечные разговоры о необходимости учиться, о долге и обязанностях ученика не вызывают устойчивого интереса к учебной деятельности, хотя большинство учащихся осознаёт справедливость слов учителя. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у учащихся с ОВЗ, может быть создание таких условий, которые позволяют школьникам получать яркие положительные эмоции и удовлетворение от выполняемой ими деятельности. (слайды № 3,4,5).
Несмотря на значительные достижения в разработке содержания, методов и организационных форм трудового обучения обучающихся с ОВЗ, остаются неразрешёнными вопросы преодоления некоторой ограниченности в понимании образовательных потребностей и возможностей этих воспитанников. Общеобразовательное обучение в коррекционной школе не может обеспечить непосредственного включения обучающихся в производственную среду. Оно служит скорее целям коррекции недостатков общего развития учащегося. В существующих методиках трудового обучения обучающихся с ОВЗ особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков. Поэтому необходимо расширять область применения современных инструментов. (слайды № 6,7,8,9,10,11,).
Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом иногда забывают, что инновация-это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Анализируя состояние действующей системы трудового обучения с целью повышения эффективности, считают, что успешность обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие воспитанников с ОВЗ, протекает так же как и у нормальных детей. В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей с ОВЗ, при всём его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребёнка.
Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. И ни в коем случае не нужно детям с ОВЗ даже напоминать о том, что задание легче или труднее, чем у других детей.
Правильно организованное трудовое обучение-это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации.
Профессиональное трудовое обучение в нашей школе проводится по двум профилям: столярное дело и швейное дело. Я веду трудовое обучение по 2 ступени 5-9 классы «Профессиональное трудовое обучение».
В своей работе я опираюсь на ряд дидактических принципов воспитания и обучения, и, в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизическим особенностям детей, на зону ближайшего развития. Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребёнка.
В ходе проведения уроков я анализирую и применяю опыт других педагогов, а так же разрабатываю и использую на своих уроках разнообразные методы и приёмы обучения, способствующие реализации основных аспектов трудового обучения. Уделяется огромное внимание формированию положительной мотивации к учению при помощи творческих заданий, игровых моментов, создание проблемных ситуаций. Создание устойчивой мотивации, которая была бы адекватна поставленной задаче, является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания обучающегося, реализацию его умственных и физических возможностей. Одним из важнейших путей, способствующих повышению мотивации учебной и трудовой видов деятельности у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, может быть создание таких условий, которые позволяют обучающимся получать удовлетворение от выполняемой ими деятельности. Для формирования терминологической базы используются задачи на логическое мышление, тестовые задания, технологические карты и чертежи. На уроках профессионального трудового обучения большое внимание уделяю элементам здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимаю систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитываю важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействие на здоровье. На уроках провожу физминутки, смену условий занятий, большое внимание уделяется технике безопасности, особенности при работе с электроинструментами и на станках. Большое внимание уделяю нормированию заданий для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объём и сложность учебного материала. В ходе урока в зависимости от его содержания я пытаюсь решать следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности. Можно учить по разному. Можно учить ребёнка часами делать одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык выполнения стандартного изделия. Это будет обучение ремеслу. А возможно обучение поставить совсем по-иному. Можно организовать так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребёнку стало ясно: для использования разного материала нужен разный инструмент, а так же зачем необходимо то или иное изделие, где и как его можно применять. (слайд № 12,13,14,15,16).
Так же я использую на уроках элементы информационно-коммуникативных технологий: мультимедийные презентации, видеосюжеты, моделирование. Комплексное использование аудиовизуальных средств обучения на уроках должно учитывать познавательные закономерности учебной деятельности обучающихся, их подготовленность к восприятию и усвоению учебного содержания с помощью этих средств; обеспечивать органичное сочетание их с рассказом учителя, другими средствами обучения. В результате профессионального, сбалансированного использования разнообразных методов и приёмов обучения достигаются довольно высокие показатели качества усвоения знаний по трудовому обучению, наблюдается положительная динамика.(слайд № 17,18).
Для подведения итогов в конце учебного года делаю урок-выставку для демонстрации изготовленных изделий учащимися в течении года.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, я считаю своей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.Обобщая сказанное, считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение широкого круга задач, главная из которых-формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.