Технологическая карта урока химии в 10 классе по теме Каучуки
Тема урока «Каучуки – производные алкадиенов»
10 класс. Программа О.С.Габриеляна
Учитель химии МОУ Шолоховской средней
общеобразовательной школы Красносельского района
Зайцева Татьяна Александровна
Цель урока: Определить зависимость свойств каучуков от их строения.
Задачи:
Рассмотреть особенности строения каучуков и механизм их образования из алкадиенов.
Познакомиться с историей натурального каучука, его свойствами и процессом вулканизации.
Изучить получение синтетического бутадиенового каучука, его отличия от дивинилового каучука.
Познакомиться с другими видами каучуков.
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Организационный
Приветствие учащихся, постановка цели урока, планирование урока
Ответное приветствие, принятие цели, запись темы урока в тетрадь
II
Актуализация знаний учащихся
Фронтальная работа по вопросам:
Какие углеводороды относятся к алкадиенам?
Каковы особенности строения диенов?
Назовите важнейшие химические свойства диенов.
Назовите способ присоединения, типичный для сопряженных диенов.
Отвечают на поставленные вопросы
III
Изучение нового материала
1)Натуральный каучук
Вопросы классу по ходу сообщения:
Какие свойства каучука использовали индейцы?
Какие недостатки обнаружил у каучука Д.Макинтош?
Как сера изменила структуру каучука?
Какова химическая сущность вулканизации?
Сообщение ученика – «История натурального каучука»
Ответы: влагонепроницаемость, горючесть, упругость;
- хрупкость при низких температурах и вязкость при высоких температурах;
- сера «сшивает» макромолекулы каучука;
- насыщение каучука небольшим количеством серы, приводящее к повышению прочности каучука.
(Фиксируют ответы в тетради)
2)Химическое строение природного каучука
В 1875 году изопрен выделен из каучука и проведена обратная полимеризация его.
Запись на доске:
n CH2
· C
· CH
· CH2
·-CH2
· C
· CH
· CH2-
·n
·
·
CH3 CH3
2-метилбутадиен-1,3 натуральный
изопрен изопреновый каучук
Вопрос: В чем отличие исходного вещества от продукта?
Ученики записывают в тетрадь химическое уравнение.
Исходное вещество – мономер, низкомолекулярное вещество, продукт – полимер с большой молекулярной массой, состоящей из множества структурных звеньев.
3)Первый отечественный каучук
Вопросы классу по ходу презентации:
К какой группе относится реакция получения бутадиена из этанола?
В чем главная причина более низких качеств синтетического бутадиенового каучука в сравнении с натуральным?
Какой полимер называется стереорегулярным?
Какие ещё каучуки узнали сегодня?
Каковы их свойства и сферы применения?
Презентация ученика «Первый отечественный каучук»
Ученики записывают в тетрадь основные вопросы темы, отвечают на вопросы учителя.
- Дегидратация, дегидрирование;
- транс-конфигурация структурных звеньев; полимеризация протекает как по 1,4-присоединению, так и по 1,2-присоединению;
- цис-конфигурация всех структурных звеньев;
- хлоропреновый, бутадиен-стирольный;
(Фиксируют ответы в тетрадь)
IV
Рефлексия
Вопросы классу:
- Какие понятия, термины введены сегодня на уроке?
- Что труднее всего было понять?
Выставление оценок, их комменитарий.
Десятиклассники отвечают:
- каучук; полимер; вулканизация каучука;
- свойства каучука: влаго- и воздухонепроницаемость, эластичность, неэлектропроводность;
- стереорегулярность;
- Явление стереорегулярности.
V
Домашнее задание
§ 14 стр.114-116, упр.4, 5
Записывают домашнее задание в дневник