Урок по химии на тему Алкадиены. Каучуки (10 класс)
Тема: Алкадиены. Каучуки.
Форма урока: комбинированный урок
Цель урока: дать характеристику веществам алкадиенам, познакомить учащихся с разнообразием каучуков.Предметные результаты:
1) Обобщить знания учащихся о алканах и алкенах;
2) Формирование представления о алкадиенах, как классе органических соединений.
3) Вызвать у учащихся живой отклик на экологические и проблемы охраны природы, вызванные неразумным использованием синтетических и искусственных каучуков.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира на примере алкадиенов;
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.
Регулятивные УУД:
умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.
Карта урока
Этап Содержание Примечания
I. организация класса Организация класса. Проверка готовности к уроку. Целеполагание – цели и задачи урока. План работы: написание проверочной работы – 10-13 минут, Изучение нового материала – 25 минут. Подведение итогов урока – 5 минут, объяснение домашнего задания – 2 минуты. II. Проверочная работа по материалу прошлого урока Проверка домашнего задания.
Проверка тетрадей с домашним заданием (выборочно)
Работа по индивидуальным карточкам – приложение №1
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях для к/рIII. Изучение нового материала 1. Изучены темы: алканы и алкены. Обращаем внимание на варианты самостоятельной работы – неизвестные соединения. Проблема: неизвестные классы органических соединений с общей формулой СnH2n-2 (вывод общей формулы).
2. Запись темы урока «Алкадиены. Каучуки»
3. План изучения темы (повторение общего плана изучения органических соединений):
Нахождение в природе и значение
Определение класса, общая формула
Изомерия
Номенклатура
Химические свойства
Способы получения
4. В природе встречается в соке южно-американского дерева-гевеи.
5. Определение класса, общая формула
СnH2n-2 - определение в тексте учебника с. 43.(ациклические углеводороды с двумя двойными связями) , формулируют самостоятельно. Классификация (в зависимости от взаимного расположения двойных связей):
Кумулированные – двойные связи расположены рядом
– С = С = С – (неустойчивы)
Сопряженные – двойные связи расположены через одну простую – С =С – С = С –
Изолированные – двойные связи расположены более чем через одну простую – С = С – С – С = С –
(по свойствам похожи на алкены)
Исходя из классификации ученики делают вывод о той группе алкадиенов, которой будет посвящен урок (сопряженные).
6. Изомерия
Углеродного скелета
Положения двойных связей
Межклассовая
Цис- транс- изомерия
Задание: построить изомеры для пентадиена – 1,3
7. Номенклатура Алкадиенов сходна с номенклатурой Алкенов, только перед суффиксом – ЕН ставится числительное –ДИ, после суффикса указывается два положения связей.
Задание: назвать изомеры пентадиена – 1,3
8. Химические свойства
Сходны со свойствами алкенов, но реакции присоединения могут идти неполно – по одной связи (1,2 - присоединения), по двум связям (1,4 - присоединения) и полно (1,2,3,4 – присоединение) с.45 учебника.
9. Значение и получение
Работа с наглядным материалом - коллекции «Каучуки»
Задание:
1)изучить коллекцию «Каучуки»
2) Выписать в тетради не менее трех примеров каучуков, используемых вами в повседневной жизни.
3) Пользуясь текстом учебника и пояснительной запиской к коллекции найти не менее двух способов получения каучуков и записать их в тетрадях.
Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации (неизвестный класс веществ)
Тема урока. (совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения.)
Работа с учебником, записи в тетрадях по плану описания .Закрепле-ние изученного материала Данный этап урока провести в том случае, если останется время, после изучения нового материала Ответы на вопросы учебника с 46 №1, 5
Подведение итогов урока Какова была темы урока? Какие цели были поставлены, Достигли ли мы поставленных целей?
Домашнее задание
Обсуждение в группах
Домашнее задание Параграф 7 (с.42 – 46) читать, Выполнить письменно с. 46 № 3,4 Проверочная работа «Алкены» Вариант 1
1.Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к: (3 ответа)
а) алканам б) алкенам1)С6Н14 2) С5Н8 3)С4Н10 4)С5Н10 5) С3Н8 6)С2Н2 7)С2Н4 8)С6Н6 9) С7Н14 10) С5Н92. Допишите продукты реакций:
А) CH2=CH–CH3 + HCl →…
Б) CH3–CH2–CH3 (катализатор)→ H2 + …
В) СН2=СН2 + Сl2 →…
Проверочная работа «Алкены» Вариант 2
1.Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к: (3 ответа)
а) алканам б) алкенам1)С7Н14 2) С5Н6 3)С4Н10 4)С2Н2 5) С4Н8 6)С2Н6 7)С9Н16 8)С6Н12 9) С7Н12 10) СН42. Допишите продукты реакций:
А) CH3–CH=CH–CH3 + H2 → …
Б) CH3–CH2–CH3 (катализатор)→ H2 + …
В) СН2=СН – CH3 + O2 →…
Проверочная работа «Алкены» Вариант 1
1.Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к: (3 ответа)
а) алканам б) алкенам1)С6Н14 2) С5Н8 3)С4Н10 4)С5Н10 5) С3Н8 6)С2Н2 7)С2Н4 8)С6Н6 9) С7Н14 10) С5Н92. Допишите продукты реакций:
А) CH2=CH–CH3 + HCl →…
Б) CH3–CH2–CH3 (катализатор)→ H2 + …
В) СН2=СН2 + Сl2 →…
Проверочная работа «Алкены» Вариант 2
1.Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к: (3 ответа)
а) алканам б) алкенам1)С7Н14 2) С5Н6 3)С4Н10 4)С2Н2 5) С4Н8 6)С2Н6 7)С9Н16 8)С6Н12 9) С7Н12 10) СН42. Допишите продукты реакций:
А) CH3–CH=CH–CH3 + H2 → …
Б) CH3–CH2–CH3 (катализатор)→ H2 + …
В) СН2=СН – CH3 + O2 →…
Проверочная работа «Алкены» Вариант 1
1.Какие вещества, формулы которых приведены ниже относятся к: (3 ответа)
а) алканам б) алкенам1)С6Н14 2) С5Н8 3)С4Н10 4)С5Н10 5) С3Н8 6)С2Н2 7)С2Н4 8)С6Н6 9) С7Н14 10) С5Н92. Допишите продукты реакций:
А) CH2=CH–CH3 + HCl →…
Б) CH3–CH2–CH3 (катализатор)→ H2 + …
В) СН2=СН2 + Сl2 →…