Открытый урок «Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33 города Ставрополя»
Классный час
«Пожарная безопасность
и правила поведения при пожаре»
Выполнил:
классный руководитель
Ляхова Г.Н.
29 февраля 2016год
План урока:
I. Вводная часть
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели урока
II. Основная часть
1. Огонь – давний друг человека
2. Злой огонь
3. Причины пожаров
4. Чем опасен пожар?
5. Описание пожаров в литературных произведениях
6. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»
7. Правила поведения при пожаре
8. Пожары
9. История противопожарной службы в России
10. Закрепление учебного материала
III. Итог урока
1. Действия при пожаре
IV. Практическая часть
Цели:
- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
- предупредить баловство детей с огнём.
Задачи:
- научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления;
- формировать чувство самосохранения;
- пропагандировать труд пожарных;
- познакомить детей с историей противопожарной службы в России и на Кубани;
- побуждать детей к бережному отношению к личному и государственному имуществу.
Оборудование:
- ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор;
- выставка книг по теме урока.
Пособия:
- презентация (приложение 1);
- памятки учащимся (приложение 2);
- инструкция при угрозе и возникновении пожара (приложение 3);
-видеоролики – «Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре» - ГУ МЧС России по г. Москве; «Пожарная безопасность» от проекта Инфоурок.
Ход урока
I. Вводная часть
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели урока
Слайд 1
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам!
Владимир Маяковский
Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.
Отгадайте загадку:
«Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит. Он от злобы ест дрова, целый час, а может два. Ты рукой его не тронь, искусает всю ладонь»
(огонь)
Сформулируйте тему урока.
Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара
II. Основная часть
Огонь – давний друг человека
Слайд 2
Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел.
2. Злой огонь
Слайд 3
Но иногда случается, что из верного друга огонь превращается в беспощадного недруга, уничтожающего все на своем пути.
Сила огня большая – пребольшая. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете ежегодно происходит около пяти с половиной миллионов пожаров. Каждые 5 секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
3. Причины пожаров
Слайд 4
Часто при пожаре страдают люди, поэтому вызывают скорую помощь. Врачи осматривают больных на месте или сразу везут в больницу.
Слайд 5
Отгадайте загадку: Ох, опасные сестрички эти маленькие (спички)
Посмотрим отрывок из «Уроков тётушки Совы». Слайд 6.
Слайд 7
Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам,
Дошколятам говорят:
«Крепко помните, что спички
Не игрушка для ребят!»
(Б. Миротворцев)
4. Чем опасен пожар?
Слайд 8
- Что можно назвать одним из самых страшных и опасных бедствий? - Чем опасен пожар? - Отчего может возникнуть пожар?
Давайте определим правила пожарной безопасности:
Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.
Не суши бельё над плитой.
Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
Вы сегодня принесли книги о пожаре. Обратимся к нашей выставке. Назовите литературные произведения по нашей теме. (Просмотр книг)
5. Описание пожаров в литературных произведениях
Слайд 9
Из каких произведений взяты следующие строки?
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
Корней Чуковский
ПУТАНИЦА
Слайд 10
С треском, щёлканьем и громом.
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
Самуил Маршак
КОШКИН ДОМ
6. Игра-физминутка: «Правила пожарной безопасности»
Слайд 11Произносим хором, где речь идёт о вас: «Это я, это, я, это все мои друзья!»
Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
Кто из вас, почуяв дым,
Голосит: «Пожар! Горим!»
Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём?
Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по «04»?
Кто костры не поджигает
И другим не разрешает?
7. Правила поведения при пожаре
Слайд 12
А если пожар всё-таки возник?
Вот какие существуют правила поведения при пожаре.
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
Слад13
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.
При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнёшься.
телефону «01» или попроси об этом соседей.
Знает каждый гражданин этот номер «01». Если к вам придёт беда - позвони скорей туда. А если нету телефона - позови людей с балкона.
Где ещё, кроме помещений, может произойти пожар?
8. Пожары
Слайд 14
Летние и осенние пожары в полях уничтожают результаты тяжёлого труда хлеборобов
9. История противопожарной службы в России
Слайд 15
Когда случается пожар, на помощь приходят пожарные. Пожарные одеты в специальные огнеупорные костюмы, а голову защищает каска. Они приезжают на специальной пожарной машине, которая оснащена высокой лестницей, баком с водой и шлангом.
Слайд 16
Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.
Слайд 17
Ожидая приезда пожарных, старайся сохранять спокойствие: тебя обязательно спасут.
Слайд 18
Противопожарная служба в России
17 апреля (по новому стилю - 30 апреля) 1649 года царь Алексей Михайлович подписал указ "О Градском благочинии", который и заложил основы создания первой российской противопожарной службы. В документе был установлен строгий порядок при тушении пожаров в Москве, заложены основы профессиональной пожарной охраны, введено постоянное дежурство, а пожарным дозорам было предоставлено право наказывать жителей столицы за нарушения правил обращения с огнем.
Слайд 19
Пожарные каланчи
Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804). Как правило, каланчи венчали двух- трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.
Слайд 20
Пожарная команда в Екатеринодаре была создана 30 мая 1825 года. Имеется своя пожарная часть и в нашем городе.
Слайд 21
Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами и современной техникой.
10. Закрепление учебного материала
С целью закрепления учебного материала посмотрим отрывок из «Уроков тётушки Совы» и ответим на вопросы.
Слайды 22-28
Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
Что обязательно должно висеть в школе на стене?
- картинки с рисунками на тему пожара;
- план эвакуации;
- портреты пожарных;
- ковры.
Какой из этих предметов отсутствует на пожарном щите?
- лом;
- багор;
- огнетушитель;
- грабли.
Что делать, если начался пожар?
зареветь;
позвонить «01»;
закрыться в шкафу;
убежать.
Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?
- залить сковороду водой;
- вынести её из кухни;
- выключить газ, накрыть сковороду крышкой;
- убежать.
Что делать, если из телевизора пошёл дым?
- залить телевизор водой;
- выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло;
- убежать в другую комнату.
III. Итог урока
Сейчас прозвенит звонок с урока. А мы с вами представим, что прозвенело 3 звонка. Что это значит?
1 ученик
Три звонка летят по школе,
Быстротою с птицей споря.
Место построения
Знаем без сомнения!
2 ученик
И пути движенья тоже –
Тренировка нам поможет!
Если что-то вдруг случиться,
То должно всё получиться,
3 ученик
Так как на учениях,
Здесь – не развлечения!
Тут играть не время в прятки-
4 ученик
Брось все вещи и тетрадки-
Вдруг опасный поворот?
Ведь о жизни речь идет.
IV. Практическая часть
Слайд 29
Действия при пожаре в школе:
построиться парами;
следовать за учителем;
не паниковать самим и успокоить товарищей;
на территории школы ждать дальнейших указаний учителя.
В оставшее время просмотр видеороликов – «Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре» - ГУ МЧС России по г. Москве; «Пожарная безопасность» от проекта Инфоурок.
По окончании урока покинуть класс и пройти по пути эвакуации из школы при пожаре. Дети получают памятки и выходят из класса по пути эвакуации.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРИ ПОЖАРЕ
Для сохранения жизни себе и своим близким каждый человек должен знать
основные правила поведения при пожаре:
1. При запахе дыма немедленно звонить по телефону 01.
2. Если возможно, покиньте помещение, закрыв окна и двери; если нетвыходите на балкон, либо стойте возле окна.
3. Если очаг возгорания небольшой, попытайтесь справиться с ним самостоятельно: водой, песком, огнетушителем, любой плотной тканью, землей из цветочных горшков.
4. При небольшой задымленности в подъезде продвигайтесь к выходу на четвереньках, ползком, держась за стены, при этом, если возможно, прикройте органы дыхания тканью, если нетзадержите как можно дольше дыхание.
ОЧЕНЬ ОПАСНО, поэтому НЕЛЬЗЯ:
1. Выходить в сильно задымленный коридор, подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие.
2. Разбивать и открывать в горящем помещении окна, т.к. при доступе свежего воздуха огонь разгорится еще сильнее.
3. Пользоваться во время пожара лифтом.
4. Спускаться вниз по лестничному маршу, держаться за перила они нередко ведут в тупик.
5. Прыгать из окон. Каждый второй прыжок с 3 этажа и выше смертелен.
6. Проходить сквозь горящее помещение, если нет уверенности, что вы сможете проскочить его за несколько секунд.
ЗАПОМНИТЕ!
За 15 минут выгорает полностью 3-комнатная квартира;
Смертельная доза угарного газа для человека 4-5 минут нахождения в задымленном помещении.
Инструкция при угрозе и возникновении пожара
Здания школ относятся к объектам с массовым пребыванием людей. Поэтому вместе с остальными мерами по организации предупреждения пожаров, существенное место занимает отработка правил эвакуации и поведения при пожаре детей. С данными правилами необходимо знакомить ВСЕХ детей и проводить на эту тему уроки.
Сильных отличий в действиях детей разных возрастов нет, однако, есть и некоторые особенности поведения.
В любом случае если вы первый обнаружили пожар, НЕМЕДЛЕННО СООБЩИТЕ УЧИТЕЛЮ!!!
Основными действиями для всех детей будут являться:
- никакой паники!
- по команде учителя покиньте помещения или учебные классы, в которых находитесь;
- покидать помещения следует организовано, не стоит тратить время на сборы личных вещей;
- следовать согласно указательных знаков «ВЫХОД»;
- после эвакуации из школы учителя должны будут построить вас (как правило на стадионе) для того, чтобы пересчитать по списку. Делается это с целью не потерять детей.
Есть моменты, на которые подросткам стоит обратить особое внимание. Некоторые маленькие дети могут испугаться, поэтому необходимо внимательно следить за ними. Если есть дети, которые испугались, то на них надо воздействовать убеждениями, а также примером поведения других детей.
Дети постарше и старшеклассники могут, наоборот, проявлять так называемый «героизм», то есть побежать туда, где горит огонь, с банальной целью посмотреть, или попробовать потушить, чтобы в лицах одноклассников стать «героями». Такие действия приводят к печальным последствиям и их не нужно допускать.
Реально оценивайте степень опасности, не пытайтесь, без острой необходимости, спускаться по связанным простыням, наружной арматуре и металлическим предметам наружной части зданий.
При несчастных случаях и других угрожающих здоровью и жизни состояниях, требующих неотложной медицинской помощи до прибытия медработника или доставки больного в медучреждения, необходимы начальные простейшие меры помощи.
При вывихах, переломах, разрывах и растяжениях связок особенно важно обеспечить неподвижность конечностей. Сделать это можно при помощи шин из дощечек, коры деревьев, картона и других подручных средств, закрепив их бинтами, косынками, ремнями, лоскутами ткани. Если травма не сопровождается переломами костей, можно ограничиться тугой повязкой, обездвиживающей травмированную конечность в поврежденном суставе. После наложения шин, пострадавшего надо доставить в травм пункт.
Во время оказания первой помощи при ожогах прежде всего нужно устранить причины, вызывающие ожог. Если горит одежда, сбить пламя потоком воды, завернуть пострадавшего в одеяло или в любую другую плотную ткань. Нельзя бежать в горящей одежде, так как ветер, раздувая пламя, только усилит ожог. Не следует срывать с обожжённого места одежду. Ее надо разрезать и осторожно снять, а прилипшие к коже куски материи коротко обрезать ножницами по краям. Если ожог вызван химическими веществами, следует, сразу же струей воды обмыть (15мин) обожженные участки тела. При обширных ожогах любой степени пострадавшего необходимо, как можно быстрее, доставить в больницу. Если при этом на обожженную поверхность нельзя наложить повязки, то пострадавшего необходимо обернуть чистой простыней, укутать одеялами. Никакого самолечения.
Ни в коем случае нельзя обрабатывать ожоги растительным или подсолнечным маслом!
1. ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ?
При пожаре нельзя:
Не звонить в пожарную охрану, и думать о том, что пожарных уже кто-то вызвал! Звонок в пожарную охрану по телефону 01 - обязателен!
Паниковать! Никакой паники не должно быть. Паника воздействует на окружающих, и люди, со слабой психикой, способны на неадекватные поступки! Паника - это цепная реакция. Передается от человека к человеку! Остановить ее практически не возможно!
Быть уверенным, что все в ваших силах. Нужно реально оценивать обстановку.
Бороться с пожаром, не вызывая пожарных.
Заливать водой электроприборы, не отключенные от электропитания.
Находиться в зоне проведения спасательных работ и работ по тушению пожара.
Прятаться в шкафы и под кровати.
Открывать двери, не проверив, есть ли за ними огонь.
Открывать нагретые двери.
Убегать, не встретив пожарных.
Тушить самостоятельно газовые баллоны.
Закрывать на замок входную дверь.
Приближаться к горящим газовым плитам, баллонам, канистрам с горючей жидкостью.
Вмешиваться в действия пожарных.
2. ПЕРВИЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ
Если горение не сильное (площадь пожара не более 1-1, 5 метров), задымление слабое, и видно откуда начался пожар, что послужило источником зажигания, то, после звонка по 01, можно попробовать ликвидировать горение своими силами. Для этого нужно использовать специальные устройства - первичные средства пожаротушения - огнетушители. В каждом доме должен быть порошковый или углекислотный огнетушитель объемом, как правило не менее трех - пяти литров. У пожарных даже есть профессиональная поговорка «каждому жителю - по огнетушителю».
Огнетушители бывают различных видов. Самые лучшие из них порошковые и углекислотные. На рисунке 18 изображен углекислотный огнетушитель.
Углекислотный огнетушитель подает в зоны горения холодный углекислый газ, тем самым охлаждая все в зоне горения настолько, что пожар прекращается.
Для того чтобы привести огнетушитель в действие необходимо:
Выдернуть чеку.
Нажать на рычаг огнетушителя и направить раструб на горящие предметы и материалы.
Тушить пожар следует зигзагообразными или круговыми движениями, от края к центру очага возгорания.
Если в течении двух - трех минут Вам не удалось справиться с огнем, следует немедленно убыть в безопасную зону, начать эвакуироваться.
При тушении пожаров огнетушащие вещества необходимо направлять только на очаг пожара, горящие предметы. Тушение пожара «ПО ДЫМУ» абсолютно неэффективно!!!
ПОМНИТЕ!!!
ДАЖЕ ЕСЛИ ВАМ УДАЛОСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОТУШИТЬ ПОЖАР, ТО СЛЕДУЕТ, ВСЕ РАВНО, ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОЧАГА ПОЖАРА, Т. К. ПОЖАР МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ВНОВЬ!!!
Часто люди думают, что им удалось справиться с огнем, и тогда пожар может разгореться с новой силой. Прибывшие пожарные проверят, нет ли вероятности возникновения повторного горения и возможны ли скрытые очаги пожара.
Однако, вы должны помнить, что ПЕРВОЕ действие при пожаре - это звонок по 01, а тушение пожара можно осуществлять только тогда, когда он распространился на небольшую площадь.
Литература:
Социальная сеть работников образования: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
видеоролик – «Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре» - ГУ МЧС России по г. Москве;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] видеоурок «Пожарная безопасность».
13PAGE 15
13PAGE 141115