Урок по ОБЖ для 7 класса «Причины и последствия лесных пожаров»
Урок ОБЖ в 7 классе
Тема: Причины возникновения и возможные последствия лесных пожаров.
Цель: формирование четкого представления о возможных причинах и последствиях лесных пожаров.
Задачи:
выявить причины лесных пожаров и их последствия для человека, его деятельности и окружающей среды; обобщить единичные знания в систему; активизировать использование полученных знаний в повседневной жизни;
развивать мышление учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы, работать сообща и индивидуально; предвидеть и предупреждать опасности;
сформировать у обучающихся бережное отношение к живой и неживой природе; чувство ответственности за благо, данное природой.
Ожидаемые результаты по освоению темы урока:
личностные:
формирование у обучающихся представления о важности бережного отношения к лесным ресурсам и окружающей среде;
метапредметные:
осознание учащимися опасности и последствий от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии и экономики края.
предметные:
освоение обучающимися виды лесных и торфяных пожаров, основные причины их возникновения;
Оборудование: видеоролик «Лесная сказка Забайкалья» с музыкальным сопровождением, презентация «Лесные пожары», карта Забайкальского края, красные самоклеящиеся квадратики для указания пожароопасных районов, диаграмма лесных пожаров в Забайкальском крае за последние 10 лет; диаграмма основных причин возникновения лесных пожаров; карточки для самоконтроля; смайлики для рефлексии, учебник ОБЖ 7 класс А.Т.Смирнова.
План урока:
Организационный момент- 2 мин.
Введение в тему занятия. Просмотр фрагментов документального фильма «Лесная сказка Забайкалья» и «Лесные пожары», вступительное слово учителя – 10 минут.
Формулирование темы урока и сообщение учебных вопросов – 2 мин.
Закрепление и систематизация знаний, ранее полученных (беседа) – 6 мин.
Изучение нового материала – 20 мин.
Подведение итогов урока (работают по листкам самоконтроля) – 3 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Эпиграф к уроку: «Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».
К.Э.Циолковский
Ход урока:
№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.
Организационный момент
Приветствует учащихся и дает позитивный настрой на работу на уроке.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
II.
Мотивация обучающихся
Вступительное слово:
Дорогие ребята! Мы продолжаем с вами разговор о лесных и торфяных пожарах. Прежде, чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем на общение с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.
(Под красивую мелодию и щебетанье птиц идет демонстрация кадров документального фильма «Лесная сказка Забайкалья»
Анализирует вместе с учащимися роль леса в жизни человека.
Подводит итог:
В настоящее время над человеком возникла серьезная угроза оставить будущее поколение без «зеленого золота»
На фоне кадров фильма подготовленные ученики (двое) читает стихотворение:
Когда идешь усталый, запыленный,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зеленый,
И он усталость снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес-
Родимый лес,
Зеленый лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне –
И все печали снимет как рукой!
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес!
Зеленый лес!
Обучающиеся эмоционально настраиваются на изучение темы урока.
Делают вывод:
Лес – это национальное богатство. Он играет огромную роль в жизни людей: регулирует водный обмен, поглощает шум, углерод, пыль и, наконец, производит кислород. Лес называют «легкие планеты».
(Музыка резко обрывается и на экране появляются кадры лесного пожара)
Только что вы были свидетелями столкновения добра – мира природы с ее красотой и уникальностью, и зла, которое все чаще встречается в нашей жизни.
Вопрос:
Назовите главную опасность для леса.
Отвечают:
лесные пожары и вырубки, после которых остаются мелкие щепки, мусор, пни, ветки, которые могут стать горючим материалом для пожара).
III.
Формулировка темы и цели урока.
Ни одна опасная ситуация не возникает просто так, нужны какие-то предпосылки и любая опасная ситуация оставляет после себя негативные последствия. Давайте попробуем все вмести сформулировать тему и цель нашего урока.
Формулируют тему и цель урока. Тему и эпиграф к уроку записывают в тетради.
IV.
Актуализация знаний, полученных ранее.
Вы правы, что наибольшие потери лесов происходят из-за вырубки и пожаров. Поэтому защита лесов в современном мире особенно актуальна. Но, чтобы защитить лес от пожара, надо знать о нем все!
Работа по вопросам с демонстрацией на экране видов лесных пожаров)
1.Что такое лесной пожар?
2. Какие виды лесных пожаров вы видите на экране?
3. С какого пожара начинает чаще всего гореть лес?
4. Может ли лесной пожар переходить из одного вида в другой и быть комбинированным?
5. При каком виде пожара возможно горение без пламени?
6. В чем особенность торфяного пожара?
Формулируют полные ответы на вопросы.
Это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Низовые, распространяются по нижнему ярусу леса, приходится 90% всех лесных пожаров. И верховые – горит крона деревьев. Могут быть устойчивыми и беглыми.
С низового.
Может.
При торфяном.
Скорость распространения очень низкая; может самовозгораться и гореть без доступа воздуха; на поверхности земли только дым.
V.
Изучение новой темы
Перед вами на экране выведена диаграмма лесных пожаров в Забайкальском крае за последние 10 лет. Данные предоставлены отделением ГО ЧС Забайкальского края.
Задача:
Проанализировать и сделать вывод о количестве пожаров.
Вопрос:
Как вы думаете, с чем это связано?
Анализируют диаграмму и делают вывод:
2007 год стал рекордным по числу лесных пожаров, до 2010 года наблюдается серьезный спад возникновения лесных пожаров. А в 2011 и 2012 годах число лесных пожаров возросло.
Отвечают на вопрос:
Возможно, с природно-климатическими условиями, повышением культуры человека , проведением профилактической работы пожарными службами.
Работа с картой Забайкальского края
Забайкальский край относится к многолесным районам. Средний возраст насаждений – 83 года.
Вопросы:
1. Какие виды деревьев составляют большую часть наших лесов?
2. Территория нашего края относится к зоне неустойчивого увлажнения? Сколько в крае может составлять пожароопасный период?
Задача:
Используя красные квадраты, обозначьте на карте края районы, которые вы считаете самыми пожароопасными.
Внимательно посмотрите на карту и сделайте вывод.
Вспоминают из курса биологии, природоведения, географии:
Сосновые, кедровые, лиственничные, все имеют высокую степень пожароопасности.
6-7 месяцев, с марта по октябрь
Вспоминают географию края и отмечают районы: Читинский, Петровск-Забайкальский, Карымский, Акшинский, Красночикойский, Улетовский, Чернышевский, Сретенский, Балейский, Хилокский, Александрово-Заводский.
Анализируют расположение квадратов на карте и подводят итог:
Наиболее пожароопасным в Забайкальском крае является юг, юго-восток и юго-запад. На севере края нет пожаров, так как нет лесных насаждений и выпадает много снега, который из-за низких уличных температур долго не тает.
Причины лесных пожаров
Задача:
В учебнике прочитайте примеры лесных пожаров и определите, на ваш взгляд, основные причины возникновения этого природного бедствия.
На экран проецируется диаграмма причин лесных пожаров.
В итоговом отчете пожарных органов Забайкальского края было сказано, что высокий уровень горимости лесов в 2012 году, а мы это увидели на диаграмме, был обусловлен природно-климатическими условиями и несанкционированными сельскохозяйственными палами.
Подводит промежуточный итог:
Значит, ребята, в лесу мы с вами только гости, поэтому должны очень бережно и с уважением относиться ко всему, что дает нам природа.
Читают учебник, называют основные причины: (непотушенные окурок или спичка,оставленные бутылки и осколки стекла, неосторожное обращение с лесным костром, грозы, несоблюдение техники безопасности при работе в лесу)
Делают вывод о том, что наибольшее количество лесных пожаров происходит все-таки по вине человека.
Последствия лесных пожаров
Мы с вами знаем, для того, чтобы опасная ситуация случилась, нужны причины, но
Прежде чем говорить о последствиях лесных пожаров для человека, сельского хозяйства, экологии и экономики края, давайте вспомним о поражающих факторах. Перед вами лесной пожар (на экране). Посмотрите внимательно и назовите поражающие факторы.
А теперь по фотографиям лесных пожаров и учебнику ОБЖ попытайтесь сами сформулировать последствия лесных пожаров.
Изучают фотографию лесного пожара и отвечают:
огонь;
высокая температура;
ядовитые газы;
задымление;
обрушение деревьев.
Работают с учебником и записывают себе в тетрадь:
разрушение лесных ресурсов;
уничтожение флоры и фауны;
повреждение органического слоя почвы;
загрязнение атмосферы продуктами горения.
Делают вывод:
лесные пожары наносят огромный урон лесному хозяйству края, его экологии и лесным обитателям. После лесного пожара на месте прекрасного леса остается страшное зрелище.
VI.
Итог урока
Итак, давайте с вами повторим еще раз, что мы сегодня нового узнали?
А насколько полно каждый из вас освоил полный материал, покажет «Лист самоконтроля».
Оценки за урок будут выставлены по итогам самоконтроля с взаимопроверкой.
Отвечают на поставленный вопрос.
Заполняют лист, меняются с соседом и проводят взаимопроверку.
VIII
Домашнее задание
§ 7.3. Составить к следующему уроку:
1 ряд – памятку,
2 ряд – листовку,
3 ряд – обращение к населению по профилактике и предупреждению лесных пожаров. Лучшие из них будут размещены на школьном уголке безопасности.
Записывают домашнее задание в дневник, задают интересующие вопросы по выполнению домашнего задания.
IX
Рефлексия
Для того, чтобы я могла в полной мере оценить пользу и настроение урока, выберите веселый смайлик, если вам понравился и грустный, если не понравился урок.
Выбирают и приклеивают в свой «конверт настроения».
Приложение 1
Лист самоконтроля
Вид лесных пожаров, при которых горит надпочвенный слой?
низовой
верховой
торфяной
луговой
Горят кроны деревьев. К какому виду относится пожар?
степной
луговой
торфяной
верховой
Что губит лес при пожаре?
дым
огонь
воздух
паника и беспечность людей.
Назовите причины лесных пожаров.
пал сухой травы
молния
брошенный окурок
стекло
незатушенный костер
поджег
Перечислите последствия лесных пожаров.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Приложение 2
Приложение 3
Причины возникновения лесных пожаров
Площадь лесных земель, пройденная пожарами
в Забайкальском крае
(по данным Управления ГО ЧС Забайкальского края)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Root Entry5 Sобращение с_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·другие причины'Круговая 1
·
·5 Sобращение с