ПМ.2 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества организации, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»


УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СПО «Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева»
_______________________________
/М.Г. Клементьева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.2 «Ведение бухгалтерского учета источников формированияимущества организации, выполнение работ по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств»
/указать индекс и название ПМ согласно рабочему учебному плану/
код и название специальности
уровень подготовки
Калязин, 2015 год
Рассмотрено на заседании П(Ц)К СОГЛАСОВАНО:
____________________________________ Заместитель директора
(наименование П(Ц)К) по учебной работе:
Протокол №___ от “___” ________ 20 __г. __________________
Председатель_____________ И.О.Фамилия
Рабочая программа учебной дисциплины (Прфессионального модуля) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности(ям) среднего профессионального образования:
_________________________________________________________________
/наименование специальности (ей)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калязинский колледж имени Н.М. Полежаева»
Разработчик (и):
Преподаватель(ли)
Михеева Алла Павловна________________________________________________________
/Ф.И.О./
Рецензенты:
1 _____________________________________________________________________________
указать фамилию, имя, отчество, должность и место работы внутреннего рецензента ____________________
подпись
2 _____________________________________________________________________________
указать фамилию, имя, отчество, должность и место работы внешнего рецензента
____________________
подпись
СодержаниеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
3
9
11
22
26
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯПМ.02 « ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИСТОЧНИКОВФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПОИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ»
Область применения программыРабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 080000 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Практическиеосновы
бухгалтерского учета источников формированияимущества
организации; Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Программа модуля может быть использована в дополнительномпрофессиональном образовании, на курсах повышения квалификации.
Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуляС целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт:
ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
уметь:рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
проводить учет кредитов и займов;
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально - производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостач ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
составлять акт по результатам инвентаризации;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия
мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
знать:учет труда и заработной платы:
учет труда и его оплаты;
учет удержаний из заработной платы работников;
учет финансовых результатов и использования прибыли:
учет финансовых результатов по обычным видам деятельности; учет финансовых результатов по прочим видам деятельности; учет нераспределенной прибыли;
учет собственного капитала:
учет уставного капитала;
учет резервного капитала и целевого финансирования;
учет кредитов и займов;
нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
основные понятия инвентаризации имущества;
характеристику имущества организации;
цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации;
порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора
документации, необходимой для проведения инвентаризации;
приемы физического подсчета имущества;
порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
формирование бухгалтерских проводок по отражению недостач ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
порядок инвентаризации расчетов;
технологию определения реального состояния расчетов;
порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета;
порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
Количество часов на освоение программы профессионального модуля:всего - 258 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 172 час, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 98 часов;
практической работы – 74 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 86 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯРезультатом освоения программы профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной деятельности Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная
работа
обучающегося
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 2.1 Раздел 1. Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества 129 86 34 - 43 ПК 2.2 - 2.4 Раздел 2. Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации 129 86 40 - 43 Всего: 258 172 74 - 64 -
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел ПМ 1. Ведение бухгалтерского учёта источников формирования имущества 129 МДК 02.01. Практические основы бухгалтерского учёта источников формирования имущества организации129 Тема 1. 1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Содержание 2 1. Понятие кредиторской задолженности. Документальное оформление операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками. Неотфактурованные поставки. Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. 2 2
Практические занятия: 4 1. Учет неотфактурованных поставок и заполнение бухгалтерских документов и учетного регистра по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками 2 2. Решение ситуационных задач 2 Тема 1.2. Учет расчетов с персоналом по оплате труда Содержание 12 1.
Учёт труда и его оплаты в организациях (предприятиях). Правовые основы организации и оплаты труда Задачи учета труда и расчетов по его оплате. Виды, формы, системы оплаты труда. Факторы, определяющие величину заработной платы. Учет рабочего времени и норм выработки. Начисление заработной платы при повременной и сдельной форме оплаты труда. Премирование работников. Вознаграждение по итогам работы за год. 2
2
2. Порядок оплаты за работу в сверхурочные часы, в выходные и праздничные дни, в ночное время. Районные выплаты. Учёт доплат. 2 2
3. Нормативное регулирование и порядок начисления дополнительной заработной платы. Установление расчетного периода и определение среднего заработка при расчете оплаты за дни очередного отпуска. Выплата компенсаций за неиспользованный отпуск и выходного пособия. Начисление пособий по временной нетрудоспособности. 2 2
4. Удержания из заработной платы: обязательные (НДФЛ и др.) 2 2
5. Удержания и заработной платы: по инициативе администрации. Порядок расчёта суммы заработной платы, подлежащей к выдаче. 2 2
6. Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда. Документальное оформление расчётов по оплате труда. Учёт депонированной заработной платы. 2 2
Практические занятия: 24 1. Оформление табеля учёта рабочего времени. 2 2. Расчет заработной платы отдельным категориям работников при повременной и сдельной оплате труда. 4 3. Начисление доплаты за работу в выходные, праздничные дни и сверхурочное и ночное время. Начисление премии, вознаграждений по итогам года. Районные выплаты. 4 4. Исчисление среднего заработка работника. Составление расчета на оплату за дни очередного отпуска, пособия по временной нетрудоспособности. Расчёт компенсаций за неиспользованный отпуск и выходных пособий. 4 5. Начисление заработной платы, расчёт удержаний и суммы, подлежащей к выдаче. 4 6. Составление расчётной и платёжной ведомости, сводки начисленной заработной платы (РТФ №5), реестра депонированных сумм. Запись в учётные регистры. 2 7. Начисление заработной платы, удержаний и расчёт суммы к выдаче (с применением ПК и программы Ехсе1). 4 Контрольная работа по теме: 4 Тема 1.3. Учёт кредитов и займов Содержание 2 1. Нормативные акты по учёту кредитов и займов. Кредиты и займы как источник финансирования производственно-хозяйственной деятельности организаций. Виды кредитов по целевому назначению и срокам предоставления. Порядок учёта расчётов по кредитам и займам. 2 2
Практические занятия 2 1. Решение ситуационных задач по учёту расчётов по кредитам и займам. 2 Тема 1.4. Учёт собственных средств Содержание 4 1. Учёт уставного капитала. Понятие уставного капитала, его виды и назначение. Порядок формирования и учёт уставного капитала и его изменений. Порядок учёта расчётов с учредителями. Документальное оформление операций по учёту. Порядок заполнения журнала-ордера №12. 2 2
2. Учёт капитала и резервов. Порядок формирования, увеличения, использования резервного, добавочного капитала. Источники их формирования. Учёт средств целевого финансирования. Порядок учёта резервов под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги. Учёт резервов предстоящих расходов и платежей. 2 2
Практические занятия 6 1. Решение ситуационных задач по учёту формирования уставного капитала, его изменений и расчётов с учредителями. 2 2. Решение ситуационных задач по учёту формирования, использования, списания оценочных резервов, резервов предстоящих расходов и платежей, средств целевого финансирования. 4 Тема 1.5. Учёт финансовых результатов и использования прибыли Содержание 6 1. Понятие финансовых результатов. Задачи учета доходов, расходов и 2 2
финансовых результатов хозяйственной деятельности. Учёт финансовых результатов от обычных видов деятельности. Нормативны акты по учёту доходов, расходов по обычным видам деятельности. Порядок определения финансовых результатов от обычных видов деятельности. Порядок учёта финансовых результатов от обычных видов деятельности. Порядок заполнения ж/о 15 2. Учёт прочих доходов и расходов. Нормативные акты по учёту. Понятие прочих доходов и расходов. Синтетический и аналитический учёт доходов, расходов, финансовых результатов от прочей деятельности. Определение финансового результата от прочей деятельности. 2 2
3. Понятие нераспределённой прибыли (непокрытого убытка). Порядок определения, использования нераспределённой прибыли (списания непокрытого убытка). Синтетический и аналитический учёт нераспределённой прибыли, непокрытого убытка. 2 2
Практические занятия 10 1. Определение финансового результата от обычных видов деятельности. Заполнение ж/о 15. 4 2. Определение финансового результата от прочей деятельности. 4 3. Определение нераспределённой (чистой) прибыли. Использование чистой прибыли. Списание непокрытого убытка 2 Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ138 Тема 1.1. Выполнение реферата «Способы управления кредиторской задолженностью». Подготовка доклада с презентацией по теме «Списание кредиторской задолженности».
Тема 1.2. Составление задач, тестов, кроссвордов. Составление таблиц, схем, графиков, планов, вопросов. Работа в Кампусе. Написание реферата на тему «Особенности исчисления средней заработной платы». Составление схем «Счет 70» и «Системы оплаты труда»
Тема 1.3. Конспектирование, работа с лекционным материалом. Оформление документов по учёту расчётов по кредитам и займам. Составление задач, тестов, кроссвордов. таблиц, схем, графиков, планов, вопросов.
Тема 1.4. Конспектирование, работа с текстом лекций, с нормативно - правовыми документами. Работа в Кампусе. Составление схем «Счет 80», «Счет 75», «Счет 82», «Счет 83», «Счет 86»
Тема 1.5. Составление задач, тестов, кроссвордов, таблиц, графиков, планов, вопросов.
Конспектирование, работа с лекционным материалом. Работа в кампусе. Составление схем «Порядок формирования финансовых результатов» и «Счет 90», «Счет 91» и «Счет 99», «Счет 84» Тематика домашних заданий
Тема 1.1. Решение ситуационных задач по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Тема 1.2. Решение задач по начислению заработной платы, расчёту суммы к выдаче. Решение тестовых заданий. Работа с нормативно - правовыми документами, с дополнительными источниками информации. Конспектирование, работа с лекционным материалом. Оформление документов по учёту расчётов по оплате труда.
Тема 1.3. Решение задач по учёту кредитов и займов. Решение тестовых заданий. Работа с нормативно - правовыми документами, с дополнительными источниками информации.
Тема 1.4. Решение задач по учёту собственных средств. Решение тестов, кроссвордов. Выполнение реферата «Вклады в уставный капитал в иностранной валюте». Подготовка доклада с презентацией по теме «Уставный капитал в зависимости от организационно-правовой формы предприятия». Выполнение реферата «Особенности учета резервного капитала». Подготовка доклада с презентацией по теме «Источники целевого финансирования».
Тема 1.5. Решение задач по определению финансовых результатов текущей и прочей деятельности. Решение тестовых заданий. Работа с нормативно - правовыми документами, с дополнительными источниками информации. Подготовка доклада с презентацией по теме «Структура и порядок формирования финансовых результатов». Выполнение реферата «Распределение и учет чистой прибыли».
Подготовка доклада с презентацией по теме «Формирование чистой прибыли». Раздел ПМ 2. Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации 129 МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации 129 Тема 2.1. Порядок проведенияинвентаризации
Содержание 6 1. Понятие инвентаризации, ее принципы и связь с другими элементами метода бухгалтерского учета. Виды инвентаризаций 2 2
2. Сроки и порядок проведения инвентаризаций
2 2
3. Планирование и организация инвентаризаций 2 2
Практические занятия 2 1. Планирование и организация инвентаризаций 2 Тема 2.2. Порядокинвентаризации основныхсредств и отражение еерезультатов в бухгалтерскихпроводках Содержание 4 1. Инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках 4 2
Практические занятия 4 1. Инвентаризации основных средств 2 2.
4. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте 2 Тема 2.3. Инвентаризациянематериальных активов иотражение ее результатов вбухгалтерских проводках Содержание 4 1. Инвентаризация нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках 4 2
Практические занятия 2 1. Проведение инвентаризации НМА 2 Тема 2.4. Проверка учётауставного капитала. Содержание 4 1. Проверка учёта уставного капитала 4 2
Практические занятия 4 1. Проверка учёта уставного капитала 4 Тема 2.5. Учёт резервногокапитала и целевогофинансирования Содержание 4 1. Учёт резервного капитала и целевого финансирования 4 2
Практические занятия 2 1. Проверка учёта резервного капитала и целевого финансирования 2 Тема 2.6. Учёт кредитов изаймов Содержание 2 1. Учёт кредитов и займов 2 2
Практические занятия 2 1. Проверка учета кредитов и займов 2 Тема 2.7. Учёт нераспределеннойприбыли Содержание 2 1. Проверка учёта нераспределённой прибыли 2 2
Практические занятия 4 1. Проверка учёта нераспределённой прибыли 4 Тема 2.8. Учет труда изаработной платы Содержание 4 1. Проверка учета труда и заработной платы 4 2
Практические занятия 4 1. Проверка начисления заработной платы и отражения её в бухгалтерском учёте 4 Тема 2.9. Учет удержаний иззаработной платы работников Содержание 2 1. Учет удержаний из заработной платы работников 2 2
Практические занятия 2 1. Проверка удержаний из заработной платы работников 2 Тема 2.10. Учет расчетов по кассе и расчетным счетам организации Содержание 2 1. Проверка наличных и безналичных расчетов организации 2 2
Практические занятия 2 1. Проведение инвентаризации кассы и расчетных счетов организации Тема 2.11. Инвентаризацияматериально-производственныхзапасов. Содержание 4 1. Инвентаризация материально-производственных запасов 4 2
Практические занятия 4 1. Проведение инвентаризации материально-производственных запасов. Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерских проводках 4 Тема 2.12. Учет финансовыхрезультатов и использованияприбыли Содержание 4 1. Учет финансовых результатов и использование прибыли 4 2
Практические занятия 4 1. Проверка учёта финансовых результатов и использование прибыли 4 Тема 2.13. Проверка расчетов по налогам и сборам Содержание 2 1. Проверка расчётов по налогам и сборам 2 2
Практические занятия 2 1. Проверка расчётов по налогам и сборам 2 Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2
Составление задач, тестов, кроссвордов. Таблиц, схем, графиков, планов, вопросов. Конспектирование, работа с лекционным материалом. Работа в Кампусе. Создание плана инвентаризаций. Создание презентации «Процесс подготовки к инвентаризации». Создание презентации «Порядок составления сличительной ведомости». Реферат «Порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)». 43 Тематика домашних заданий
Решение тестовых заданий. Решение ситуационных задач. Работа с нормативно - правовыми документами, с дополнительными источниками информации. Итоговый контроль - Экзамен ИТОГО 129 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯТребования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация программы профессионального модуля требует наличия кабинета «Теории бухгалтерского учета» и учебной лаборатории с пакетом стандартных программ Microsoft Office, с наличием СПС «Консультант Плюс».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; стенды схем активных, пассивных и активно-пассивных счетов.
Технические средства обучения: проектор, ноутбук, компьютеры. Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации. ( Часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51- ФЗ (с послед. изм. и доп.).
Гражданский кодекс Российской Федерации. ( Часть вторая ) от 26 января 1996 г. №14- ФЗ (с послед. изм. и доп.).
Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (с послед. изм. и доп.)
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
Рабочая программа профессионального модуля
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ № 34н от 29 июля 1998 г. (с изм и доп).
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утвержден приказом Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г. (с изм и доп).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утверждена приказом Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г (с изм и доп).
ПБУ 1/2008Учетная политика организации
ПБУ 3/2006Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
ПБУ 6/01 Учет основных средств
ПБУ 7/98 События после отчетной даты
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности
ПБУ 9/99 Доходы организации
ПБУ 10/99 Расходы организации
ПБУ 12/2000 Информация по сегментам
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности
ПБУ 17/2002 Учет расходов на НИОКР и технологические работы
ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений
Рабочая программа профессионального модуля
ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности
ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
Основная литература:
Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 681 с.
http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=390406Бухгалтерский учет: Практикум: Учебное пособие / Ю.Н. Самохвалова. - 5- e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2011. - 232 с. http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=243843Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетьмана - 5-e изд., перераб. и
доп. -М.:НИЦ Инфра-М, 2012.-784 с.
http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=354771Дополнительные источники:Бухгалтерский учет. Учебник / Муравицкая Н.К. Корчинская Г.И. М.:КНОРУС, 2010. 584 с.
Бухгалтерский учет: упражнения, тесты, решения и ответы: Учеб. пособие / Т.П. Карпова, В.В. Карпова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 328 с.
http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=265688Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие / Ю.А. Бабаев, Л.Г. Макарова, К.С. Маляренко и др. - 2-e изд. - М.: ИД РИОР, 2009. - 170 с. http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=152314Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Ю.И. Бахтурина, Т.В. Дедова, Н.Л. Денисов; Под ред. Н.Г. Сапожниковой - М.: ИНФРА-М, 2011. - 505 с. http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=221164Рабочая программа профессионального модуля
Бухгалтерский (финансовый) учет: Теория и практика: Учебное пособие /
М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 328 с. http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=376200Практикум по бухгалтерскому (финансовому) учету: Учебное пособие / Т.В. Хвостик. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 168 с. http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=361072Экономический словарь. / Под ред. А.Н.Азрилияна. - 2-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2009. 1152с
Периодическая печать:Журнал «Бухгалтерский учет».
Журнал «Главбух».
Журнал «1С: Бух».
Информационно-правовые поисковые системы:«КонсультантПлюс»
Интернет-ресурсы:www.klerk.ruwww.iasb.org.uk - Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASC).
www.ifac.org - Международная федерация бухгалтеров (IFAC).
www.fasb.org - Совет по стандартам финансового учета (США).
www.ipbr.ru - Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИНЬ).
www.xbrl.org - Комитет по разработке языка специфики бизнес-отчетов XBRL.
www.fiar.ru - Фонд развития бухгалтерского учета (ФРБУ).
www.consultant.ru - СПС « КонсультантПлюс»
http://www.referent.ru/ - СПС «Референт»
http://www.minfin.ru/ru/ - официальный сайт Министерства финансов
24
Рабочая программа профессионального модуля
РФ
11.http://www.nalog.ru/ - официальный сайт Федеральной налоговой службы
Рабочая программа профессионального модуля
Общие требования к организации образовательного процессаПреподавание МДК профессионального модуля имеет практическую направленность. Изучение тем включает практическую деятельность студентов, направленную на обработку первичных бухгалтерских документов и оформление учетных регистров, составление бухгалтерских записей по учету источников формирования имущества организации, выполнение тестов по каждому разделу профессионального модуля.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются практические занятия, которые проводятся после изучения соответствующих тем.
Освоению данного модуля предшествует изучение дисциплин «Математического и общего естественнонаучного цикла» и «Общепрофессиональных дисциплин», а так же профессионального модуля «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»:
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ)Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета:
рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
проводить учет кредитов и займов; Правильность определения первичных документов и правильность заполнения реквизитов в первичных документах при отражении хозяйственной операции.
Правильность заполнения реестров (журналы-ордера, ведомости) на основании заполненных первичных документов. Текущий контроль в форме защиты теоретических вопросов по разделу «Ведение
бухгалтерского учёта
источников
формирования
имущества»
Компьютерное
тестирование поразделу «Ведение
бухгалтерского учёта
источников
формирования
имущества»
профессионального
модуля
Итоговый контроль: защита отчета по практике, экзамен
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его Разработка приказа на проведение инвентаризации имущества организации Текущий контроль в форме защиты теоретических вопросов по разделу
хранения:
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствова ться нормативными документами,
регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации; Освоение нормативныхдокументов,
регулирующие порядок
проведения
инвентаризации
имущества
Освоение специальной терминологии при проведении инвентаризации имущества «Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» Компьютерное тестирование по разделу
«Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» Итоговый контроль: защита отчета по учебной практике, экзамен
ПК 2.2. Проводить подготовку кинвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета:
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества; Заполнение
инвентаризационных
описей
Заполнение
сличительных
ведомостей
Оформление и отражение результатов инвентаризации имущества организации на счетах бухгалтерского учета Текущий контроль вформе защиты отчета
по проведению и
оформлению
результатов
инвентаризации
имущества
организации
Компьютерное
тестирование поразделу
«Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» профессионального модуля
Итоговый контроль: защита отчета по практике, экзамен
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материальнопроизводственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках
составлять акт по результатам инвентаризации; ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации:
- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, Формирование бухгалтерских проводок по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации Формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения Текущий контроль в форме защиты отчета по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации имущества организации Компьютерное тестирование по разделу
«Выполнение работ по инвентаризации
независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; имущества и
финансовых
обязательств
организации»
профессионального
модуля
Итоговый контроль: защита отчета по практике, экзамен
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации:
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию
задолженности с должников либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей Проведение выверки
финансовых
обязательств
Проведение и
оформление
результатов
инвентаризации
расчетов
Определение реального состояния расчетов Проведение инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей, целевого
финансирования и доходов будущих периодов 94),целевого
финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98) Текущий контроль в форме защиты отчета по проведению выверки финансовых обязательств и выявлению задолженности, нереальную для взыскания Компьютерное тестирование по разделу
«Выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» профессионального модуля
Итоговый контроль: экзамен
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес:
- демонстрация интереса к будущей профессии Проявление
устойчивого
профессионального
интереса Наблюдение Практические работы Результаты самостоятельной работы студентов
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при учете и документальном оформлении имущества организации (предприятия);
оценка эффективности и качества выполнения Организация самостоятельной деятельности с выбором методов и способов выполнения профессиональных задач.
Самостоятельное оценивание эффективности и качества выполнения профессиональных задач ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность:
- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при учете и документальном оформлении имущества организации (предприятия) Обоснование принятых решений в стандартных и нестандартных ситуациях ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития:
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронныеИспользование различных источников для эффективного поиска информации при решении профессиональных задач ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- работа в справочноправовых системах, на профессиональных форумах и блогахОрганизация самостоятельной работы с применением справочно-правовых систем, работы на профессиональных форумах и блогахОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями: - взаимодействие со студентами, преподавателями и руководителем практики Проявление коммуникативных качеств при общении с коллегами и преподавателями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий:
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы Проявление умения отвечать за работу своих коллег. Проведение самоанализа и при необходимости корректировка результатов своей работы ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - организация
самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития и самообразования ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности:
- анализ различных форм бухгалтерского учета Быстрая реакция на частую смену в профессиональных технологиях ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Соблюдение требований выполнения заданий