Программа работы музыкальной студии «В мире красок и мелодий».
Программа работы
музыкальной студии
«В мире красок и мелодий».
Составитель:
учитель музыки
Воронина Л.А.
Исилькуль-2013
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и современных образовательных педагогических технологий.
Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования по искусству. В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах "Формирование духовной культуры личности" и "Опыт музыкально-творческой деятельности". В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
Цель:
-создать условия для формирования музыкальной культуры личности как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры;
выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
Обучающие задачи:
-развитие познавательного интереса к традиционной народной культуре, современной русской и зарубежной музыке; включение учащихся в познавательную деятельность; приобретение музыкально-теоретических знаний по вокалу, фольклору, классической музыке, организация содержательного обучающего досуга;
Воспитательные задачи:
-формирование общественной активности личности, гражданской позиции, духовно-нравственного потенциала личности, общей культуры;
Развивающие задачи:
-формирование потребности в самопознании и самореализации личности, в развитии творческой активности.
Механизм реализации программы.
Особое внимание в программе уделено повышению роли музыкального образования, формированию духовно-нравственной культуры личности, воспитанию учащихся на основе лучших культурно-исторических и национально-культурных традиций России, использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. В программе выдвинуты задачи приобщения учащихся к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства.
Особый акцент сделан на дифференцированный подход к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.
Программа разработана с опорой на главную цель преподавания музыки в школе - формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:
- музыкально-информационная культура,
- культура музыкального восприятия,
- музыкально-исполнительская культура,
- музыкально-релаксационная культура.
Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).
Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.
Музыкальная студия является одной из эффективных форм приобщения детей к миру музыки. Общение с лучшими образцами музыкальной культуры способно вызвать у детей добрые чувства, переживания, помочь раскрыть для себя мир, познать себя.
На занятиях важно создать атмосферу сотворчества, сотрудничества. Личностный подход к ребёнку в процессе работы помогает детям самостоятельно мыслить, ощущать право на собственное мнение, индивидуальную трактовку музыкальных произведений. Главное, что при таком подходе дети сопереживают, удивляются и сомневаются, воспринимают музыкальные произведения по-своему, проживают их. А это значит – музыка становится для них добрым другом, собеседником, затрагивает их душу и сердце.
Занятия музыкальной студии строятся по следующим направлениям:
Работа с вокальным коллективом, который организуется в каждом классе;
Проведение музыкальных игр;
Проведение тематических бесед о музыке и музыкантах.
Детям предлагается разнообразный песенный репертуар: народные, композиторские, авторские песни, произведения самодеятельных авторов о родном крае. При подборе репертуара руководитель определяет актуальность произведений для формирования духовного мира ребёнка.
Основные критерии отбора песенного репертуара:
-Психолого-педагогические, возрастные, индивидуальные возможности детей;
-Художественное достоинство песни, её педагогическая и воспитательная целесообразность;
-Доступность диапазона, интонационные, ритмические особенности мелодии.
В репертуар включены лучшие песни замечательных композиторов России:
Д.Б. Кабалевского, А.Н. Пахмутовой, Б. Савельева, В. Шаинского, Е. Крылатого. А также песни известных омских композиторов: С. Долгушина, А. Толстобокова, В. Великанова; самодеятельных исилькульских авторов –
В. Синицына, В. Василюка, В. Стаценко, В. Харламовой.
В песнях этих композиторов отражены темы, актуальные во все времена.
Методической основой становится моделирование процесса творчества от разучивания музыки до создания законченного произведения.
В формировании творческого потенциала детей, художественно-образного мышления важную роль играют творческие задания:
-сочинение детьми сказок, где главные герои – персонажи народных песен, музыкальные инструменты и т.д.
-сочинение поэтического текста, частушек и т.д.
-развитие способностей инсценирования песни;
-использование детских музыкальных инструментов.
Одним из направлений в работе студии является авторская песня.
Их объединяет ценное качество – они искренни, позволяют коснуться струн человеческой души, установить незримые нити общения между детьми и взрослыми.
Одним из направлений работы является проведение музыкальных игр:
«Два рояля», «Угадай мелодию», «Музыкальный мяч» и др. Они пополняют песенный репертуар детей, развивают воображение, фантазию, быстроту реакции, инициативу и выдержку, умение согласовывать свои действия с другими детьми..
Развивая познавательный интерес детей, предполагается проведение тематических бесед о музыке и музыкантах. Тематика весьма разнообразна: «Музыка и моя семья», «Если с другом вышел в путь», «Наполним музыкой сердца» и др.
Таким образом, сочетание различных видов деятельности в работе студии позволяет приобщить детей к миру музыки, вызвать у них потребность общения с лучшими образцами песенной культуры.
Предлагаемая программа рассчитана минимум на 31 час (по одному часу в неделю). Программа предполагает взаимосвязь уроков музыки и различных форм дополнительного образования, а также самостоятельную домашнюю творческую работу учащихся. Программа включает знакомство учащихся с основами нотной грамоты, а также пение и исполнение простых мелодий на детских музыкальных инструментах. В программу включена музыкально-изобразительная деятельность учащихся и творческие задания по сочинению музыки, например, мелодии к поэтической строчке. Предполагаются дополнительные задания по прослушиванию и исполнению музыкальных произведений, музыкально - пластическая импровизация.
Содержание программы
№
п/п
Тема
Содержание
Требования к уровню подготовки
1
Волшебное царство звуков.
Знакомство со звуками окружающего мира. Понятия звука и его характеристики, ритма и ритмического рисунка, мелодии и мелодического рисунка.
Уметь вслушиваться в звуки, сравнивать высоту, длительность, громкость. Давать характеристику тембру голоса, различать на слух регистры, темп. Освоение вокально-хоровых умений и навыков.
2
Сказочная страна.
Знакомство с понятием «музыкальный образ». Связь классической музыки с театром, кино и другими видами искусства.
Различать мажорный и минорный лад, музыкальные образы сказочных персонажей. Освоение вокально-хоровых умений и навыков.
3
На родных просторах.
Знакомство с народной музыкой и музыкальными традициями народов России.
Узнавать инструменты по изображению и звучанию; Различать понятия хор, солист, дирижёр. Песня, запев, припев.
4
Остров музыкальных сокровищ.
Знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры, музыкальными образами в них.
Осознавать связь музыки с изобразительным искусством знакомство со старинными музыкальными инструментами.
Учебно- тематический план
№
п/п
Тема
Кол-во часов
1
Волшебное царство звуков
7
2
Сказочная страна
6
3
На родных просторах
10
4
Остров музыкальных сокровищ
8
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года ребенок должен:
- освоить основы музыкальных знаний, определенных программой;
- владеть первоначальными певческими навыками;
- выразительно исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах (соло, ансамбль);
- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные восприятия;
- уметь связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д.;
- уметь выразительно двигаться под музыку, отражая ее настроение.
К концу учебных занятий ребенок может:
- приобрести основы музыкальных знаний, умений и навыков;
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, предусмотренных для слушания, определять их названия;
- получить первоначальные знания в области нотной грамоты;
- приобрести первоначальный опыт сочинения небольших мелодий;
- освоить элементарные приемы игры на детских музыкальных инструментах;
- участвовать в подготовке и постановке коллективных музыкально-творческих проектов;
- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.
Условия реализации программы.
-Наличие музыкальных инструментов: аккордеон; синтезатор;
-Наличие видео-, теле- аппаратуры для занятий; компьютер, мультимедиа
-Наличие нотной и методической литературы, различных DVD-дисков.
Примерный музыкальный материал:
Музыкально-исполнительская деятельность.
Пение: песня "Где музыка берет начало?" из т/ф "Чехарда" (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина); р. н. п. "На зеленом лугу";"Кто пасется на лугу" (муз. А.Пахмутовой, сл. Ю.Черных); "Кузнечик" (муз. В.Герчик, сл. А.Жилиной); "В траве сидел кузнечик" (муз.В.Шаинского, сл. Н.Носова). "Громкая песенка" (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова), "Неприятность эту мы переживем" из м/ф "Лето кота Леопольда" (муз. Б.Савельева, сл. А.Хайта). Песня "Тихая песенка" (муз. Г.Струве, сл. В.Викторова),"Аленушка" (муз. Ж.Кузнецовой, сл. И.Векшегоновой), р. н. п. "Как под горкой", р. н. п. "Куда летишь, кукушечка?", р. н. п. "Как пошли наши подружки", "Лесная прогулка" (муз.В.Титаренко, сл. В.Викторова), "Лесная песенка" (муз.В.Витлина, сл. П.Кагановой), "Листопад" (муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найденовой). песня "Барабанщик" (муз. и сл. Ю.Литова), "Часы" (муз. П.Ступелла, сл. П.Авчарского), р. н. п. "Ах, вы сени","Ковер-самолет" из к/ф "После дождичка в четверг" (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Кима); р.н. п. "Курочка-рябушечка", песенки персонажей музыкальной сказки "Песенка веселых козлят" из детской оперы "Волк и семеро козлят" (муз. М.Коваля, сл. Е.Манучаровой),"Колобок" (муз. Г.Струве, сл. В.Татаринова); песни из мультфильмов (по выбору), "Пестрый колпачок" (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой), "Елочка" (муз. Л.Бекман, сл. Р.Кудашевой), "К нам приходит Новый год" (муз. В.Герчик, сл. З.Петровой), "Снежинки" (муз. В.Шаинского, сл. А.Внукова), песня-колядка "Добрый тебе вечер", народное песнопение "Рождественское чудо"; "Моя Россия" (муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой), "Край, вкотором ты живешь" (муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина; р.н.п.: "У кота-воркота" (колыбельная); "Сорока, сорока" (прибаутка); "Ладушки" (потешка); "Дождик", "Жаворонушки" (заклички); "Бояре" (игровая). Песни народов России (по выбору), песни-загадки о народных инструментах: "Балалайка", "Гармонь", "Дудочка" (муз. В.Агофонникова, сл. З.Петровой), р.н.п. "Во поле береза стояла", Р. н. п. "В хороводе были мы", "Большой хоровод" (муз. Б.Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А.Хайта), "Дружат дети всей Земли" (муз. Д.Львова-Компанейца, сл. В.Викторова), масленичные народные песни: "А мы масленицу дожидали", "Едет масленица" и др. Р.н. п."Славны были наши деды". Р.н. п. "Солдатушки, бравы ребятушки", "Ты на свете лучше всех" (муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского), "Синяя вода" (муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина), "Песня о волшебном цветке" (муз.Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского). "Песенка Львенка и Черепахи" из м/ф "Как Львенок и Черепаха пели песню" (муз. Г.Гладкова, сл. С.Козлова).
Слушание музыки. Песня "Где музыка берет начало?" из т/ф "Чехарда"
(муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина). Музыка с имитацией звуков природы. Песня "Музыка" (муз. Г.Струве, сл. И.Исаковой). Пьеса "Песня жаворонка" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Звучание синтезатора, имитирующего голоса птиц. "Третья песня Леля" из оперы "Снегурочка" Н. А.Римского-Корсакова. Пьеса "Печальная история" Д. Б.Кабалевского. Пьеса "Весело - грустно" Л. Ван Бетховена. Пьеса "Грустный дождик" Д. Б.Кабалевского. Пьеса "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П. И.Чайковского. Пьеса "Кукушка" Л.Дакена. Пьеса "Пение птиц" Э.Денисова. Пьеса "Старый замок" из цикла "Картинки с выставки" М. П.Мусоргского. Пьеса "Мелодия" П. И.Чайковского. Пьеса "Нянина сказка" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Пьеса "Сказочка" С. С.Прокофьева. Пьесы "Сказочка", "Резвушка", "Плакса" Д. Б.Кабалевского. Музыкальная сказка "Курочка Ряба" М.Магиденко. Песенки персонажей музыкальной сказки "Колобок" В.Герчик. Фрагменты детской оперы "Волк и семеро козлят" М.Коваля. Симфоническая картина "Волшебное озеро" А. К.Лядова. Фрагмент "Танец маленьких лебедей" из балета "Лебединое озеро" П. И.Чайковского; Пьеса "В сказочном лесу" Д. Б.Кабалевского. Пьеса "Баба Яга" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Шутка-фантазия "Баба Яга" А. С.Даргомыжского. "Частушки бабок-ёжек" из м/ф "Летучий корабль" (муз. М.Дунаевского, сл. Ю.Энтина). "Песня Лешего" из т/ф "Новогодние приключения Маши и Вити" (муз. Г.Гладкова, сл. В.Лугового). Пьеса "В пещере горного короля" из сюиты "Пер Гюнт" Э.Грига. Тема Кикиморы из народного сказания "Кикимора" для симфонического оркестра А. К.Лядова. Арии Снегурочки и Деда Мороза из оперы "Снегурочка" Н. А.Римского-Корсакова. Пьеса "В церкви" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Пьеса "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года" П. И.Чайковского. Фрагмент "Танец феи Драже" из балета "Щелкунчик" П. И.Чайковского. Песни о России в исполнении детских хоровых коллективов. Пьеса "Русская песня" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Произведения детского фольклора народов России (по выбору). Пьеса "Мужик на гармонике играет" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Звучание различных народных музыкальных инструментов. Старинные песни и марши в исполнении военного духового оркестра. Например, марш "Прощание славянки" В. И.Агапкина. Пьеса "Мама" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Песня "Пусть всегда будет солнце" (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина). Фрагменты музыкальных произведений, в которых изображено море, например: вступление к опере "Садко" или первая часть симфонической сюиты "Шехерезада" - "Море и корабль Синдбада" - Н. А.Римского-Корсакова; симфонический эскиз "Море" К.Дебюсси. Фрагмент "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А.Римского-Корсакова. Сцена "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане" Н. А.Римского-Корсакова. . Пьеса "Шарманщик поет" из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского. Звучание шарманки. Пьеса "Шарманка" из цикла "Танцы кукол" Д. Д.Шостаковича. Пьеса "Шарманщик" Ф.Шуберта.Пьеса "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П. И.Чайковского. Русская народная купальская песня "На святого Ивана". Цикл пьес "Карнавал животных" К.Сен-Санса. Экологическая музыка. Звучание флейты, кугикл. Звучание флейты в опере "Волшебная флейта" В. А.Моцарта. Пьеса "Музыкальная шкатулка" С.Майкапара. Пьеса "Музыкальная табакерка" А. К.Лядова. Звучание музыкальной шкатулки, музыкальных открыток, музыкальных игрушек с мелодиями детских песен. Пьесы из цикла "Картинки с выставки" М. П.Мусоргского, например: "Старый замок", "Гном", "Избушка на курьих ножках", "Балет невылупившихся птенцов", "Богатырские ворота в Киеве". Пьесы из цикла "Детский альбом" П. И.Чайковского: "Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка".
Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему "Где музыка берет начало?" Цветовые композициии на тему "Цветы танцуют", "Разноцветная музыка радуги", "Весело - грустно" Рисунки на тему "Музыка осени", "Сказочный герой", "Сказочная красавица". Рисунок волшебного озера и фантастического животного, которое в нем обитает. Рисунки на темы "Корона Горного короля" и "Кикимора". Иллюстрация к одной из песен о России. Рисунок на тему "Волшебный цветок", рисунок на тему "Фантастический музыкальный инструмент с Острова музыкальных сокровищ".
Подготовка к проектной деятельности. Просмотр видеозаписи русской народной сказки "Курочка Ряба". Распределение ролей для инсценировки. Чтение русской народной сказки "Волк и семеро козлят". Распределение ролей для постановки детской оперы. Знакомство с различными балетами. Просмотр балета "Щелкунчик" П. И.Чайковского Просмотр выступлений детских музыкальных и танцевальных фольклорных коллективов из разных регионов России. Знакомство со старинными народными праздниками и народными календарями; Знакомство с музыкальными традициями русского воинства, беседа о воинской доблести и чести. Составление программы концерта-подарка ко Дню защитника Отечества. Беседа о наших мамах и бабушках. Составление программы концерта-подарка к Международному женскому дню.
Проекты. Рисование под музыку. Выставка рисунков "Звуки и краски окружающего мира". Игра-импровизация "Звук и цвет". Тема "Наш праздник". Школьный праздник народного календаря (масленица). Школьный праздник "Веселая ярмарка". Концерт-подарок.
Основы музыкальной композиции. Сочинение колыбельной песенки. Сочинение закличек о весне.
Литература:
1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка / Методическое пособие. – М: Просвещение, 2010. – 154с.
2. Т.Лидина. Я умею петь. – ИЗД.: СФЕРА, 2010. – 256с.
3. З.И.Бугаева Весёлые уроки музыки в школе и дома. – М.: Просвещение, 2010. – 312С.
4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка».
5. О. Радынова Беседы о музыкальных инструментах. – М.: Просвещение, 2009. – 314с.-ил.
6. Л.Л.Куприянова. Русский фольклор. – М.: Вента, 2011. – 111с. –ил.
Литература, рекомендованная родителям и детям:
7. Журналы: «Искусство», “Музыкальная палитра», «Музыка в школе».
8. Популярные детские песни \ Сборник песен для детей и их родителей. – Изд.: Современная музыка, 2010. – 456с.
9. Музыкальная копилка \ пособие по развитию навыков игры по слуху.
10. Детский песенник. – 2001. – 299с. –ил.
11. Ю.А.Ивановская. Азбука юного музыканта. – М.: Просвещение. -215с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»,
Г.Исилькуль, Омская область
Учитель музыки: Воронина Любовь Анатольевна
15