Конспект урока по информатике Компьютер — универсальная машина для работы с информацией
Класс 6
Тема урока Компьютер – универсальная машина для работы с информацией
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний.
Цель (как ожидаемый результат):
каждый ребёнок имеет представление о предмете изучения;
каждый ребёнок имеет представление о правилах безопасного поведения на уроках информатики;
каждый ребёнок умеет с уважением относиться друг к другу.
Задачи:
образовательные: познакомить с историей вычислительной техники, разобрать понятие «универсальная машина», вспомнить правила техники безопасности при работе с компьютером ;
развивающие: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся, воображения, зрительного внимания;
воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету; воспитанию аккуратности, внимательности, развитию навыков самостоятельной работы.
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование ПК, раздаточный материал – «Техника безопасности»
Структура и ход урока
№
Этап
урока
ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент
Проверяет готовность к уроку (дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка), приветствует, озвучивает тему урока Знакомится с новыми учащимися.
Выполняют требования учителя
2
2
Изучение нового материала
Презентация "История вычислительной техники".
Счет в древности. Древнейшим счетным инструментом, который природа предоставили в распоряжение человека, была его собственная рука. Понятие числа и фигуры взято не откуда-нибудь, а только из действительного мира. Десять пальцев, на которых люди учились считать (производить первую арифметическую операцию), представляют собой все что угодно, только не продукт свободного творческого разума". От пальцевого счета берет начало пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног). У многих народов пальцы рук остаются инструментом счета и наиболее высоких ступенях развития. Издревле употребляется еще один вид инструментального счета - с помощью деревянных палочек с зарубками (бирок). В средние века бирками пользовались для учета и сбора налогов. Другие народы - китайцы, персы, индийцы, перуанцы - использовали для представления чисел и счета ремни или веревки с узелками.
Ручной счет Абаком называлась дощечка покрытая слоем пыли, на которой острой палочкой проводились линии и какие-нибудь предметы, размещавшиеся в полученных колонках по позиционному принципу. В Древнем Риме абак появился, вероятно в V-VI вв н.э., и назывался calculi или abakuli. Изготовлялся абак из бронзы, камня, слоновой кости и цветного стекла. До нашего времени дошёл бронзовый римский абак. Китайская разновидность абака - суаньпань - появилась в VI веке н.э.;современный тип этого счётного прибора был создан позднее, по-видимому в XII столетии. Суаньпань представляет собой прямоугольную раму, в которой параллельно друг другу протянуты проволоки или веревки числом от девяти и более; перпендикулярно этому направлению суаньпань перегорожен на две неравные части. В большом отделении("земля") на каждой проволоке нанизано по пять шариков, в меньшем("небо") - по два. Проволоки соответствуют десятичным разрядам. Соробан - японский абак, происходит от китайского суаньпаня, который был завезен в Японию в XV- XVI веках. Соробан проще своего предшественника, у него на "небе" на один шарик меньше, чем у суаньпаня.
Дощаный счет Долгое время считалось, что русские счеты ведут свое происхождение от китайского суаньпаня , и лишь в 60-х годах XX века было доказано русское происхождение этого счетного прибора - у него: во-первых, горизонтальное расположение спиц с косточками и, во-вторых, для представления чисел использована десятичная (а не пятеричная) система счисления. Десятичный строй - довольно веское основание для того, чтобы признать временем возникновения этого прибора XVI век, когда десятичный принцип счисления был впервые применен в денежном деле России.
Ручной счет Джон Непер открыл логарифмы и составил логарифмические таблицы, позволившие заменить умножение и деление соответственно сложением и вычитанием. Однако использование таблиц в работе было не очень удобно, поэтому Джон Непер в качестве альтернативного метода предложил специальные счетные палочки (названные впоследствии палочками Непера). Линейка Уатта - первая универсальная логарифмическая линейка, пригодная для выполнения любых инженерных расчетов. Логарифмическая линейка - аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе, умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат и куб), вычисление логарифмов, тригонометрических функций и другие операции.
МЕХАНИЧЕСКИЙ СЧЕТ
Счетное устройство Леонардо Да Винчи. Своего рода модификацию абака предложил Леонардо да Винчи (1452-1519) в конце XV - начале XVI века. Он создал эскиз 13-разрядного суммирующего устройства с десятизубными кольцами. Чертежи данного устройства были найдены среди двухтомного собрания Леонардо по механике, известного как "Codex Madrid".
Компания IBM в 1969 году по чертежам Леонардо сделала рабочую машину в целях рекламы и она оказалась вполне работоспособной.
Машина Шиккарда. Первая механическая машина была описана в 1623 г. профессором математики Тюбингенского университета Вильгельмом Шиккардом, реализована в единственном экземпляре и предназначалась для выполнения четырех арифметических операций над 6-разрядными числами.
Паскалево Колесо. В 1642 году Блез Паскаль сконструировал 8-разрядную суммирующую машину (или Паскалево колесо).Эта машина представляла собой комбинацию взаимосвязанных колесиков с нанесенными на них цифрами от 0до9.Когда первое колесико делало полный оборот от 0 до 9, в действие автоматически приводилось второе колесико. Когда и оно достигало цифры 9, начинало вращаться третье и так далее. Машина Паскаля могла складывать и вычитать, умножать (делить) лишь путем многократного сложения (вычитания).
Калькулятор Лейбница Немецкий философ, математик, физик Готфрид Вильгейм Лейбниц (создал "ступенчатый вычислитель" – счетную машину, позволяющую складывать, вычитать, делить, умножать, извлекать квадратные корни, при этом использовалась двоичная система счисления. Это был более совершенный прибор, в котором использовалась движущаяся часть (прообраз каретки) и ручка, с помощью которой оператор вращал колесо. Изделие не получило массового распространения, поскольку спроса на подобные механизмы еще не было. Но машина явилась прототипом арифмометра, использующегося с 1820 года до 60-х годов ХХ века.
Арифмометр Полени В начале XVIII века итальянский математик, астроном, физик Джованни Полени изобрёл счетную машину, основные детали которой были выточены из дерева. Машина Полени, в отличие от всех известных счётных машин приводится в движение грузом-гирькой F, висящей свободно на канате.
Аналитическая машина Бэббиджа
В 1834 году англичанин Чарльз Бэббидж изобрел аналитическую машину. Она состояла из "склада" для хранения чисел (накопитель) "мельницы" - для производства арифметических действий над числами (арифметическое устройство), устройства управляющего в определенной последовательности операциями машины, устройства ввода и устройства вывода данных. Двигатель приводился в действие последовательностью перфокарт, содержащих инструкции (программу). В аналитической машине предусматривалось три различных способа вывода полученных результатов: печатание одной или двух копий, изготовление стереотипного отпечатка, пробивки на перфокартах. Аналитическая машина не была построена. Но Бэббидж сделал более 200 чертежей ее различных узлов и около 30 вариантов общей компоновки машины. При этом было использовано более 4 тысяч механических обозначений. Аналитическую машину Бэббиджа построили энтузиасты из Лондонского музея науки. Она состоит из четырех тысяч железных,
бронзовых и стальных деталей и весит три тонны. Аналитическая машина Бэббиджа - первый прообраз современных компьютеров
С начала 1990-х годов термин "компьютер" вытеснил термин "электронная вычислительная машина" (ЭВМ), которое, в свою очередь, в 1960-х годах заменило понятие "цифровая вычислительная машина" (ЦВМ). Все эти три термина в русском языке считаются равнозначными. Само слово "компьютер" является транскрипцией английского слова computer, что означает вычислитель. Английское понятие "computer" гораздо шире, чем понятие "компьютер" в русском языке. В английском языке компьютером называют любое устройство, способное производить математические расчеты, вплоть до логарифмической линейки, но чаще в это понятие объединяют все типы вычислительных машин, как аналоговые, так и цифровые.
Еще не так давно, всего три десятка лет назад, ЭВМ представляла собой целый комплекс огромных шкафов, занимавших несколько больших помещений. А всего и делала-то, что довольно быстро считала. Нужна была буйная фантазия журналистов, чтобы увидеть в этих гигантских арифмометрах думающие агрегаты, и даже пугать людей тем, что ЭВМ вот-вот станут разумнее человека.
Когда говорят о техническом прогрессе в области электронных вычислительных машин, то обычно выделяют пять поколений, которые выделяют в соответствии с применяемом на каждом из них элементной базой: электронные лампы, полупроводниковые (дискретные) диоды и транзисторы, интегральные микросхемы различной степени интеграции.
Первое поколение ЭВМ (1945-1958) ЭВМ первого поколения появились в 1946 году. Они были сделаны на основе электронных ламп, что делало их ненадежными - лампы приходилось часто менять. Для ввода-вывода данных использовались перфоленты и перфокарты, магнитные ленты и печатающие устройства. Оперативные запоминающие устройства были реализованы на основе ртутных линий задержки электроннолучевых трубок. Компьютеры данного поколения сумели зарекомендовать себя в прогнозировании погоды, энергетических задач, задач военного характера и других сложнейших операциях, но они были огромными, неудобными и слишком дорогими машинами. Притом для каждой машины использовался свой язык программирования. Показатели объема оперативной памяти и быстродействия были низкими.
Второе поколение ЭВМ (1955-1964)
Во втором поколении компьютеров вместо электронных ламп использовались транзисторы, а в качестве устройств памяти стали применяться магнитные сердечники и магнитные барабаны - далекие предки современных жестких дисков. Все это позволило резко уменьшить габариты и стоимость компьютеров, которые тогда впервые стали строиться на продажу. Но главные достижения этой эпохи принадлежат к области программ. На втором поколении компьютеров впервые появилось то, что сегодня называется операционной системой. Тогда же были разработаны первые языки высокого уровня - Фортран, Алгол, Кобол. Появились мониторные системы, управляющие режимом трансляции и исполнения программ. Из мониторных систем в дальнейшем выросли современные операционные системы. Появился широкий набор программ для решения разнообразных математических задач. Но машинам второго поколения была свойственна программная несовместимость, которая затрудняла организацию крупных информационных систем. Поэтому в середине 60-х годов наметился переход к созданию компьютеров, программно совместимых и построенных на микроэлектронной технологической базе.
Третье поколение ЭВМ(1965-1974)
Машины третьего поколения - это семейства программно совместимых машин, основанных на интегральных схемах. Интегральные схемы - это целые устройства и узлы из десятков и сотен транзисторов, выполненные на одном кристалле полупроводника (то, что сейчас называют микросхемами). В это же время появляется полупроводниковая память, которая и по всей день используется в персональных компьютерах в качестве оперативной. Быстродействие машин внутри семейства изменяется от нескольких десятков тысяч до миллионов операций в секунду. Ёмкость оперативной памяти достигает нескольких сотен тысяч слов. В эти годы производство компьютеров приобретает промышленный размах. Пробившаяся в лидеры фирма IBM первой реализовала семейство ЭВМ - серию полностью совместимых друг с другом компьютеров от самых маленьких, размером с небольшой шкаф, до самых мощных и дорогих моделей. Наиболее распространенным в те годы было семейство System/360 фирмы IBM, на основе которого в СССР была разработана серия ЕС ЭВМ. Рубеж 60-х и 70-х годов был судьбоносным временем. В 1969 г. зародилась первая глобальная компьютерная сеть - зародыш того, что мы сейчас называем Интернетом. И в том же 1969 г. одновременно появились операционная система Unix и язык программирования С ("Си"), оказавшие огромное влияние на программный мир и до сих пор сохраняющие свое передовое положение.
Четвертое поколение ЭВМ (1975-1985) Совершенствование интегральных схем привело к появлению микропроцессоров, выполненных в одном кристалле, включая оперативную память (БИС большие интегральные схемы), что ознаменовало переход к четвертому поколению ЭВМ Они стали менее габаритными, более надежными и дешевыми. Создание ЭВМ четвертого поколения привело к бурному развитию мини- и особенно микро- ЭВМ персональных компьютеров, которые позволили массовому пользователю получить средство для усиления своих интеллектуальных возможностей. В свою очередь персональные ЭВМ (ПВМ) развивались по этапам: появились сначала 8-ми, 16-ти, а затем и 32-х разрядные ЭВМ. Шина данных современного компьютера 64-х разрядная. Большие компьютеры и суперкомпьютеры, конечно же, отнюдь не вымерли и продолжают развиваться. Но теперь они уже не доминируют на компьютерной арене, как было раньше.
ЭВМ V поколения или Суперкомпьютеры Сейчас ведутся интенсивные разработки ЭВМ V поколения. Разработка последующих поколений компьютеров производится на основе больших интегральных схем повышенной степени интеграции, использования оптоэлектронных принципов (лазеры, голография). Ставятся совершенно другие задачи, нежели при разработки всех прежних ЭВМ. Если перед разработчиками ЭВМ с I по IV поколений стояли такие задачи, как увеличение производительности в области числовых расчётов, достижение большой ёмкости памяти, то основной задачей разработчиков ЭВМ V поколения является создание искусственного интеллекта машины (возможность делать логические выводы из представленных фактов), развитие "интеллектуализации" компьютеров - устранения барьера между человеком и компьютером. Компьютеры будут способны воспринимать информацию с рукописного или печатного текста, с бланков, с человеческого голоса, узнавать пользователя по голосу, осуществлять перевод с одного языка на другой. Это позволит общаться с ЭВМ всем пользователям, даже тем, кто не обладает специальными знаниями в этой области. ЭВМ будет помощником человеку во всех областях.
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Объект, пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разные функции, называют универсальным. Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Слово «универсальная» подчеркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить и передавать самую разнообразную информацию, использоваться в самых разных видах человеческой деятельности.
Воспринимают и осознают новый материал; осмысляют, обобщают и систематизируют знания.
15
3
Физминутка
Показывает упражнения
Выполняют гимнастику
2
4
Закрепление нового материала
А сейчас ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом учебника стр. 9-10. и ответьте на вопросы:
Как считали люди в древности?
Какие счетные инструменты вы знаете?
Что создал Чарльз Бэббидж?
Чем отличаются поколения ЭВМ?
Что означает слово «универсальный»?
Почему компьютер является универсальной машиной для работы с информацией?
Приведите примеры использования компьютеров?
(Если есть техническая возможность можно пройти тест на
http://istrasvvt.narod.ru/test.htm)
Читают текст в учебнике. Отвечают на поставленные вопросы.
7
5
Знакомство с техникой безопасности
Презентация "Техника безопасности"
Чтобы работать в компьютерном классе, необходимо знать правила техники безопасности.
Раздать памятки «Техника безопасности на уроках информатики»
Посмотрим презентацию и вспомним правила техники безопасности
Запомните! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Во время работы следует быть предельно внимательным.
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
Запомните! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.
Чтобы не навредить здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
Плечи при работе должны быть слегка расслаблены, локти - слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
Получают памятки с техникой безопасности. Смотрят презентацию , запоминают правила. Расписываются в журнале по технике безопасности.
7
6
Практическая работа
Клавиатурный тренажер
Работа с клавиатурным тренажером BabeType2000
Выполняют практическую работу
10
7
Подведение итогов
Инструктаж Д.З.
§ 1.1, стр10 №4
Записывают Д.З.
2
Заголовок 115