Исследовательская работа Роль и значение Ахметзаки Валиди в борьбе за автономию Башкортостана
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 села Федоровка
Башкирское отделение Общероссийской организации
Малой академии наук «Интеллект будущего»
Секция: История. Обществознание. ИКБ
Роль и значение Ахметзаки Валиди в борьбе за автономию Башкортостана
научно – исследовательская работа
Нугаева Кирилла, ученика 7 класса
Содержание Введение1. Жизнь и творчество А.Валиди до революции 1917 года.2. Общественно - политическая деятельность А.Валиди и борьба за автономию Башкортостана.3. Мои исследования о Заки Валиди.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В нашей стране было много судеб, покрытых напраслиной лжи, фальсификаций, преднамеренных искажений дел, поступков и личности. Этой участи не избежали и выдающиеся политики, военные, революционеры, ученые и многие другие. О большинстве из них народ наш ныне узнает правду, и они начинают занимать в его исторической памяти подобающее каждому из них место.
К их числу относится и выдающийся сын башкирского народа, человек с чрезвычайно сложной судьбой, видный политик в молодости и всемирно известный и признанный востоковед в эмиграции Ахметзаки Валидов.
Главное своеобразие судьбы З.Валидова заключается в том, что и его научное наследие, и его сложный жизненный путь, начиная с 1912 года до сего дня, находились и продолжают находиться в эпицентре ожесточенной идейной борьбы. Это случается даже не со всеми великими мира сего.
Казанский шакирд и мугаллим, деятель Думы и первый "президент" Башкортостана и ученый мирового класса - эти определения относятся к одному человеку и определяют основные этапы жизни З.Валиди - одной из самых примечательных фигур в национальном движении первой половины ХХ века, и не только в России. Ахметзаки Валиди долгое время, вплоть до 1990 г., находилось под запретом в Башкортостане. Уже со второй половины 20-х годов он стал субъектом устрашения, ярлыком буржуазного националиста, пантюркиста. Его именем клеймили десятки тысяч людей, подвергали репрессиям, пыткам, расстреливали, травили. Почти все лучшие представители интеллигенции Башкортостана, подвергшиеся репрессиям, ушли из жизни с ярлыком "валидовец". Лишь в конце 1990г., в связи со 100-летием со дня рождения А.Валидова, на страницах республиканских газет и журналов начали появляться статьи о нем. Сейчас Заки Валиди нам известен как историк-краевед, педагог и член IV Государственной думы, организатор первой в составе РСФСР автономной республики - БАССР и участник вооруженного сопротивления. С 1923г. - эмигрант, заведующий кафедрой всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, великий ученый, прославившийся на весь мир своими трудами (около 400 научных работ) во многих отраслях востоковедения, истории, этнографии и культуры тюркских народов и исламоведения. При освещении темы общественно-политическую и научно - педагогическую деятельность А.Валидова следует разделить на три периода. Первый период - до конца 1916г., начальный этап научно-педагогической работы, становление его как ученого-историка. Второй период - 1917-1922г. - период бурной общественно-политической деятельности, он лидер башкирского национального движения, один из основателей первой в составе Российского государства автономной республики. Третий период, начиная с 1923г. и до конца жизни в 1970 - годы эмиграции, период формирования как ученого-востоковеда с мировым именем.
В своей работе я решил, охарактеризовать именно второй период этапа жизни Заки Валиди. Исследовательская работа направлена:
- Воспитание интереса к истории своей республики, к людям, которые занимают особое место в истории края.
- Изучение всех граней политической деятельности А-Заки Валиди.
- Исследование роли А-Заки Валиди в борьбе за автономию Башкортостана.
Цель исследования: Исследование незаурядной, яркой личности, лидера национального движения Заки Валидова, повлиявшего общественную и политическую деятельность Башкортостан .
Методы исследования:
1. Информационный: работа с литературой в библиотеке.
2. Поисковый: поиск материалов по интернету.
3. Анкетирование способом опроса учащихся старших классов МБОУ СОШ №1 с. Федоровка.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов моего исследования на уроках истории и культуры Башкортостана.
1. Жизнь и творчество А.Валиди до революции 1917 года Детство и юность будущего историка Заки Валиди прошли в не большой деревне Кузяново Ишимбайского района. Кузяново было захолустьем с точки зрения таких центров русской культуры, как Москва и Петербург, но оно не было оторвано от великих культурных традиций Востока. Отец и мать учёного владели арабским, персидским и чагатайским (старотюркским) языками. Чтение книг религиозного содержания на двух-трёх языках для них было делом повседневным. Такие семьи отнюдь не были редкостью и встречались тогда в каждой башкирской деревне. Дядя учёного по матери – Хибибназар Сатлык был учителем юного Ахметзаки. С 1906 по 1908 год учеба в Утякском медресе стала для Ахметзаки Валиди важным этапом в образовании и дала направление для его будущей научной деятельности. Огромную роль в этом сыграл его дядя - Хабибназар Утяки-хазрет. Зная способности Ахметзаки к учебе, Хабибназар-мударис уделяет особое внимание обучению его основам ислама, философии , литературы и истории. Наряду с средневековыми и современными арабскими, персидскими, тюркскими, турецкими, татарскими авторами, активно знакомится с русской востоковедческой литературой, переводит на чагатайский произведения А.С.Пушкина "Восстание Пугачева", "Арап Петра Великого", стихи поэта, где сильны восточные мотивы, темы Корана. С 1908 по 1912 год Валиди продолжает свою учебу в медресе Касимия в Казани. Там же начинает преподавать тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы. В 1912 году вышел в свет его первый фундаментальный труд "История тюрков", получивший высокие отзывы. Молодой ученый привлекает к себе внимание видных ученых Казанского университета - Н.Катанова, Ашмарина, В.Богородицкого и одного из самых крупных востоковедов России, профессора Санкт-Петербургского университета, академика В.Бартольда. С 1912 по 1917гг. Валиди было опубликовано около 30 оригинальных работ. Две научных командировки Ахметзаки Валиди Российской Академией наук в 1913 году в Ферганскую область и в 1914 году в Бухарское ханство положили начало его научным исследованиям по истории и культуре Туркестана, а также общественно-политической деятельности. Во время второй экспедиции им была приобретена рукопись перевода Корана на тюрксий язык, относящийся к Х веку. В 1914г. З. Валиди, уже признанный ученый и общественный деятель, переезжает в Уфу и становится мударрисом медресе "Усмания". Его направляют в IV Государственную думу, где он начинает сотрудничать с ее мусульманской фракцией. В конце 1915 года Уфимские мусульмане решают послать молодого ученого, хорошо ориентирующегося в земельных, демографических, социальных проблемах края в качестве своего представителя в мусульманскую фракцию Думы в Петроград. С начала 1916 года З.Валидов окунается в бурную политическую деятельность, которая длилась до начала 1923 года. В этот период возглавляет башкирское национально-освободительное движение, является организатором первых трех башкирских курултаев (1917), руководит созданием Башкирского правительства и войска.
2. Общественно - политическая деятельность А.Валиди
и борьба за автономию Башкортостана.
На прошедшем 22 июня 1917 года Башкирском курултае говорилось и о том, что в России восторжествует централизованная власть и Башкортостан, по аналогии с другими странами, будет независимым. Свобода башкир это возрождение прежних общих национальных канонов всех тюрков Средней Азии, достижение настоящей самостоятельности своей страны. Тюркские народы, живущие на обширной территории на востоке и западе от Башкортостана, брали в свои руки политическую инициативу. Такова была суть принятых решений в Оренбурге в 1917 году и в Уфе в 1918. Кроме того, Башкирский курултай дал возможность для переселения татар в Башкортостан, приняв решение о равном делении земель между башкирами и татарами. В то время три области (Башкортостан, Казахстан и Туркестан), объявившие о своей независимости, не могли осуществить желаемое на практике еще в начале 1918 года большевиками было распущено Туркестанское национальное правительство. Его члены приехали работать в Казахстан и Башкортостан. Находившиеся в Семипалатинске Казахское и в Оренбурге Башкирское правительства были солидарны в решении всех политических вопросов. В то же время с башкирами в Башкортостане сотрудничали сотни казанских федералистов. В те годы А.З. Валиди работал для Бюро мусульман фракции в 4-й Государственной думе (1916), был членом временного бюро российских мусульман (1917), в апреле-мае 1917 член партии. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 избран во Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро). Член Учредительного собрания от башкир-федералистов Уфимской губернии. После октября переехал в Оренбург, где Шуро примкнуло к комитету спасения родины и революции во главе с атаманом А.И. Дутовым, а в середине ноября провозгласило автономию Башкортостана. Вошел в Башкирское правительство, возглавил военный отдел, командовал башкирскими войсками. После изгнания войск Дутова из Оренбурга арестован в феврале 1918 вместе с другими членами Башкирского правительства. Освобожден в начале апреля во время налета на Оренбург казаков Дутова (бежал из тюрьмы). Стал военным министром временного правительства провозглашенной 29 ноября 1917 независимой Башкирии. Когда в феврале 1919г. Валидов, возглавлявший башкирские войска, перешел на сторону советской власти, это осложнило положение антибольшевистских сил. Причины такого маневра не раскрывают ни советская, ни новейшая историография. Как раз в это время туркестанские лидеры, вспоминал позднее один из них, М. Чокаев, обратились к Антанте с просьбой о международной помощи. Валидов, зная об этом, как писал Чокаев, «предательски перебросился в сторону большевиков и нанес всей нашей акции непоправимый моральный и политический удар». Понятно, что после такого демарша, который, как позднее выяснилось, не нанес, однако, серьезного удара по его репутации в мусульманском мире, ему был оказан самый теплый прием большевистским руководством. В конце 1919 начале 1920г. Валидов вступил в члены РКП(б). Но на этом его политические метаморфозы не закончились. Как принято считать, постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики» от 19 мая 1920г. представляло собой нарушение достигнутого в марте 1919г. соглашения о будущем статусе Башкирской республики, а потому Валидов в июне 1920г. оставил пост одного из руководителей Советской Башкирии и отправился в Туркестан. Здесь не учитывается, однако, такой фактор, как личное разочарование. Чокаев считал, что уход Валидова от большевиков был связан с тем, что он увидел конец своей личной карьеры. Валидов знал, что И.В. Сталин поддерживал бывшего главу Башкирского областного совета Ш. Манатова, перешедшего еще в начале 1918г. на работу в Наркомнац. А 24 мая 1920г. этот бывший соратник Валидова прибыл в столицу Турецкой республики Анкару (с 1930г. Анкара как представитель Башкирской республики). Между тем Валидов в мае 1920г., находясь в Москве, сам ожидал нового назначения именно на эту должность. Уязвленный таким решением политбюро ЦК РКП(б), Валидов взял отпуск по состоянию здоровья и вскоре отправился в Туркестан. Деятельность Валиди во многом определила различные пути формирования государственности башкирского народа в 1917-1920гг. Когда не осуществилась идея создания независимого Башкортостана, Валиди выезжает в Фергану и становится одним из лидеров басмаческого движения. Большевистским лидерам после неудачи на европейском направлении Туркестан виделся плацдармом мировой революции на Востоке. По информации чекистов, весной 1921г., находясь в стане басмачей, Валидов в приватных беседах уверял, что имеет «живую связь» с Москвой и раздумывает: то ли вновь сговориться с большевиками, то ли отправиться за границу. В начале 1923г. Валидов уехал за рубеж. На некоторое время он оказался в Афганистане. Однако афганские власти сочли необходимым прекратить его деятельность, которая, как им казалось, могла осложнить отношения с Советской Россией. В феврале 1923г. З.Валиди покидает территорию СССР. В прощальном письме к башкирскому народу, и особенно в послании, направленном Ленину, он заявляет о полном прекращении практической политической деятельности. В феврале 1923 года эмигрирует в Европу. Дальнейшую жизнь З.Валиди посвящает любимому делу - науке. Он стал одним из самых маститых востоковедов мира, написал не один десяток работ, отдельные из которых не имели аналогов в науке. Его лекции слушали в Лондоне и Бонне, Вене и Берлине. Возглавлял созданный им в Стамбуле институт исламских исследований.
Особую роль в судьбе З.Валидова играли революционные события в России и годы Гражданской войны. Они показали, что З.Валидов наукой занимается не ради своей славы, и даже не ради славы науки, а посредством науки служит народу. Но понятие «мой народ» у него не ограничивается башкирами, а охватывает, прежде всего, все тюркские народы внутренней России. А башкирский народ для него то же самое, что родные отец и мать, братья и сестры.
Революционные события круто изменили судьбу З.Валидова. Особенно заметна его роль в формировании федерализма в России, так как первая в истории нашей страны автономная государственность возникла в Башкирии в марте 1919 года под идейным влиянием З.Валидова, при сплоченности и единстве башкирского народа, в результате Соглашения Центрального Советского правительства и Башкирского правительства, за которым стояло небольшое, но беспредельно преданное своим лидерам национальное войско. «Автономия» этими лидерами понималась в европейском смысле этого слова: внутренняя самостоятельность в экономических, культурных вопросах. Национальная армия подчиняется лишь Генеральному штабу и главнокомандующему русской армии, а не военным округам. А понятия урезанной, формальной «советской автономии» тогда еще не было даже в голове В.И.Ленина. «Советская автономия» начинает формироваться в мае 1920 года, когда Центральное правительство приняло решение в одностороннем порядке свести автономию Башкортостана к чему-то похожему, по выражению З.Валидова, на «национально-культурную автономию».
Если для большинства башкирской интеллигенции и офицерства автономия образца 1919 года была конечной целью борьбы, то для З.Валидова, все это было лишь началом обретения своей государственности всеми тюркскими народами, пример для них. И сокрушительный, уничтожающий удар по автономии Башкирии в 1920 году вынуждает его, вызванного в Москву и «трудоустроенного», чтобы держать подальше от Башкирии, выехать в Среднюю Азию для борьбы не против большевиков, а за автономию тюркских народов в пределах России. Начать все сначала, теперь уже силами узбеков, казахов, киргиз и др. З.Валидов верит, что, если ему подлинной автономии удалось добиться силами отнюдь не многочисленных башкир, то ее можно будет добиться вновь, объединив в одно политическое целое народы Средней Азии. Благо теперь он лично и хорошо знает идеологию, характер, хитрости большевистских вождей Ленина, Троцкого, Сталина и других, с которыми многократно встречался.
Но политическая и военная ситуация в России изменилась. Разрозненное, раздираемое межплеменными раздорами движение басмачей, среди которых было сильно влияние фанатичных мулл с чисто средневековым мировоззрением и слишком мало интеллигенции, способной понять суть происходящих в России и мире событий, не сулило успеха.
Судьба народа иногда находит наиболее яркое проявление в судьбе его выдающихся представителей. Примером этому может служить жизненный путь наиболее значительного представителя башкирского народа Заки Валидова, который после самоотверженной борьбы за свободу, поднял на неё весь свой народ, но большую часть жизни провел на чужбине.
Глубоко убежденный в праве народов России на самоопределение, Заки Валиди активно выступал за территориальную автономию башкир и других народов, населяющих страну, а через это- за федеративное устройство России.
Признанный в свои 27 лет лидером башкирского национального движения Ахмет-Заки Валиди в тот сложный, драматичный и противоречивый период сумел сплотить свой народ вокруг идеи свободного самоопределения, объявить в ноябре 1917 года Башкирскую автономию, создать Башкирское правительство, организовать самостоятельные Башкирские вооруженные силы. Заставив считаться с Башкирским правительством и Белую гвардию, и Красную Армию, молодой политик образовал первое в составе предполагаемой демократической России национально-территориальное государство башкир.
3. Мои исследования о Заки Валиди
Чтобы написать данную работу, мне пришлось поработать с литературой в библиотеке, поискать дополнительную информацию в интернет ресурсах и изучить биографию политика. Зная, что он был известен во всем мире, как историк, ученый, мне захотелось узнать, какую роль сыграл Заки Валиди, в борьбе за автономию Башкортостана. Эта тема мне показалась более актуальной.
В ходе исследования мною был проведен опрос учащихся старших классов нашей школы. В опросе участвовали 25 человек.
На вопрос «Вам известно имя Ахмет Заки Валиди?» 54% респондентов ответили положительно, от 27% я услышал отрицательный ответ. Остальные 19% затруднялись ответить.
На второй вопрос «Вы можете сказать, что он сделал для Башкортостана?», только 51% из всех опрошенных, смогли сформулировать ясный ответ. Остальные 49 % из них остались без ответа или затрудняются ответить.
Третий вопрос «Как увековечена память Ахмет-Заки Валиди в республике Башкортостан?», для опрашиваемых, показался самым сложным. Лишь очень малое количество, (29%) дали удовлетворительные ответы, назвав Национальную библиотеку Республики Башкортостан в г.Уфе и «Валидовские чтения».
Выводы по анкете
По результатам опроса можно сделать следующие выводы.
Сегодня в нашей республике сделано немало для того, чтобы имя и роль общественного деятеля, ученого, лидера башкирского национального движения Ахмет-Заки Валиди сохранилось в памяти народа навсегда. Судя по результатам ответов можно сказать, что подрастающее поколение мало информировано на эту тему.
Мне бы хотелось, чтобы имя Заки Валиди звучал во всех устах, наравне с великими людьми нашей республики, такими как Салават Юлаев, Шаехзада Бабич, Мажит Гафури, Мустай Карим и др. Я считаю, что его роль для родного Башкортостана неоценим.
В 1992 году имя Заки Валиди было присвоено Национальной библиотеке Республики Башкортостан. В 1993 году в д.Кузяново открыт музей имени А.-З. Валиди. Кроме того, в его честь в РБ учреждено 2 премии. Именем Валиди названы улицы в городах Баймак, Ишимбай и Сибай, а также в деревне Кузяново и в селе Темясово Баймакского района. Памятники Валидову установлены в городах Баймак, Сибай, в деревнях Кузяново и Темясово. Есть мемориальные доски в Уфе (на одном из корпусов Национальной библиотеки и на здании бывшего медресе "Гусмания"). С 1992 года в БГУ проводятся международные научные конференции, которые называются Валидовские чтения.
Заключение
Великое множество политических документов, исторических трудов и литературных произведений создавали образы безупречных носителей добра и правды с одной и абсолютного зла и сплошных заблуждений с другой стороны баррикад. В течение нескольких десятилетий в сотнях книг и статей в штампованных выражениях был создан зловещий образ Заки Валидова, за которым невозможно было увидеть черты реально существовавшего человека. Лишь его «Воспоминания» пролили свет как на его собственную судьбу, так и на многие малоизвестные стороны истории башкир в начале века. Прочитав эти мемуары, можно было начинать понимать, какой ущербной, искаженной стала историческая память нашего народа.
Заки Валиди был и всю жизнь оставался одним из самых глубоких выразителей национального самосознания башкир. Оценивая человека, говорят: “По труду и честь”. Ахметзаки Валиди Тоган заслужил всеобщий почет не только своими трудами, он велик и как человек. Величие А. Валиди Тогана в том, что в нем соединились воедино качества великого ученого и великого человека. Поднимаясь на ступеням знаний, свободно вращаясь в научном мире, он одновременно был видным государственным деятелем, всегда находившимся в центре борьбы за независимость. Тяжелая, непростая судьба часто преподносила ему горькие уроки жизни, но он всегда оставался верен своим светлым идеалам, надеждам, политическим и научным концепциям.
Великий сын башкирского народа А.З. Валиди является основателем автономного Башкортостана в ноябре 1917 года. По его программе образованы другие автономные республики, и поэтому он является отцом российского Федерализма.
Ныне идет непростой процесс возвращения Ахмет –Заки Валиди Тогана на Родину. Непростой потому, что его возвращение не совсем по нутру некоторым шовинистическим силам. Но возвращается Заки Валиди на свою родину не по указанию сверху. А по желанию башкирского народа, в исторической памяти которого бережно хранился любимый образ признанного лидера национально-освободительной борьбы, основателя башкирской государственности, убежденного федералиста, выдающегося ученого, человека, определяющего нравственные, гражданские, патриотические, интеллектуальные вершины башкирского народа. Возвращается навсегда!
Использованная литература:
Ахмет_Заки Валиди /сост Г.А.Хисамов ._Уфа,2010
Бурмисшрова Т.Ю. Ахмет Заки Валиди Тоган: жизнь и творчество. М., 1996. -31 с;
Валеев Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и
настоящее. Уфа, 1989. С. 177.
Хусаинов, Г. Ахметзаки Валиди Тоган [Текст]: историко-биографическая книга. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2000
Юлдашбаев А.М. Заки Валиди как политик, ученый и патриот // Ватандаш.-2010
Юлдашбаев А.М. Известный и неизвестный Заки Валиди (в памяти своих современников).-Уфа,2000
Даты и события в жизни Ахмет Заки Валиди Тоган:
- Ахмет Заки Валиди родился 10 декабря 1890 года в башкирской деревне Кузяново Ильчик – Тимировской волости Стерлитамакского уезда. (ныне дер. Кузяново Ишимбайского района)
- Отец его, Ахметшах, имам и учитель, содержал медресе, мать также была учительницей (мугаллима)
- В детстве охранял на горных пастбищах Урала табуны лошадей своей семьи.
- Ему удалось подняться от первобытных жизненных форм одного из тюркских народов, башкир, до высочайших вершин духовной жизни, до ранга ученого с мировым именем.
- Арабский он изучал у отца, персидский – как у отца, так и у матери.
- Учился в дер. Утяк в медресе своего дяди. Планируя продолжить дальнейшую учебу вдали от родины, З. Валиди придает особое значение изучению исламской теологии, арабистики, истории, географии и математики.
- В период поломничества отца в Хадж, в 1906-1908 годах обучал детей в медресе, вместо отца.
- В 1908 г. едет в Казань, где его принимают в высшую ступень магометанского педагогического духовного высшего учебного заведения Касимия.
- В 1909 г. после окончания был оставлен здесь же учителем тюркской истории, истории тюркской и арабской литературы.
- В 1912 г. публикуется в Казани его первое научное произведение "История тюрко-татар". Книга находит благосклонный прием. Валиди избирается действительным членом общества археологии, истории и этнографии в Казанском университете.
- В 1913 году направляется в Фергану для проведения историко-этнографических исследований, а в 1914 году с аналогичным заданием в Бухару.
- В 1917 году, мусульманской фракцией русской Думы Уфимской губернии послан в Туркестан для организации национального конгресса мусульман этой страны.
- 1922 год. Вблизи Самаркандской провинции, в горах, он руководит тяжелыми боями против частей Красной Армии, которые после заключения польско-русского мира были переброшены в Туркестан для борьбы против повстанцев.
- Повстанцы потерпели поражение. Валиди с ближайшими соратниками тайно пробирается в г. Ташкент и участвует в Национальном Конгрессе Туркестана, где было принято решение создать единое независимое национальное государство "Оло Туркестан" ("Большой Туркестан"), простирающееся от Волги до Тянь-Шаня, от Алтая до Памира.
- 20 февраля 1923 года пересекает русско-иранскую границу и тотчас окунается в науку. Из Афганистана через Индию направляется в Европу.
В этот период очень много и плодотворно работает в библиотеках разных стран (Иран, Афганистан, Индия, Франция, Германия)
- 1925 год. Будучи в Берлине, Валиди получает приглашение турецкого правительства.
- С 1927 года становится профессором тюркской истории в Стамбульском университете, продолжает дальнейшее изучение рукописей в Турции и в др. странах. Казалось жизнь Валиди, после оставшихся позади бурь, входит в спокойное русло.
- 1932 год. Воззрения Заки Валиди на фундаментальные проблемы истории тюрков вступают в противоречие с официальной точкой зрения турецких историков и он отказывается от кафедры в университете. Отправляется в Вену.
- Вена. Валиди пишет диссертацию – в будущем известнейшее его произведение "Путевые сообщения Ибн Фадлана", -защищает ее и получает докторскую степень.
-1935 год. Отправляется в Германию, куда был приглашен до защиты диссертации в Боннский университет. Работает там в качестве гонорар-профессора по исламским наукам до начала Второй мировой войны.
- В 1935 году по новым законам турецкой республики Заки Валиди берет себе псевдоним Тоган. (от имени предков Иштуган).
- 1939год. Получает приглашение от Турецкого министра культуры вернуться на кафедру всеобщей истории тюрков Стамбульского университета, которое принадлежало ему по праву.
- В этом же году увидела свет книга "Путевые заметки ибн Фадлана",изданный в Лейпциге.
- 1940 год. В Индии, в городе Дели на английском языке издается книга "О географических воззрениях Аль Бируни".
- В этом же году женится на своей аспирантке Назмие ханум. Имеют детей:
дочь Исанбикэ – 1940 г.р., сын Субедей – 1942 г.р. Они - доктора наук, профессоры.
- В 1943-1944 годах два раза побывал в Германии в целях увидеться с военнопленными соотечественниками.
- В 1944 году обвиняется в организации молодежных демонстраций против политики государства в Истамбуле и в Анкаре, арестовывается и заключается в тюрьму.
- В 1948 году обратно занимает свою должность профессора в Истанбульском университете, где трудится до конца своей жизни.
- В 1954 году в Англии избирается выдающимся профессором Манчестерского университета.
- В 1970г. 26 июля в возрасте 80 лет ушел из жизни и похоронен в кладбище Караса Ахмет.
1920 год
Родители и брат А-Заки Валиди
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вера и совесть наша, наша любовь к независимости
будут указывать пути к освобождению
и призывать вперед
А-Заки Валиди
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дом –музей А-З.Валиди в родной деревне Кузяново
Памятники Заки Валиди
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Заголовок 115