Технологические карты по биологии 8 класс для детей с нарушением интеллекта по теме: Птицы. 
Тема: «Общие признаки птиц» .                   8 класс
Цель: Изучить  общие признаки птиц. 
Задачи:1.Раскрыть особенности внешнего строения птиц .
              2.Работать над последовательностью воспроизведения словесного материала. Учить строить умозаключения.
              3. Формировать активный уровень притязаний.
Оборудование: таблица « Пресмыкающиеся» , влажные препараты « змеи и ящерицы». рис. в учебнике
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.Организационный момент
Контроль посещаемости, эмоциональный настрой, сообщение темы и целей урока
Готовятся к уроку
II.Активизация знаний, умений, навыков.
.-Что мы изучали на прошлом уроке ?
 -Каких животных относят к пресмыкающимся?
 -Где живут пресмыкающиеся?
 -Как передвигаются пресмыкающиеся ?
 -Где зимуют пресмыкающиеся?
 - Пресмыкающиеся -  позвоночные животные. Что это значит?
 - Рассмотреть таблицу и влажный препарат ящерицы, описать  органы пищеварения.
 - Чем и при помощи  каких органов дышат пресмыкающиеся?
 - Какие особенности строения имеет сердце пресмыкающихся?
 - Чем н.с. пресмыкающихся отличается от н.с. земноводных?
 -Как размножаются  пресмыкающиеся?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы 
.
III.Работа в рабочих тетрадях
С.27- зад. –9-IV т. гр.,    стр.-27 -зад.9-  III т.гр. , 
      -зад 9 –II т. гр.,  и  I т. гр.-стр.-27
Контролирует выполнения работы..
-учащихся выполняют задание в тетрадях
Сверяют ответы.
IV.Сообщение темы урока
 Изучение нового
Рассмотрите таблицу и скажите, что значит класс птиц..
Выдвигает проблему. Чем птицы отличаются от других животных?
Птицы – единственная на Земле группа животных, тело  которых покрыто перьями. ( привести примеры).
Перья контурные и пуховые.
Строение контурного пера – стержень, опахало, очин. (стр.95 рис.69 зарисовать в тетрадь).
Особенности внешнего строения птиц- голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост и две пары конечностей. ( стр. 96 рис. 69 зарисовать в тетрадь).
На голове – крупные глаза, ноздри, слуховые отверстия, клюв. 
( стр. 96 зарисовать рис. 70).
Перья – маховые (крылья) и рулевые (хвост).
Передвигаются птицы по земле при помощи ног. На ногах пальцы:
три направлены вперед, а один назад.
Запись темы урока в тетради.
Учащиеся слушают учителя , отвечают на вопросы.
Делают записи в тетрадях словарных слов – птицы, перо, очин, опахало, клюв, 
Делают записи в тетрадях и зарисовки стр.95 рис.68, стр.96 рис.69, 70.
 V.Работа с учебником.
Чтение  текста  на стр.89                                                                       Обсуждение:
- Чем птицы отличаются от пресмыкающихся?
Учащиеся  
.Читают текст и обсуждают.
.
VI.Физминутка
Организует выполнение упражнения  для снятия  эмоционального напряжения
 Выполняют упражнение
VII.Закрепление изученного материала
Работа в рабочих тетрадях  стр.28 зад.1.
Чтение текста в учебнике на стр. 94 -97.
-Учащиеся выполняют задания и отвечают на поставленные вопросы..
VIII.Итог урока
Сообщение оценок за урок. 
Что узнали нового на уроке?
Д/з стр.94- 97 читать и ответить на вопросы в конце текста.    
Ответы учащихся 
Рефлексия
- Что я узнал на уроке ? 
-Было трудно
-Мне было интересно       
Идет обмен информацией.
Тема: «Скелет птиц»                      8 класс
Цель: Изучить  общие признаки скелета птиц. 
Задачи:1.Раскрыть особенности  строения скелета птиц . 
              2.Развивать   экспрессивную сторону речи.
              3. Корригировать мыслительную деятельность  через работу с  учебником и таблицей.
Оборудование: таблица ,рис. в учебнике
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.Организационный момент
Контроль посещаемости, эмоциональный настрой, сообщение темы и целей урока
Готовятся к уроку
II.Активизация знаний, умений, навыков.
.-Что мы изучали на прошлом уроке ?
 -Каких животных относят к птицам?
 -Где живут птицы?
 -Как передвигаются птицы?
 -Где зимуют птицы?
 -Какое значение в природе имеют птицы?
 -Каковы особенности внешнего строения птиц?
 -Какие органы располагаются на голове птицы?
 -какое значение в полете птицы имеет хвост?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы 
.
III.Работа в рабочих тетрадях
С.28- зад. –1-IV т. гр.,    стр.-28-зад.3-  III т.гр. , 
      -зад 2, 4 –II т. гр.,  и  I т. гр.-стр.-28, 29
Контролирует выполнения работы..
-учащихся выполняют задание в тетрадях
Сверяют ответы.
IV.Сообщение темы урока
 Изучение нового
Рассмотрите таблицу и скажите, что значит  класс птиц.
Выдвигает проблему. Где живут птицы?
Птицы- единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями. (привести примеры)
Особенности  строения скелета птиц – череп, позвоночник, скелет конечностей..
В скелете черепа сильно развита черепная коробка, в которой помещается головной мозг. Длинные челюсти образуют клюв. Зубов нет.
Позвоночник птиц образован несколькими группами позвонков: шейными  (подвижные), грудные  (срослись).  
От грудных позвонков отходят ребра, которые присоединяются к грудине.
 Грудная клетка = позвонки + ребра + грудина.
На грудине всех летающих птиц имеется высокий выступ – высокий гребень, к которому крепятся крупные мышцы.
Запись темы урока в тетради.
Учащиеся слушают учителя , отвечают на вопросы.
Делают записи в тетрадях словарных слов- череп, 
позвоночник, скелет конечностей, гребень.
Делают записи в тетрадях.
V.Работа с учебником.
Чтение  текста  на стр.97-98
Обсуждение:
- Чем скелет птицы отличаются от скелета пресмыкающихся?
Учащиеся  
.Читают текст и обсуждают.
.
VI.Физминутка
Организует выполнение упражнения  для снятия  эмоционального напряжения
 Выполняют упражнение
VII.Закрепление изученного материала
Работа в рабочих тетрадях  стр.31 зад.8 – устно.
Чтение текста в учебнике на стр. 97 -98
-Учащиеся выполняют задания и отвечают на поставленные вопросы..
VIII.Итог урока
Сообщение оценок за урок. 
Что узнали нового на уроке?
Д/з стр.97-98 читать и ответить на вопросы в конце текста.    
Ответы учащихся 
Рефлексия
- Что я узнал на уроке ? 
-Было трудно
-Мне захотелось       
Идет обмен информацией.
Тема: « Особенности внутреннего строения  птиц»                      8 класс
Цель: Изучить  внутреннее  строение птиц. 
Задачи:1.Раскрыть особенности внутреннего строения  птиц . 
              2.Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные связи.
              3. Корригировать мыслительную деятельность  через работу с  учебником и таблицей.
Оборудование: таблица «Внутреннее строение птиц» ,рис. в учебнике
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.Организационный момент
Контроль посещаемости, эмоциональный настрой, сообщение темы и целей урока
Готовятся к уроку
II.Активизация знаний, умений, навыков.
.-Что мы изучали на прошлом уроке ?
 -Каких животных относят к птицам?
 -Где живут птицы?
 -Как передвигаются птицы?
 -Где зимуют птицы?
 -Какое значение в природе имеют птицы?
 -Каковы особенности внешнего строения птиц?
 -Какие органы располагаются на голове птицы?
 -какое значение в полете птицы имеет хвост?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы 
.
III.Работа в рабочих тетрадях
С.31- зад. –8-IV т. гр.,    стр.-31-зад.8-  III т.гр. (используя слова для справок).
Стр.31 зад.8 –II т. гр.,  и  I т. гр.-стр.-31 зад.9
Контролирует выполнения работы..
-учащихся выполняют задание в тетрадях
Сверяют ответы.
IV.Сообщение темы урока
 Изучение нового
Рассмотрите таблицу и скажите, что значит  класс птиц.
Выдвигает проблему: какие отличия имеются во внутреннем строении птицы по сравнению с внутреннем строением пресмыкающегося?
Птицы- единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями. (привести примеры)
Особенности  строения скелета птиц – череп, позвоночник, скелет конечностей.
Органы пищеварения – рот, глотка, пищевод, желудок и кишечник.
В желудке птицы всегда имеются песчинки и камешки, которые как жернова перетирают пищу. Перетертая пища лучше смешивается с желудочным соком и лучше переваривается.
Органы дыхания-легкие, которые связаны с тонкостенными воздушными мешками (богатый кислородом воздух имеется в легких и при вдохе и при выдохе). Двойное дыхание- свойственно только птицам.
Органы кровообращения – сердце 4-х камерное и сосуды.
Органы выделения – почки. В них кровь освобождается о вредных веществ для организма и образуется моча, которая по протокам выводится в задний отдел кишки, а потом вместе с не переваренной пищей удаляется наружу.
Запись темы урока в тетради.
Учащиеся слушают учителя , отвечают на вопросы.
Делают записи в тетрадях словарных слов- двойное дыхание, почки.
Делают записи в тетрадях.
Стр.100 рис.73 «Строение сердца птицы» зарисовать.
V.Работа с учебником.
Чтение  текста  на стр.100-101
Обсуждение:
- Чем сердце птиц отличаются от сердца пресмыкающихся?
Учащиеся  
.Читают текст и обсуждают.
.
VI.Физминутка
Организует выполнение упражнения  для снятия  эмоционального напряжения
 Выполняют упражнение
VII.Закрепление изученного материала
Работа в рабочих тетрадях  стр.32 зад.10 – устно.
Чтение текста в учебнике на стр. 100-101
-Учащиеся выполняют задания и отвечают на поставленные вопросы..
VIII.Итог урока
Сообщение оценок за урок. 
Что узнали нового на уроке?
Д/з стр.100-101 читать и ответить на вопросы в конце текста.    
Ответы учащихся 
Рефлексия
- Что я узнал на уроке ? 
-Было трудно
-Мне захотелось       
Идет обмен информацией.
Тема: « Размножение и развитие птиц» .                     8 класс
Цель: Изучить  внутреннее  строение птиц. 
Задачи:1.Раскрыть особенности внутреннего строения  птиц . 
              2.Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно- следственные, временные связи .
              3. Корригировать мыслительную деятельность  через работу с  учебником и таблицей.
Оборудование: таблица «Строение яйца птиц» , муляж яйца птицы, рис. в учебнике
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I.Организационный момент
Контроль посещаемости, эмоциональный настрой, сообщение темы и целей урока
Готовятся к уроку
II.Активизация знаний, умений, навыков.
.-Что мы изучали на прошлом уроке ?
 -Каких животных относят к птицам?
 -Где у птицы происходит измельчение пищи?
 -Какие органы пищеварения имеются у птицы?
 -Под влиянием каких  пищеварительных соков происходит  переваривание пищи?
 -Почему дыхание птиц называют двойным дыханием?
 -Чем сердце птиц отличается от сердца пресмыкающегося?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы 
.
III.Работа в рабочих тетрадях
С.32- зад. –10-IV т. гр.,    стр.-32-зад.10-  III т.гр. (используя слова для справок).
Стр.32 зад.10 –II т. гр.,  и  I т. гр.
Контролирует выполнения работы..
-учащихся выполняют задание в тетрадях
Сверяют ответы.
IV.Сообщение темы урока
 Изучение нового
Рассмотрите таблицу и скажите, как размножаются птицы.
Выдвигает проблему: В связи с чем яйца самок птиц развиваются и откладываются не все сразу, а по одному? Какие отличия имеются во внутреннем строении яйца птицы по сравнению со строением  яйца пресмыкающегося?
Яйца развиваются не все сразу, а по одному. Если бы они развивались все одновременно, то самки не могли бы летать.
Особенности  строения яйца птиц – скорлупа, под скорлупная оболочка, желток, зародыш, канатики, белок.
Скорлупа- предохраняет от высыхания, разрушения, проникновения микробов. В тупом конце яйца воздушная камера (для дыхания развивающегося зародыша).
Канатики- закрученные шнуры слои белка, благодаря им желток всегда находится в середине белка. Зародыш всегда обращен вверх.
Желток и белок – источник пищи и воды.
Строительство гнезд птицами. Вспомните, из чего птицы строят гнезда?
Значение гнезд при выведении птенцов  – не дает возможности яйцам раскатываться, маскирует их.
Птенцы – а)слепые, голые, беспомощные – грачи, воробьи, ласточки, дятлы.
	б)зрячие, покрытые пухом – утки, гуси, куры.
Запись темы урока в тетради.
Учащиеся слушают учителя , отвечают на вопросы.
Делают записи в тетрадях словарных слов- скорлупа, желток, белок, канатик, зародышевый диск.
Делают записи в тетрадях.
Стр.102 рис.75 «Строение  яйца птицы» зарисовать.
V.Работа с учебником.
Чтение  текста  на стр.104
Обсуждение:
- Как птицы заботят о птенцах?
Учащиеся  
.Читают текст и обсуждают.
.
VI.Физминутка
Организует выполнение упражнения  для снятия  эмоционального напряжения
 Выполняют упражнение
VII.Закрепление изученного материала
Работа в рабочих тетрадях  стр.33 зад.14 – устно.
Чтение текста в учебнике на стр. 101-104
-Учащиеся выполняют задания и отвечают на поставленные вопросы..
VIII.Итог урока
Сообщение оценок за урок. 
Что узнали нового на уроке?
Д/з стр.101-104 читать и ответить на вопросы в конце текста.    
Ответы учащихся 
Рефлексия
- Что я узнал на уроке ? 
-Было трудно
-Мне захотелось       
Идет обмен информацией.
15