Классный час на тему Умеем ли мы общаться, дружить


«Умеем ли мы общаться, дружить»
(урок-тренинг для 5 –х классов)
Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было неприятностей. Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов – умение делать комплименты.
Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

1. «КОМПЛИМЕНТЫ»
(Дети говорят комплименты, кто больше)
В речи культурного человека, умеющего общаться обязательно должны быть слова вежливости.

ВЕЖЛИВОСТЬ – неотъемлемое качество общения. Давайте поиграем.
2. «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ»
а) Назовите слова приветствия. ( Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую вас! Привет! Салют!) б) Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите , пожалуйста… Разрешите попросить вас… Не могли бы вы?.. Будьте так любезны… Будьте так добры!)
в) Какими словами лучше всего начать знакомство? (Разрешите представить вам… Разрешите познакомить вас… Познакомьтесь…
Как тебя зовут? Вы знакомы? Позвольте познакомиться?) г) Как приятно извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои извинения… Позвольте мне извиниться… Не могу принести вам свои глубокие извинения… Простите за…)
д) Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? ( Не огорчайтесь… Нет повода для беспокойства…Нет ничего плохого в том, что… Все будет хорошо… Успокойтесь…)
е) Какие вы знаете слова благодарности? (Благодарю вас… Спасибо… Разрешите поблагодарить вас… Заранее благодарен… Признателен вам… Примите мою благодарность…)
ж) Как попрощаться, чтобы людям приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас видеть! Приятно было познакомиться!) При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко.
Но нужно. Попытаемся это сделать.(дети инсценируют)
Элина (обижена): Вчера ты Андрей, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо.
Артем (удивлен): А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.
Кто прав? (Кто лучше воспитан, тот здоровается первым).
Вова: Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?
- Прав ли Вова? (дети обсуждают).

- Тебя обозвали. Твоя реакция?
1.Не придам значения.
2.Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).
3. Отблагодарю тем же (обзову).
4. Пожалуюсь старшим.

Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подражания, которому всегда можно довериться?
Я сейчас раздам вам карточки, а вы должны их разделить на две группы:
Положительные качества: доброжелательность, безотказность, тактичность, миролюбивость, вежливость, честность, великодушие, гостеприимность, деликатность, добросердечность, жизнерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, скромность, справедливость, корректность, неподкупность, патриотизм. Отрицательные качества: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость, раздражительность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, злопамятность, легкомысленность, лицемерие, корыстолюбие, небрежность назойливость, обидчивость., Все те положительные качества, которые были вами перечислены должны быть присущи каждому из нас. А для этого мы должны соблюдать законы общения. За основу можно взять опыт всего человечества. А законы эти можно обобщить и записать примерно так:

- Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.
- Ищите то, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.
- Старайтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника.

- Стройте общение на равных, не смотрите на собеседника свысока.
- Берегите собеседника избавьте его от обид и обвинений.
- Не спорьте по мелочам.
- Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно.
- Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не истина.

- Ищите возможность согласиться, а не возражать.
- Стремитесь не к победе, а к истине и миру.
Но, наверное, у вас, ребята, есть хорошие друзья. Расскажите, каким должен быть настоящий друг. Что вы цените прежде всего?
Да, конечно, дружбу.
- А как вы думаете, что такое дружба?..
- Дискуссия о настоящих друзьях.
Стихотворение Р. Гамзатова читают 2 ученика.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
В заключение хочу дать вам еще несколько рецептов поведения.
(прокомментировать).
Не вежливо во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним наедине.
Никогда не шепчитесь в гостях.
В обществе и за столом не демонстрируйте равнодушие, хотя лучше молчать, чем говорить слишком много.
Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим.
Я думаю, что после сегодняшней встречи мы еще раз задумаемся о нашем отношении к близким людям. Так давайте же еще раз повторим те качества характера, которыми должен обладать хороший, достойный человек нашего общества.(Раздать сердечки с положительными качествами).
Прочитать с карточек по одному слову каждый ученик.
- А сейчас мне хочется вам предложить , что бы вы нарисовали картинку на такие слова как: ДОБРО, УВАЖЕНИЕ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, СКРОМНОСТЬ, МИРОЛЮБИВОСТЬ. С чем они ассоциируются у вас? Какие картинки предстают перед вами? (это может быть птицы в небе ; облака; капельки дождя; бабочки; цветочки; снежинки…
Дети рисуют под музыку.
- А нашу встречу мы завершим доброй песней о дружбе.
Исполнение песни «Дружба»