Конспект по окружающему миру на тему Умеем ли мы дружить


Тема урока окружающего мира: «Умеем ли мы дружить?» Форма проведения: проблемный урок
Цель: учить детей ценить дружбу.
Задачи:
учить детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками;
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
помочь в приобретении положительного социального опыта, необходимого для эффективной социальной адаптации;
развивать умения работать в группе, общаться, вести рассуждение
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
Личностные УУД:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных поступках и умение находить выходы из спорных ситуаций
способность к самооценке
Регулятивные УУД:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
Познавательные УУД:
уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков по теме
Коммуникативные УУД:
умение отвечать на вопросы, строить понятные высказывания
умение работать в группе, вести диалог, учитывать разные мнения и приходить к общему решению
умение формулировать собственное мнение и свою позицию к оценке героя
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Мотивация
- Иногда случается так, что буквы, как и люди, ссорятся. Тогда они могут меняться местами и … слово теряет свое значение и даже всяческий смысл. Так и произошло сегодня.
В одном прекрасном слове буквы стали спорить, кто важнее. Они шумели, толкали друг друга, кричали до хрипоты, никто не желал уступать другому, даже слушать другие буквы никто не хотел. И вот что из их спора получилось.
- Прочитайте рассыпавшиеся буквы.
у, р, д, а, ж, б
- Эти буквы отделены друг от друга запятыми. Невозможно догадаться, что когда-то они были очень дружны и обозначали замечательное и очень важное понятие.
- Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы буквы опять объединились и стали словом. (-Нужно расположить буквы в правильной последовательности)
- Чтобы получилось слово, буквам нужно подружиться. Давайте найдем место каждой букве. (Дети собирают из букв слово)
-Какое слово вы получили?
(-ДРУЖБА)
- Можете ли вы определить, если в этом слове главная буква?
(- Главной буквы нет, потому что каждая буква в слове важна.)
-Как вы считаете, нужно было буквам затевать спор и ссориться?
(- Буквы спорили совершенно напрасно.)
- Молодцы, ребята, вы преподали буквам хороший урок: ссориться и выяснять отношения некрасиво, неправильно. Важно уметь находить друг с другом общий язык, дружить.
- Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
2. Совместное открытие нового знания.
- Простое слово «дружба», всего 6 букв! А какой смысл в этом слове!
- А какие у вас ощущения вызывает слово – «дружба»?
Игра «Ваши ощущения»
- Какая она на ощупь?
- На вкус?
- С какими животными можно связать слово «дружба»?
- С какой погодой вы бы сравнили это слово?
-Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
3. Проблемная ситуация. Работа в группах
- Вы так много знаете о дружбе, помогите разобраться с ситуациями, которые произошли с ребятами. Откройте учебник.
Работа по учебнику с текстом на 86-87 странице.
Учебный диалог. Умеешь ли ты дружить?
Один ученик читает историю. (из 1 группы)
- Выскажите свое мнение о поведении детей.
1. Маша поделилась с Леной своей тайной, и Лена узнала, что по секрету от своей мамы Маша вяжет шарф в подарок к маминому дню рождения. Очень хотелось Лене всем об этом рассказать. Но она сдержала слово, данное подруге.
- Выскажите свое мнение о поведении детей.
- Как бы вы поступили. Почему?
Читает (2 группа)
2. Витя хорошо учится, но сегодня за диктант получил «3». Вова засмеялся: «Тоже мне отличник! Так тебе и надо!»
- Кто из вас поступит так же? Почему?
- А кто считает по – другому?
Читает (3 группа)
3. Лена пришла в новую школу. К ней подошла Ира и сказала: «У нас в классе все девчонки плохие: Оля плохо учится, Мила жадная, а Света некрасивая... Будешь со мной дружить?»
- Стали бы вы дружить с такой девочкой?
- Что она сделала неправильно?
Читает (4 группа)
4.Алёша опрокинул компот на платье Милы. «Дурак», — крикнула девочка и выбежала из буфета. Алёша обиделся и перестал дружить с Милой.
- Почему Алеша перестал дружить с Милой?
- Кто из ребят прав?
- Что можно им предложить?
- К чему может привести такое поведение ребят?
Учитель. Молодцы. Вы хорошо поработали. Я надеюсь, что вы никогда не поступите так, как эти ребята.
А сейчас давайте немного отдохнем.
- Вспомните, когда вы ссоритесь, вам приходиться мириться. Как вы это делаете? Покажите!
4. Физминутка «Мирилка».
Дети берутся мизинцами в парах и произносят слова:
Мирись, мирись,
Больше не дерись.
Если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться не при чем,
Буду драться кирпичом,
А кирпич ломается,
Дружба начинается.
Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей?
(Нужно уметь дружить, уважать друзей, помогать, приходить на помощь в трудную минуту и т. д.)
5. Работа в группах.
А) Моделирование. «Составь цветок дружбы» (ассоциации)
- Наверно, ребята, вы со мной согласитесь, что самое лучшее в жизни – это дружба. Дружбу надо ценить.
- Ребята двух групп попробуют сейчас составить ЦВЕТОК ДРУЖБЫ.
(каждой группе раздаются карточки – лепестки с определением дружбы)
(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, жадность, трусость, доверие, честность, радость, злость, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть, искренность) - А другие группы займутся не менее важной работой – составлением правил дружбы.
Проверка работы в группе:
- А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? (ответы детей)
Вот и получился цветок дружбы.
- Чтобы цветок дружбы не завял надо соблюдать правила и сейчас вы расскажите, что получилось у вас в группе....
Золотые правила дружбы. ( на слайде )
1. Помогай другу в беде.
2. Умей разделить с другом радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Умей признавать свои ошибки.
9. Относись к другу как к себе.
- Какие из этих правил ты уже выполняешь, а каким тебе нужно научиться?
- Какое правило тебе кажется самым легким?
- Какое правило тебе кажется самым сложным?
(Высказывания детей).
- Вывод. Обобщение учителя.
Дружба – дело нелегкое. Нужно быть искренним с другом, уметь сказать правду, а это не всегда просто.
7. Рефлексия деятельности.
- Какова была цель урока?
- Удалось ли достичь цели?
- Что для вас оказалось самым интересным на уроке?
- Должны ли быть у дружбы выходные дни?
Дружба - главное чудо всегда.
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда не беда, если рядом друзья настоящие.
Учитель . Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Давайте не будем никогда ссориться и скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, кота Леопольда: « Ребята, давайте жить дружно!»