Методическая разработка открытого воспитательского часа на тему нравственного воспитания Настоящий друг (8 класс) для школ 8 вида


НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Цели: 1. Углубить представление подростков о дружбе;
Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;
Способствовать развитию критического отношения к себе;
Побуждать подростков к анализу собственных поступков;
Прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Оборудование: косынка или шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга?»
На доске (пословицы):
Нет друга — ищи, а найдешь — береги.
Друга иметь — себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
План:
Вступительное слово.
Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
Незаконченные предложения по теме «Друг — это тот...»
Интервью «Расскажи о своем друге».
Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
Физкультминутка.
Оценка проблемной ситуации «Подбери пословицу».
Игра «Знаю ли я своего друга».
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Подведение итогов.
- Добрый вечер. Дорогие ребята! Добрый вечер, уважаемые гости!
- Сегодня мы будем говорить о дружбе.
- Ребята, а что такое дружба? (ответы)
Дружба — это великая ценность, подарок судьбы.
В чем она нам помогает? (помогает учиться, работать, жить, она делает нас лучше, добрее, сильнее).
Молодцы! Правильно! Дружба делает нас лучше, сильнее, добрее. Помогает нам учиться, жить.
Может человек прожить без друзей? (нет).
Действительно, человеку без друзей не прожить. Без них ему плохо.
Значит, иметь друга -... (хорошо).
Иметь друга — это великое богатство.
Тема сегодняшнего нашего мероприятия - «Настоящий друг».
(слайд с названием темы «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»)
И начать наш разговор мне хотелось бы с такого рассказа.
...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку их называли «три мушкитера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, второем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или с Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылезал из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну, а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное — постоянно критиковал Мишку:за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.
Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».
Ребята, как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный(настоящий), кто мнимый(не настоящий).
Ответы:
Мишке нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.
У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, а значит, хочет ему добра.
Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.
Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей вредной привычки.
Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.
Что ж, мы выслушали разнличные мнения. Но у меня возник другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг -это тот...»
(напечатано на бумаге и каждый выходит к доске и выбирает)
С кем можно поплакать и помолчать.
Кто может выслушать тебя в трудную минуту.
Кто останется верным тебе, даже если от тебя отвернуться все.
Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
Кто всегда говорит тебе правду, даже если он тебе не нравится.
Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга? (дети поднимают руки).
Действительно, хорошо иметь такого друга.
Ребята, может, кто-то уже нашел такого друга. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что вам в нем нравится?
Дружу с Димой Гавриловым. С ним интересно, он много читает.
Я дружу с Ириной. Нас связывают общие интересы, увлечения. Мы обсуждаем наряды артисток. Она любит рукодельничать и это мне нравится.
Моего друга зовут Артур. Нас связывает спорт, мы играем в теннис, в шашки.
Моего друга зовут Тимоша. Нас связывает художественная литература. Мы с ним обсуждаем прочитанное.
Я дружу с . Мы болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.
Я дружу с Андреем. Мы оба любим кататься на лыжах, а летом играем в футбол.
-Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там , где нужно было бы применить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».
Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? Как бы вы их расположили по степени возрастания? (знакомый, приятель, товарищ, друг)
-Сейчас проверим, правильно ли вы расположили.
(Смотрим на слайды № 2, 3)
Знакомый- это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.
Приятель — человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.
Товарищ — человек, близкий вам по роду занятий, деятельности, по условиям жизни.
Друг — это человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться.)А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Я читаю начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят)
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать...(знакомый).
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете...(приятель).
Об однокласснике, с которым за 7 лет съели пуд соли, скажете ...(товарищ).
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете...(друг).
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись впрао, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
ПРИТЧА О ДРУЖБЕ
(видиоролик о дружбе)
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всем белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
- Кто там?
За дверью ему ответили:
- Это твое богатство.
Но старец ответил:
-Когда-то я был сказочно богат. Но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
- Кто там? - спросил он.
- Это твоя любовь!-услышал он в ответ.
Но старец сказал:
- Я был любим, и сам любтл безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
- Кто там? - спросил старик.
- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
О чем эта притча? (о дружбе)
Кто первым постучался к старцу в дверь?
Богатство.
Почему старец не захотел впустить в дом богатство?
Потому, что на деньги друга не купишь.
Не разделишь радость или беду, не поделишься с секретом.
Богатство не даст совета в нужную минуту.
Даже самый богатый человек может разориться и потерять все.
А кто вторым постучался в дверь?
Любовь.
Почему старец и любовь не захотел впустить к себе в дом?
Вроде любовь и прекрасное чувство?
Любовь должна строиться на дружбе.
Без настоящей дружбы любовь погибнет.
Что ответили вошедшие старцу? (только с дружбой приходят любовь и богатство)
Дружба- самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага.
Дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.
Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Слайд « Пословицы о дружбе»
Ситуация №1
Вы пришли со школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно помочь отремонтировать велосипед. А нужно ли всегда идти на поводу у своего друга? Друг должен считаться с вами. (Помогу и скажу: «Друга иметь — себя не жалеть»).Ситуация №2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.
(Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде»).Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами плохо, нечестно или вернее подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. - А как можно вернуть дружбу? (можно простить его).
(Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь»).Ситуация №4
Послушайте такую историю:
Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят. Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться. Его друзья тоже испугались взрослых ребят, и убежали.
Правильно ли поступили и почему?
(«Друзей нельзя предавать». «Кто друга в беде покидает, то сам в беду попадает»).- А теперь мы с вами поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?»
Хорошо ли вы знаете своих друзей — одноклассников? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считают себя настоящими друзьями.
В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы, один из вас пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает. Затем мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Одному из участников игры завязываем глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы. Участники готовы, начинаем игру.
Какого цвета у него глаза?
Какой урок у него любимый?
На чем он любит кататься?
Какое время у него любимое?
Кем хочет стать, когда вырастет?
Какое любимое блюдо у твоего друга?
Чем любит заниматься?
Какую одежду любит носить?
9. Какие книги любит читать?
Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у нег интересы, мечты.
Проверим, как обстоят дела у (имя).
Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
(Вариант: К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга).Слайд «Даля о дружбе»
В толковом словаре В. Даля записано «Дружба — бескорыстная стойкая приязнь». И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие.
Слайд «Под зонтом»
Ты дружишь с человеком почему: потому, что это выгодно или потому, что он близок тебе? (потому, что близок).
Конечно, потому и дружим, что он близок нам, близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат.
-Разве можно так друзей найти? (нет).
А без друзей человек может быть счастлив? (нет).
Дружбу надо заслужить. Для этого нужно самому быть каким человеком? (порядочным).
А что значит быть порядочным человеком? (заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку)
Правильно. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку — все это проявление порядочности.
Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
Настоящий друг везде
Верен в счастье и в беде;
Грусть его тебя тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем, без дальных слов,
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходныВерный друг и льстец негодный. (Уильям Шекспир)
Ребята, как вы считаете, был полезным для вас сегодняшний разговор?
Что запомнилось больше всего?
Ответы:
Полезно было узнать, что есть ненастоящие друзья. Понял, что у меня есть такие друзья.
Полезно было узнать признаки настоящей дружбы.
Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.
Запомнилась игра «Знаешь ли ты своего друга?»
Узнал, каким должен быть настоящий друг.
Без друзей человек не может быть счастлив. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Лучший друг не предаст никогда, просто преданней нет человека. Старайтесь не ранить своих друзей.
Слайд «Подкова»
На этом наш воспитательский час закончился. Всем спасибо за работу.