Методическая разработка внеклассного мероприятия по технической механике
ГАОУ СПО Учалинский горно-металлургически техникум
-748665-845185
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Студенты третьего поколения»
АННОТАЦИЯ
Здесь представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Техническая механика». Такое внеклассное мероприятие можно провести в любой группе студентов учреждения среднего профессионального образования, изучающих «Техническую механику», после изучения первого раздела дисциплины «Теоретическая механика». Внеклассное мероприятие представлено в игровой форме, его можно провести как повторительно-обобщающий урок по разделу «Теоретическая механика». Внеклассное мероприятие проводится в виде интеллектуального турнира между командами, сформированными из разных групп или из одной группы. Оно включает в себя: самопрезентацию команд; конкурс - викторину, в виде видео-теста с интересными вопросами из статики, кинематики и динамики; конкурс – «Аукцион формул»; творческий конкурс – «Говорят Великие»; деловую игру «Один «прекрасный случай» на производстве». Внеклассное мероприятие «Студенты третьего поколения – 2011» вызывает живой интерес у студентов, и кроме дидактических целей реализует развивающие и воспитательные цели, направленные на формирование общих компетенций, согласно ФОГС третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………….. 4
Методологические основы…………………………………….. 6
Методические рекомендации по подготовке
и проведению внеклассного мероприятия………………… . 9
План проведения внеклассного мероприятия………………… 10
Сценарий………………………………………………………… 12
Заключение……………………………………………………… 22
Литература………………………………………………………. 23
Приложение……………………………………………………… 24
1.Введение
В настоящий момент система профессионального образования изменяется, в связи с введением новых стандартов. Если раньше от учреждений среднего профессионально образования требовалось подготовить узкого специалиста, обладающего профессиональными знаниями и умениями, то теперь требуется подготовить мобильного профессионала, способного к самообразованию, освоению новых и перспективных технологий и профессий, способного приносить пользу обществу. Согласно ФГОС, выпускник техникума должен обладать определенным набором общих и профессиональных компетенций.
В отечественной науке и практике понятия «компетенция», «компетентный» и «компетентность», ранее широко не использовались. В российском образовании преобладал ЗУНовский подход, в основе которого лежали категории «знания», «умения», навыки». Признаками компетентности традиционно являлись диплом о высшем образовании или занимаемая должность, которые не всегда отражали реальный уровень компетентности. Помимо этого, сегодня такой подход не оправдывает себя, так как в рамках новых тенденций образования одним из главных требований к выпускнику является его конкурентоспособность. Современному обществу требуются квалифицированные специалисты, способные быстро и качественно достигать поставленных профессиональных целей в различных, динамически меняющихся условиях, и владеющие методами решения большого класса профессиональных задач. Из этого можно сделать вывод, что особое значение в характеристике конкурентоспособного специалиста имеют его профессиональные и личностные компетенции.
То есть, организация и проведение уроков дисциплины «Техническая механика» должны быть направлены на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, что поможет выпускнику техникума проявить высокий профессионализм и компетентность, способность оперативно включаться в профессиональную деятельность сразу же после окончания нашего учебного заведения.
Проводя опрос среди студентов, я выяснила, что все они слышали о том, что приняты новые стандарты образования, так называемые стандарты третьего поколения, но что это такое, никто из студентов не знал. Какие требования предъявляет современное общество к хорошему специалисту, востребованному на рынке труда? Каков должен быть выпускник техникума, по мнению работодателя? Это мы и попробовали выяснить в ходе внеклассного мероприятия вместе со студентами. То есть, кроме дидактических целей: повторить и обобщить материал по разделу №1 «Теоретическая механика»; повысить заинтересованность к изучению дисциплины «Техническая механика», преследовались развивающие и воспитательные цели, направленные на развитие общих компетенций студентов.
Перед проведением внеклассного мероприятия мы провели анкетирование среди студентов техникума. Задавали вопрос: «Как вы считаете, какими качествами должен обладать выпускник техникума, специалист, чтобы он был востребован на рынке труда?». Наиболее часто встречающиеся ответы мы поместили на плакат. Затем сделали другой плакат, на который вписали требования к общим компетенциям из новых ФГОС. Выяснилось, что плакаты почти совпадают по содержанию. То есть, очевидна актуальность данной темы.
Кроме того, в 2011 году стартовала государственная программа, которая называется « Третье поколение - 2011». Целью этой программы является выявление одаренных студентов, которым компания «Билайн» предлагает стажировку во время каникул, гибкий график работы во время учебы и прием на работу по окончании учебного заведения. Конкурс для выявления лучших студентов проводится по плану:
Самопрезентация;
Тестирование;
Деловая игра.
По такому - же плану проводилось и внеклассное мероприятие.
2. Методологические основы
Рядом исследователей (Е. Я. Коган, А. А. Пинский, Б. Д. Эльконин и др.) было предложено модернизировать образование на основе компетентностного подхода.
Подход, рассматривающий выпускника учреждения среднего профессионального образования, как специалиста, владеющего компетенциями, определяется в педагогике как компетентностный.
В данном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим специальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентирующую роль. Компетентностный подход переориентирует традиционную образовательную парадигму с преимущественной трансляции готового знания и формирования навыков на создание в учебном заведении условий для овладения студентами комплексом компетенций, т.е. способностей, которые определяются готовностью выпускника к самостоятельности, ответственности, продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач в современном информационном пространстве.
Таким образом, компетентностный подход обучения - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, который признается значимым и за пределами системы образования. Важнейшей целью этого подхода является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации. Кроме того, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Чтобы реализовать современные требования к качеству образования, преподаватель общепрофессиональных дисциплин обязан создавать на своих
уроках такие педагогические условия, которые бы способствовали реализации принципа компетентностного подхода в учебно - воспитательном процессе. Что требует от современного педагога не только обеспечить обучающегося определенным набором знаний, умений и навыков, но и способствовать его всестороннему развитию, воспитывать их коммуникативные и творческие способности.
А значит, моей задачей является не только теоретическое наполнение материала, а такое построение учебной деятельности, в котором нарастает самостоятельная, поисковая деятельность студентов, выполняются задания, ведущие от воспроизводящей деятельности к творческой.
Внеклассное мероприятие, проведенное в игровой форме, способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов.
Игры вызывают живой интерес к дисциплине, помогают усваивать учебный материал, расширяют кругозор, познавательную деятельность, развивают умения и навыки. Кроме этого эта технология воспитывает у студентов самостоятельность, волю, общительность, коммуникабельность, формирует нравственные, эстетические и другие понятия. При этом у студентов развивается память, мышление, речь. Повышает мотивацию к учебной деятельности. Уроки, проведенные по такой технологии, дают возможность студентам показать свою эрудицию, проявить свое мышление. В ходе игры, осваиваются правила поведения и роли в социальной группе, переносимые затем в "большую жизнь"; приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики студентов, необходимые для достижения поставленных игровых целей; накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, компьютерными технологиями.
На внеклассном мероприятии использовался и такой элемент информационно-коммуникационных технологий, как тестирование. Тестирование уже прочно вошло в нашу жизнь. Опыт показывает, что студенты любят эту форму проверки знаний. Это позволяет сразу наглядно получить результаты. А тестирование, проведенное с помощью интересной и зрелищной презентации, вызывает положительные эмоции, активизирует обучающихся.
Работа на внеклассном мероприятии организована групповая, студенты разбиты на одинаковые группы. Такая деятельность студентов, в процессе повторения учебного материала, способствует тому, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Заканчивается внеклассное мероприятие деловой игрой, в основу которой взят реальный случай, произошедший на производстве. В ходе деловой игры студенты получают определенные роли, выполняют задания проблемного характера, учатся неординарно и творчески выходить из сложной ситуации, принимать решения, брать на себя ответственность. Деловая игра способствует тому, что студентам впоследствии легче будет ориентироваться на производстве в своей профессиональной деятельности, легче включиться в рабочий ритм взрослой жизни.
Методические рекомендации по подготовке и проведению внеклассного мероприятия.
При подготовке к проведению внеклассного мероприятия, нужно, прежде всего, определиться с какой группой или с какими группами можно провести мероприятие. Какую тему или раздел дисциплины взять за основу. Подобрать теоретические вопросы и задания. Обязательно включить задания творческого характера (нарисовать плакат, отгадать ребус, показать пантомиму и т.д.). Разбить студентов на команды, дать задание командам подготовить самопрезентацию и форму одежды для представления, выбрать капитана команды. Продумать количество и состав жюри, форму награждения победителей.
Затем подготовить оборудование и дидактический материал:
сделать презентацию с видео-вопросами для разных конкурсов;
подобрать музыкальное сопровождение, для создания комфортной атмосферы на мероприятии;
изготовить карточки с заданиями для команд (набор символов для формул, задания для деловой игры);
найти и изготовить атрибуты деловой игры: бейджи, роли, реквизит;
оформить кабинет, в котором будет проходить внеклассное мероприятие, расставить мебель, продумать, где будут сидеть команды, жюри, гости мероприятия, повесить плакаты «Студенты третьего поколения – 2011».
План проведения внеклассного мероприятия
Тема внеклассного мероприятия: «Студенты третьего поколения -2011»
Тип внеклассного мероприятия: интеллектуальная игра
Количество часов: 1 час
Цели внеклассного мероприятия:
1. Дидактическая – систематизация знаний по разделу «Теоретическая механика», побуждение к самостоятельному получению новых знаний;
2. Развивающая – развитие творческих способностей, умения нестандартно мыслить, работать в команде, применять полученные знания на практике;
3. Воспитательная - воспитание чувства ответственности за свои решения, внимательности к товарищам, гордости за выбранную профессию.
Оборудование:
компьютер,
проектор, экран,
плакат: «Каким должен быть студент нового поколения?»,
задания конкурсов на карточках и в виде презентации.
Задание на самоподготовку: из учащихся второго курса выбираются две команды, которым дается задание выбрать название команды, девиз и назначить своего капитана, а также повторить вопросы раздела «Теоретическая механика».
План игры:
Вступительное слово преподавателя.
Представление команд.
Тестирование. Оно состоит из конкурсов: «Блиц-опрос»; «Объясни ответ»; «Что говорят Великие люди», «Аукцион формул».
Деловая игра «Один прекрасный случай на производстве».
Подведение итогов, награждение команд.
Структурные элементы мероприятия Содержание этапа Продолжительность этапа, мин. Методы, формы, приемы Методическое обеспечение
Вступительное слово преподавателя Преподаватель объявляет начало игры, цели, план игры, эпиграф к игре 3 мин Беседа с присутствующими Проектор, экран, плакат «Какой должен быть студент 3-го поколения?»
Первый конкурс «Самопрезента-ция» Команды представляют свое название, девиз и несколько слов о каждом из членов команды 5 мин Музыкальное сопровожде-
ниеВторой конкурс «Тестирование» Этот конкурс включает в себя:
«Блиц - опрос», каждой команде поочередно задаются вопросы, а им нужно выбрать варианты ответов;
конкурс «Объясни ответ», команды дают полные ответы на вопросы;
конкурс «Говорят Великие», участникам предлагается продолжить фразу; конкурс «Аукцион формул», нужно написать как можно больше формул по механике. 7 мин
5 мин
10 мин
10 мин Устный опрос всей команды и каждого участника,
работа в группах Презентация, доска, мел, экран, проектор
Деловая игра «Один прекрасный случай на производстве» Участникам раздаются роли и задания, которые им нужно выполнить в соответствии со своей ролью. 15 мин Ролевая игра Карточки-задания, бейджи,
Подведение итогов, награждение команд Жюри подводит итоги, объявляются победители, команды награждаются 5 мин Грамоты, сертификаты
Сценарий внеклассного мероприятия
Вступительное слово преподавателя:
Здравствуйте дорогие гости и участники нашего мероприятия! Тема внеклассного мероприятия, на котором мы собрались «Студенты третьего поколения -2011». Почему такое название? Все вы, наверное, знаете компанию «Билайн»? Она уже многие годы занимает лидирующее место на экономическом рынке. Эта компания начала программу, которая называется «Третье поколение - 2011». В рамках этой программы, выявляют лучших студентов и принимают их на работу по индивидуальному графику на время летних каникул, а в последствие, и на постоянное место. Отбор лучших студентов проводится по следующему плану:
Интервью с самопрезентацией;
Тестирование;
Деловая игра.
Наше внеклассное мероприятие пройдет по такому же плану. Компания «Билайн» заявляет: «Мы верим, что наш главный капитал – это люди!». Поэтому начнем с самопрезентации команд.
Самопрезентация команд
Разрешите представить главных героев сегодняшнего мероприятия: команды «Высшая лига» и «Юная сила»
Эпиграф к конкурсу:
«Если Вы хотите иметь успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его имеете!»
Томас Мор.
Звучит музыка, команды выходят в середину класса.
Команды представляют свое название, девиз, коротко характеризуют каждого члена команды, занимают свои места.
184785121285Самопрезентация команды «Высшая лига»
184785462915Самопрезентация команды «Юная сила»
Конкурс тестирование
11557002740660Мы провели опрос среди студентов нашего техникума. Задавали вопрос: «Как вы считаете, каким должен быть выпускник нашего техникума, чтобы он был востребован на рынке труда?» Наиболее часто встречающиеся ответы мы поместили на плакат. А на другой плакат мы поместили требования Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускнику техникума, какими он должен обладать общими компетенциями, как специалист. Посмотрите на плакаты, вы видите, что они практически совпадают. О чем это говорит?
115570015875
Почти все студенты в первую очередь говорили, что выпускник техникума должен быть грамотным специалистом. Итак, проверим, насколько хорошо наши ребята знают такую дисциплину, как «Техническая механика».
Конкурс «Блиц – опрос»
Преподаватель задает вопросы, команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы появляются на экране (см. Приложение)
Конкурс «Объясни ответ»
Эпиграф к конкурсу: «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак»
Оноре де Бальзак
1842135789940В этом конкурсе нужно, не только дать правильный ответ, но и постараться как можно лучше объяснить свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает по два балла.
-13906570485
В стандартах третьего поколения прописано, что наши студенты должны обладать такой компетенцией, то есть, таким умением – принимать решения в нестандартных ситуациях и брать на себя ответственность. Как вы считаете, хорошо ли показали себя наши ребята в этом конкурсе. Слово предоставляется жюри.
Конкурс «Говорят Великие»
Наши студенты, чтобы быть настоящими профессионалами, востребованными на рынке труду, должны не только быть грамотными и уметь брать на себя ответственность. Они должны быть творческими и гибкими. Именно такими были многие великие ученые.
Задание для обеих команд: продолжить фразу великого ученого. В данном конкурсе оценивается оригинальность ответов и чувство юмора. Оценка от 2-х до 5-ти баллов.
Конкурс «Аукцион формул»
В этом конкурсе командам дается набор букв (см. Приложение), которые применяются в формулах по механике. Студенты должны всей командой составить как можно больше формул из этих букв. Затем, один из членов каждой команды выходит к доске. По очереди пишут формулы на доске. Победит та команда, у которой останется больше формул. За каждую правильную формулу – 2 балла.
3299460138430
Конкурс «Аукцион формул»
Деловая игра «Один «прекрасный случай» на производстве»
Эпиграф: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле»
Аристотель.
Деловая игра это маленькая копия настоящей реальной жизни. Основа игры – реальный случай, произошедший на производстве. Хочется посмотреть, а как наши студенты поведут себя в такой нестандартной ситуации. Ведь умение выходить из нестандартной ситуации, умение быстро ориентироваться в условиях быстро меняющихся технологий, это одна из основных компетенций будущего специалиста.
Деловая игра проводится таким образом. Одну команду называем «Проектно-конструкторский одел», другую – «Электромеханическая служба». Кроме того, раздаются роли и задания к ним: главного инженера, электромеханика участка, главного конструктора, кладовщика и рабочего, электрослесаря третьего разряда. Общее задание: осуществить подъем ценного груза с технологическим оборудованием. Для этого проектно-конструкторский отдел должен рассчитать мощность электродвигателя на электрическую лебедку. Отдел главного механика должен взять двигатель на складе и осуществить подъем груза. Проблема в том, что на складе нет такого электродвигателя. Осуществить подъем груза нужно каким-нибудь другим способом. Как? Решать должны сами студенты.
Работает отдел электро-механической службы
Главный инженер дает задание
394335106045
Задание выполнено, ценный груз поднимают с помощью блоков
Награждение команд
Жюри подводит итоги. Команда, набравшая большее количество баллов награждается сертификатом на получение двух пятерок, вторая команда награждается сертификатом на получение одной пятерки (см. Приложение).
Заключение
Проведенное внеклассное мероприятие показало, что студенты охотнее и прочнее усваивают материал в ходе игры. По отзывам, полученным после проведения мероприятия, стало ясно, что студенты получили положительные впечатления. На внеклассном мероприятии все участники получили только оценки «пять» и «четыре». Выявились новые таланты у многих студентов. Товарищи по группе оценили некоторые новые качества своих друзей, которые раньше были скрыты. Ребята научились работать в команде, сдружились. Предварительная подготовка к игре заставила студентов несколько раз повторить пройденный материал, им не хотелось «ударить лицом в грязь» пред товарищами и гостями мероприятия.
Подобные мероприятия в игровой форме помогают наладить контакт между преподавателем и студентами, помогают вызвать заинтересованность к изучению дисциплины, расширяют научный кругозор студентов. На интеллектуальных играх обобщается и повторяется большой объем теоретического материала. Развиваются творческие и коммуникативные способности студентов. Игровой дух соревнования способствует побуждению к самообразованию, самоанализу своего уровня у студентов.
То есть, внеклассное мероприятие помогает формированию общих и профессиональных компетенция студентов. Помогает преподавателю «вырастить» конкурентоспособного специалиста, профессионала, востребованного на рынке труда.
8. Литература
Для студентов:
Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов. - М.: Высшая школа, 2001г.
ИцковичГ.М. Сопротивление материалов. - М.: Высшая школа, 2001 г.
Для преподавателя:
1. «Билайн» запускает программу для студентов «Третье поколение – 2011» / http://ithayot.zn.uz/ 2.Фестиваль «Открытый урок» /http://festival.1september.ru/
Приложение
Сертификат
«ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ»
выдан
______________________________
11.11.2011 года
Используется для получения оценки “5” по технической механике в 2011-2012 учебном году.
1485900145415
Преподаватель Технической Механики
____________ /Ю. В. Юсупова/
СУДЕЙСКАЯ КАРТА КОНКУРСА
КОНКУРСЫ
«Высшая лига» «Юная сила»
Представление команд (максимальная оценка – 5 баллов, оценивается уверенность, оригинальность) Блиц-опрос (за каждый правильный ответ по 1 баллу) Объясни ответ (за ответ 2 балла, оценивается правильность и объяснения) Говорят Великие (за оригинальность ответа, юмор 3 балла) Аукцион формул (за формулу 2 балла)
Деловая игра (максимальная оценка -5 баллов, оценивается правильность выполнения задания, роль) ИТОГО:
Задания для ролей
СЛЕСАРЬ
Осуществить подъем ценного груза по приказу электромеханика, доложить о выполнении задания
ЦЕННЫЙ ГРУЗ
Спокойно ждать, когда тебя поднимут
КЛАДОВЩИК
Отдать со склада электромеханику не лебедку с электродвигателем, (т.к. на складе их нет), а блоки и канат
ЭЛЕКТРОМЕХАНИК
Осуществить подъем ценного груза любой ценой. Для этого взять проект у конструктора, сходить в центральный склад. Если на складе не дают то, что нужно принести оттуда хоть что-нибудь. Придумать вместе со своей службой, как выполнить задание. О выполнении сообщить главному инженеру.
КОНСТРУКТОР
Сделать вместе со своим отделом проект, как поднять ценный груз с технологическим оборудованием. Для этого, определить мощность электродвигателя, который нужно поставить на лебедку, чтобы поднять груз массой 100 кг со скоростью 6, 4 м/с, КПД механизма 0,8.
О выполнении проекта сообщить главному инженеру, проект отдать электромеханику.
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР
Позвонить и дать задание конструктору:
Необходимо поднять ценный груз с технологическим оборудованием. Для этого, определить мощность электродвигателя, который нужно поставить на лебедку. СРОЧНО!
Когда ПКО выполнит задание позвонить электромеханику и отдать приказ о выполнении, после окончания работы похвалить или поругать работников