Технологическая карта урока обществознания 5 класс по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой « Труд-основа жизни человека и общества» (урок обобщения и систематизации знаний)
Технологическая карта урока обществознания
5 класс
по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой
« Труд-основа жизни человека и общества»
(урок обобщения и систематизации знаний)
Учитель Ярощук Е.Ю.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Труд» (Глава IV)
Ф.И.О. педагога – Ярощук Е.Ю.
Предмет – обществознание
Класс – 5 а,б
Тип урока – обобщения и систематизации знаний
Цель урока – создать условия для систематизации и закрепления знаний учащихся о труде и
творчестве.
Планируемые результаты: в результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке ученики научатся
выделять в реальных жизненных ситуациях сущностные характеристики трудовой деятельности, творчества
на основе полученных знаний давать нравственные оценки собственной деятельности (деятельности ученика) и деятельности людей труда из ближайшего окружения учащихся
практическому овладению способами коммуникативной деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей, анализировать её и делать на её основе определенные выводы
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, исследовательский, самостоятельной работы
Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах.
Основные понятия: труд, характер труда, творчество
Организационная структура урока
№
п/п Этап урока деятельность УУД
учителя учащихся 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Настраивает учащихся на плодотворную совместную работу, создает определенный психологический настрой. Приветствуют учителя Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах, межличностных отношениях – умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
Коммуникативные: умение включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми
2. Мотивация и актуализация субъектного опыта учащихся Концентрирует внимание учащихся, обеспечивающее осознанный переход к следующему этапу урока, создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
! Работа со стихотворением В.Я.Брюсова «Труд»:
Какое слово надо вставить в стихотворение?
Как догадались, что это слово «труд»?
Какие признаки трудовой деятельности присутствуют в стихотворении?
В чем разница между активностью животных и деятельностью человека? Выполняют предложенные учителем задания (Листок заданий – задание №1), отвечают на вопросы, осознавая объем знаний, имеющихся по изученной теме.
Личностные: действие смыслообразования – понимание необходимости учиться, эффективно работать на уроке
Регулятивные: умение самостоятельно организовать выполнение задания.
Познавательные:
- общеучебные- выделение и извлечение необходимой информации из текста, умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществление знаково-символических действий;
- универсальные логические действия - анализ текста с целью выделения признаков (существенных/несущественных), подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: учет позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
3. Формулировка темы урока. Постановка цели урока. Организует формулировку темы урока и постановку цели урока учащимися
! 1. Обобщим беседу, подведем её итог: составьте всего лишь одно предложение, которое говорило бы о роли труда в жизни человека и общества.
Введение темы урока « Труд-основа жизни человека и общества»
2.В системе уроков по теме «Труд» наступил черед урока обобщения и систематизации полученных ранее знаний. Вспомните, какие задачи мы с вами решаем на подобных занятиях? На основании предыдущего этапа урока пытаются, с помощью направляющих вопросов учителя, формулировать тему урока, а также цели урока. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Познавательные:
- общеучебные—самостоятельное формулирование познавательной задачи, выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- универсальные логические действия - анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение
Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
4. Постановка проблемы. Планирование совместной деятельности. Активизирует деятельность учащихся, создает проблемную ситуацию, организует формулировку учебной задачи (проблемы) и поиск выхода из проблемной ситуации.
! Учебная задача: на основании материала, изученного на прошлых уроках, а также представленных сегодня исследованиях и наблюдениях выявить, какой характер труда преобладает среди людей вашего ближайшего окружения?
План действий:
Труд в наших семьях (группа «Социологи»
Какие они, люди труда? (группа «Фотографы»)
Труд современного ученика (группа «Экскурсоводы») С помощью учителя пытаются формулировать проблему урока, предлагают варианты её решения, определяют план действий. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование
Познавательные:
- общеучебные- самостоятельное формулирование познавательной задачи, умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- универсальные логические действия – установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
5. Поиск решения проблемы. Обобщение и систематизация знаний.
1) Труд в наших семьях (группа «Социологи»)
Первичное закрепление -
Физкультминутка
2) Какие они, люди труда? (группа «Фотографы»)
3)Труд современного ученика
Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации
! 1. Какие имеющиеся у вас знания помогут вам в решении учебной задачи?
2.Заполните таблицу, расположенную в листке заданий под №2, используя известные вам характеристики трудовой деятельности (работа в парах)
Простой-сложный,
Умственный-физический,
Оплачиваемый-безвозмездный,
Ручной –автоматический,
Творческий-традиционный.
Профессии Характеристика труда
Учитель Домохозяйка Художник постижер Какие возникли затруднения?
Комментирует выполнение задания, предлагает учащимся поучаствовать в проверке правильности выполнения задания
Настраивает класс на восприятие исследования группы «Социологов» :
! Внимательно следите за представлением работы группы «Социологов», чтобы по её итогам вы смогли выполнить задание. Оно у вас в листке заданий под №3: расшифровать название той профессии, которую имеет большинство родителей вашего класса
! Закрепим полученные знания о тех профессиях, которыми владеют ваши родители. Если вы были внимательны, то с легкостью справитесь с этим заданием. Для начала встаньте со стульев. Если я называю профессию, которую имеют ваши родители, вы стоите и держите руки на поясе. Если я называю профессию, название которой не звучало в работе группы Социологов – вы садитесь с вытянутыми вперед руками.
Юрист – стоим, руки на поясе,
Дворник – садимся с вытянутыми руками,
Инженер – встаем,
Домохозяйка – стоим,
Космонавт – садимся,
Постижер – сидим,
Военный – встаем и садимся на стул.
Представляет проектную группу, настраивает класс на работу.
Представляет новое знание, расширяющее прежние представления учащихся о мире профессий – видео сюжет о редких профессиях
! Настраивает на работу группы «Фотографы», задает вопросы, уточняет ответы учащихся:
Как вы считаете, достойна ли вы, ученики российской школы, носить гордое звание Человек труда?
Можно ли назвать деятельность ученика трудовой? Почему? Вспомните признаки трудовой деятельности.
Какие уже известные вам характеристики трудовой деятельности можно использовать к учебной деятельности?
Представляет группу «Фотографы», по итогам её работы предлагает оценить успешность работы группы.
Отвечают на вопросы
Работая в парах, выполняют задание №2 в Листке заданий
Представляют результат работы по заданию №2.
Самооценка.
Проектно-исследовательская группа «Социологи» представляет результат своей групповой работы по изучению ближайшего окружения, оценивает свою групповую работу
Учащиеся класса выполняют предложенное задание, закрепляя полученные знания
Проектно-исследовательская группа «Фотографы» представляет результат своей групповой работы по изучению ближайшего окружения, оценивают свою групповую работу.
Смотрят видео, расширяя свои знания о мире профессий.
Отвечают на вопросы учителя.
Выслушивают ответы друг друга, обсуждают.
Проектно-исследовательская группа «Фотографы» представляет результат своей групповой работы по изучению ближайшего окружения, ученики оценивают работу группы. Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах, межличностных отношениях – умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам, людям ближайшего окружения, определение социальных и личностных ценностей, (осознание ценности труда, прежде всего)
Регулятивные: принимать решение в проблемной ситуации, адекватно оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы - самооценка
Познавательные:
Общеучебные - выделение необходимой информации , необходимой для решения проблемы, умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, определение основной и второстепенной информации, понимание СМИ;
универсальные логические действия - анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение
Коммуникативные: , умение включаться в совместную деятельность группы сверстников, сотрудничать со сверстниками, аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, в случае необходимости умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
6.
Решение проблемы. Применение нового знания. Благодарит проектно-исследовательские группы за работу. Обращает внимание на учебную задачу, обозначенную в начале урока, и предлагает учащимся её решить, обобщив представленную группами информацию; корректирует ответы учащихся.
Возвращает учащихся к листку заданий, к заданию № 1
Предлагают варианты решения проблемы Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные:
общеучебные- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, эффективно выбирать способы решения задачи в соответствии с конкретными условиями, точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;
универсальные логические действия - анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка
7. Инструктаж д/з Ориентируя учащихся на изучение со следующего урока новой темы о России, подобрать пословицы и поговорки о любви к Родине. Для желающих получить дополнительную оценку-выучить стихотворение о России, о Родине, о любви к ней. Записывают д/з 8. Рефлексия
Логическое завершение урока, выставление отметок ! Поразмышляем об уроке …
1.Чем был интересен для вас сегодняшний урок?
2.Что нового узнали на уроке? Чему научились?
3.Что удивило?
4.Пригодятся и в жизни те знания, которые вы приобрели?
Зачитывает стихотворение «Подумайте, что было бы, когда б сказал портной …» Отвечают на вопросы Личностные: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, действие смыслообразования -установление связи между учебной деятельностью и её мотивом (ради чего она осуществляется), осознание ценности труда и образования в своей жизни и общества;
Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения
Познавательные:
общеучебные- умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности;
универсальные логические действия анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение, формулирование и аргументация своего мнения
Коммуникативные: учет позиции других людей, умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка