Проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями

Проблемы трудоустройства людей с ограниченными возможностями

Актуальность.
В
·
· современных
·
· условиях
·
· большинство
·
· инвалидов
·
· и
·
· их
·
· семей
·
· нуждаются
·
· в
·
· дополнительных
·
· доходах,
·
· которые
·
· может
·
· дать
·
· полноценная
·
· работа.
·
· Наличие
·
· в
·
· семье
·
· инвалида
·
· требует
·
· повышенных
·
· расходов
·
· на
·
· питание,
·
· обслуживание,
·
· транспорт,
·
· лечение,
·
· отдых,
·
· образование.
·
· Данная
·
· категория
·
· граждан
·
· испытывает
·
· наибольшую
·
· трудность
·
· в
·
· получении
·
· работы.
·
· Обусловлено
·
· это
·
· тем,
·
· что
·
· при
·
· трудоустройстве
·
· инвалидов
·
· необходимо
·
· учитывать
·
· как
·
· состояние
·
· их
·
· здоровья,
·
· так
·
· и
·
· трудовые
·
· рекомендации
·
· МСЭ.
·
· Кроме
·
· того,
·
· в
·
· организации,
·
· куда
·
· направляется
·
· инвалид,
·
· должны
·
· быть
·
· созданы
·
· условия
·
· труда,
·
· способствующие
·
· его
·
· реабилитации.
·
· При
·
· этом
·
· показанный
·
· инвалиду
·
· по
·
· состоянию
·
· здоровья
·
· труд
·
· должен
·
· сочетаться
·
· с
·
· мерами
·
· лечебно-восстановительного
·
· характера
·
· для
·
· достижения
·
· в
·
· конечном
·
· счете
·
· его
·
· профессиональной
·
· реабилитации.
·
·
Терминология.
Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать.
Сущность статьи.
Федеральный
·
· закон
·
· от
·
· 24
·
· ноября
·
· 1995
·
· г.
·
· «О
·
· социальной
·
· защите
·
· инвалидов
·
· в
·
· Российской
·
· Федерации»
·
· предусмотрел
·
· систему
·
· мероприятий,
·
· способствующих
·
· повышению
·
· их
·
· конкурентоспособности
·
· на
·
· рынке
·
· труда.
·
· Они
·
· сводятся
·
· к
·
· следующему:
государство
·
· предусматривает
·
· осуществление
·
· льготной
·
· финансово-кредитной
·
· политики
·
· в
·
· отношении
·
· специализированных
·
· предприятий,
·
· применяющих
·
· труд
·
· инвалидов;
предусматривается
·
· установление
·
· квот
·
· для
·
· приема
·
· на
·
· работу
·
· инвалидов
·
· и
·
· минимального
·
· количества
·
· специальных
·
· рабочих
·
· мест
·
· для
·
· инвалидов;
резервируются
·
· рабочие
·
· места
·
· по
·
· профессиям,
·
· наиболее
·
· подходящим
·
· для
·
· трудоустройства
·
· инвалидов;
стимулируется
·
· создание
·
· организациями
·
· дополнительных
·
· рабочих
·
· мест
·
· (в
·
· том
·
· числе
·
· специальных)
·
· для
·
· трудоустройства
·
· инвалидов;
создаются
·
· условия
·
· труда
·
· в
·
· соответствии
·
· с
·
· индивидуальными
·
· программами
·
· реабилитации
·
· инвалидов;
создаются
·
· условия
·
· для
·
· предпринимательской
·
· деятельности
·
· инвалидов;
организуется
·
· обучение
·
· инвалидов
·
· новым
·
· профессиям.
·
·
Статья
·
· 21
·
· Федерального
·
· закона
·
· от
·
· 24
·
· ноября
·
· 1995
·
· г.
·
· предусмотрела
·
· порядок
·
· установления
·
· квоты
·
· для
·
· приема
·
· на
·
· работу
·
· инвалидов.
Статьей
·
· 20
·
· указанного
·
· Закона
·
· определяется,
·
· что
·
· гарантии
·
· трудовой
·
· занятости
·
· инвалидов
·
· предоставляются
·
· федеральными
·
· органами
·
· государственной
·
· власти
·
· и
·
· органами
·
· государственной
·
· власти
·
· субъектов
·
· Российской
·
· Федерации
·
· путем
·
· установления
·
· независимо
·
· от
·
· форм
·
· собственности
·
· квот
·
· для
·
· приема
·
· инвалидов
·
· на
·
· работу,
·
· минимального
·
· количества
·
· рабочих
·
· мест
·
· для
·
· инвалидов,
·
· резервирования
·
· рабочих
·
· мест
·
· по
·
· профессиям,
·
· наиболее
·
· подходящим
·
· для
·
· устройства
·
· инвалидов,
·
· стимулирования
·
· создания
·
· предприятиями,
·
· учреждениями
·
· и
·
· организациями
·
· специальных
·
· рабочих
·
· мест
·
· для
·
· инвалидов,
·
· создания
·
· условий
·
· для
·
· предпринимательской
·
· деятельности
·
· инвалидов,
·
· организации
·
· обучения
·
· инвалидов
·
· новым
·
· профессиям.
·
·
Проблемы.
Обращает
·
· на
·
· себя
·
· внимание,
·
· что
·
· предоставление
·
· этих
·
· гарантий
·
· возлагается
·
· в
·
· равной
·
· степени
·
· и
·
· на
·
· федеральные,
·
· и
·
· на
·
· региональные
·
· органы
·
· власти.
·
· Тем
·
· самым
·
· не
·
· определена
·
· сфера
·
· ответственности
·
· и
·
· расходных
·
· обязательств
·
· федерального
·
· центра
·
· и
·
· субъектов
·
· Федерации.
Статья
·
· 21
·
· рассматриваемого
·
· Закона
·
· устанавливает
·
· федеральные
·
· квоты
·
· для
·
· приема
·
· инвалидов
·
· на
·
· работу:
·
· организациям,
·
· численность
·
· работников
·
· которых
·
· составляет
·
· более
·
· 100
·
· человек,
·
· устанавливается
·
· квота
·
· для
·
· приема
·
· на
·
· работу
·
· инвалидов
·
· в
·
· процентах
·
· к
·
· среднесписочной
·
· численности
·
· работников
·
· (но
·
· не
·
· менее
·
· 2
·
· и
·
· не
·
· более
·
· 4
·
· процентов).
·
· При
·
· этом
·
· от
·
· обязательного
·
· квотирования
·
· рабочих
·
· мест
·
· освобождаются
·
· предприятия
·
· общественных
·
· объединений
·
· инвалидов,
·
· уставной
·
· капитал
·
· которых
·
· состоит
·
· из
·
· вклада
·
· этих
·
· объединений.
Статья
·
· 23
·
· Федерального
·
· закона
·
· “О
·
· социальной
·
· защите
·
· инвалидов
·
· в
·
· Российской
·
· Федерации”
·
· дублирует
·
· положения
·
· Трудового
·
· кодекса
·
· Российской
·
· Федерации
·
· (статью
·
· 92)
·
· в
·
· части
·
· установления
·
· сокращенной
·
· продолжительности
·
· рабочего
·
· времени
·
· не
·
· более
·
· 35
·
· часов
·
· в
·
· неделю
·
· для
·
· инвалидов
·
· I
·
· и
·
· II
·
· групп,
·
· а
·
· также
·
· требования
·
· согласия
·
· инвалидов
·
· на
·
· сверхурочную
·
· работу,
·
· в
·
· выходные
·
· дни
·
· и
·
· в
·
· ночное
·
· время
·
· (если
·
· такие
·
· работы
·
· не
·
· запрещены
·
· им
·
· по
·
· состоянию
·
· здоровья)
·
· (статьи
·
· 99
·
· и
·
· 113
·
· Трудового
·
· кодекса).
·
·
Обращает
·
· на
·
· себя
·
· внимание,
·
· что
·
· в
·
· отличие
·
· от
·
· Трудового
·
· Кодекса,
·
· статья
·
· 23
·
· Федерального
·
· закона
·
· “О
·
· социальной
·
· защите
·
· инвалидов
·
· в
·
· Российской
·
· Федерации”
·
· устанавливает
·
· право
·
· инвалидов
·
· на
·
· сохранение
·
· полной
·
· оплаты
·
· труда
·
· при
·
· сокращенной
·
· (до
·
· 35
·
· часов)
·
· продолжительности
·
· рабочей
·
· недели
·
· и
·
· право
·
· на
·
· ежегодный
·
· отпуск
·
· не
·
· менее
·
· 30
·
· календарных
·
· дней,
·
· не
·
· предусмотренные
·
· Трудовым
·
· кодексом.
·
·
В
·
· то
·
· же
·
· время,
·
· в
·
· отличие
·
· от
·
· статьи
·
· 23,
·
· Трудовой
·
· кодекс
·
· (статья
·
· 128)
·
· предусматривает
·
· право
·
· инвалида
·
· на
·
· дополнительный
·
· отпуск
·
· без
·
· сохранения
·
· содержания
·
· продолжительностью
·
· до
·
· 60
·
· календарных
·
· дней.
·
·
В
·
· статье
·
· 94
·
· Трудового
·
· кодекса
·
· Российской
·
· Федерации
·
· установлено,
·
· что
·
· продолжительность
·
· ежедневной
·
· рабочей
·
· смены
·
· для
·
· инвалидов
·
· не
·
· может
·
· превышать
·
· число
·
· часов,
·
· установленных
·
· медицинским
·
· заключением.
Эти
·
· расхождения
·
· создают
·
· благоприятные
·
· условия
·
· для
·
· разного
·
· толкования
·
· и
·
· невыполнения
·
· указанных
·
· норм.
Можно
·
· предположить,
·
· что
·
· использование
·
· инвалидами
·
· установленных
·
· для
·
· них
·
· трудовых
·
· льгот
·
· крайне
·
· ограничено:
·
· скорее
·
· всего,
·
· сами
·
· инвалиды
·
· избегают
·
· напоминания
·
· о
·
· том,
·
· что
·
· они
·
· инвалиды
·
· в
·
· целях
·
· сохранения
·
· своей
·
· конкурентоспособности
·
· и
·
· рабочего
·
· места.
Согласно
·
· статье
·
· 24
·
· Федерального
·
· закона
·
· “О
·
· социальной
·
· защите
·
· инвалидов
·
· в
·
· Российской
·
· Федерации”
·
· работодатели
·
· в
·
· соответствии
·
· с
·
· установленной
·
· квотой
·
· создавать
·
· или
·
· выделять
·
· рабочие
·
· места
·
· для
·
· инвалидов,
·
· создавать
·
· рабочие
·
· места
·
· в
·
· соответствии
·
· с
·
· индивидуальной
·
· программой
·
· реабилитации
·
· инвалида,
·
· предоставлять
·
· в
·
· установленном
·
· порядке
·
· информацию,
·
· необходимую
·
· для
·
· организации
·
· занятости
·
· инвалидов.
·
·
Отмена
·
· этой
·
· нормы
·
· отменила
·
· механизмы,
·
· обеспечивавшие
·
· заинтересованность
·
· бизнеса
·
· в
·
· социальном
·
· партнерстве
·
· с
·
· государством
·
· в
·
· реализации
·
· политики
·
· поддержки
·
· инвалидов.
·
·
Важное
·
· значение
·
· для
·
· обеспечения
·
· занятости
·
· инвалидов,
·
· их
·
· конкурентоспособности
·
· на
·
· рынке
·
· труда
·
· имеет
·
· профессиональная
·
· подготовка
·
· и
·
· профессиональное
·
· образование.
Право
·
· на
·
· образование
·
· инвалидов
·
· установлено
·
· статьями
·
· 18
·
· и
·
· 19
·
· Федерального
·
· закона
·
· “О
·
· социальной
·
· защите
·
· инвалидов
·
· в
·
· Российской
·
· Федерации”.
·
·
В
·
· соответствии
·
· со
·
· статьей
·
· 18
·
· указанного
·
· закона
·
· детям-инвалидам
·
· должно
·
· быть
·
· обеспечено
·
· дошкольное
·
· и
·
· внешкольное
·
· воспитание,
·
· среднее
·
· общее,
·
· среднее
·
· и
·
· высшее
·
· профессиональное
·
· образование
·
· в
·
· соответствии
·
· с
·
· индивидуальной
·
· программой
·
· реабилитации.
Одной
·
· из
·
· проблем
·
· законодательного
·
· обеспечения
·
· государственной
·
· политики
·
· в
·
· отношении
·
· инвалидов,
·
· поддержки
·
· и
·
· взаимодействия
·
· государства
·
· и
·
· общественных
·
· организаций
·
· инвалидов
·
· является
·
· восстановление
·
· налоговых
·
· льгот
·
· для
·
· предприятий
·
· общероссийских
·
· общественных
·
· организаций
·
· инвалидов,
·
· а
·
· также
·
· законодательного
·
· регулирования
·
· арендных
·
· отношений
·
· и
·
· собственности
·
· на
·
· землю.
·
·
Отмена
·
· в
·
· 2002
·
· году
·
· налоговых
·
· льгот
·
· привела
·
· к
·
· сокращению
·
· и
·
· поставила
·
· под
·
· угрозу
·
· существование
·
· производственной
·
· базы
·
· общественных
·
· организаций
·
· инвалидов,
·
· а,
·
· значит,
·
· сокращает
·
· их
·
· участие
·
· в
·
· развитии
·
· социальных
·
· программ
·
· поддержки
·
· инвалидов,
·
· в
·
· обеспечении
·
· и
·
· защите
·
· прав
·
· и
·
· свобод
·
· инвалидов.
·
·
Восстановление
·
· льгот
·
· и
·
· решение
·
· земельной
·
· проблемы
·
· –
·
· вопрос
·
· выживания
·
· этого
·
· важного
·
· института
·
· гражданского
·
· общества,
·
· формы
·
· самоорганизации
·
· инвалидов,
·
· которой
·
· являются
·
· общественные
·
· организации
·
· инвалидов.
Еще
·
· одна
·
· проблемная
·
· область
·
· законодательства
·
· в
·
· сфере
·
· социальной
·
· защиты
·
· инвалидов
·
· в
·
· Российской
·
· Федерации
·
· –
·
· это
·
· регулирование
·
· порядка
·
· установления
·
· инвалидам
·
· степени
·
· ограничения
·
· их
·
· способности
·
· к
·
· трудовой
·
· деятельности
·
· и
·
· ее
·
· применение
·
· в
·
· социальной
·
· защите
·
· инвалидов.
Пути решения.
Данные
·
· примеры
·
· свидетельствуют
·
· о
·
· недостаточной
·
· проработке
·
· вопроса
·
· о
·
· переходе
·
· при
·
· пенсионном
·
· обеспечении
·
· и
·
· при
·
· выплате
·
· компенсаций
·
· инвалидам
·
· от
·
· групп
·
· инвалидности
·
· к
·
· степени
·
· утраты
·
· способности
·
· к
·
· трудовой
·
· деятельности.
·
· Обращает
·
· на
·
· себя
·
· внимание,
·
· что
·
· такой
·
· социально
·
· значимый
·
· вопрос
·
· регулируется
·
· не
·
· законом
·
· или,
·
· хотя
·
· бы,
·
· постановлением
·
· Правительства
·
· России,
·
· а
·
· межведомственным
·
· нормативным
·
· актом.
·
·
Но,
·
· самое
·
· главное,
·
· что,
·
· ужесточая
·
· требования
·
· к
·
· инвалидам
·
· по
·
· вопросу
·
· занятости,
·
· государство
·
· одновременно
·
· снижает
·
· социальные
·
· гарантии
·
· их
·
· трудоустройства,
·
· ответственность
·
· государства
·
· и
·
· работодателей
·
· за
·
· трудоустройство
·
· инвалидов.
При
·
· провозглашенных
·
· целях
·
· создания
·
· открытого
·
· общества
·
· для
·
· инвалидов,
·
· максимального
·
· вовлечения
·
· их
·
· во
·
· все
·
· сферы
·
· жизнедеятельности
·
· реальное
·
· участие
·
· инвалидов
·
· в
·
· общественном
·
· труде
·
· не
·
· повышается.
·
·
С
·
· одной
·
· стороны,
·
· российское
·
· законодательство
·
· обеспечивает
·
· право
·
· инвалидов
·
· на
·
· труд,
·
· снимает
·
· ограничения
·
· по
·
· заработной
·
· плате
·
· и
·
· пенсиям.
·
· С
·
· другой
·
· стороны,
·
· современная
·
· система
·
· образования
·
· инвалидов
·
· и
·
· их
·
· свободный
·
· выход
·
· на
·
· рынок
·
· труда
·
· реально
·
· снизили
·
· шансы
·
· на
·
· трудоустройство.
·
·
Особую категорию "объектов" обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, нуждающийся в посторонней помощи.
Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства инвалидов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Проблема всесторонней профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, включения их в активную общественную жизнь является актуальной для всего мирового сообщества. Для России она обострена как в силу отсутствия ее практического решения, так и по причине неблагоприятной динамики роста численности инвалидов с учетом факторов современной экономической ситуации.



Список литературы

Дементьева, Н.Ф. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника [Текст] / Н. Ф. Дементьева, Е. Ю. Шаталова, А. Я. Соболь. М.: 2012. – 150 с.
Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие [Текст] / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 427 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] А.В. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. - М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2010. - 144 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Г.Е. Теория социальной работы. - М.: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2009. - 512 с.
Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами [Текст] /Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберушкина. - СПб.: 2004. - 183 с.