ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ
Бекниязова Галина Ивановна
ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9 г. Павлодара»,
г. Павлодар, Республика Казахстан
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ
В связи с необходимостью конкуренции с наиболее сильными в экономическом отношении государствами, необходимо, как минимум, соответствовать развитым странам по уровню инновационных технологий, применение которых обеспечит, в свою очередь, форсированное индустриальное развитие государства.
Развитие инновационной экономики в Республике Казахстан во многом определяется её финансовым обеспечением и на начальном этапе нуждается в существенной государственной поддержке. Необходимость развития новых технологий и инноваций, повышение спроса на инновационную продукцию являются требованием современности.
Между тем, развитие инновационной деятельности в регионах Казахстана, несмотря на усилия государства, сдерживается рядом факторов. Рассмотрим проблемы и задачи финансового обеспечения инновационной деятельности в регионах Республики Казахстан и возможные пути их решения.
В настоящее время в Республике Казахстан успешно функционируют созданные в целях реализации инновационной политики формирования - АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (г. Астана), РГП «Национальный центр технологического прогнозирования» (г. Алматы) и ТОО «Центр коммерциализации технологий».
Главными факторами, определяющими успех высокоразвитых в индустриальной сфере стран являются:
- коммерциализация инновационных технологий (до 70% финансовых вливаний в науку производит частный бизнес);
- приближение академической науки к индустрии (создание научно-производственных комплексов);
- государственные инвестиции в человеческий капитал (до 93% студентов обучаются в государственных университетах и только 7% - в частных).
В целом, на сегодняшний день большая часть инновационной деятельности в Казахстане стимулируется непосредственно государством, и большинство научно-исследовательских работ ведется в государственных лабораториях (рисунок 1).
Рисунок 1 - Источники финансирования инновационной деятельности предприятий в Республике Казахстан за 2010-2014 годы, в процентах [1]
Cогласно представленным данным рисунка 1, в 2014 г. доля частного сектора в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составила лишь 30 %, в то время как в Японии (78,5 %), Китае (73,3 %) и США (72,6 %) большая часть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется частным сектором.
Государство заинтересовано в развитии инноваций в стране, поскольку Казахстану необходимо повышать свою конкурентоспособность, но все его усилия недостаточно эффективны без участия в инновационном процессе частного сектора. В настоящее время наблюдается слабая заинтересованность предпринимателей в поиске и продвижении отечественных научных разработок [2]. Это, в свою очередь, обуславливает низкий показатель доли инновационной продукции в ВВП Казахстана (таблица 1).
Таблица 1 - Основные показатели, характеризующие инновационную активность предприятий в Казахстане за 2010-2014 годы
Показатели
2010
2011
2012
2013
2014
Количество респондентов, всего
10937
10723
21452
22070
24068
из них имеющих инновации
467
614
1622
1774
1940
уровень активности в области инноваций, %
4,3
5,7
7,6
8,0
8,1
не имеющие инновации
10 470
10109
19830
20296
22128
уровень пассивности в области инноваций, %
95,7
94,3
92,4
92,0
91,9
доля инновационной продукции в ВВП, %
0,66
0,86
1,25
1,64
1,50
Примечание – Составлено автором по данным Комитета РК по статистике
Производство инновационной продукции и услуг сдерживается ввиду их недостаточного спроса со стороны потребителей. Это связано с тем, что данная продукция недостаточно конкурентоспособна по сравнению с зарубежными аналогами. Основной проблемой развития регионов являются существенные диспропорции в развитии, в результате которых многие предприятия республики оказались оторванными от цепочки производства конечного продукта. Так, проведённый анализ свидетельствует о слабой инновационной активности регионов, низком уровне восприимчивости инноваций среди населения, недостаточность финансовых ресурсов для финансирования инноваций.
Основные причины низкой эффективности результатов научно-инновационной деятельности сводятся к следующему.
- слабые горизонтальные связи между участниками научно-инновационного процесса;
- отсутствие мотивации в коммерциализации результатов при проведении НИОКР;
- низкий уровень инновационной инфраструктуры, лабораторно-исследовательской базы, недостаточное количество современных приборов и оборудования;
- отсутствие стратегического планирования и мониторинга НИОКР, что не позволяет осуществить доведение результатов исследований до конечного коммерческого продукта;
- недостаток квалифицированных кадров для инновационной деятельности.
Для создания эффективной национальной инновационной системы необходимо:
- завершить процесс индустриализации страны, так как инновации появляются, прежде всего, в производстве;
- развивать горизонтальные схемы финансирования инновационной деятельности, предусматривающие свободный перелив капитала из одного региона в другой, из одной отрасли в другую;
- дать возможность регионам в формировании инновационной политики и финансировании проектов;
- необходимо усилить межрегиональную координацию при формировании новых индустриально-инновационных проектов в рамках Карты индустриализации. Подтверждением этому являются инициативы регионов по строительству восьми цементных заводов в различных областях Казахстана или значительное количество проектов по производству пластиковых труб.
Создание региональных инновационных систем позволит комплексно решить проблемы соответствующего региона с учётом его специфики, задействовать местных субъектов предпринимательства, что в целом будет способствовать активизации инновационных процессов.
Конкретными инструментами государственной финансовой поддержки могут выступить:
- налоговые преференции, предоставляемые в Казахстане для инвестиционных проектов - освобождение от НДС, налога на имущество и земельного налога до выхода предприятия на проектную мощность;
- внедрение налоговых вычетов и преференций для субъектов инновационной деятельности;
- введение налоговых каникул или других льгот для предприятий, осваивающих новые отечественные технологии, что позволит привлечь частные, в том числе иностранные, инвестиции и ускорить промышленное освоение и использование высокоэффективных разработок и развить на их основе наукоемкие производства. Такой путь используется во многих странах мира, в том числе и в США;
- приобретение оборудования и технологий по лизингу и широкого распространения франчайзинговых отношений;
- уточнение методов оценки стоимости интеллектуальной собственности и условия ее включения в хозяйственный оборот;
- определение форм участия авторов ноу-хау в уставном капитале и, соответственно, в прибыли;
- гармонизация механизма патентования зарубежными странами в целях уменьшения количества барьеров и стимулирования развития инновационных технологий в производстве.
- увеличение микрофинансирования и предоставление малых грантов для поощрения попыток использования потенциальных возможностей и предпринимательской инициативы, в том числе в университетах и исследовательских организациях.
Реализация названных рекомендаций может способствовать повышению эффективности управления инновационной деятельностью, что в конечном итоге, является залогом успешной реализации форсированной индустриально-инновационной политики в Республике Казахстан.
Список использованных источников:
1. Официальный Интернет-ресурс Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК // Режим доступа: http:// www.stat.gov.kz
2. Ыдырыс С.С. Проблемы формирования инновационной и инвестиционного климата в отраслях Республики Казахстан // Вестник КазНУ. - № 2. – 2010. – С. 5-6.
1 Cтатья выполнена при поддержке гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан, проект 3931 / ГФ 4
Диаграмма 115