Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе группы № 26 Филиала № 1 «Арского агропромышленного колледжа»
Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе группы № 26 Филиала № 1 «Арского агропромышленного колледжа»
Развитие самоуправления обучающихся - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию личности, по развитию чувства ответственности, готовности к выполнению гражданского долга. Самоуправленческая деятельность – это одно из направлений педагогической деятельности, которое должно занимать ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые при самоуправлении, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников.
XXI век, безусловно, будет ещё более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количества людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берёт свои корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в подростковом возрасте, которое превращается в необходимый атрибут целесообразной деятельности педагогов, предпосылку успешного жизненного самоопределения молодого человека.
Для определения уровня развития самоуправления было проведено анкетирование в группе № 26 Филиала №1 ААПК.
Количество обучающихся в группе 15 человек.
Анкетирование проводилось анонимно. Это даёт возможность обучающимся быть откровенными при выборе ответов.
После проведения анкетирования проведена обработка результатов и представлена в виде таблицы:
№
теста
Количество ответов по цифровым кодам
Общее количест-во баллов по блокам
Коэффи-циент по блокам
4 «да»
3 «скорее да, чем нет»
2 «трудно сказать»
1«скорее нет, чем да»
0 «нет»
1
10
4
0
1
0
130
Блок 1
0,54
2
6
2
6
1
0
3
1
0
4
3
7
4
0
4
2
3
6
5
10
1
4
0
0
198
Блок 2
0,82
6
7
6
1
1
0
7
6
4
5
0
0
8
10
3
1
1
0
9
8
2
3
1
1
173
Блок 3
0,72
10
7
4
3
1
0
11
5
5
3
1
1
12
5
4
3
1
2
13
8
4
2
0
1
188
Блок 4
0,78
14
9
3
1
2
0
15
9
2
2
2
0
16
5
5
4
0
1
17
8
4
2
0
1
189
Блок 5
0,79
18
9
3
2
1
0
19
5
7
2
0
1
20
8
4
2
1
0
21
7
4
1
1
2
196
Блок 6
0,82
22
12
3
0
0
0
23
6
6
2
1
0
24
10
0
4
1
0
При обработке результатов 24 предложения разбили на шесть групп (блоков).
Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
Включенность обучающихся в самоуправленческую деятельность (тесты 1-4);
Организованность ученического коллектива (тесты 5-8);
Ответственность членов первичного коллектива за его дела (тесты 9-12);
Включенность группы в общие дела коллектива учебного заведения
(тесты 13-16);
Отношения группы с другими ученическими общностями (тесты 17-20);
Ответственность обучающихся группы за общие дела коллектива учебного заведения (тесты 21-24).
По каждому блоку подсчитываем сумму баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса (15) и на 16 (максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).
Уровень самоуправления коллектива группы определяем по результатам выведенных коэффициентов первых трех блоков. Как видно на диаграмме А коэффициенты первых трех блоков находится между значениями 0,5 и около 0,8 что соответствует среднему уровню развития самоуправления в группе.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяем по результатам выведенных коэффициентов последних трех блоков. Как видно на диаграмме Б коэффициенты последних трех блоков находится между значениями 0,55 и около 0,85 что соответствует среднему уровню развития само
·управления в учебном заведении.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма А. уровень развития самоуправления коллектива группы
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма Б. уровень развития самоуправления коллектива учебного заведения
Анализ результатов анкетирования уровня самоуправления показал: 1. Для повышения уровня развития самоуправления необходимо, чтобы содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависили от тех задач, которые определяет ученический коллектив.
Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом появляется новый участок работы образуется новый орган самоуправления. Наиважнейшее значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Возможно это только тогда, когда учащиеся осуществляют в них коллективный поиск решения управленческих проблем.
2.Повысить уровень сопричастности к обсуждаемым на собраниях вопросам можно путем усиления их проблемности, что позволяет обеспечить включенность каждого в выработку управленческого решения. Принятое на собрание решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания. Для этого используется прием «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включенности участников собрания в выработку решения.
3. Интеграция и дифференциация педагогического управления и ученического самоуправления предполагает, что отношения педагогов и обучающихся в процессе развития самоуправления должны строятся на основе сотрудничества. Такое сотрудничество обеспечивается наличием принятых как педагогами, так и обучающимися определенных правил (норм) отношений, делегированием обучающимся реальных управленческих отношений, созданием обстановки взаимной ответственности и взаимного доверия. Это не исключает взаимной требовательности, предъявляемой членами педагогического и ученического коллектива друг к другу.
4. На организационно-методическом уровне педагоги и обучающиеся должны участвовать в работе органов самоуправления, вырабатывать общую программу действий, информировать друг друга о своей деятельности. Педагогический коллектив помогает работать органам ученического самоуправления, представляет им право обсуждения любых вопросов жизни коллектива, определения основных задач и принятия решений.
5. На социально-психологическом уровне педагоги и обучающиеся устанавливают взаимопонимание, учатся вести диалог, предупреждать и преодолевать конфликты. При этом важно создать такую атмосферу, в которой и педагоги и обучающиеся, сопереживая и помогая друг другу, будут ощущать себя членами одного общего коллектива.
Мастер производственного обучения Мухаметзянова Н.Н. Филиала №1 ААПК
Диаграмма 5Root Entry