Конспект урока математики 5 класс Степень числа. Квадрат и куб числа








Проект урока
Тема: Степень числа. Квадрат и куб числа (5 класс)
Л.В. Шестакова, учитель математики
МАОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа»











Ключи, 2014


Тема: Степень числа. Квадрат и куб числа (5 класс)
Цель: «вывести» определение степени числа, квадрата и куба числа
Задачи:
Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях при возведении числа в квадрат и в куб, т.е. учить проводить исследования
Воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса, способствовать сплочению классного коллектива
развивать умение работать в группе, творческие способности, внимание, умение мыслить нестандартно, память, способствовать развитию математической культуры каждого школьника
Уметь переносить ранее усвоенные знания в новую ситуацию, комбинировать известные способы деятельности.

Формы работы: фронтальная, эвристическая беседа, групповая, индивидуальная.

Оборудование:
- 4 листа ватмана А3, линейки, маркеры (фломастеры)
- проектор, экран
- презентация






Ход урока
Организационный момент
Мотивация, актуализация знаний
Устный счет «Круговые примеры»: ответ первого выражения является началом в записи следующего. Вычислите. Соедините выражения стрелочками. (Карточки с примерами прикрепить на доску, стрелочки делать мелом, продублировать на слайде)

35+35+35+35+35



7*14 – 32*3

64+35*3




78+22 – 65


2*2*2*2*2*2




13+13+13+13+13+13


175:25


169:13






- В каких выражениях можно одно действие заменить другим? (Сложение одинаковых слагаемых)
- Запишите полученные выражения (35+35+35+35+35=35*5=175; 13+13+13+13+13+13=13*6=78)
- Что обозначает каждое число в записи действия? (Числа 5 и 6 показывают сколько слагаемых было в сумме, а числа 35 и 13 сами слагаемые)
- С какими еще способами (заменами) мы познакомились на прошлых уроках и для чего нам это надо? (Для быстрого устного и письменного счета. Мы познакомились со свойствами умножения (сочетательный, переместительный), умножение двухзначного числа на 11, 10, 100, 1000)
- Вернемся к «Круговым примерам». Какую еще хотелось бы вам сделать замену? (Заменить произведение, в котором все множители равны друг другу)
- Может быть, кто-то знает, как по-другому записать выражение, как прочитать его? (Учащиеся высказывают различные предложения. Их записать на доске и предложить учащимся провести исследование для того, чтобы выяснить какие предположения были верными).
3. Исследование
До урока детям предложено разделиться на две группы по желанию. Каждой группе предлагаются раздаточные материалы6
- Информационный лист (с информацией о степени числа, квадрате и кубе числа)
- Листы ватмана для записи о степени числа и составления таблицы квадратов или кубов чисел)
Используя раздаточные материалы, учащиеся проводят исследования в соответствии с составленным планом.
4.Обмен информацией
По окончании работы, учащиеся вывешивают листы на доску.
Идет обсуждение результатов работы. При обсуждении обращается внимание:
- на качественное оформление плаката, таблицы
- на точность и грамотность формулировок правил.
5. Формулировка вывода (слайд)
В результате обсуждения материалов, представленных группами, формулируются правила произведения с одинаковыми множителями. При помощи правил проверяется предположение о результатах умножения.
6.Отработка умения замены произведения с одинаковыми множителями на степень и обратно
Выполнение упражнений № 653(а-е), 654 (а-е), 655,657 (а-г)
Деятельность учащихся: комментирование решений по цепочке.
Дополнительное задание (слайд)
1.Найти значение выражения:
А) (92 – 42) : (9 – 4) В) 3*83 – 5*63
Б) (83+73) : (82+72) Г) (52 – 42)3
2.Задача
Для приготовления кофейного напитка берут 7 частей кофе, 6 частей цикория, 5 частей желудей, 2 части каштанов. Сколько граммов кофе, цикория, желудей и каштанов потребуется для приготовления 800 г. кофейного напитка?
7. Рефлексия
Обсуждение учащимися, какие исследовательские умения развивались у них в процессе работы на данном уроке, что хорошо получилось, с какими трудностями столкнулись.
8. Прогнозируемые результаты
- Умение работать с источником информации, работать в группе
- Умение планировать свою работу, анализировать результат выполненной работы
- Применять полученную информацию при выполнении заданий
9. Домашнее задание
П. 16, № 666, 668 (а-д), 669