Поэты и писатели героического времени
«Поэты и писатели героического времени»
Цель: Формирование личности, обладающей качествами гражданина и патриота через использование воспитательного потенциала стихов и песен Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательные:
- Актуализация знаний и представлений о Великой Отечественной войне
- Закрепление и обобщение знаний и представлений о стихах и песнях военных лет, привлечение внимания к данной теме.
- Обогащение словарного запаса.
Воспитательные:
- Формирование чувства любви к Родине, чувства сопричастности к героическому прошлому страны.
- Формирование представления о долге, мужестве, героизме как слагаемых душевной красоты человека.
- Воспитание чувства уважения к героическим поступкам людей в годы Великой Отечественной войны.
Коррекционно-развивающие:
- Осуществление межпредметной связи (пропедевтический период работы с учителями истории, литературы)
- Развитие эстетического восприятия литературно-музыкальных произведений.
- Развитие наглядно-образного мышления путем просмотра материала хроники военных лет- Развитие музыкально-ритмического восприятия и воспроизведения при исполнении песни «Катюша»
Оборудование:
Портреты : А.Сурков, К. Симонов, Ю. Поляков, В. Высоцкий
Песни: «Священная война» - слова М. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова; «Землянка» - слова А.Суркова, музыка К. Листова; «Дороги» - слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова; «Моя Москва» - слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского; «Катюша» - слова М. Исаковского, музыка М. Блантера; «Огонек» - слова М. Исаковского, музыка неизвестного автора; «Он не вернулся из боя» - В. Высоцкий; «Журавли» - слова Р.Гамзатова, музыка Я. Френкеля; «День Победы» - слова В. Харитонова, музыка Д.Тухманова.
Стихи: С.Щипачев «22 июня»; А. Сурков «Человек склонился над водой»; А. Твардовский «Василий Теркин» - отрывок «О любви»; К. Симонов «Жди меня и я вернусь»; Ю. Поляков «Не обожженные сороковыми».
Слайд – шоу - «Плакаты времен ВОВ»; «Женщины в годы войны»
Видеоролик - «Оборона Москвы»; «Журавли»; кадры хроники военных лет.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель рассаживает учащихся по местам.
2. Актуализация знаний.
Воспитатель:
-Дорогие ребята! Давайте узнаем и назовем главное событие, о котором пойдет речь на занятии. Для этого необходимо найти на мольберте и назвать три даты, связанные с этим событием. (Учащиеся называют даты, начало ВОВ, наступление под Москвой, День Победы – На обратной стороне собирают слова Великая Отечественная война)
(6 карточек на мольберте вперемешку: 22 июня: 1941год; 6 декабря; 1941 год; 9 мая ; 1945 год - на обратной стороне части слов: Вели; кая; Отечест; венная; вой; на.)
2. Введение в тему.
Воспитатель:
На нашем занятии мы перелистаем страницы устного журнала, со стихотворениями и песнями Великой Отечественной войны. Увидим портреты поэтов и композиторов, коротко познакомимся с созданием их произведений.
-Прошу обратить внимание на время создания произведений, их эмоциональный настрой, понять представление людей о долге, мужестве, героизме во время войны.
- Открываем первую страницу устного журнала.
Воспитатель:
- Год 1941-й. Лето. Время отбивало последние минуты перед войной. 22 июня, 4 часа, мирная жизнь советского народа оборвалась в результате вероломного нападения на нашу страну фашистской Германии.
Обучающийся:
читает стихотворение С.Щипачева «22 июня»
Казалось, было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли
Зарю, что шла по травам и цветам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось
3. Основная часть
Воспитатель:
- Песни и стихи войны Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец Сегодня вы услышите стихи и песни военных лет, объединявших советских людей перед лицом суровых испытаний в годы Великой Отечественной войны.
- В самые первые дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов, политработников ушло около тысячи писателей. Более четырехсот писателей не вернулось с полей сражений.
Обучающийся:
- Шел третий день войны. Утром, 24 июня 1941 г. на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева – Кумача. Эти стихи потрясли композитора Александра Васильевича Александрова. В них было то, чем жил он сам все эти первые военные дни, его мысли и чувства. Через два дня состоялась премьера песни «Священная война» на Белорусском вокзале, который был узловым пунктом отправки эшелонов на фронт.
Звучит песня: «Священная война»» слова М. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова;
Воспитатель:
- Война в начальный период, когда понадобилось быстро мобилизоваться и сплотиться для отпора врагу, потребовала от поэтов ораторско–энергичного языка. Стихи становились призывом, командой, приказом:
К оружью, товарищ! Ни шагу назад! Тик писал Алексей Сурков.
Обучающийся:
- Из воспоминаний Владимира Лебедева: “С военной лирикой Суркова я вплотную познакомился, когда раскрыл нетолстую книжечку его фронтовых стихов и с отогнутой страницы глянул худощавый человек в пилотке, в гимнастерке с полевыми петлицами. Глянул прямо мне в лицо – строго и горько. И сразу стали мне понятны его ничем, не приукрашенные резкие строки”.
Обучающийся: читает отрывок стихотворения А. Суркова: «Человек склонился над водой». На слайде портрет - Алексей Сурков.
Человек склонился над водой, И увидел вдруг, что он седой,Человеку было 20 лет.Над лесным ручьем он дал обетБеспощадно, яростно казнить, Тех убийц, что рвутся на восток,Кто его посмеет обвинить,Если будет он в бою жесток.
Обучающийся:
-Стихи А. Суркова учили мужеству, они пользовались большой популярностью. Их печатали в газетах, заучивали наизусть и пели. Из письма Л.А. Бондаренко, героически погибшего в декабре 1943 года “шел концерт, и вдруг прозвучала команда: “По блиндажам”. А у меня в ушах звучат слова песни, пропетой артисткой, почти девочкой,
Бьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза,И поет мне в землянке гармонь, Про улыбку твою и глаза”.
Песня: “Землянка” На экране – кадры хроники, фонограмма: «Землянка», слова А.Суркова, музыка К. Листова.
Воспитатель:
- Вспомним песню «Эх, дороги», Музыка Анатолия Новикова, слова Льва Ошанина. Эта песня писалась специально для того, чтобы солдаты пели ее в вагоне эшелона, в котором ехали на фронт. Эта песня-раздумье о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Маршал Советского Союза Г.К.Жуков называл эту песню «бессмертной».
Звучит песня «Эх, дороги» На экране – кадры хроники. Фонограмма: «Эх, дороги» - слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова.
Обучающийся:
- Песня «Моя Москва» (М.Лисянский, И.Дунаевский) написана в суровые дни осени 1941 года, строки этого стихотворения продиктованы любовью к Москве, тревогой и болью за нее. В конце 1943г. мелодия песни стала позывными Московского радио.
Звучит песня: «Моя Москва» Видеоролик: «Оборона Москвы». Фонограмма: «Моя Москва», слова М. Лисянского, музыка И. Дунаевского
4. Физкультминутка.
Обучающийся:
Эта песня о верности пограничника и о любви к пограничнику, была написана М. Исаковским и композитором Матвеем Блантером в 1938г. Когда началась ВОВ, песня стала в боевой строй. Существует около ста вариантов этой песни. Название ее совпадает с названием грозной техники, которая наводила ужас на фашистов. Это песня «Катюша».
Песня: «Катюша» слова М. Исаковского, музыка М. Блантера. Исполняем все вместе – караоке
Воспитатель: Я думаю, следующее произведение «О любви» вы сразу узнаете.
Портрет – А. Твардовский
Обучающийся:
Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина когда-то...
Не подарок, так белье
Собрала, быть может,
И что дольше без нее,
То она дороже.
И дороже этот час,
Памятный, особый,
Взгляд последний этих глаз,
Что забудь, попробуй.
Обойдись в пути большом,
Глупой славы ради,
Без любви, что видел в нем,
В том прощальном взгляде.
Он у каждого из нас
Самый сокровенный
И бесценный наш запас,
Неприкосновенный.
Он про всякий час, друзья,
Бережно хранится.
И с товарищем нельзя
Этим поделиться,
Потому - он мой, он весь -
Мой, святой и скромный,
У тебя он тоже есть,
Ты подумай, вспомни.
Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина когда-то...
Воспитатель:
-Эти слова о любви написал А. Твардовский, в поэме «Василий Теркин». Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к лирическим, добрым песням. Ведь без них очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни, воспоминания о доме, близких и любимых.
Песня: из кинофильма Белорусский вокзал - «10 наш десантный батальон»
Обучающийся:
-Нельзя пропустить и стихотворение Константина Симонова, «Жди меня, и я вернусь». Именно так хотели бы выразить свои чувства к возлюбленным, уходившие на фронт солдаты второй мировой, именно таких слов ждали от них оставшиеся в тылу невесты и жены. Симонов нашел «эти слова» не потому, что поставил перед собой задачу написать стихи для миллионов, а потому, что сам уходил на войну и покидал женщину, которую любил. Портрет – К. Симонов
К. Симонов - «Жди меня и я вернусь»
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест, Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра, Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать, В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино, На помин души... Жди. И с ними заодно, Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть, Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать, Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.
Воспитатель:
-Великая Отечественная война О ней написано очень много. О ней писали, пишут и будут писать книги, сочинять стихи, слагать песни, снимать кинофильмы. Потому что это гнев, это боль, это скорбь, это Память нашего народа.
Мы продолжим наш устный журнал произведениями поэтов, которые не были на войне, потому что родились вначале 40х, но писали о ней. Эти поэты «прожили» войну в своих стихах и песнях. Послушайте отрывок стихотворения Юрия Полякова «Не обожженные сороковыми»
Портрет – Ю. Полякова
Не обожженные сороковыми, Сердцами, вросшими в тишину, – Конечно, мы смотрим глазами иными, На нашу большую войну. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам, О горьком победном пути, Поэтому должен хотя бы наш разум, Дорогой страданья пройти. И мы разобраться обязаны сами, В той боли, что мир перенес. Конечно, мы смотрим иными глазами – Такими же, полными слез.
Звучит песня «Журавли» «Журавли», слова Р.Гамзатова, музыка Я. Френкеля, на экране – видеоролик.
Обучающийся:
-Память о войне, о жертвах войны Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой миллионов человеческих жизней, бороться за него. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага.
Звучит песня В.Высоцкого - «Он не вернулся из боя» Портрет – В. Высоцкий
4. Заключительная часть
Обучающийся:
-Далекой, очень далекой стала война сейчас. Но память о ней неиссякаема.
Жизнь погибших продолжается в благодарной памяти потомков. Эта память – в стихах и книгах. Эта память – в мемориалах и обелисках, которые можно встретить почти в каждом уголке нашей Родины.
Обучающийся:
- Быстро мчится время. С каждым днем все дальше и дальше уходят от нас эти события. Но время не властно над памятью людей. И советские люди будут вечно помнить, и чтить бессмертный подвиг, совершивший нашим народом.
Звучит песня «День Победы» слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова. На экране - кадры хроники
5. Рефлексия
Воспитатель:
-Мы закрыли последнюю страницу нашего устного журнала, но прежде чем убрать его на полку, хочется задать вам несколько вопросов:
- Какие произведения больше всего затронули вашу душу, почему?
-Как война отразилась на судьбе всего народа?
-Как вы понимаете слова долг, мужество, героизм?
-Как вы относитесь к героическим поступкам людей в годы Великой Отечественной войны.
Выслушиваю ответы детей, комментирую, поощряю к высказываниям.
6. Итог
Воспитатель:
- В нашем устном журнале прозвучали стихотворения и песни, написанные писателями и поэтами в годы Великой Отечественной войны и после неё.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям:Давайте люди, никогда,Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней, Хранят, об этой муке,И дети нынешних детей,И наших внуков внуки.
-Давайте помолчим, вспомним погибших, задумаемся какой ценой завоеваны наши мир, счастье, мирное небо над головой. На экране вечный огонь, стук метронома.
-Наше занятие закончилось, всем спасибо за активную работу.
Литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Песни Победы, mp3
Владимир Высоцкий «Военные песни» mp3
Константин Симонов «Разные лица войны» - К 60-летию Великой Победы: дневники, стихи, проза, ЭКСМО 2004
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Степан Кадашников, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.Стихи и песни о Великой Отечественной войне, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 2008
Заголовок 215