Конспект урока письма и развития речи по теме Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы.
Тема. Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы.
Цель. Закрепить умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы.
Задачи: - отрабатывать умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?» ; - развивать зрительное восприятие при работе с картинками; память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; умение работать в парах;
- корригировать мышление при работе по карточке;
- воспитывать положительную мотивацию, аккуратность при работе в тетрадях.
Ход урока.
I. Орг. момент.
1. Посадка, проверка готовности.
- Громко прозвенел звонок- Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели. - Посмотрите на слайд. Сядьте правильно.
2. Психологический настрой.
- Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
3. Мотивация.
- Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи)
- Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно, красиво писать и говорить )- Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы)
- Как вы должны работать на уроке?
- (Хором) На уроке не спешу,
Аккуратно я пишу,
Чтоб учитель мне в тетрадь
За урок поставил «5».
Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки.
- Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки.
Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 – 8 баллов – оценку «4», меньше 6 баллов – оценку «3».
Сегодня на уроке работать будем с учебником, по карточкам, у доски. Будете работать в парах и самостоятельно.
II. АОЗ1. Повторительно – обобщающая беседа.
- Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке? (слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?)
- Как будем спрашивать о людях и животных? (о людях и животных мы спрашиваем - кто это? )- Как будем спрашивать о других предметах? (о других предметах будем спрашивать - что это?)
- Посмотрите на доску, назовите предметы, о которых будем спрашивать - кто это?
- О каких предметах спросим - что это?
- Ребята, какой сейчас месяц? (февраль)
- Какие изменения в природе вы заметили? (день стал длиннее, солнце ярче светит, появляются сосульки )- Когда сосульки становятся большими, с ними что делают? (их сбивают)
- А зачем их нужно сбивать? (чтобы сохранить людям здоровье и жизнь, потому что сосулька может сорваться с крыши и падая может травмировать человека.)
- Кто должен сбивать сосульки? (взрослые люди, работающие в специальной службе)
- Сегодня на уроке мы своими знаниями будем сбивать сосульки с крыши. А для этого вам нужно правильно выполнять задания, которые записаны на них.
2. Проверка домашнего задания.
- Что записано на первой сосульке? (проверка домашнего задания)
- Какое задание нужно было выполнить дома? (записать слова в два столбика)
- Откройте тетради, проверим домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Приготовьте сигнальные карточки.
- Что обозначают слова первого столбика? (название предметов)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (кто это?)
- Проверим, какие слова записали в первый столбик.
- Что обозначают слова второго столбика? (название предметов)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (что это?)
- Проверим, какие слова записали во второй столбик.
- Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание)
- Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если всё выполнили правильно, поставьте 2 балла. Если допустили 1 ошибку или написали неаккуратно, поставьте 1 балл.
- Итак, вы своими знаниями сбили первую сосульку.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Тема нашего урока : «Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы.» Сегодня на уроке мы закрепим умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы и отработаем умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
III. Закрепление изученного материала.
- Подготовим наши пальчики к работе.
«Весёлые льдинки».
Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)
Над самым оконцем
Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)
Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)
Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)
По сосульками слезинки…
И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)
Весёлые льдинки.
1. Запись числа в тетрадь.
- Какое сегодня число?
- Запишем в тетрадь число и классная работа.
- Как будете записывать?
- Отступите 2 строчки вниз, на третьей 4 пальчика от края, запишите число 16 февраля, на следующей строчке классная работа.
2. Минутка чистописания.
- Ребята, скажите, февраль это какой месяц? (зимний)
- Какую букву любит зима? (з)
- Какая это буква? (Согласная, парная, звонкая)
- Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные)
- Прописная это какая буква? (большая)
- А строчная это… (маленькая)
- На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «З з»
- Посмотрите, как правильно пишется эта буква.
- Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.
- На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «З з».
- Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания)
- Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Тот, кто написал правильно и красиво ставит 2 балла. У кого не получилось написать все буквы правильно, ставит 1 балл.
- И вы сбиваете ещё одну сосульку.
3. Словарная работа.
- Чтобы сбить следующую сосульку вам нужно отгадать новое словарное слово. А для этого вам нужно быть внимательными.
Первая буква этого слова стоит на последнем месте в алфавите. (я)
(выставляю буквы на доску)
- Вторую букву вы писали на минутке чистописания. (з)
- Третья буква – безударная гласная в слове бусы. (ы)
- Четвёртая буква – последняя согласная в слове мак. (к)
- Какое слово получилось? (язык )
(выставляю карточку)
- Слово «язык» необычное. У него много значений. Одно из значений я вам скажу. Язык - это орган, который находится во рту.
- Для чего нужен язык человеку? (с помощью языка человек определяет вкус пищи, разговаривает )- Ребята, о других значениях этого слова вы узнаете самостоятельно. Сегодня после уроков сходите в библиотеку, возьмёте словарь и узнаете, какое ещё значение имеет слово «язык» и на следующем уроке расскажите мне.
- Прочитаем все вместе слово «язык». (хором)
- Сколько звуков?
- Сколько букв?
- Сколько слогов в этом слове?
- Как определяем количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)
- Назовите первый слог.
- Второй слог.
- На какой слог падает ударение? (второй)
- Какую безударную гласную нужно запомнить? .(я)
- Сможем ли мы перенести это слово с одной строки на другую? ( нет)
- Почему? (первый слог состоит из одной буквы, мы не можем оставить одну букву на строке)
- Как будете писать словарное слово в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы)
- Запишите словарное слово в тетрадь, а я на доске. Поставьте ударение и подчеркните безударную «трудную» гласную.
- Сколько звуков в слове? (4 зв.)
- Запишем в скобках.
- Сколько букв? (4 б.)
- Слогов? (2сл.)
- Закройте скобку. Запишите это слово в словарик.
- Что мы сейчас делали? (познакомились с новым словарным словом)
- Ребята, продолжаем работать с новым словарным словом. Подумайте, когда язык будет для нас другом, а когда врагом. Закончите предложение словами из правого столбика. Первое предложение докажет, что язык – наш друг. Какое предложение составите?
- Какое предложение составите, чтобы доказать, что язык – наш враг?
Язык ….. выдаёт секреты.
Язык….. помогает мне рассказывать.
- Запишем предложение, которое доказывает, что язык – наш друг в тетрадях на следующей строчке и на доске запишет ….
- Что мы сейчас делали?
- Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок)
- Возьмите листы самооценки, и оцените себя. Если всё выполнили правильно – 2 балла, если допустили ошибку- 1 балл.
- Ещё одну сосульку сбили. А сейчас немного отдохнём и физминутку проведём.
Физминутка.
Шаловливые сосульки
Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)
Сели на карниз. (Сесть на корточки.)
Шаловливые сосульки (Вставая, покрутить руками.)
Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)
Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.)
Две сосульки вниз смотрели
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
- Тихо сядут девочки, ёще тише сядут мальчики.
4. Работа по учебнику.
- Прочитайте задание на следующей сосульке. (работа по учебнику)
Откройте учебники на стр. 148, найдите упр.9
- Послушайте задание. (читаю полностью задание)
- Сколько предложений в этом упражнении? (3)
- Прочитайте слова в скобках первого предложения .- Измените эти слова так, чтобы они обозначали много предметов и поставьте вопрос к каждому слову.
- Какое первое предложение нужно будет записать?
- Прочитайте слова в скобках второго предложения .- Измените эти слова и поставьте вопрос к каждому слову.
- Какое второе предложение нужно будет записать?
- Прочитайте слова в скобках третьего предложения .- Как нужно изменить слова и какой вопрос поставить к ним?
- Какое третье предложение нужно будет записать?
- Сейчас мы запишем эти предложения. Писать будем аккуратно. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку. )- Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 9.»
- На следующей строчке 2 пальца от края, первое предложение запишет на доске…., остальные в тетрадях.
- Дальше будете работать самостоятельно. Данил, Света, Юля запишут второе предложение. Юля, какое предложение запишите? (В лесу живут (кто?) медведи, лисы, ежи.)
- А остальные запишут ещё и третье предложение. Стас, какое ещё предложение запишите?
- Приступайте к работе.
- Закончили. Давайте проверять. Будете читать предложения, называть слова которые изменили и , какой вопрос поставили к этим словам.
- Первое предложение читает ….
- Следующее предложение – …..
-Что вы сейчас делали? (записывали предложения, в которых изменяли слова и ставили к ним вопрос )- Возьмите листы самооценки, и оцените себя. Если выполнили всё верно, ставите 2 балла, если допустили ошибку или выполнили неаккуратно – 1 балл.
- Мы сбили с вами сосульку. Прочитайте задание на последней сосульке. (работа по карточке)
- Чтобы сбить следующую сосульку, вам нужно правильно выполнить задание по карточке. Но сначала выполним гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз (слайд)
5. Работа по карточкам.
- У вас на партах лежат карточки, в которых написаны предложения. Вы должны поставить вопрос к словам, обозначающих предметы.
- Возьмите конверт с карточкой. Приступайте к работе.
( В феврале солнце пригревает. В феврале бывают метели и вьюги. Собираются в стайки воробьи. С крыш свисают сосульки. Весело поют синицы. Февраль встречает весну. В феврале рождаются медвежата. Оживают птицы и звери. В феврале бывают оттепели. Начинает подтаивать снег. С ветки на ветку прыгают белки. )- Начинаем проверять. Какие вопросы, и к каким словам вы поставили?
- С чем мы сейчас работали? (с карточкой)
- Какое задание выполняли? (ставили вопрос к словам, обозначающих предмет )- Возьмите листы самооценки, и оцените каждый свою работу. Максимальное количество 3 балла.
- Мы сбили последнюю сосульку. Значит, настало время задать вам домашнее задание.
IV. Итог.
1. Объяснение домашнего задания.
- Слушайте внимательно. Будете работать по этим же карточкам. Вам нужно будет записать предложения с вопросом к словам, обозначающих предметы. Юля, Данил, Света запишут одно предложение из своей карточки, остальные два предложения.
2. Подведение итога.
- Ребята, скажите, какая тема нашего урока? (Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы.)
- Чему учились на уроке? (ставить вопросы к словам, обозначающих предметы.)
- Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам)
3. Оценивание.
- Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех?
- Юля, кто сегодня на уроке был активнее?
- Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали.
- Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3».
4. Рефлексия.
- Ребята, закончите предложение
Сегодня на уроке
я научился…
я выполнял задания …
я работал …
- Урок окончен. Всем спасибо.