Тренинг эффективного родителя Роль родителей в формировании нравственных качеств у детей


Тренинг родительской эффективности
Слайд № 1 «Роль родителей в формировании нравственных качеств у детей»
Цель:
Совместное осмысление идеи, что характер каждого человека имеет две стороны «светлую» и «теневую»;
Пробудить родителей к целенаправленной работе у себя и детей над отрицательными чертами своего характера;
Помочь в овладении методами самопознания и нравственной коррекции в собственном поведении
Оормление: Слова-афоризмы, карандаши, листы, игрушка
–Здравствуйте, хочется создать в группе дружелюбное, эмоционально тёплое настроение.
Давайте познакомимся.
Знакомство Цель: Усилить развитие группового единства, осознание важности и уникальности каждого присутствующего
- Ладони перед собой, поворачиваемся к соседу справа и называем ваше имя из детства, чтобы Вам нравилось его звучание (может так называла мама или папа, а может такой была ваша кличка у братьев и сестёр в семье, где вы росли, можно вариант, как вас называют друзья)
Разминка
«Встаньте, у кого 1 ребёнок,2,3 и более» (4 группы)
«Поменяйтесь местами» (у кого есть дети дошкольного возраста, школьного возраста, кто был вместе с детьми в церкви, кому помогают бабушки и дедушки в воспитании, )Разбились по парам .«Упр. Светлые надежды, тёмные опасения»
Цель: определить свои надежды и опасения по поводу детей, повысить эмпатию к другим членам группы, найдите 5 точек соприкосновения в паре. У каждой пары есть 5 минут , чтобы обнаружить как можно больше общего.
Презентация одного из пары другого «Чем мы похожи в паре» (5 точек)
Мы- разные и это замечательно, но у нас есть много общего. Мы болеем за своих детей и хотим им добра.
И религия, и философия, и наука утверждают, что у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить нужно, трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая среда. Нужны- образование, техника, наука. Нужны- мир и порядок., справедливость и т.д. Из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.
Вечно живут фундаментальные моральные правила: не делай другому того, чего себе не желаешь; почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй; не посягай на чужое.
Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность.
– О человеке написано много различных высказываний, афоризмов, но для сегодняшнего разговора на занятии представлены следующие два:
Слайд № 2 «Человек-это звучит гордо!» (А.М.Горький)
«Человек-это величайшая скотина в мире» (В.О.Ключевский)
- С каким из высказываний вы согласны, а с кем бы вы хотели поспорить? (пауза, говорят родители)
- Продолжите пожалуйста «Чем больше мы работаем над собой, тем…» (говорят родители) Подразумевается: «Тем быстрее мы скатываемся до уровня животных» НЕ моемся, не учимся, а только удовлетворяем свои животные инстинкты : - кушать,-спать,-размножаться и т.д.
Слайд № 3 «Человек, тебе дана возможность пасть до степени животного, но, и дана возможность подняться до существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воли»
Античный философ
Вывод? Человек несовершенен. В нём есть и положительные и отрицательные черты характера. Чтобы достичь чего-либо, необходимо работать над собой.
- Если мы попытаемся понять себя, то увидим, что наша природа противоречива- нам присущи как бы два противоположных человека (два разума)
Слайд № 4 «Я»- управляемое голосом совести. Стремление к добру (СВЕТ)
«Я»- Отражающее наши эгоистические побуждения (ТЕНЬ)
- Мы часто оказываемся в ситуации, когда боремся сами с собой (вспомните подобные ситуации из жизни)
Вот примерные ситуации для ребёнка (СОВЕСТЬ, СОБЛАЗН)
- Утром хочется спать, но надо идти в школу.
- Мама просит посидеть с младшим братом, а тебе хочется идти гулять с друзьями
- Родители беспокоятся об экзаменах и консультациях. У меня есть соблазн соврать.
Задание Необходимо выбрать
Слайд № 5 У каждого лежит список-перечень черт характера человека «Свет» и «Тень» Необходимо выбрать 3 черты, которые вы больше всего цените в людях; 3 черты, которые вам больше всего не нравятся в людях;
Обоснуйте свои (1-2) черты + и -
«Я и моя тень»
«СВЕТ»
Ответственный
Честный
Щедрый
Трудолюбивый
Сочувственный
Храбрый
Вежливый
Умный
Доброжелательный
«ТЕНЬ»
Безответственный
Нечестный
Жадный
Ленивый
Эгоист
Лицемерный
Грубый
Глупый
Завистливый
Фронтальный опрос:
Могут ли быть люди только с положительными чертами или только с отрицательными чертами характера?
Наши черты характера влияют на других людей? Как?
С какими людьми труднее?
Какими мы стремимся быть?
Что в себе должен развивать человек, чтобы положительных черт стало больше? (силу воли, нравственные ориентиры, СОВЕСТЬ, СТЫД) Можно СОВЕСТЬ сравнить с компасом, который указывает куда идти. Их особая ценность в том, что они способны объединять людей, направлять на путь добра. В конечном счёте только стыд и правда способны сохранить род человеческий, поэтому они относятся к общечеловеческим ценностям.
Кто отвечает за правильное формирование совести и стыда ? (Родители. Сам человек)Где тот первоначальный источник знания о хорошем и плохом, где человек учится различать , что такое хорошо и что такое плохо? (СЕМЬЯ)
Вывод: Последствия поступков по совести ведут к гармонии, равновесию, счастью. Поступки против совести ведут к беспокойству, к раздражительности, к несчастью, к РАЗРУШЕНИЮ ЛИЧНОСТИ,
В реальной современной жизни стираются границы между добром и злом. Под прикрытием деловитости расцветает эгоизм, оправдывается достижение цели любой ценой, возникает опасность уважения не честности и доброты, а преклонение перед богатством и властью денег.
Вопрос: «Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному?». (другой участник)
Вывод: - Потому что у каждого из нас есть то, что ему дорого, свои принципы, взгляды, которые так же влияют на наше поведение и поступки. В наш бурный век страстей и соблазнов мы так часто сталкиваемся с бессовестными поступками и так редко нас поражают поступки по совести. Если ты или ребёнок сбился с пути, общечеловеческие ценности помогут найти верную дорогу.
Как могут родители помочь ребёнку избежать и бороться с соблазнами? (Стараться жить по совести, находить хороших друзей, избегать плохих компаний, учить видеть опасные ситуации, уметь говорить «НЕТ»)
Разыгрывание ситуаций
Я очень хотел новый диск с современной компьютерной игрой. В магазине выставка дисков и можно незаметно стащить его… (Совесть, Соблазн) От кого зависит, кто победит? Какого волка мы больше кормим?
Я вижу в сумке у пенсионерки торчащий кошелек или подростки просят залезть в форточку… (Совесть, Соблазн) От кого зависит, кто победит?
Одноклассники перед дискотекой уговаривают выпить пиво или энергетик…(Совесть, Соблазн) От кого зависит, кто победит?
Слайд № 6 Отработаем вместе с детьми способы отказа
Когда есть угроза моему здоровью
Это противоправное действие/ правонарушение/уголовное преступление
Это против моих правил и убеждений
Это может вызвать осуждение (родителей, учителей , друзей, близких)
Многих драм м не произошло бы , если бы мы научили детей говорить НЕТ самому себе и другим в тех случаях, когда это может повредить им.
Это совсем не значит, что нужно лишать детей радости общения, быть в стороне от сверстников, не ходить на встречи и дискотеки, бояться и подозревать в плохом каждого. Один раз не сумел отказать и уже за решёткой. Советы детям от родителей
Держись подальше от тех мест, где продают сигареты, алкоголь, наркотики
Будь с теми, кто не пьёт и не курит, особенно в ситуации, когда могут предложить
Варианты отказа от предложения рискнуть своим здоровьем (например закурить, выпить пиво, попробовать наркотик, вступить в сексуальный контакт):КОГДА У ЧЕЛОВЕКА НЕТ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ, ДРУГИЕ МОГУТ ЛЕГКО НА НЕГО ПОВЛИЯТЬ.
Слайд № 7 Становление нравственных начал
Приемы отказы: Тренируйте уверенность в себе!
Нет, спасибо+ объяснение причины (головная боль, необходимость уйти, не хочешь огорчить родных)
Нет, спасибо+ предложение чего-то другого
Нет- без объяснения
Сделай вид, что не слышал предложение
Уйти в сторону от тех, кто предлагает
Портрет идеальных родителей, плохих родителей и настоящих современных родителей
-Каким родителем, вы себя считаете?
-Что может помочь стать лучше?
Упр. «Мои ресурсы»
Заключение. Рефлексия
Самый жизнелюбивый человек в нашей группе
Человек, в этой группе с которым я мог бы оставить детей на время отъезда
Занятие полезно тем, что…
ВЫВОД: Если каждый человек будет строить свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей, то в нашем мире все люди будут счастливы. Дорогие родители, мы хотим вам сделать небольшие подарки. На этих сердечках написаны те ценности, которые мы открыли для себя и детей, надеемся, что в ваших сердцах они также займут достойное мест. Пусть дети и мы будем стремиться к самим себе, но более чистым и светлым!
Спасибо за встречу, желаем вам в жизни делать правильный выбор в своих решениях.