Конспект семинара Технологии психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с нарушениями слуха


Технологии психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей с нарушениями слуха.
Разработчик-составитель: учитель Кузнецова Н.И.
ОГКОУ «Школа-интернат
для обучающихся с ОВЗ № 87»
Цель: познакомить с психолого-педагогическими основами профориентационной работы с учащимися с нарушениями слуха.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями профориентациооной работы в школе.
2. Выделить структуру психологической готовности учащихся с нарушениями слуха к выбору профессии.
3. Показать методику работы по профориентации в с глухими учащимися посредством практического занятия.
4. Проанализировать прослушанный и увиденный материал, обобщить.
План
1. Лекция Психологические основы профориентационной работы с учащимися, имеющими нарушения слуха как компонент учебно-воспитательной деятельности.
2. Вопросы и задания по теме лекции.
3. Просмотр занятия-игры «Человек и мир профессий»
4. Обсуждение. Анализ занятия.
Психологические основы профориентационной работы с учащимися, имеющими нарушения слуха как компонент учебно-воспитательной деятельности.
Вопрос о сущности социально-профессионального самоопределения занимает важное место в творческом поиске педагогов, психологов, философов. Современная концепция профессионального самоопределения (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская и др.), основанная на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности, рассматривает профессиональное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность, и трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные условия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях. Согласно концепции профессиональное самоопределение – процесс формирования у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что при таком подходе к профориентации последняя становится важным средством социализации школьников.
В исследованиях сурдопсихологов и сурдопедагогов (А.П. Гозова, Н.И. Букун, Э.Л. Бурменко, О.Г. Гонца, А.И. Иваницкий, В.Ф. Матвеев, Г.Н. Пенин) показано, что учащиеся с нарушениями слуха недостаточно информированы о мире профессий, имеют весьма общее представление о содержании, характере и условиях труда в той или иной области, недооценивают ее объективные трудности, что приводит к однообразию ввыборе ими профессии, недостаточной устойчивости профессиональных интересов, к ошибкам в профессиональном выборе.
Проведенное с учащимися 11 и 12 классов специальной (коррекционной) школы I и II вида анкетирование (Н. Ярошевич) выявило, что у 70 % выпускников отмечается завышенная личная самооценка, между тем, как профессиональная самооценка занижена. Выпускники школ считают, что они не могут работать там, где хотели бы, вследствие:
а) нарушения слуха;
б) низкой профессиональной подготовки;
в) отсутствия информации о возможных рабочих местах для инвалидов.
В профориентационной работе с неслышащими учащимися можно выделить две составляющие: психологическую и педагогическую. Большая роль в самоопределении подростков в выборе профессии принадлежит развитию, активизации творческой познавательной деятельности как в субъективном отношении (развитие психологических компонентов личности, определяющих готовность к выбору), так и в объективном – определение психолого-педагогических факторов и средств формирования профессиональной готовности. Работа идет от выбора к самоопределению. Профессиональной заданности у человека нет, практически можно достичь профессиональных успехов в любой деятельности при наличии сильного желания. Здесь важна осознанность выбора. Готовность молодежи к сознательному выбору профессии определяется ее информированностью о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью (А.П. Гозова, 1979).
Главной задачей профориентации является не управление ПС школьников, а всестороннее развитие личности и активизация самих школьников в процессах определения себя, своего места в мире профессий.
Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.
В процессе проведения профориентационных мероприятий решаются следующие психолого-педагогические задачи:
• расширение знаний учащихся о мире профессий, а также формирование умения ориентироваться в этих знаниях;
• определение структуры наиболее развитых способностей учащихся с недостатками слуха с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, прогнозирования возможных мер содействия в приобретении будущей профессии;
• формирование у учащихся адекватного понимания своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей;
• выработка умений: соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии; сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда; оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования;
• формирование чувства ответственности за свои действия и решения.
В специальной литературе достаточно четко обозначены основные условия осознанного выбора профессии:
• информированность о многообразии мира профессий;
• знание общественных потребностей в определенных специалистах в конкретном регионе;
• адекватное представление о себе и своих возможностях;
• наличие реальных жизненных и профессиональных планов.
Психологический аспект профдиагностики предполагает диагностику психологического статуса, определение психологических противопоказаний к условиям профобучения и трудовой деятельности на основе соответствия психологического статуса подростка требованиям профессии, определение потребности в психокоррекционных мероприятиях. Для успешного (результативного) проведения профориентационной работы необходимо изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии. С этой целью используются: тесты, опросники, проективные методики, наблюдение.
Тест «Самооценка психических состояний»
«Методика выявления стержневых черт характера»
«Карта интересов»
«Предпочтительные виды профессиональной деятельности»
«Дифференциально-диагностический опросник»
Методика «На распутье»
Анкета «Моя будущая профессия»
Комплекс методик включает простые, хорошо проверенные и информативные анкеты и тесты, предназначенные для количественной оценки интересов, склонностей, особенностей личности школьников. Важное место в профориентационной работе отводится наблюдениям за каждым учеником. В процессе наблюдений выявляется:
• какие области знаний и труда больше всего интересуют ученика;
• каковы успехи в овладении практическими трудовыми действиями, содержанием учебных предметов, в дополнительном образовании;
• какие профессии интересуют;
• чем рекомендуют заниматься родители.
Накопленные сведения постоянно фиксируются в индивидуальной профориентационой карте, используются для развития и коррекции личности учащегося с недостатками слуха, подготовки к осознанному выбору профессии. С учетом интересов ученика, их соответствия возможностям, умственному и физическому развитию, состоянию здоровья, а также спросу на рынке труда в регионе выбираются направления индивидуальной и групповой работы с учащимися и их родителями по ориентации на определенные виды труда, специальности, профессии, по которым можно учиться и трудоустраиваться.
Для изучения качеств личности сурдопедагог может использовать: наблюдение, анкетирование, беседу, анализ учебной и кружковой работы, общественно полезной деятельности. На каждом возрастном этапе необходимо выделить сильные стороны школьника, которые проявляются не только в учебе, но и в каком-либо виде деятельности, и акцентировать на этом внимание. Следует фиксировать устойчивость тех или иных интересов, предпочтение видов деятельности, ценностные ориентации, самооценку возможностей учащихся с нарушениями слуха.
Целенаправленное изучение личностных качеств помогает школьникам разобраться в себе, оценить свои возможности. Например, подростки с нарушениями слуха недостаточно учитывают имеющиеся отклонения в здоровье, состояние эмоциональной сферы, согласованность интересов, склонностей с профнамерениями. Целесообразно подобрать такие занятия по внеклассной работе, которые моделируют избираемый вид деятельности: конкретную кружковую работу или факультатив, посещение Дома творчества, клуба и т. д. Часто отсутствие активной пробы сил, неумение использовать имеющийся опыт приводят к тому, что формируется неадекватная оценка своих возможностей.
Педагог обращает внимание школьников на то, что, прежде чем выбрать профессию, он должен как бы «примерить» её на себя, соотнести со своими особенностями, проанализировать различные варианты.
В случаях, когда наблюдается недостаточное развитие определенных способностей, черт характера, необходимых для выбранной профессии, подбираются специальные упражнения, проводятся специальные тренинги, трудовые, учебные, спортивные занятия и т. д. Например, волю, находчивость, координацию движений хорошо развивают спорт, а организаторские и коммуникативные способности – занятия общественной работой.
В нашей школе проводятся занятия по программе «Мой выбор»
Программа занятий состоит из трёх блоков.
Первый блок программы направлен на формирование коммуникативных умений и представлен в виде коммуникативных игр (с 1 по 9 занятие)
Второй блок представлен профориентационными играми, которые помогают сформировать у учащихся осознание типичного и специфического в выборе профессии ( с 10 по 20 занятие)\\
Третий блок представлен комплексными занятиями, которые содействуют в определении профессиональных интересов и склонностей, развитию умения выделять ПВК.
Тренинги: «Время выбирает нас» Цель: Формирование готовности учащихся самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального развития.
«На пороге взрослой жизни» Цель: Активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.
«Остров радости и Успеха» цель: cоздание условий для повышения мотивации успешности подростков.
Данные занятия проводятся как педагогом психологом лично, так и совместно с воспитателями, классными руководителями, учителями-предметниками.
Выбор каждого направления необходимо подкрепить запасным вариантом. Например, школьники не знают, что одну и ту же профессию можно получить в разных учебных заведениях. В случае выбора профессионально-технического училища или техникума уточняется факультет, сроки обучения, пути дальнейшего профессионального роста. Правильное представление подростком с нарушением слуха своих интересов, склонностей, способностей позволит ему более точно соотнести их с требованиями избираемой профессии.
Опыт показывает, что лучше подготовлены к выбору профессии те учащиеся, которые принимают активное участие в разработанных общественных делах, имеют определенные увлечения, интересы. Чем разнообразнее формы деятельности, в которых подросток принимает участие, тем больше вероятность правильного выбора профессии.
Исследования показывают, что лицам с нарушением слуха может быть рекомендован широкий круг профессий.
Однако при выборе необходим учет некоторых условий, ограничивающих круг профессий, рекомендуемых для данной категории учащихся. Эти условия сводятся преимущественно к следующему:
• ряд специальностей может оказаться непригодным из-за того, что при работе требуется слуховой контроль. Между тем, при современном уровне развития техники имеется возможность заменить участие слухового анализатора подачей специальной информации, доступной для восприятия сохранными анализаторами неслышащих (зрительным, тактильным, вибрационным и др.) – Кроме того, появление современных слуховых аппаратов, основанных на цифровых технологиях, предоставило новые возможности восприятия звуковой среды. Поэтому некоторые специальности, закрытые ранее для глухих, в условиях современного производства могут оказаться для них доступными;
• определенные специальности не могут быть рекомендованы глухим по соображениям техники безопасности (подземные, взрывные, подводные работы, лесозаготовки);
• нарушения вестибулярного аппарата, которые часто имеют место у глухих, ставят под сомнение возможность овладения профессиями, связанными с работой на большой высоте;
• некоторые профессии непригодны для неслышащих, так как требуют постоянного речевого контакта с окружающими.
Не должны рекомендоваться профессии, обучение которым может осуществляться на базе низкой общеобразовательной подготовки.
При выборе профессии для глухих и слабослышащих учащихся необходимо учитывать:
• возможность организации профессионального обучения в школе. Иногда сложность оборудования не позволяет организовать подобное обучение в школьных условиях;
• производственное окружение школы и степень востребованности тех или иных специальностей в данном регионе;
• необходимость и возможность соединения физического и умственного труда в ходе производственного обучения;
• профессиональные интересы неслышащих школьников;
• перспективы дальнейшего развития определенной специальности в условиях технического прогресса.
Современное производство требует широкой общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки. В связи с этим ученикам с нарушениями слуха необходимо давать профессию с «широким профилем», которая предусматривает наличие нескольких смежных специальностей, а также умений и навыков, используемых в разных видах трудовой деятельности.
Важным звеном в системе профориентации учащихся с недостатками слуха является взаимодействие школы с родителями. Вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям рынка труда. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду, выбору профессии, к получению дальнейшего образования.
Профессиональная ориентация школьников с недостатками слуха реализуется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включая и общеобразовательные предметы, занятия в учреждениях дополнительного образования (кружки, студии, секции, клубная деятельность), но кроме того она целенаправленно ведется на уроках трудового обучения, ознакомления с окружающим миром, на занятиях по СБО, а также на специально организованных профориентационных занятиях.
Профессиональное образование, самоопределение и социальная адаптация в нашей школе включает:
Трудовое обучениена базе школы по профилям: швейное, столярное дело (уровень начального профессионального образования).
Овладение компьютерной грамотностью по программе
«Пользователь компьютера»и по программе «Art-Raqe»предполагает:
разработку программного научно-методический комплекса к курсу «Пользователь компьютера».
увеличение количества часов на работу с компьютером за счёт кружковой работы.
обеспечение выхода ОУ в Интернет.
укрепление материально-технической базы кабинетов информатики и индивидуальной работы по формированию произношения и развития слухового восприятия.
Формируемые навыки:
закрепление понятийного аппарата при работе на компьютере с помощью графического редактора «Art-Raqe» и графического планшета Wacom;
тренировка в умении использовать выразительность художествен-ных материалов, эффектов;
формирование отчётливых разносторонних представлений о работе компьютера, умения использовать полученные знания и приёмы в знакомой обстановке;
выработка учебной мотивации;
умение давать оценку коллективного поиска и полученного результата в совместной творческой работе
предупреждение эмоциональных срывов, создание благоприятного климата, психологического комфорта;
развитие умения сравнивать, сопоставлять, говорить логично, доказательно на основе плана или схемы.
Предпрофильная подготовка по программе «Рисование на компьютере с использованиемпланшета Wacom предполагает:
эстетическое воспитание учащихся;
формирование художественного вкуса;
развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания, сообразительности, смекалки, творчества учеников средствами графических изображений;
привитие любви к искусству;
развитие стремления к познанию компьютерного рисунка;
приобретение умений и навыков, необходимых для овладения компьютерной графикой, рисунком;
всемерное содействие компенсаторному психическому развитию
глухих детей;
развитие пространственной ориентировки и кругозора;
формирование и развитие пространственных представлений: глазомера, точности, ручной моторики;
Интеграция со слышащими сверстниками на базе других учебных заведений:
Муниципальный учебный комбинат. Дополнительные занятия по профессиям швея-мотористка, столяр (строительный), получение квалификационного разряда;
Ульяновский фармацевтический колледж. Занятия в подготовительных группах по профессии «лабораторная диагностика»;
УлГУ, факультет адаптивной физкультуры (организация педпрактики студентов, совместные спортивные праздники);
Димитровградское ПТУ для инвалидов (закройщик, швея, вязаль-щица трикотажных изделий) – дни открытых дверей, совместные праздники, выставки изделий, демонстрации моделей и т.п.);
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению
Под психологической готовностью к социально-профессиональному самоопределению понимается устойчивая характеристика личности, имеющая определенную структуру, в которую включаются:
• положительное отношение к трудовой деятельности;
• потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей;
• умение использовать знание о себе в целях социально-профессионального самоопределения;
• сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений;
• адекватная самооценка профессионально важных качеств.
Структура психологической готовности включает в себя следующие компоненты: когнитивный; мотивационно-ценностный; деятельностный (практический).
1. Когнитивный (информированность) – подразумевает знания о мире профессий и рынке труда; осведомленность об избираемой профессиональной сфере; информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам работника; представления о своих особенностях, склонностях и ПВК; наличие допрофессиональных знаний и умений и др.
2. Мотивационно-ценностный – наличие и структура мотивов выбора профессии; положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная позиция ученика в определении своего социально-профессионального статуса; потребность проверить свои знания на практике и др.
3. Деятельностный (практический) – умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для её достижения; самоанализ; самоконтроль профессиональных планов; самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к социально-профессиональному самоопределению; наличие практического опыта деятельности, приближенной к профессиональной.
Готовность к профессиональному самоопределению – динамичное личностное образование. Оно изменяется, и в разные периоды развития на первый план могут выходить те или иные компоненты готовности. Готовность имеет неодинаковые границы созревания, входящие в её структуру компоненты развиваются и меняют свою значимость.
Критериями результативности профориентационной работы могут быть следующие показатели:
1) сформировавшееся решение учащегося о выборе профессии;
2) обоснованность решения, в котором согласованы «хочу», «могу», «есть», «надо»;
3) удовлетворенность выбором профессии;
4) уверенность в правильности выбора;
5) совпадение выбора профессии с рекомендацией педагогов;
6) реальные достижения и успехи в учебе и работе при освоении избранной профессии;
7) успешная адаптация и профессиональный рост в избранной профессии.
Результатами работы можно считать следующие показатели:
По средним статистическим данным за последние 3 года 30% выпускников продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях, 50% - в начальных профессиональных училищах. Около 20% устраивается на промышленные предприятия города и области. Выпускники продолжают обучение в таких учебных заведениях, как Ульяновский фармколледж, Димитровградское ПТУ для инвалидов, Тульское ПТУ, Челябинское ПТУ, Санкт-Петербургский восстановительный центр, Пензенский зубопротезный колледж.
Рассмотренные аспекты работы по профессиональной ориентации школьников с недостатками слуха нуждаются в коррекции с учетом особенностей региона, школы, возможностей и особенностей учащихся, с которыми ведется работать на разных стадиях развития человека, а сама структура носит индивидуальный характер, зависящий от объективных и субъективных факторов развития ребёнка.
Вопросы слушателям.
1. Сформулируйте задачи профессионального и трудового обучения неслышащих школьников.
2. Определите специфическую направленность обучения учащихся с недостатками слуха.
3. Назовите формы профориентационной работы и раскройте их значение для выбора будущей профессии глухими школьниками.
4. От каких факторов зависит возможность получения современных профессий глухими школьниками?
Занятие -игра по профориентации
"Человек и мир профессий"
Цель: формировать представления учащихся о мире профессий.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить учащихся с житейским способом выбора профессий.
Информировать их о качествах, присущих людям тех или иных профессий.
Помочь в определении своих интересов и способностей.
Воспитательные:
Воспитывать осознанное отношение к выбору профессии.
Продолжать работу по улучшению нравственного климата в классе.
Коррекционные:
Совершенствовать навыки чтения с губ, произносительные навыки.
Формировать словесно-логическое мышление, оперативную память
План занятия.
Провести игру: “Назови профессии или специальности на заданные буквы”.
Провести игру: “Самая – самая”.
Изучить житейский метод выбора профессии.
Провести игру: “Угадай профессию”.
Выявить и перечислить профессиональные качества.
Провести тестирование по ДДО Е.А. Климова.
Оборудование: стенды классификации профессий, карточки с названиями профессий,тестовые бланки, презентация «Загадки о профессиях».
1. Слово педагога.
Ребята, не далек тот час, когда вы получите документ об окончании школы и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
2. Игровая разминка.
Игра первая:
на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности,начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?
К Р Ф П
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной
Парашютист
Вторая игра:
"САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая неприличная (венеролог, ассенизатор...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
3. Слово педагога.
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом,разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более –полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников, скорее всего, выберет более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово житейскийговорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт:“востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Положение можно изменить, если иметь мечту,желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями,причем – неоспоримыми.
4. Игровая разминка.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.
Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание:
необходимо изобразить профессию,указанную в карточке при помощи жестов и мимики,без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий
Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея,врач, художник и т.д.
5. Профессиональные качества”.
Давайте настроимся на серьезную работу.
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий.Запись осуществляется учителем на доске).
повар УЧИТЕЛЬ Оператор ПК водитель
выносливость Любовь к детям Высокая острота зрения бдительность
Ручная ловкость Гуманность Точная координация движений Собранность
предусмотрительность
Обонятельная чувствительность Образованность Сосредоточенность внимания Информированность
Ответственность Терпение честность наблюдательность
Точность Находчивость Точность
Цветовое восприятие
Вкусовая память Самосовершенствование Информированность Достаточная острота зрения
Сила воли Эрудированность Тактичность Находчивость
Информирован
ность Интуиция Ответственность Хорошая координация рук Воспитанность Собранность
Хорошая оперативная память
Умение оперировать цифрами, информацией Интуиция
Информированность Ответственность
Коммуникабельность Порядочность
Милосердие А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:
Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.
Физическая подготовка Физическая подготовка
Дисциплина Смелость
Решительность Знание психологии
Находчивость Находчивость
Самосовершенствование Выдержка
Собранность Самосовершенствование
Ответственность Собранность
Отвага Решительность
Патриотизм Воображение
Знание техники и оружия Артистичность
(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН)
Какая картина вырисовывается перед нами?Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации,человек должен быть всесторонне развитым.
6. Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)
Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).
7. Подведение итогов
Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек – природа”,“Человек – техника”, “Человек – человек”,“Человек – знаковые системы”, “Человек –художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.
Загадки о профессиях.
Какие моменты занятия остались в нашей памяти?
Над чем вам хочется задуматься?
Спасибо за работу!
Вопросы слушателям.
1. Какие методические приёмы использовались для активизации речевого общения с неслышащими школьниками?
2. Выделите тип труда, где люди с нарушениями слуха будут испытывать большие трудности по сравнению с другими. Обоснуйте свой ответ.
3. Составьте и проведите игру или игровое упражнение по профориентации с глухими школьниками (задание по подгруппам)