ТИПИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ТИПИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ИХ
ПРЕОДОЛЕНИЯ
Типичные отклонения
Коррекционная деятельность
Лживость
В основе л
ежит стремление защитить себя от
наказания и/ил
и унижения. Такое поведение
сиг
нализирует о том, что ребенок не
до
веряет взрослым, или о том,
что у него не
было возможности
оценить преимущество
говорить
правду. Вероятно, у ребенка не
выработалось умение
справ
ляться с
трудностями
Важно быть твердыми
, справедливыми и
последователь
ными. Подавайте хороший
пример. Хвалите ребенка вся
кий раз, когда он
говорит
правду. Покажите, как вы справ
ляетесь
с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите
за тем, чтобы беседы не
носили характер
скучных лекций
на тему морали
в
се фразы
должны быть краткими и
убедительными)
Ругательства
Ругательства и ненормативная
лексика стали
теперь для мн
огих
детей и подростков своего
рода
ритуалом посв
ящения. Сверст
ники
бранятся
надо быть
таким, как они.
Полностью отвр
атить ребенка от этого почти
не
возможно, но можно отучить его
браниться в
школе и других при
сутственных местах. Самое
за
мечательное, что можно сде
лать,
это
научить детей
пере
ж
ивать огорче
ния без гнева
и ру
гани
Не ©стреляйте из пушек по воробьямª
не надо
ответных угроз и паники. Говорите
детям
правду: ругань
это про
явление собственного
бессилия перед ситуацией, это только слова, а
жизнь ждет действий по решению про
блем.
Гнев
плохой советчик
. Это каждый знает на
своем
опы
те. Выражайте свое понима
ние того,
что в 10
12 лет чело
веку хочется казаться
старше и сильнее (на самом деле
быть как
все). Дайте ребенку понять, что бранные слова
могут очень сильно задеть
человека и надолго
оставить след в его жизни: ©Это всего лишь
слова для тебя, но если прислушаться к смыслу
того, что ты говоришь, то человеку может быть
очень трудно простить тебе сказанное. Зачем
наживать врагов?ª. Иногда можно выразить
уважение к челов
еку, который, воздер
жавшись
от ругани и гнева, про
явил свою силу и
зрелость
Импульсивность
Кажется, что ребенок постоянно попадает в
беду, так как у него
отсутствует способность
оцени
вать свои поступки: в поведении
ребенка
очень слабая связь ме
жду
причиной и
следствием. Та
кое поведение говорит о том, ч
то
©внешний к
онтрольª был непо
следователен или
отсутствовал вообще
Формируйте правила пр
осто и конкрет
но.
©Внешний кон
трольª должен продолжаться
достаточно долго, чтобы
пробудить ©контроль
внутреннийª. Будьте терпеливы, но
настойчивы. Уровень в
аших ожиданий должен
соответст
вовать требованиям, которые Вы
предъявляете детям
Склонность к воровству
Большинство детей хотя бы од
нажды что
-
нибудь крадут, но, за исключением т
ех детей,
которые
были приучены к воровству в ран
нем
возрасте, склонность ребенка
к воровству почти
всегда симво
лична. Ребенок нуждается, скорее
всего, не во владении объектом, а в любви,
внимании или обретении
особого статуса.
Воровство при
обретает
характер ©вещей
найденныхª или ©подаренныхª. Час
тые кражи
среди детей 10
12 лет
предвестник того, что
позднее у них могут возникнуть проблемы с
законом. Чем дети старше, тем т
руднее
изобличить их в воровст
ве
Будьте твердыми и последовательными, о
сознав
наличие этой проблемы. Младши
м детям легче
объяснить, что во
ровать
не нормально (не
нанося им при этом травмы): ©Я понимаю
тебе нравиться вещь, но она принадлежит
другому. Плохо бра
ть чужие вещи. Поставь ее
на ме
сто…ª. Приучая детей быть че
стными,
расскажите им слу
чаи проявления честности из
своей жизни и опишите ход ваших
рассуждений: ©…Однажды в магазине мне дали
лишние деньги на сдачу… Очень хотелось
купить себе на эти деньги…, но я представила
себе, что у продавца могут быть серьезные
неприятности…ª и т.д. С детьми более
старшего возраста имеет смысл говорить более
прямо: ©…Я не видел, что это ты взял, но, как и
многие люди, я чувствую
это. Пойми
ситуация не по
зво
ляет мне оставить этот
факт
без внимания. Если это во
ровство
это о
чень
серьезно, но я могу понять признание и
раскаяние. Воровств
о и трусость
вот что я
прези
раю...ª. Обязательно рас
скажите о
последствиях воровст
ва во ©взрослойª жизни и
о возможных наказаниях, но не конкретно для
этого ребенка, а о существующих зако
нах
вообще. Когда вы убедитесь в том, что правила
поняты, стремитесь, чтобы реб
енок отвечал за
совершенный по
ступок. Хвалите ребенка
за
любые другие правильные по
ступки. Не
оставляйте б
ез вниман
ия старания быть
чест
ным. Обсудите зависть как стремлени
е
жить чужой жиз
нью. Избегайте ситуаций,
провоцирующих желание ©взятьª чужую вещь.
В стенах школы к ребенку может приклеиться
ярлык
это недопустимо. Разговор должен
быть прямым, но с гаранти
ей: в случае
раскаяния и отсут
ствия повторений все
останется
между вами
Тревожность
Нельзя недооценивать, насколько сильно жизнь
в своих проявлениях
может беспокоить детей,
особен
н
о если тревожность (беспок
ойст
во)
присуща их родителям. Школьники часто
бывают чрез
мерно озабочены школьными
де
лами, вопросами
смерти и здоро
вья,
социальными отношениями. Более 70% детей в
возрасте от 8 д
о 14 лет время от времени
исп
ытывают с
ерьезные тревоги по по
воду того,
что им что
-
то и где
-
то
не удалось. В норме это
переж
ивается и проходит в каждом кон
кретном
случае.
©
Застаи
вание
ª в тр
евоге
вот когда
требуется по
мощь. Постоянная тревожность
классический признак нарушений в сфере
детско
-
родительских отношений, к примеру,
всякого рода лишений в раннем детстве.
Наличие скрытой тревожности можно
отследить по бытовым
п
роявлениям:
чрезмерному пе
рееданию или жадности, и не
только по отношению к еде. Мо
жет проявиться
нежелание де
литься с товарищами всем, что
у
него есть: игрушками, школьны
ми
принадлежностями
чем бы
ни то было. Все
эти вещи
сим
волы привязан
ности и
положи
тельных эмоций, которых де
ти были
лишены или получали не
достаточно
Прозондируйте почву, выясняя причину тревог,
и дайте ребенку возможность
поразмышлять
над жизненными си
туациями: ©Если бы я
попросил твоего ровесника назвать три
основн
ых момента, которые его беспокоят, то,
как ты думаешь, какими были бы ответы?ª;
©Если бы человек, младше тебя на три года,
беспокоился по поводу... (оце
нок, здоровья ...),
то какой совет ты мог бы дать ему?ª; ©Составь
списочек того, что тебя может беспок
оить на
следующей неделе. Пото
м мы проверим, как это
сбывает
ся. Могу спорить, что большинство
твоих беспокойств ни
-
когда не подтвердитсяª.
Нельзя называть тревоги ребенка ©глупостямиª
для него это серьезно. Сопереживайте:
©...МНОГИХ это беспокоит в тв
оем в
озрасте.
Со мной бы
вало такое ... ª. Учите, как можно
увидеть ситуацию по
другому: ©Наше
беспокойство, как воздушный шарик: мы его
надуваем
оно растет. Выпусти из него воздух
оно станет маленьким ... ª.
Важно, чтобы
ребенок почувство
вал любов
ь к себе. Следует
чаще говорить с ним на языке чувств.
Например: ©Я вижу,
ты расстроен ... ª; ©Я рада
те
бя видетьª. Уровень наших ожиданий и
действий должен быть минимальным. Ва
жно
работать над повышением са
мооценки ребенка
посредством поддержки и поощ
рения
Наркотики и алкоголь
Когда дети приближаются к 13
-
л
етнему
возрасту, наркотики, ал
коголь и сигареты
становятся им более доступны
дети начинаю
т
представлять коммерческий ин
терес для
сбытчиков. Средства, применяемые для
Важно постоянно отслеживать формирование
групп риска. К ним принадлежат дети, на кого
снижено влияние родителей, кто прогуливает
занятия и
от
личается устойчивой
неуспеш
ностью. Кроме того, важно
контролировать детей, пережив
ших сер
ьезные
вдыхания (клей, растворит
ели…), вообще
легко
доступн
ы. Около 30% уч
ащихся в возрасте 12
13 лет зна
ю
т кого
либо, кто получает
©удо
вольствиеª от применения таки
х средств,
т.е. рекламирует по
добную практику. Эти
средства могут вызывать нео6рати
мые
изменения в ЦНС и даж
е вне
запную смерть, но
они доступны
. В стенах школы при
вниматель
ном отношении ее работнико
в факты
употребления детьми ал
коголя, наркотиков или
других психотропных средств утаить
практически очень сложно. З
начит, ситуацию
мы можем контро
лировать и даже
кардинально
улучшить
психологические потрясения и физическое
насилие, депрессивных, оз
лобленн
ых, детей с
заметно сни
женной мотивацией к обучению,
скучающих в повседневной жизни. Многие
ребята знаю
т, что наркотики и раннее
упот
ребление спиртного
запретны. Они
боятс
я наказания за свой первый эксперимент и
теряют надежду на понимание и прощение со
стороны взро
слых, а значит, и отрицают
воз
можность помощи. Тут можно поставить
вопрос так: ©Я хочу поделиться с вами
секретом: когда ребенок попадается с
наркотиками, то р
одители (учителя) приходят в
ярость. Это вызвано тем, что они знают
об
огромном вреде, который нар
котики могут вам
нанести. Э
то случается почти всегда.
Каж
дый,
кто их употребляет, ра
но или поздно платит за
это сво
им здоровьем и даже жизнью. Родители
впадают в ярость от страха за вас и понимания,
что вы можете скрывать от них правду, а потом
неожиданно умереть. Отказ от употребления
наркотиков
это не слабость. Это проявление
зрелой силы и ума. Не надо стесняться быть
человеком сильным духомª. Учите д
етей
говорить ©HET!
ª Тренируйте уверенность в
пра
вильном выборе, уверенность в себе.
Репетируйте с ними отказ. Предложите разные
ф
ормы: ©Ни за что! Почему ты хо
чешь, чтобы я
попал в беду?ª; ©Забудь об этом!!!ª; ©Это
не
из моей жизни!ª Напомните детям
, чтобы они
сразу уходили, прекращали разговор с
то
рг
ов
цами алкоголем и наркотика
ми.
Объясните им, что на них просто зарабатывают
или хотят разделить с ними свою кат
ящуюся
под откос жизнь. Покажи
те, что их хотят
использовать, считая безвольными и глупы
ми.
Расскажите, что обще
ство защищается от
подобных лю
дей. Помните, когда мы говорим
ребенку, что можно делать, а чего нельзя, мы
обязательно должны подготовить его к
возможным вариантам прак
тического развития
ситуации.