Урок в 5 классе «Секреты общения»


Секреты общения
Ничто не стоит нам так дёшево и ничто
не ценится так дорого другими, как вежливость.
М.Сервантес

Общение - обмен информацией и эмоциями между людьми (межличностное), группами (межгрупповое) является основным средством самоутверждения личности.
Общение происходит по двум психологическим каналам: словесному (речевому, вербальному) и эмоциональному (невербальному).
Особенности речевого общения
В речевом обращении имеет значение умение говорить красиво, убедительно, ясно. Для выступления важна общая композиция, логика речи, которая украшается риторическими узорами и цветами красноречия. Недаром существует понятие «ораторское искусство», которым можно воздействовать на людей, равно как музыкой, песней или ритуальным действом.
Речь. Слово, речь основы средства общения. Содержание речи несёт ту информацию, которую вы хотите передать: существо дела, свое отношение к нему, наконец, свои ожидания ответных действий партнера. Чем яснее, доходчивее, выразительнее ваша речь, тем скорее вы добьётесь цели общения. Культура речи вырабатывается всеми школьными предметами, особенно гуманитарными.
Примечание. Однако в молодёжной, подростковой среде часто встречается примитивная речь, щедро украшаемая жаргонными и нецензурными словами. Попробуйте-ка сказать кому бы то ни было: «Ты примитивная личность!» Это прозвучит как оскорбление для любого человека. А примитивный стиль речи как раз и свидетельствует о личностной и социальной незрелости человека, о его примитивности. Примитивная речь, примитивный стиль общения задерживают, ограничивают дальнейшее развитие речи человека, что впоследствии может отразиться и на его общем развитии.
Познакомимся с некоторыми приёмами, помогающими достичь цели (эффекта) при речевом общении.
Обращение. Интонация, с которой вы произносите имя вашего партнёра, должна отражать положительное отношение к нему. Нсли же вы рассчитываете на взаимную симпатию, можно применить ласкательную форму имени, соответствующий эпитет (дорогой, любимый, уважаемый и т.п.). Для человека пет ничего слаще его имени, произнесённого с уважительной, почтительной или любящей интонацией.
Первые фразы. Привлечь к себе внимание как к личности можно при помощи подобранных или «с ходу» придуманных фраз. Например, художественно выразительное высказывание кого-то из популярных авторов или актёров («Лёд тронулся, господа присяжные...»).
Возбуждение интереса, проблематизация. За первыми эффектными фразами должно последовать интересное для партнёра содержание. По преподнести его выгоднее всего в виде предположения, проблемы, догадки, которую надо предложить разрешить вместе.
Разрядка. Часто ваш собеседник, с которым вы беседуете, или компания, в которой вы выступаете, испытывает утомление от умных разговоров. Юмор, остроумное высказывание, шутка, весёлый каламбур прекрасное средство снятия напряжения или усталости.
Интонация. Живая речь неотделима от интонации сочетания тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Интонация это ключ, с помощью которого открываются каналы восприятия, понимания, усвоения информации. Известная максима «интонация важнее информации» говорит о значении чувственной окраски речи.
Невербальные средства общения
Второй канал общения невербальный, дополняет вербальный, но может играть и самостоятельную роль. Он осуществляется следующими способами.
* Мимика (положение и движение частей лица). «Лицо зеркало жизни,
глаза зеркало души», утверждали древние. Тому, кто умеет читать по лицам и заглядывать в глаза, не нужно долгих доверительных бесед, чтобы понять, что за человек находится перед ним. Но и ваш партнёр может тоже читать по лицу. А потому улыбайтесь! Этим вы не только скроете некоторые свои проблемы от дотошного партнёра, но и поднимете себе настроение.
Ваша мимика должна соответствовать содержанию ваших слов, подчёркивать определённые высказывания. Ваши партнёры по контакту должны всегда понимать по выражению вашего лица, что вы убеждены в том, что говорите, доброжелательны по отношению к ним.
Пантомимика (положение и движение частей тела). Многое можно выразить положением, позами. Поза может выражать превосходство, уверенность, подобострастие и другие виды отношения к партнёру. Естественность в движениях располагает к говорящему, излишняя подвижность, жестикуляция производят невыгодное впечатление, выдают нервозное состояние, заставляют сомневаться в истинности информации.
Зрительный контакт. «Лучше слов порою взгляды говорят», это справедливо особенно при передаче чувств. В речевом общении следует поддерживать постоянный зрительный контакт, смотрите в глаза спокойно и доброжелательно, заинтересованным взглядом.
Упражнение «Бессловесное общение»
Сообщите какую-либо информацию группе с помощью невербальных средств.
Психологические позиции и установки в общении
Позиция это то состояние и те установки, которых мы придерживаемся в конкретном общении и которые проявляются сейчас, в данной ситуации. Какими разными могут быть эти установки, становится ясно из стихов Р. Гамзатова:
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая;
«Я с этим человеком незнаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»

Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком незнаком,
Что я могу сказать о нём плохого?»
Закон заслуженного собеседника. А.А. Ухтомский сформулировал объективный психологический закон общения. Известная истина, выраженная поговоркой «С ке.м поведёшься, от того и наберёшься», имеет и обратную силу: «Каков ты сам, таким и будешь представлять и строить своего собеседника» {он явится тебе таким, каким ты его заслужил).
К каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил (каждый видит в мире и в людях то, что он ищет и чего заслуживает).
Каждый из вас, взаимодействуя с другими, невольно занимает какую-то из позиций. Но можно обдумывать свою позицию в общении заранее.
Позиции Д-В-Р. Вам известны (из курса «Сделай себя сам» VI кл.) три знаменитые позиции, три инстанции внутри каждой личности, которые определяют характер и даже частично содержание общения:
детская позиция (Я-ребёнок, дитя) эмоциональная, непосредственная, неуверенно-подчинённая или стихийно-взрывная;
родительская (Я-родитель) - самоуверенно-авторитетная, насильственная, агрессивная или покровительственная;
позиция взрослого (Я-взрослый) - - рациональная, сдержанно-корректная, ответственная. Последняя для заинтересованного общения в ряде случаев желательнее, чем первые две.
Позиции «над-под-наравне». В зависимости от положения человека в служебной, деловой структуре он может вести разговор со следующих позиций:
«над», «сверху» (учитель, начальник, старший, лидер);
«иод», «снизу» (ученик, подчинённый, младший, зависимый);
«наравне», «рядом» (рядом друг с другом, одноклассники).
Аналогично в неформальном общении можно принять позицию «над» (командиром буду я) и можно пристроиться к кому-то снизу, попросив взять вас в свою компанию.
Уверенность. Позиция спокойной убеждённости в своей точке зрения, в достижении поставленной цели, позиция естественности, достоинства, самообладания, готовность пойти на конфронтацию, по не с целью запугать или унизить другого, а с надеждой па установление истины и доброжелательных отношений.
Быть уверенным в себе значит уметь определить и выразить своё желание и потребности. Уверенное поведение, например, выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Такой просьбой, к примеру, может быть просьба о свидании или, наоборот, отказ па предложение встретиться. Компонентами уверенной просьбы или отказа могут быть не только слова, но и жесты, мимика, поза.
Уверенность в себе не означает нахальство, агрессивность. Последняя является попыткой утвердить, свои потребности за счет другого. Уверенность в себе поощряется обществом, агрессивность порицается.
Другая противоположность спокойной уверенности неуверенность (стеснительность, боязнь общения, застенчивость) из-за слишком заниженной самооценки. Это качество проявляется избирательно, в отдельных областях жизнедеятельности (например, человек считает, что не умеет петь, неспособен к математике или что у него некрасивая внешность и т.д.). Если человек болезненно переживает эти мнимые недостатки, то говорят, что он страдает комплексом неполноценности.
Доброжелательность, дружеское расположение, общительность, оптимистичность, лучше всего способствуют контакту и разрешению проблем.
Унижение партнёра (вежливость, соблюдение этических норм, культуры диалога). «Ничто не стоит нам так дешево и ничто не пенится так дорого другими, как вежливость».
Однако вежливость, выражение расположения не должно переходить в заискивание, заигрывание, завоевание дешёвого авторитета.
Доверие к партнёру признание соответствия его личности занимаемому статусу, готовность открыть свой внутренний мир; показывается с помощью комплиментов, похвал, заверении. Недоверие обижает человека, препятствует установлению психологического контакта. Однако в каждой ситуации существуют границы доверия и его демонстрации партнёру (лицемерие, хитрость так же вредят результату, как и недостаточность комплиментов).
Эмпатия - понимайте, сопереживание, умение поставить себя на место партнёра, увидеть ситуацию его глазами. Эмпатия основана на искренности, правдивости, откровенности. Но иногда эти внешние проявления могут укрывать и неблаговидные цели. Партнёр должен быть в определённой мере бдителен и уметь отличать искренность от притворства.
Интимность (фр. «близкий», «уютный», «задушевный») восходит к латинскому «глубочайший», «сердечный». Интимной называют такую ситуацию и тему общения, где между собеседниками происходит глубокое и широкое взаимное самораскрытие (психологическое, личностное, духовное, физическое). Открываются мысли и чувства, характер и жизненные планы, ценности жизни. В интимной ситуации мы пытаемся стать ближе к собеседнику, пытаясь познать пашу близость и пашу уникальность. В процессе интимного общения только 7% значимой информации передаётся словом, а 38% интонацией и 55% - выражением липа, жестами, позой.
Пространственные позиции. Считается, что для интимного общения расстояние между партнёрами должно быть не более 50 см. Расстояние в 60-120 см характерно для дружеского общения, 120 - 360 см делового, а при 360 см и более общение приобретает односторонний характер.
Большое значение имеет расположение партнёров по вертикали. Более высокое положение одного партнёра над другими ставит его в психологическую позицию превосходства («над»), более низкое в зависимую позицию («под»). Общение на равных требует одного пространственного уровня (позиция «наравне»).
Тренинг инструментальных умений общения
Произнесите «Здравствуйте...» с оттенками интонации, выражающими радость, страх, удивление, удовольствие, упрёк, дисциплинированность, неудовольствие, с достоинством, иронично, торжественно.
А.С. Макаренко говорил, что он стал педагогом, когда научился произносить «нет» сотней различных интонаций.
Прочитайте любой текст (например, «Однажды в студёную ...»): шёпотом, максимально громко, переходя волнообразно из одного в другое, с пулемётной скоростью, со скоростью улитки, как будто вы страшно замёрзли, как будто у вас во рту горячая картошка, как пятилетняя девочка, как робот.
Нахмурьтесь, как нахмуриваются: учитель, недовольный ответом ученика; король Лир»; ребёнок, у которого отняли игрушку; человек, желающий скрыть улыбку; Наполеон; родитель, открывший дневник сына.
Улыбнитесь, как улыбаются: Мона Лиза, леди Макбет, очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, само солнышко, мать младенцу, младенец матери, пациент после посещения дантиста.
* Посмотрите, как смотрят влюблённые друг на друга; лисица, сидящая перед вороной с сыром; папа поел родительского собрания; «мисс Россия» мышка на кошку; удав на кролика; начальник на подчинённого.
Сядьте, как сидят: наседка на гнезде, орёл на горной вершине, председателъ экзаменационной комиссии, пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, преступник на скамье под судимых.
Словарик
Этикет свод правил поведения, обхождения, взаимоотношений принятых в данном обществе.
Комплекс неполноценности - совокупность качеств, самооценка которых болезненно занижена, переживание личностью по поводу своих мнимых и реальных недостатков.
Ситуация-проба «В гостях»
Ваш новый знакомый пригласил вас в гости (на день рождения) в свои компанию, в составе которой есть ваши знакомые, те, кого вы ещё не знаете, и два-три ваших недоброжелателя.
Задание. Продумайте и мысленно проиграйте все детали своего вхождения в новую компанию: внешний вид, отношения со всеми группами ребят, так, чтобы ваш приход произвёл только положительные эмоции у компании.
Социально-приемлемые позиции (азы этикета):
на улице муж чина идёт слева от женщины
сопровождая женщину, он не должен позволять себе курить
сопровождая двух женщин примерно одного возраста, он должен занимать место в центре. Если одна из женщин значительно старше другой, то она идёт в центре
находясь в паре, мужчина должен идти чуть позади спутницы
в помещение первой входит женщина
спускаясь по лестнице, он должен идти на одну-две ступени впереди своей дамы. Поднимаясь на одну-две ступени позади неё
в общественном транспорте он садится лишь в том случае, если рядом не стоит ни одна женщина
в гардеробе он помогает даме снять верхнюю одежду
вставая из-за стола, не следует оставлять стул отставленным. Мужчина должен помочь даме встать, отодвинув её стул, затем опять поставить его на место
отвозя даму на такси или на своей машине, он обязан подождать, пока она не войдёт в подъезд
из автомашины первым выходит мужчина и помогает выйти женщине.