Методическая разработка классного часа Секреты эффективного общения
Методическая разработка
Классный час
Автор: преподаватель ГАПОУ ЧО
«Политехнический колледж»
Рубан Ольга Владимировна
Секреты эффективного общения
Цель: познакомить студентов с различными видами приветствий; развить навыки вербального и невербального общения, акцентировать внимание студентов на общении, как сложном и ответственном процессе передачи информации.
Ход классного часа
1.Вступительное слово
Ребята, сегодня мы поведем разговор об искусстве общения, ведь ни один человек на Земле не может прожить без общения, оно ему необходимо, как воздух и вода. Сегодня к нам пришли гости и конечно, как радушные хозяева мы должны их поприветствовать. И как только я сказала слова поприветствовать, у каждого из вас нашелся свой способ (улыбка, взмах руки, кивок головы, слова: здравствуйте, добрый день, здрасте, привет).
Давайте поразмышляем вместе всякое ли приветствие уместно в данной ситуации, и как люди приветствуют друг друга в разных странах.
Прежде чем мы перейдём к основной части классного часа, установим ряд правил:
высказываться по очереди, не перебивать
высказываться от своего лица (Я-высказывание);
уважать чужое мнение, даже если оно не совпадает с твоим;
участвовать во всех предложенных мероприятиях.
2. Игра Приветствие
А теперь, поприветствуем, друг друга, но так, чтобы ни одно приветствие не повторилось. Участники по цепочке приветствуют друг друга (вербально и невербально). Условие игры: приветствия не должны повторяться.
3. Приветствие в разных станах
Преподаватель
С приветствия начинается общение. О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если общение доброжелательно, отзывчиво, тактично, вежливо, ведь общение – это форма связи между людьми.
15 августа 1877 года изобретатель Томас Эдисон написал письмо президенту телеграфной компании Питсбурга, в котором доказывал, что лучшим вариантом приветствия при общении по телефону является слово «hello». В России оно затем трансформировалось в «алло». Мы решили рассказать о способах приветствия в разных странах у местных народов.
студенты читают с заранее подготовленных карточек
ПОТЕРЕТЬСЯ НОСАМИ
В Новой Зеландии у коренного народа маори есть традиционное приветствие, которое называется «хонги». Согласно древней традиции, при встрече двух людей они должны прикоснуться или потереться друг с другом носами. Этот символический акт называется «ха», или «дыхание жизни», и, согласно верованиям, происходит он прямо от бога.
ПОКАЗЫВАТЬ ДРУГ ДРУГУ ЯЗЫК
В любой другой точке земного шара высунутый язык может быть расценен как знак неуважения и оскорбления, но только не в Тибете. Обычай показывать языки появился еще в 9 веке во времена правления злого короля Ланг Дарма, у которого был черный язык. После его смерти жители боялись, что он может переселиться в тело другого человека, поэтому все начали приветствовать друг друга высунутым языком, в знак того, что в них нет зла. Данная традиция сохранилась до наших дней и часто сопровождается скрещиванием ладоней на груди.
СОПРИКОСНОВЕНИЕ ЩЕК
На острове Тувалу в Полинезии также есть традиционный способ приветствия. Он заключается в том, что один человек прижимается лицом к щеке другого человека, а затем делает глубокий вдох.
ГЛУБЖЕ ПОКЛОН – БОЛЬШЕ УВАЖЕНИЯ
Традиционным японским приветствием является поклон, который может представлять из себя как легкое движение головой, так и глубокое движение корпусом в сторону земли. Если встреча происходит на татами, то для начала необходимо сесть на колени, а затем поклониться. Чем глубже поклон — тем больше уважения проявляет человек к другому. Легкие кивки характерны для молодежи, как повседневный способ приветствия.
ПОЦЕЛУЙ ПО-ЭСКИМОССКИ
Во многих частях Арктики, включая Гренландию, традиционный способ приветствия у племен эскимосов называется «куник» или эскимосский поцелуй. В основном он используется среди членов семьи или между влюбленными и заключается в следующем — один человек прижимает свой нос и верхнюю губу к коже другого человека (лоб, щека, нос) и дышит. Стоит отметить, что у эскимосов люди переняли традицию тереться носами.
ЧЕМ ВЫШЕ РУКИ – ТЕМ ДРУЖЕЛЮБНЕЕ
В Таиланде манера приветствия чем-то похожа на китайскую – нужно сложить вместе руки и поклониться. Однако есть и небольшие различия. Человек складывает ладони, делает легкий поклон и говорит «Савади». Положение рук может варьироваться — чем выше руки к голове, тем больше уважения человек проявляет. Первоначально данный обычай использовался, чтобы показать, что человек безоружный, показывая приэтом его мирные намерения.
ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ ТЕБЯ ПОНЯЛИ – САДИСЬ НА КОРТОЧКИ
Традиционная приветственная поза в ряде индейских племен – приседание на корточки при виде незнакомца. Она показывает миролюбие здоровающегося, а встречный должен обратить на это внимание, иначе индеец будет обречен на долгое сидение, ведь ему нужно отметить для себя, что его поняли. Также у некоторых племен принято при входе в дом сразу садиться не дожидаясь какого бы то ни было приглашения и не здороваясь – это сделают хозяева, но только после принятия вошедшим сидячей позы.
ПРИ ПРИВЕТСТВИИ НУЖНО ПЛЕВАТЬ НА ЛЮДЕЙ
В Кении в племени Акамба в знак глубокого уважения плюют на встречного. Также плевками здороваются в племени Масаи. Правда, они плюют на свои руки, а потом пожимают руку другому.
Преподаватель: ребята, может быть вам тоже известны какие-нибудь необычные приветствия?
4. Процесс коммуникации
Теперь пришло время самого общения. Что может быть проще, скажете вы, чем общение? А вот и нет, здесь тоже есть свои секреты. Итак, рассмотрим такие виды общения как вербальное и невербальное (слайд).
А теперь, вы сам станете участниками коммуникативного процесса. В ходе следующей игры можете применять все доступные вам коммуникативные средства, как вербальные, так и невербальные.
Игра Аборигены и инопланетяне
Цели:
а) развить навыки кооперации в группе
б) настроить участников игры на дружественный лад
в) практическое применение вербальных и невербальных средств общения
Ход игры
Группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.
Инструкция для аборигенов: "Когда инопланетяне выйдут за дверь: "Кивок головой, обозначает "нет". Слово "нет" обозначает "да". Слова "да" в речи – "нет". Если в вопросе содержится слово "любовь", "любить", то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая "класс".
Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 – минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения.
По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать.
Преподаватель: после того, как мы смогли договориться с теми, кто не говорит на нашем языке, следующее задание покажется очень лёгким, итак…
Игра коммуникативная ВОСТОЧНЫЙ РЫНОК
Цели:
а) помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении;
б) снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и сейчас»;
в) обратить внимание участников друг на друга, объединив их партнерским соревнованием.
Размер группы: оптимальный – 15–20 человек.
Ресурсы: комната, в которой участники смогут свободно двигаться; лист бумаги, ручка/карандаш для каждого игрока.
Время: 10 минут.
Подготовка к игре
– Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али—Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный рынок»?
– Крики…
– Запах еды и пряностей…
– Яркость, буйство красок…
– Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…
– Замечательно!
Инструкция: итак, через несколько минут мы попадем с вами на настоящий рынок. В разных культурах, в разных странах рынки отличаются друг от друга. Но везде рынок является символом общения, деятельности, активной жизни.
…Каждый получает 3 листочка бумаги и карандаш/ручку. На каждом разборчиво и крупно напишем свое имя и фамилию. Теперь каждую «записку» по отдельности сложим текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты.
(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)
– Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. По моему хлопку все имеют право подойти к горке, взять записки с именами. Затем, в течение пяти минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена… найти и вернуть себе – «купить» – все восемь листков с вашим именем. Через пять минут рынок закроется, так что советую поспешить. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех вернуть себе дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросов нет?!
Начали!
…Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер время от времени поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до «закрытия рынка». Закрывая «рынок», объявляем имена трех победителей игры.
Обсуждение
• Что вам понравилось, а что – нет в этой игре?
• Какую тактику вы использовали во время «торга»: активный поиск, ожидание встречных предложений, «агрессивный маркетинг», взаимный обмен, попытку обмануть партнера…?
• Попытайтесь теперь назвать имена товарищей, которые вам удалось запомнить.
Итог: молодцы, теперь вы убедились, что общение – это ещё и искусство убеждать.
Игра ЗАПИСКА ДЛЯ ВАС
Что же ещё важно в процессе общения? А это – умение так передать информацию, что бы поняли тебя правильно, именно прямое, непосредственное общение позволяет сделать нам это как нельзя лучше. Но и здесь могут крыться подводные камни. С какими проблемами можно столкнуться в процессе передачи информации мы сейчас и разберёмся.
Анекдот:
– Марьванна, а Вовочка меня дурой назвал.
– Вовочка, встань, три раза скажи, что Маша не дура, и извинись.
– Маша не дура. Маша не дура! МАША НЕ ДУРА?!! Извини—и–и—те…
Цели:
а) развить умение пользоваться эмоционально окрашенной лексикой, интонацией, темпом речи, а также языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и адекватной передачи переживаемых эмоций;
б) обсудить идеи, относящиеся к закономерностям передачи информации в процессе общения.
Размер группы: оптимальный – 12–15 человек, иначе упражнение может затянуться.
Ресурсы:
А. Карточки с названиями эмоций (по одной на каждой карточке):
страх;
стыд;
гнев;
беспокойство;
радость;
грусть;
тревога;
беспомощность;
печаль;
заинтересованность;
равнодушие
раздражение;
зависть;
недоверие…
Б. На каждого участника – записка с текстом «Я У СЕРГЕЯ. ПРИДУ К 10 ВЕЧЕРА. ПОКА!»
Время: 10–20 минут.
Ход игры
Каждый из участников группы вытягивает «вслепую» карточку с названием одной из эмоциональных реакций.
Вслед за этим ведущий раздает каждому записки, содержание которых просит не разглашать.
Инструкция: прочитать записку и представить себе, что ее содержание и человек, который передал ее, вызывают в участнике ту эмоциональную реакцию, которая указана на вытянутой им карточке. В течение 2–3 минут приготовить мини—монолог, тираду, свою оценку (в русле заданной роли). Спустя непродолжительное время ведущий просит группу собраться, и каждый (не называя «свою эмоцию» и не обнародуя текст записки) отыгрывает «в роли» свое отношение к прочитанному. Группа пытается назвать максимально точно то чувство, которое выпало каждому из участников.
Когда все высказались, спрашиваем, догадались ли участники, каков был текст полученной записки? Оказывается, все получили одну и ту же записку:
«Я У СЕРГЕЯ. ПРИДУ К 10 ВЕЧЕРА. ПОКА!»
Обсуждение: интересно теперь обсудить, как и почему один и тот же текст вызвал различные эмоциональные состояния.
• Насколько адекватной была реакция на текст?
• Насколько мы умеем быть точными в передаче и в восприятии эмоций?
• Какие эмоции становятся для нас «привычными», что определяет наш эмоциональный тонус, какие сильные чувства мы тиражируем обычно?
• С чем связана наша привычка реагировать соответствующим образом (с темпераментом, воспитанием, пониманием ситуации, представлением о приличиях…)?
Итог: ребята, сегодня мы с вами учились находить нужные слова, понимать друг друга, быть понятными и понятыми. Давайте вместе подумаем, что же нужно для эффективного общения? (рефлексия, высказываются по одному)
В заключении хочется сказать: «Какой бы вы не выбрал способ общения, ПОМНИТЕ: попробуйте не наступить, а уступить;
не захватить, а отдать;
не кулак показать, а протянуть ладонь;
не спрятать, а поделится;
не кричать, а выслушать;
не разорвать, а склеить.
Игра Прощание
Ну что же, даже самое приятное общение рано или поздно необходимо заканчивать, чтобы обдумать и осмыслить полученную информацию, поэтому настала пора нам с вами попрощаться. А прощаться мы будем при помощи слов и жестов, каждый по цепочке скажет другому «прощай», главное здесь – не повториться.
Спасибо всем за приятное общение!
Список источников:
Как поздороваться на разных языках. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://ru.wikihow.com/поздороваться-на-разных-языках (дата обращения: 12.10 2015)
Коммуникативная компетентность педагога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/03/05/kommunikativnaya-kompetentnost-pedagoga (дата обращения: 18.10.2015)
Коммуникативные практики в современном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://socioline.ru/blog/kommunikativnye-praktiki-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 15.10.2015)