Статья Театрализованная деятельность как средство эффективного взаимодействия педагога и учащихся с ОВЗ
Казённая общеобразовательная учреждение Орловской области
общеобразовательная школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Статья по теме:
«Театрализованная деятельность как средство эффективного взаимодействия педагога и учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Составитель: Мануковская Карина
Анатольевна,
учитель русского языка
г. Орёл
Работая в коррекционной школе, я поняла, что учитель должен знать, как каждый ребёнок смотрит на мир, как воспринимает его, как учится, фантазирует, любит или ненавидит, зачем играет, почему капризничает и как может перебороть страх или лень.
А путь для этого один: попытаться постичь внутренний мир ребёнка.
Дети, которых мы воспитываем, не вписываются в традиционный социум по причине своей абсолютной, казалось бы, общественной бесполезности. Но школа создала для них свой уютный, комфортный и насыщенный событиями мир.
Действие начинается с желания сблизиться и понять, увидеть в «ошибках природы и генетики» непременный, запрограммированный Богом смысл и понять его предназначение. Зачем-то задуманы такие дети, зачем-то воплощены. Может быть, умственно отсталый ребёнок – просто иной? И, чтобы проникнуть в его мир, недостаточно будет просто заглянуть в него. Там надо остаться и быть.
Понимание детских душ, терпение, любовь к тем, кого вижу перед собой каждое утро, таких разных и всё-таки моих, помогает создавать в воображении уроки, интересные и мне, и детям. И получаются маленькие действа, спектакли, представления.
Я работаю по определённой системе, в основу которой входит театрализация, инсценировка, т.е. проживание ситуаций, характеров и жизни героев поучительных произведений. Именно через обыгрывание конкретных ролей, сопереживая героям сказок Н.Лескова, рассказов И.Бунина, И.Тургенева, Л.Андреева, М.Пришвина, стихотворений Благининой, произведений устного народного творчества и т.д., школьники начинают понимать, как надо вести себя в той или иной ситуации. Дети получают позитивный опыт, который обязательно пригодиться в дальнейшей жизни и они будут интуитивно чувствовать, как себя проявить.
Для театральной деятельности я использую произведения, в которых содержатся правила общения людей друг с другом, где заложен значительный нравственный потенциал, миропонимание народа. Благодаря этому, у детей проявляется спонтанный самоанализ (поиск причины ситуации в себе) и анализ поведения других людей. Формируется потребность прислушиваться к советам мудрых, стремление к обретению гармонии в общении друг с другом.
Новшеством является тот факт, что литературные произведе
·ния, которые я включаю в свою программу, раньше не изучались в коррекционной школе да и в массовых школах им придаётся малое значение по причине сложности языка и объёму, а в результате непониманию смысла и отсутствию интереса у учащихся. Это обстоятельство я устранила, адаптировав тексты произведений, уменьшив их объём, при этом смысл произведений не изменив. Например, сказки Н.С.Лескова «Маланья – голова баранья», «Час воли Божией» и т.д. И к тому же, сами произведения имеют глубокий смысл и осознание его несёт неоценимую психологическую помощь и воспитательное значение в сторону развития духовности. Школьники, инсценируя сказки, рассказы, стихотворения, чувствуют себя артистами, вносят в сценарий свои предложения в плане интонаций, эмоций, жестов, мимики и некоторых действий, даже импровизируют, что помогает повысить речевую активность, интерес и желание участвовать в происходящем. Каждая роль соответствует психофизическим особенностям учащихся, характеру и склонностям детей и раскрывает новые стороны их личности.
Участвуя в театрализовано-игровой деятельности, школьники проявляют своё творчество. В этот момент происходит активное искреннее взаимодействие педагога с учащимися. Уходят страхи, агрессия, застенчивость, замкнутость у детей. Творческие проявления учащихся снимают их комплексы и стеснение в общении. И в этот момент у них начинает проявляться инициатива. А результаты видны на лицо – в эмоциональном подъёме, радости творчества, желании проявить себя снова.
Влияние театрализованной деятельности на личность школьника позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое средство. Ребёнок во время действа чувствует себя раскованно, свободно. Это способствует созданию радостной, непринуждённой обстановки на уроках.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит школьника перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Он начинает активно пользоваться словарём, который в свою очередь тоже пополняется, что помогает ребёнку наладить контакты со сверстниками.
В процессе театрально-игровой деятельности мои ученики видят перед собой пример творческого отношения к делу своего учителя и учатся творчеству у него. Они применяют полученные знания, что проявляется в их поступках, культуре поведения, в конкретных жизненных ситуациях, в школе и семье.
Мои отношения с детьми строятся на доверии, понимании, дружбе и уважении. Дети на то и дети, чтобы видеть в своём учителе наставника, показывающего пример терпимости к ближнему, усмирения зависти и жестокости человеческой натуры. Именно учитель является гидом, проводником в мир нравственных ценностей человека.
Н.Г. Чернышевский сказал:
«Заботьтесь же прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова.».
15