Тренинг коммуникативной компетентности для учителей на тему: Секреты общения: учитель+ученик
Тренинг коммуникативной компетентности
«Секреты общения: учитель+ученик»
Цель:
-Повышение коммуникативной компетентности участников группы в сфере общения.
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми
- активизация процесса самопознания и самоактуализации; - расширение диапазона творческих способностей.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, карточки для работы с «я высказываниями», фотографии для упражнения «первое впечатление», плакат для упражнения «самое важное в общении с детьми…»
Ход тренинга.
Приветствие.
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы встречаемся с вами на психологическом занятии. Как всем вам известно, наша работа — работа педагога — требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения, знать принципы и методы общения.
Существует китайская поговорка:
“Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь”
Человек усваивает
10% того, что слышит,50% того, что видит,70% того, что сам проговаривает,90% того, что сам делает.
Мы вместе взглянем на очевидные вещи по-другому.
Но вначале я напомню вам правила работы:
Правило №1 - правило активности: чем активнее участвуешь, чем больше полезного для себя получаешь.
Правило № 2 – говорим по существу и только по одному. Каждый имеет право на собственную точку зрения. Личность другого человека обсуждать нельзя.
Правило № 3 – правило «здесь и теперь»: все вопросы, недоразумения, несогласия решаем на сегодняшнем занятии, «здесь и теперь».
Приветствие. Общение педагога и ученика в лицах. Выберите карточку с изображением эмоции, которую вы чаще всего испытываете при общении, и поприветствуйте друг друга , назвав слово, которое вызывает улыбку.
С чего начинается наше общение, конечно с первого впечатления о человеке или группе людей.
Упражнение «Первое впечатление»:
Для продолжения работы я предлагаю двум группам выполнить следующее задание. Вы получите фотографию человека и попробуете составить о нем первое впечатление, написав на отдельных карточках, их будет семь, черты характера, которыми, по Вашему мнению, обладает данный человек. Я понимаю, что задание не из простых, поэтому дам каждой группе подсказку.
(Инструкция первой группе: «Перед вами на фотографии – известный бизнесмен. Он является основателем благотворительного фонда для детей, больных онкологией, меценатом».
Инструкция второй группе: «Перед вами на фотографии человек, находящийся в розыске за экономические преступления. Он, будучи управляющим банком, «прокручивал» заработную плату педагогов » )Психолог: Пока группы работают, проведем небольшой опрос в аудитории. Поднимите руки те, которые верят своему первому впечатлению. А теперь поднимите руки те, которые ему не доверяют.
Информация к размышлению: На самом деле первое впечатление о человеке складывается в первые 1-2 минуты общения с ним на уровне интуиции, затем восприятие начинает искажаться иллюзиями, стереотипами и установками. Первое впечатление нам может лишь ответить на вопрос: нравится нам этот человек или нет. А дальше понравившемуся человеку мы склонны приписывать в основном положительные, а не понравившемуся – отрицательные черты и поступки.
(Психолог просит представителей группы зачитать получившиеся у них характеристики, потом демонстрирует фотографии. Все участники видят, что на фотографии один и тот же человек.)На самом деле на фотографиях один и тот же человек. Наши коллеги попали под влияние эффекта установки, когда искусственно созданный ореол влияет на восприятия человека и приводит к приписыванию ему определенных черт. Существуют стереотипы восприятия, когда искажается восприятие целых групп людей.
Вывод: Хотя в школу приходят подростки с отрицательной репутацией, не стоит выстраивать отношения с ними под влиянием установки. Нужно дать подростку шанс измениться в лучшую сторону. Только взаимодействуя длительное время с человеком можно правильно понять его личность.
2 . Упражнение « Как слово наше отзовётся?»
- Какое главное орудие педагога? Слово.
Еще есть такая притча о влиянии слова на людей.
На улице сидел слепой человек. У его ног лежала шляпа для милостыни, а рядом была табличка с надписью: «Я слепой человек, помогите пожалуйста».
Мимо него проходило много людей, но мало кто останавливался, чтобы бросить ему хоть пару монет.
И вот к нему подошел один мужчина. Он положил в шляпу деньги, потом взял табличку и что-то на ней дописал.
После этого каждый, кто проходил мимо слепого человека, не мог остаться равнодушным. Кто-то бросал монеты, кто-то просто останавливался, чтобы сказать пару добрых слов.
Слепой был очень удивлён таким переменам.
И вот настал вечер, и мимо него снова проходил тот самый мужчина, который был утром. Слепой узнал его по шагам.
— Что ты написал мне на табличке? — крикнул ему слепой.— Правду! — ответил мужчина. — Просто другими словами.
Он улыбнулся и ушёл.
Надпись на табличке была такой: «Сейчас на улице весна, а я не могу её видеть».
Давайте задумаемся о том, какое влияние оказывают на ребёнка слова, произносимые взрослыми (видеоролик).
Практическое задание. Необходимо разложить позитивные и негативные фразы в соответствии с их влиянием на ребёнка и последующим эмоциональным состоянием. А теперь давайте попробуем заменить негативные фразы на позитивные.
Психологи рекомендуют употреблять чаще следующие фразы…., не употреблять….
Упражнение «Я высказывания, ты высказывания»
Все наши предложения, содержащие местоимения, можно разделить на две группы: «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».
«Ты-высказывание» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, личностных качествах, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Обычно люди, при возникновении какой-либо проблемы, предпочитают использовать «Ты-высказывания», высказывая обвинения в адрес противника.
«Я - высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание.
Обращаясь к собеседнику в форме «Я-высказываний», вы обсуждаете поступок человека и выражаете свои чувства по этому поводу, а не критикуете его личность. Очевидно, что в данном случае у вас гораздо больше шансов быть услышанным и выше вероятность конструктивного решения.
Алгоритм "я-высказывания"
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула
Ситуация + Я - чувство + Объяснение
Примеры
«Ты - высказывание» / «Я - высказывание»
А теперь давайте разрешим несколько ситуаций на практике.
* Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
* Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
* Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
* Ты всегда ужасно себя ведешь! / В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
* Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! / Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.
Вряд ли в случае « ты высказываний» проблема будет решена, по крайней мере, мирным путем. Скорее всего все закончится взаимными обвинениями и обидами, а также выяснением отношений.
Упражнение «Особенности детского мира»
Психолог говорит о причине разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоциональность, алогичность детских поступков и т.д. Участники тренинга – педагоги должны назвать особенности детского мира в сравнении со взрослым. Часто педагогам кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» учителю, однако так бывает далеко не всегда. В основе такого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели: - требование внимания или комфорта; желание показать свою власть или демонстративное неповиновение; месть, возмездие; утверждение своей несостоятельности или неполноценности. Мы часто думаем, что дети должны понимать нас, как и взрослые. Но это величайшее заблуждение. Дети делают свои выводы, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является более воспитывающим, чем любые нравоучения. Видео «Дети видят, дети делают»
Упражнение “Самое важное в общении – это…»
Говорят, что дети это цветы жизни. Давайте попробуем выделить, что является самым важным в общении с детьми.
«Аплодисменты»
Вы все очень хорошо поработали. И каждый из вас заслужил аплодисменты. Сейчас один из вас подойдет к кому-нибудь, посмотрит ему в глаза и подарит ему аплодисменты. Затем они вдвоем выберут следующего, который также получит свою порцию аплодисментов. И так далее. Таким образом, овации становятся все громче и громче.