Прграмма курса внеурочной деятельности для 1 класса Родные сказки
Пояснительная запискаОсновные идеи программы
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. [14, с.23].
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности -- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. [14, с.23].
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально- исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. [14, с.18].
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание должно стать основой для организации образовательного процесса в школе.
Целью образовательного процесса должен стать национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа курса «Родные сказки» имеет своей целью введение ребёнка в мир духовной и культурной традиции российского народа для реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Актуальность программы
Ребёнок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Исследователь М. И. Лисина в своей работе «Проблемы онтогенеза общения» пишет, что до семи лет у ребенка сменяются четыре формы общения с взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Внеситуативно-личностное общение (лат. situatio положение) высшая форма общения ребенка со взрослым в концепции М.И. Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 67 лет. Внеситутативно-личностное общение направлено на познание социального, а не предметного мира. Ребёнок в этом возрасте предпочитает разговаривать на темы, касающиеся жизни людей, так как ему важно быть хорошим, правильно вести себя, верно оценивать поступки своих сверстников, уметь строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками. Он стремится больше узнать о человеческих поступках, о взаимоотношениях между людьми и, что особенно важно, о причинах этих поступков и взаимоотношений. Для ребёнка этого возраста важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей). Внеситутативно-личностное общение имеет огромное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в нем он усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им. Во-вторых, учится видеть себя со стороны и оценивать собственные действия, что является необходимым условием овладения своим поведением.
Таким образом, возраст 6-7 лет является особенно благоприятным для упрочения основ духовно-нравственного развития личности, оформления личностного ядра, раскрытия духовных стремления и способностей ребёнка, которые реализуются именно в отношении человека с другими людьми, в нравственных установках к миру.
Помня об этом, необходимо правильно отобрать содержание общения педагога с ребёнком, которое будет организовано на занятиях. Таким адекватным содержанием, на наш взгляд, является сказка.
Сказка - это естественная среда формирования личности ребёнка. Среда знакомая и любимая, которая на этапе адаптации ребёнка к школе (а по сути весь первый год обучения педагоги решают задачу адаптировать ребёнка к учебному процессу) как бы сохраняет для него привычный жизненный фон, ведь сказки ребёнку читают и рассказывают близкие и родные взрослые – мама, бабушка. Атмосфера сказки – это всегда семейная атмосфера. Создать такую атмосферу во второй половине дня первокласснику необходимо, чтобы процесс адаптации проходил наименее безболезненно. Кроме того, педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути, а это и является важнейшим акцентом в духовно-нравственном развитии ребёнка.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
“Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание “иного царства” представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству.” – писал Е.Н. Трубецкой в статье “Иное царство” и его искатели в русской народной сказке».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности указывается на необходимость формирования базовых национальных ценностей у ребёнка. Базовые национальные ценности это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Сказка является одной из культурных форм, сохраняющих установки и традиции народа, и, следовательно, использование её содержания будет вносить свой вклад в формирование у ребёнка базовых национальных ценностей.
Отец Алексей Сысоев, директор Православной гимназии в Ясенево, называет сказку «глубоко спрятанная школа воспитания души через предание».
Новизна пограммы
Занятия по программе «Родные сказки» с одной стороны опираются на возрастные психологические закономерности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, с другой – создают положительный эмоционально-личностный фон, в контексте которого реализуется значимые форма общения и вид деятельности ребёнка этого возраста. Следовательно, на занятиях будут созданы предпосылки для наиболее успешного решения задач, сформулированных в программе курса. Кроме того, данный курс является пропедевтическим в системе курсов духовно-нравственной направленности и создаёт платформу для дальнейшего освоения школьниками основ духовно-нравственной культуры в рамках преподавания школьных предметов и внеурочной деятельности.
Задачи программы
Освоение содержания русских народных сказок через анализ их духовно-нравственной составляющей.
Формирование первоначальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми, закреплённых в традиционной культуре.
Развитие нравственных качеств и эмоционально-ценностного отношения к нравственным поступкам в повседневной жизни.
Развитие умения поступать в повседневной жизни с ориентацией на духовно-нравственные ценности, анализировать свои поступки в части их нравственной составляющей.
Развитие креативности мышления, воображения, памяти, формирование словесно-логического компонента мышления, коммуникативных навыков.
Развитие эстетических чувств, эмоционально - ценностного отношения к произведениям фольклора, лучшим образцам народной сказки, художественным образам и художественным средствам выразительности, представленным в них.
Развитие практических творческих способностей школьников.
Программа «Родные сказки» составлена на основе идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников [14], Приложения к Письму Министерства Образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» [12], педагогической и методической литературы, подготовленной издательством «Просвещение» в рамках введения ФГОС [1, 2, 3, 7] с использованием дополнительной педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Место в образовательном процессе
Цикл занятий по программе рассчитан на 33 учебных часа 1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности учащихся 1 класса.
Участниками реализации программы являются руководитель программы, родители, учащиеся 1 класса.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру.
Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Родные сказки»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьниками социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, традиционных, закреплённых в культурных и религиозных традициях, нормах поведения и образа мыслей и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с руководителем занятий как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов получение школьниками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Достижения третьего уровня результатов является прогностическим в рамках реализации программы «Родные сказки» и будет продолжено на занятиях духовно-нравственного цикла в последующие годы обучения детей в школе. Но и на занятиях по данной программе следует стремиться к переходу на третий уровень результатов как закономерно завершающий триаду системы воспитательных результатов и эффектов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу .
Предметные результаты освоения программы «Родные сказки».
Усвоение понятий христианской этики, таких как «грех», «добродетель», «совесть», «гордыня», «смирение» и другие, включение этих понятий в активный словарь ребёнка.
Умение увидеть проявление названных этических категорий в литературных произведениях и повседневной жизни.
Умение отнести проявления душевной и духовной жизни человека к той или иной этической категории.
Умение «примерять» на свою жизнь христианские этические категории , о которых говорилось на занятиях, руководствоваться в своей жизни знаниями категорий христианской этики.
Личностные результаты освоения программы «Родные сказки».
Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении этическим христианским нормам.
Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Личная ответственность за свои поступки, анализ их с точки зрения христианской нравственности.
Метапредметные результаты освоения программы «Родные сказки».
Самостоятельное выделение и формулирование проблемы, которую необходимо решить.
Самостоятельное выстраивание алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера.
Рефлексия способов и условия действий, достигнутых результатов
Использоватние знаково-символических средств при решении проблем (в том числе схем, моделей)
Моделирование, то есть выделение и обощённое фиксирование групп существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
Умение мыслить логически: анализировать объекты, стороны социальной и предметной действительности, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.
Построение рассуждений на основе произведенных логических действий.
Проявление активности во взаимодействии для решения познавательных и практических задач.
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество.
Педагогические технологии, применяемые при освоении обучающимися программы «Родные сказки».
При работе по программе «Родные сказки» следует внимательно отнестись к выбору педагогических технологий работы со школьниками. На современном этапе модернизации школьного образования приоритетными становятся технологии, применение которых позволяет достичь главного результата образовательной деятельности – формирование активного, желающего и умеющего действовать в современном мире человека с активной, сориентированной на нравственные идеалы и ценности, жизненной позицией. Педагогические технологии, с помощью которых педагог будет достигать образовательных результатов, соответственно должны быть сориентированы, прежде всего, на активную деятельность самого ребёнка. Планируемые результаты освоения программы только тогда будут достигнуты, когда педагог будет отбирать для занятия соответствующие технологии. Кроме того, следует помнить, что ребёнок младшего школьного возраста, а тем более находящийся на этапе перехода от одной возрастной ступени к другой – человек действия, с хорошо развитым наглядно-образным мышлением и формирующимся – словесно-логическим. Сказку, которую он услышит на занятии, для того, чтобы «присвоить её содержание» (термин Л.С. Выготского), сделать частью внутреннего психического мира, необходимо прожить в образах. Следовательно, на каждом занятии необходимо предусмотреть деятельностно -творческий этап освоения содержания (рисование, инсценирование, изготовление поделки, пение, пластические минутки и др.).
Наиболее эффективными технологиями, работающими на присвоение содержания, заложенного в программе, можно назвать следующие.
Игровые технологии.
Для начальной школы эта технология не нова. Игра – один из основных видов деятельности человека, в дошкольном возрасте – ведущий. Но и в школе при опоре на этот вид деятельности можно достичь хороших результатов. Когда мы определяем, что в какой-то момент занятия используем игровую технологию, следует учесть основные черты игры:
Свободная деятельность, приносящая удовольствие
Творчество, импровизация
Эмоциональная приподнятость
Наличие правил
Если же мы организовываем игру как деятельность на занятии, следует помнить, что:
Должны быть определены цели, выбор способов действия, анализ результатов
Игроки принимают на себя роли и производят игровые действия как реализацию этих ролей.
Технология проблемного обучения.
Основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952). Сегодня под проблемным обучением понимается создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, развитие и воспитание личности ребёнка.
Условиями успешности применения данной технологии являются:
Проблематизация материала (Знания – дети удивления и любопытства (Луи де Бройль))
Активность ребёнка (знания должны усваиваться «с аппетитом»)
Связь обучения с жизнью ребёнка
Групповые технологии.
Эта технология требует разделения группы детей на подгруппы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать, представить найденный совместно результат. Эта работа лучше, чем фронтальная, обеспечивает учёт индивидуальных особенностей, открывает большие возможности для кооперирования усилий, обладает мощным воспитательным потенциалом. При применении технологии важно учесть, что руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно обогащать и дополнять друг друга.
Разумеется, традиционные методы, такие как рассказ учителя, просмотр визуального ряда, иллюстрирующего материал, фронтальная беседа на повторение усвоенного содержания, тоже могут быть достаточно эффективны. Сегодня они объединяются специалистами в общую группу, относящуюся к понятию «традиционное обучение». Но при умелом сочетании инновационных технологий и традиционных методов планируемые результаты вполне достижимы.
Содержание программы «Родные сказки»
Программа разбита на циклы занятий, каждый из которых связан единой сказкой. Всего таких циклов 7 (не считая вводных и обощающих), их число соответствует количеству сказок, отобранных для работы: «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Царевна Несмеяна», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Жадная старуха», «Летучий корабль». Каждый цикл занятий (тема) начинается с прочтения сказки педагогом. Чтение сказки может сопровождаться зрительным рядом: иллюстрациями, слайдами. В процессе работы над сказкой очень важно продумать деятельностно-творческую составляющую занятий: иллюстрирование сказки детьми, раскрашивание иллюстраций-раскрасок, различные творческие задания, связанные с эмоциональным проживанием скрытых смыслов сказки (подбор цветов к разным сюжетам и характеристикам разных героев, аппликации, выполненные в различной технике, лепка из пластилина и др.), инсценирование отрывков сказок. Одно из занятий цикла можно посвятить просмотру мультфильма или отрывка из художественного фильма по изучаемой сказке.
Тема 1. Занятие 1. Здравствуй, сказка!
Основные понятия: сказка, русская народная сказка, авторская сказка. Основные понятия не всегда усваиваются на теоретическом уровне, чаще – на эмпирическом, то есть дети скорее «впитывают» и «проживают» христианские этические категории, нежели определяют их с помощью словесно-логического аппарата мышления.
Методические рекомендации и комментарии. Первое занятие является вводным. На нём происходит знакомство с детьми, обозначение тематики занятий. Начало должно быть эмоционально-насыщенным, радостным. Здесь уместно опереться на опыт детей по знакомству со сказками. Основные методы: проблемная беседа, игра – викторина, практическая работа – рисование, раскрашивание.
Тема 2. Занятия 2-5. Тайна человеческой души. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».
Основные понятия: душа человека, греховность человеческой души, способность к изменению, красота внешняя и внутренняя (красота души).
Методические рекомендации и комментарии. Цикл занятий связан работой с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». В этой сказке, с одной стороны, отчётливо можно проследить проявления греховной человеческой природы , с другой стороны – очевидна способность человеческой души к изменению. Девочка – главная героиня – предстаёт перед нами разной – понимание этого и есть главный итог первого занятия по этой теме. «Человек бывает разный, - формулируют вывод дети, - бывает плохой, и бывает хороший». Важно вывести детей на обращение к собственному жизненному опыту. Важно, чтобы каждый из них мог признаться (хотя бы самому себе): «Я тоже бываю разный». Деятельностно-творческой составляющей будет инсценирование отрывков из сказки и изображение-проживание разного состояния главной героини: разговор с Печкой в начале и в конце сказки, разговор с Яблоней, Речкой. На втором занятии закрепляем сформулированный вывод: человек бывает разный, и не всегда у него получается быть хорошим. Вспомним слова апостола Павла в Послании к римлянам: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю». Деятельностно-творческой составляющей будет ракрашивание лепестков от двух разных цветков: «девочки в начале сказки» и «девочки в конце сказки». Дети эмоционально проживают ситуацию «разности» душевного состояния героини, выбирают цвета карандашей, которые, как им кажется, лучше всего характеризуют душевные качества девочки в тот и другой период сказочного действа. У нас получается две группы лепестков, из них мы составляем два цветка, сравниваем их. Как правило, цветок «девочки в начале сказки» получается или мрачным (тёмные цвета) или агрессивно-кричащим (ярко-красный), а цветок «девочки в конце сказки» - состоящим из приятных, любимых детьми цветов, часто пастельных тонов. Так дети выражают своё ощущение состояния человеческой души, когда в нём преобладают греховные страсти и когда в нём проявляются добродетели. Но сами понятия «грех» и «добродетель» пока не вводятся. Формулируем вывод о «тайне человеческой души»: в каждом человеке есть «плохое и хорошее», проявляясь в жизни в разных ситуациях. Таким образом, детьми усваивается важнейший постулат православия о греховности человеческой души.
Последнее занятие цикла посвящено понятиям «красота внешняя и внутренняя». Здесь уместен метод эвристической беседы, когда дети сами сформулируют вывод о том, что человек, в зависимости от состояния своей души (в зависимости о т того, что в данный момент в нём проявляется – «плохое» или «хорошее») кажется нам более или менее красивым. Девочка – одна и та же, но в конце сказки «она красивее», так как в ней проявляется «внутренняя красота».
Тема 3. Занятия 6-9. Грехи и добродетели. Русская народная сказка «Иван - царевич и Серый волк».Основные понятия: грех, добродетель, совесть.Методические рекомендации и комментарии.Цикл занятий посвящён работе со сказкой «Иван - царевич и Серый волк». Эта сказка логично продолжает тему предыдущего цикла: «доброго, которого хочу, не делаю» Иван-царевич предстаёт перед детьми как безусловно положительный герой, который при этом не лишён греховных наклонностей души и в определённых ситуациях не может владеть собой. Это понятно детям, они обращаются к собственному жизненному опыту и приводят примеры аналогичных ситуаций из своей жизни. На втором занятии цикла деятельностно-творческой составляющей может быть лепка из пластилина «грехов» в виде чёрных пластин - «пятен» и «добродетелей» в виде цветов. Здесь уместно сподвигнуть детей на перечисление известных им грехов и добродетелей, что, как правило, не вызывает труда, так как их жизненный опыт уже достаточен для того, чтобы эмпирически дать им связать понятия «плохие поступки», «плохие качества» с новым для них понятием «грех», а «хорошие, добрые поступки и качества» - с новым понятием «добродетель». Следующей смысловой доминантой будет понятие «совесть» как присущее каждому человеку чувство «что такое хорошо и что такое плохо». Вводим предметную опору для освоения этой этической категории – колокольчик. Далее следует вторичное прочтение (или рассказывание) сказки с обязательным участием детей: в моменты нравственного выбора героев дети звенят в колокольчики, символизируя в этот момент «голос совести», который может остановить проявление греховности и сподвигнуть на проявление добродетели у героев сказки. Итогом цикла будет занятие-акция «Подари сердце герою сказки». Прежде чем определиться с предпочтениями, дети раздают героям сказки символы грехов и добродетелей (чёрные, вырезанные из цветной бумаги, пятна и бумажные цветы), вспоминая события сказки и то, как проявляли себя в этих событиях те или иные герои (Иван-царевич, Серый волк, братья Ивана). Открытием для ребят становится то, что у каждого из героев по ходу сказки проявлялись и грехи, и добродетели, абсолютно положительных или отрицательных героев нет, в каждом есть потенциал изменения как в лучшую, так и в худшую сторону. После этого дети дарят бумажное «сердечко» тому герою, который им близок, или которого «больше жалко», или тому, который понравился. Это занятие является очень важным для достижения личностных результатов освоения программы – умение делать обоснованный нравственный выбор, проявлять эмпатию и сопереживание.
Тема 4. Занятия 10-13. Гордыня – главный грех. Смирение – главная добродетель. Русская народная сказка «Несмеяна-царевна». Сказка братьев Гримм «Храбрый портняжка».
Основные понятия: гордыня, смирение. В контексте реализации программы такая христианская этическая категория как «гордыня» трактуется синонимично категории «гордость». В православной литературе встречается противопоставление этих понятий, попытка провести оценочное различие этих слов, которая, по-видимому, возникла из-за изменений в русском языке. В современном светском словоупотреблении гордость часто рассматривается как положительное качество. Например: чувствовать гордость за свою страну. На языке духовном гордость всегда является самой опасной страстью. «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (преп. Антоний Великий). Иеромонах Иов (Гумеров) пишет: «Слова гордость и гордыня не только однокоренные, но и синонимичны. В русском языке форма слова «гордыня» может означать непомерную гордость (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова)» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Методические рекомендации и комментарии.Этот цикл знакомит детей сразу с двумя сказками, причём одна из них – авторская. Несмотря на то, что содержание программы предусматривает знакомство только с русскими народными сказками, мы делаем исключение в данном случае для авторской сказки братьев Гримм «Храбрый портняжка», так как сопоставление героев двух сказок явно является целесообразным для достижения образовательных результатов по теме.
Работник – главный герой сказки « Несмеяна-царевна» - и Портняжка – главный герой сказки «Храбрый портняжка» - являются антиподами в диаде «гордыня-смирение», при этом их жизненные пути и, главное, результат усилий оказываются схожи (оба в конце сказок становятся правителями: один – царём, другой – королём). После прочтения сказки « Несмеяна-царевна» анализируем поступки и душевные качества главного героя, делаем вывод: Работник меньше всего думает о себе. После прочтения сказки «Храбрый портняжка» видим противоположную ситуацию: Портняжка всячески подчёркивает важность своей особы. Ощущения своей самости обозначаем символом – буквой «Я», рисуем «Я» для Работника и для Портняжки. У нас оказывается «Я» Портняжки большое, раздутое, а «Я» Работника – маленькое, едва заметное, очень скромное. Здесь целесообразно ввести новые понятия: «гордыня» как проявление большого «Я», и «смирение» как проявление маленького «Я». Вспомним слова праведного Алексия Мечёва: «У человека два врага – «яшка» и «окаяшка». Название греха гордыни «яшкой» понятно, носит эмоциональный оттенок и легко принимается детьми. Целесообразно рассмотреть этимологию слова «смирение»: от существительного «мир». По ходу эвристической беседы дети сами делают вывод о том, что человек со смирением имеет мирные отношения с другими людьми. Деятельностно-творческой составляющей может быть изображение главных героев сказок с помощью всего двух цветов: чёрного и красного (чёрный характеризует греховность, красный – добродетельность). Как правило, дети распределяют цвета следующим образом: Работник получается более «красным», Портняжка – более «чёрным». Но при этом в изображении и того, и другого персонажа наличествуют оба цвета, что объясняется детьми, как правило, следующим образом: «У Портняжки тоже есть добродетели – он смелый, весёлый» и т.п. Педагогу следует обратить внимание на положительный характер такой трактовки образов, так как она указывает на формирующуюся у детей целостность восприятия социальной и духовной действительности. Итогом цикла занятий по теме является эмпирическое усвоение христианских этических категорий «гордыня» и «смирение», их противопоставление, соотнесение их проявлений со своим житейским опытом.
Тема 5. Занятия 14-17. «Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать». Русская народная сказка «Морозко».
Основные понятия: гордыня, смирение.
Методические рекомендации и комментарии.Работая с детьми по этой теме, продолжаем разговор о гордыне как главном грехе и смирении как главной добродетели. Читаем у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Смирение есть наставник всех добродетелей». На примере главных героинь - Падчерицы и Старухиной дочки, а также Старухи - видим, что превозношение себя оборачивается против человека. «Кто сам себя высоко ставит, тот сам себе готовит падение» (святитель Филарет Московский). «Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать». «Присваиваем» героям «значение Я»: определяем размеры символа-буквы, которые наиболее точно передают их душевное состояние. Кроме того, важно поработать с детьми над идеей «происхождения» прочих добродетелей и грехов из вышеназванных. Деятельностно-творческой составляющей может быть следующая работа. Дети получают на карточках названия различных грехов и добродетелей (грубость, зависть, злость, лень, жадность, капризность и др., нежность, доброта, вежливость, трудолюбие и др.) и распределяют между героями сказки, самостоятельно делая вывод о том, что гордость является причиной множества грехов, а смирение – добродетелей. Интересно и продуктивно можно провести работу с такой этической категорией как «красота». Дети определяют карточку с этим словом Падчерице, мотивируя своё решение тем, что она красивая. На вопрос: «А может быть Падчерица и не очень красивой внешне?» нехотя соглашаются, и здесь полезно подвигнуть их к рассуждениям (с опорой на материал темы 2) о внешней и внутренней красоте и том, что человек добродетельный для нас красив независимо от его реальных черт лица или фигуры. «Что соль для пищи, то смирение для добродетелей», - такими словами преподобного Исаака Сирина можно закончить цикл занятий по теме. По учению святых отцов Церкви: «Первой из всех христианских добродетелей является смирение, это та добродетель, без которой не может быть приобретена никакая другая, без которой немыслимо духовное совершенствование».
Тема 6. Занятия 18-21. Зависть. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».
Основные понятия: древо греха, зависть.
Методические рекомендации и комментарии.Дальнейшие темы посвящены анализу и эмоциональной проработке конкретных грехов и добродетелей. В православной традиции существует Концепция восьми греховных страстей. Подробное рассмотрение данных страстей сделано святителем [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями». В католической традиции получила распространение Концепция семи смертных грехов (после трудов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]к)). Педагог не должен ставить своей целью рассмотреть с детьми полную классификацию грехов и соответсвующих им добродетелей, достаточно коснуться тех из них, которые понятны детям, найдут в их душах живой отклик и опору на жизненный опыт. Важно заронить в детских душах мысль о том, что, во-первых, безгрешных людей нет, во-вторых, человек может и должен бороться с грехами, мучающими его («Царствие Божие силою нудится, и нуждницы достигают его»), в-третьих, важно заполнять душу добродетелями.
Зависть как одно из греховных проявлений рано становится понятным растущему человеку, поэтому тема вызывает живой интерес. Добиться глубокого проникновения идеи сказки в душу ребёнка можно, используя различные методы: инсценирование отрывков, рисование, подбор к различным сюжетным моментам музыкальных фрагментов, наиболее соответствующих данному отрывку сказки. Хорошо зарекомендовал себя приём «Разговор с героями сказки» (для чего можно использовать на занятии перчаточные куклы, олицетворяющие героев сказки). Часто в православной литературе греху зависти противопоставляется добродетель смирения, поэтому логично вывести тему данного цикла занятий из предыдущей.
Тема 7. Занятия 22-25. Любовь. Умение прощать. Любовь сильнее гордыни. Русская народная сказка «О серебряном блюдечке и наливном яблочке».
Основные понятия: древо добродетелей, любовь.
Методические рекомендации и комментарии.
Работа над этой темой может идти по тому же плану, что и работа над предыдущей темой. Важно эмоционально проработать тему. Понятие «любовь» не может быть усвоено детьми теоретически, поэтому опора на реальный опыт детей – самый главный принцип работы. Можно обсудить с детьми такую мысль: чем больше у человека гордыня, тем меньше в его душе остаётся «места» для других людей (наглядно-образное мышление старшего дошкольника – младшего школьника здесь будет хорошей опорой), чем меньше человек думает о себе (а так проявляется смирение!), тем больше «остаётся места» для других. Вот тут – то и имеет возможность действовать Любовь к ближнему. «Подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя» (Гегель). Вполне понятны детям могут быть слова Блаженного Августина: «На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, - вот на что похожа любовь». В сказке «О серебряном блюдечке» нравственной кульминацией является эпизод прощения Машенькой своих сестёр. По апостолу Павлу, «любовь долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Тема 8. Занятия 26-28. Сребролюбие, жадность. Нестяжание, щедрость. Русская народная сказка «Жадная старуха». Сравнение со сказкой «Несмеяна-царевна»: образ Работника и образ Старухи.
Основные понятия: сребролюбие, жадность, нестяжание, щедрость.
Методические рекомендации и комментарии.
Сказка «Жадная старуха» - это народный вариант сказки А. С. Пушкина «О золотой рыбке», только чудесным героем, исполняющим желания, является Дерево. Сказка понятна младшему школьнику, легко вызывает эмоциональный отклик. Противопоставление образов Старухи и Работника из уже знакомой детям сказки «Несмеяна - царевна» развивает нравственное чутьё ребёнка, способствует развитию мышления, установлению логических связей путём логических мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез). Инсценировка фрагментов сказки, рисование и лепка – творческая составляющая комплекса занятий по теме. Одно из занятий целесообразно посвятить рефлексивному упражнению «А чтобы я пожелал, если». Данная работа может дать и хороший материал для диагностики личностных результатов освоения программы.
Тема 9. Занятия 29-31. Гнев, грубость. Кротость, вежливость. Русская народная сказка «Летучий корабль».
Основные понятия: гнев, грубость, кротость, вежливость.
Методические рекомендации и комментарии.
Сказка «Летучий корабль» интересна с разных точек зрения: нравственный выбор, взаимопомощь и взаимовыручка («Не имей сто рублей, а имей сто друзей»), справедливость. Но мы прежде всего обращаемся к ней для проработки таких нравственных категорий как грех гневливости (и производного – грубости) и добродетели кротости (в социальном контексте выражаемой в вежливом, уважительном отношении к людям). Это - этическая диада в христианском понимании. От того, какая именно душевная черта преобладает в том или другом герое, зависит его будущее. Вежливость, приветливость оказывается ключом к исполнению мечты героя. Такое понимание кротости, несомненно, имеет несколько прикладной характер, но мы и не ставим своей целью глубокое философское осмысление детьми этических богословских категорий. Важно, чтобы ими была уловлена взаимосвязь между тем, как устроена душа человека, какие грехи или добродетели господствуют в ней, и тем, как устраивается его жизнь. Цикл занятий можно закончить творческим занятием «Летучий корабль добра», на котором дети смогут создать свой «Летучий корабль» (аппликация, совместный групповой рисунок, оригами или другое) и придумать, что доброго можно было бы сделать, имея такой необыкновенный аппарат.
Тема 10. Занятие 32. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему научили нас сказки. Добро сильнее зла.
Методические рекомендации и комментарии.
Заканчивая освоение программы, важно подвести итог изученного, освоенного, воспринятого детьми, прожитого и прочувствованного ими на занятиях. Мы сознательно не предложили к рассмотрению на занятиях некоторые грехи и добродетели, которые подробно рассматриваются в православной литературе, но для детей 6-7-летнего возраста могут быть не очень понятны, так как неактуальны (грех блуда, уныния, чревоугодия). Самое главное, что должны вынести дети с занятий – это внутреннюю готовность продолжать разговор на духовно-нравственные темы в последующие годы обучения. После освоения программы, как показывает практика, учащиеся во втором классе готовы к восприятию и осмыслению ключевых сюжетов Священной истории: грехопадение (грех гордости, заражение этим грехом человеческой души), рождение Спасителя (люди нуждались в спасении от грехов, так как сами были не в состоянии побороть свою падшую природу), Распятие и Воскресение Спасителя (теперь каждый человек имеет возможность бороться со своими грехами и растить в душе противоположные им добродетели). Последнее занятие важно закончить творческой проработкой жизнеутверждающей истины: «Добро сильнее зла». На этом занятии можно вспомнить все сказки, прочитанные на занятиях в течении года, которые являются прекрасной иллюстрацией этого утверждения.
Тема 11. Заключительное занятие 33. Хоровод сказок.
Занятие может быть проведено в форме Праздника Сказки (инсценировака, выставка книг, рассказы о любимых сказках и т. д.)
Поурочно-тематическое планирование курса «Родные сказки»
№ п/п
занятия
Тема занятия
Изучаемая сказка
Кол-во часов
1
Здравствуй, сказка! Вводное занятие.
Обзор
1
2-5
Тайна человеческой души
Р.н.с. «Гуси-лебеди»
4
6-9
Грехи и добродетели
Р.н.с. «Иван-царевич и Серый волк»
4
10-13
Гордыня – главный грех. Смирение – главная добродетель.
Р.н.с «Несмеяна-царевна», сказка бр. Гримм «Храбрый портняжка»
4
14-17
«Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать».
Р.н.с. «Морозко»
4
18-21
Зависть
Р.н.с. «Крошечка-Хаврошечка»
4
22-25
Любовь. Умение прощать. Любовь сильнее гордыни.
Р.н.с. «О серебряном блюдечке и наливном яблочке»
4
26-28
Сребролюбие, жадность. Нестяжание, щедрость
Р.н.с. «Жадная старуха»
3
29-31
Гнев, грубость. Кротость, вежливость.
Р.н.с. «Летучий корабль»
3
32
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему научили нас сказки. Добро сильнее зла.
Обзор изученных сказок
1
33
Заключительное занятие. Хоровод сказок
1
Итого
33
Литература
Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н.В. и др. /Под ред. Данилюк А. Я.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - М.: Просвещение, 2011
Григорьев Д. В., Куприянов Б.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М.: Просвещение, 2011
Григорьев Д. В., Степанов П. В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]е. – М.: Просвещение, 2011
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго – М.: Просвещение, 2001.
Ильин И. А. Духовный смысл сказки. // Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Иное царство и его искатели в русской народной сказке. – М., Лепта, 2000.
Ильин И. А. Русская душа в своих сказках и легендах. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. – М.: "Высшая школа", 2003.
Концепция федерального государственно стандарта общего образования /под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.
Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010
Приложение к Письму Министерства Образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Тишков В. А., Кондаков А. М., Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
Трубецкой Е. Н. Избранное. // Иное царство и его искатели в русской народной сказке. – М.: Канон, 1995.
Интернет-ресурсы:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15