Педагогический опыт учителя географии Лискиной Елены Васильевны

Педагогический опыт учителя географии Лискиной Елены Васильевны

Педагогический стаж-26 лет. Учителем географии работаю 18 лет.
География – это арена, на которой проходит вся наша жизнь. И роль и значение географии состоит в том, что она формирует в сознании и памяти учащихся современную картину мира. Познание мира начинается с удивления. Именно учитель помогает открыть ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое. Образование сегодня не просто готовит специалистов под конкретные рабочие места, а становится важнейшим средством и ресурсом для решения одной очень важной задачи – подготовки к жизни творчески мыслящих, инициативных людей, способных и готовых к жизни в современном обществе. Каково же значение географии в обучении и воспитании подрастающего поколения? География это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам.
Именно поэтому в моём личном педагогическом опыте тема «Развитие творческих и познавательных способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности» занимает главное место. Мною собран различный материал, который позволяет мне добиваться определённых результатов в работе.
Как учитель свою задачу вижу в даче учащимся определенной системы знаний по географии, развитию творчески активной личности.
В развитии интереса к географии нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания.
Основными задачами развития творческой познавательной активности являются:
1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.
2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей.
3) Формирование компьютерной компетентности учащихся.
4) Развитие интереса к предмету.
Решению поставленных задач способствуют  практические работы по географии.
К практическим работам по географии относятся упражнения по карте, измерительные работы на местности, наблюдения в природе, составление плана, таблиц на основе анализа текста учебника и др. Все эти работы предусмотрены программой и направлены в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и формирование у них географических умений и навыков.
       Остановлюсь на примере практических работ в начальном курсе географии, который является основополагающим в географии.
При изучении первого систематического курса географии закладываются основы понимания карты и её построения.
      При изучении «План местности»- знакомлю учащихся с азбукой карты - условными знаками, чтением плана местности, самостоятельным построением элементарного  плана способом полярной съёмки, хождение по азимуту.
      В программе географии 6 класса уделяю внимание на ГП (географическое положение объекта) т.к. это «адрес» (гор, равнин, реки, озера и т.д.), от которого зависят многие его особенности. Знание географического положения – это главное условие выявления пространственных, причинно-следственных связей при дальнейшем изучении географии 7-9 классах.
     В формировании приёмов описания ГП объекта применяю практический метод  в сочетании со  словесным, при этом аспект самостоятельности в деятельности учащихся возрастает при формировании каждого частного приёма.
      Опыт показывает, что в следующих курсах географии приём определения ГП объекта используется как опорный для введения приёма «определения ГП материка», государства, региона. Приём помогает продолжить работу по расширению картографических представлений учащихся, развитию речи.
  Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания. Большое внимание уделяю практикумам, которые часто стараюсь превратить в диалоги, диспуты. Очень важно услышать мнение, точку зрения каждого ученика по какой-либо проблеме. Иногда сама принимаю заведомо неправильную точку зрения с целью привлечения детей к спорам, отстаиванию своей точки зрения. Повышение интереса старшеклассников к изучению географии, формирование у них широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира, развитие географического мышления – это одна из главных моих задач. Немаловажную роль в моей работе играют информационно- коммуникационные технологии. География как никакая другая наука, обладает огромными возможностями применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Образ мира в географии выступает исходным пунктом и одновременно результатом учебной деятельности, а информационные технологии позволяют сформировать у учащихся правильное представление об объектах изучения, значительно удаленных во времени и пространстве. Информационные технологии не могут заменить живого наблюдения в природе и живого слова учителя. Но только компьютерные технологии позволяют увидеть из космоса Землю и циркуляцию атмосферы, побывать в экваториальных лесах, в Антарктиде и Гималаях, спуститься на дно океана и в глубоководные желоба. Достичь этого помогут компьютерные технологии. Нередко на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Ещё К. Д. Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик не работает в процессе усвоения учебного материала, то он приобретает формальные знания, которые не сможет использовать в своей дальнейшей практической деятельности. Поэтому с 6 по 10 класс я стараюсь давать детям творческие, развивающие и познавательные дополнительные домашние задания. Такие задания могут быть обязательными или по желанию, но оцениваются только положительно.
Овладение географией невозможно без краеведческой работы! Сегодняшние школьники - это будущие граждане страны. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей. Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Одним из способов реализации краеведческого принципа образования для меня стала внеурочная работа по предмету. Началом этой работы стали творческие задания учащимся на уроках, которые связаны с исследованием своей местности. Экскурсии на водоём, карьер. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, формирования картины целостности мира, его хрупкости и уязвимости. Мы учимся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты, находить примеры взаимосвязей в природе. Экскурсии помогают собрать уникальный краеведческий материал, а при использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные презентации для сопровождения урока, которые его оживят и сделают более эффективным. Связь с историей, биологией, географией нашего края позволяют не только узнать больше, но также сплотиться коллективу, раскрепоститься на уроках. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе, выявить одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.
Данная деятельность позволяет поддерживать и развивать таланты учащихся и формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к своей родине и более бережное отношение к окружающей среде. Новизна такой работы состоит в том, чтобы знакомить детей с проблемами родного края, заинтересовывать их, заставлять мыслить и чувствовать, начиная с раннего возраста.
Все перечисленные средства и технологии обучения применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам. И это даёт свои положительные результаты.
15